Ia. Наблюдаемые в человеческом обществе факты для удобства их изучения
мы делим на две категории:
M — манифестации действий или вербальные выражения инстинк-
тов, чувств, склонностей, стремлений и т. д., интересов и логиче-
ские или псевдологические следствия таких манифестаций;
N — все другие факты в том мире, в котором существуют человече-
ские общества.
Таким образом, категория M включает как логические, так и нелоги-
ческие действия (см. гл. 2 наст. изд.). Все, что относится к нелогическим
действиям, можно разбить еще на две подгруппы: на часть d, которая
не приводит к возникновению вербальных манифестаций, и часть c, ко-
торая дает им начало (см. § 345–347, 634, 835 наст. изд.).
Такое разделение исключительно экспериментальное; простые кате-
гории фактов не соответствуют «внутреннему миру» и «внешнему миру»
метафизиков.
Ib. Часть c в людях преобладает, поскольку они имеют обыкновение вер-
бально выражать инстинкты, чувства и т. д. и находят удовольствие до-
бавлять к этому логические и псевдологические построения. Однако за-
частую эта часть остается вне внимания, обычно люди не думают, или
не признают, что многие составляющие группы c являются лишь мани-
фестациями инстинктов, влечений. Одна из целей данного труда состоит
в снятии этих вуалей, скрывающих реальность (см. гл. 2–5). Часть c легко
и спонтанно отделяется от фактов, являясь только их манифестацией,
и выглядит как имеющая собственное существование (см. § 634). Она де-
лится на две другие части:
a — мало изменяющуюся часть (остатки);
b — сильно изменяющуюся часть (деривации) (см. § 320–341;
гл. 5–7).
Ic. Нам надлежит рассмотреть следующие отношения фактов категорий M
и N:
a — взаимные отношения между M и N;
b — отношения M и N с теориями, доктринами, суждениями;
g — отношения M и N с устройством человеческих обществ.
В первом приближении часть M во многих случаях, особенно при изу-
чении теорий, можно свести к части c (см. гл. 2–5).
ПРИЛОЖЕНИЕ А 467
Id. a. Взаимные отношения между M и N. Между M и N, между различными
частями M и N, между различными категориями фактов вообще есть опре-
деленная связь, которая не имеет характера полного соответствия. Всякое
живое существо определенным образом адаптируется к миру, в котором
оно живет, и как в материальных формах, так и в форме инстинктов,
чувств и т. д. оно находится в определенной зависимости от этого мира.
Например, инстинкт животных, которые живут охотой, находится в соот-
ветствии с существованием объекта их охоты (см. § 667, 668). Короче гово-
ря, можно установить некоторые соответствия между группами фактов M
и группами фактов N. Группу фактов c можно сравнить с туманностями,
каждая из которых имеет ядро, окруженное облаком. Для некоторых ту-
манностей имеется более или менее определенное соответствие между
их ядром и фактами N; однако его нет в отношении облака. Для других ту-
манностей соответствия нет как для ядра, так и для облака (см. § 666).
Иными словами, некоторые группы c сходны с плохой фотографией N
(см. § 673 и пункт приложения IIIf ), другие же имеют мало общего, либо
ничего не имеют общего с N (см. гл. 8, 9).
Ie. Среди групп c, не имеющих ничего общего с N, есть такие, которые пол-
ностью соответствуют тому миру, именуемому сверхъестественным, ме-
тафизическим, одним словом — неэкспериментальному миру. Однако
встречаются и такие группы c, в которых соответствие есть, но лишь
частичное. Логико-экспериментальные науки не занимаются такими от-
ношениями (см. пункты приложения IIg, IIh, IIi).
If. b. Отношения M и N с теориями. Вместо M мы в первом приближении
можем рассматривать c. При этом категория c может быть рассмотрена
в двух аспектах:
c1 — в отношении автора теории;
c2 — в отношении других людей, с которыми связана его теория.
В c1 и c2 имеются общие части. Всякая теория зависит, безусловно,
от c1; различия между различными теориями берут начало от разнообра-
зия такой зависимости и от различных способов, посредством которых
учитывается c2 и N (см. гл. 1, 3–5).
Ig. Наличие общей части в категориях c1 и c2 объясняет иллюзию того, кто,
исходя из факта c1, верит, что он рассуждает безлично и, преодолевая слу-
чайное, достигает абсолюта.
Ih. g. Отношения M и N с устройством человеческих обществ. В этом аспек-
те можно разделить M на две части, т. е.:
Ms — инстинкты, рассуждения и т. д. (остатки);
Mr — рассуждения (деривации).
468 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
В теории на одном экстремуме были бы сообщества, определяемые
исключительно Ms и N; таковы, вероятно, сообщества животных. На дру-
гом экстремуме оказались бы сообщества, определяемые только Mr и N,
но такого рода общества на практике не существуют (см. § 886). Вера в то,
что они могут существовать, — это одна из догм религии, которая обоже-
ствляет Разум или Науку. Человеческие общества занимают промежуточ-
ные ступени (см. § 887). Комплекс из M и N, насколько мы можем об этом
судить, определяет общественное устройство (см. гл. 9).
Ii. Среди связей M и N с устройством обществ видное место занимают связи
с различными видами полезности отдельных индивидов, коллективов,
обществ, рода человеческого и т. д. Логико-экспериментальная наука
может иметь знание только о фактах IIb; не логико-экспериментальные
науки имеют обыкновение априорно определять все эти отношения или
некоторые их стороны. В не логико-экспериментальных исследованиях
определенные виды полезности часто идентифицируют с одной из сущ-
ностей, которой дается имя «Истина» (см. гл. 8–10).
Ik. Человеческое общество неоднородно. Теология равенства отрицает эту
неоднородность, как в былые времена христианская теология отрицала
существование антиподов.
Логико-экспериментальная наука игнорирует такие теологии, когда
изучает единообразия фактов, ими искаженных. Она занимается такими
теологиями только для того, чтобы понять, как они появились и каким
чувствам и наклонностям людей они соответствуют. В первом приближе-
нии можно рассматривать некие усредненные явления данного общества,
но во втором приближении всегда необходимо учитывать его неоднород-
ность; чтобы не удалиться слишком далеко от реальности, некоторые яв-
ления надо сразу рассматривать в связи с социальной неоднородностью.
Чтобы изучать эту неоднородность, общество можно разделить на классы
или сословия в соответствии с разными критериями. Эти классы или со-
словия необходимо изучать не только в статике, но также в динамике, что
дает начало исследованию классовой циркуляции элит и циркуляции лю-
дей со строго (и нестрого) фиксированными и с изменчивыми доходами,
а также других людей. Наконец, необходимо учитывать различные свойст-
ва этих классов, чтобы изучать форму и эволюцию социального комплек-
са (см. пункт Ip).
Il. Человеческое общество рассматривается как система молекул (см. § 819),
которые, находясь в пространстве и во времени, имеют определенные ха-
рактеристики, связаны определенными узами и находятся в определен-
ных отношениях. Рассуждения (деривации), теории, верования, которые
находятся в обиходе в таком агрегате, рассматриваются как проявления
его состояния и исследуются как факты, наравне со всеми другими
ПРИЛОЖЕНИЕ А 469
социальными фактами (см. пункт IIe). Мы исследуем их единообразие
и пытаемся подобраться к другим фактам, от которых они происходят.
Мы никоим образом не намерены противопоставлять одну деривацию
другой, одно верование — другому; нам нужно узнать, в какой связи
в пространстве и во времени находятся верования