Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
тайными кознями, подобно дурному рабу»102.
  • Среди огромного множества анекдотов достаточно привести один, чтобы
    показать, как при византийской организации общества люди попадали
    в правящий класс. Синесий, живший веком раньше грека, упомянутого в
    предыдущем анекдотическом случае, писал брату: «Очень похоже, что
    сводник Хила был неизвестен многим относительно его славы в этом ре-
    месле; так, даже комедиантка Андромаха, прекраснейшая из женщин на-
    шего времени, оказалась в его сетях. Проведя юность в столь прекрасных
    занятиях, он решил, что в зрелые годы ему подобает прославиться в ар-
    мии, думая, что это вполне согласуется с его прежним положением в об-
    ществе. Вскоре император поручил ему командование бравыми воина-
    ми — маркоманами. Они всегда представлялись отличными солдатами,
    а теперь, получив столь славного генерала, можно надеяться, они свер-
    шат чудеса»103. Как же этот Хила добился расположения императора?
    Благодаря помощи Джованни и Антиоха, которые, так же как и он, были
    негодными людьми. При подобных способах формирования правящего
    класса нетрудно понять, как постепенно Империя утратила свои провин-
    ции и в конце концов потеряла и столицу. Следует отметить, что этот фе-
    номен свойствен не только византийской бюрократии; он широко рас-
    пространен и проявляется почти всегда в старческий период жизни бю-
    рократий. Он отмечался и отмечается в Китае, в России и в других 101 Prisco Panite. Fragmenta historicorum graecorum. Frg. 8. [Приск Панийский. Сказа-
    ния Приска Панийского / пер. Г. С. Дестуниса. СПб.: Типография Император-
    ской Академии Наук, 1860. Отрывок 8. С. 28–29.]
    102 Prisco Panite. Op. cit. Frg. 9 [Там же. Отрывок 9. С. 38.]
    103 См.: Sinesio. Epistolae. Epistola CX.
    464 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ странах. Таким образом, любое социальное устройство вначале достигает
    расцвета, а в конце пути приходит к гибели (см. § 1120).
  • Как многократно отмечалось, и в том числе в § 1087, волны дериваций
    следуют в соответствии с волнами социальных фактов. Поэтому, когда
    примерно век назад начался восходящий период свободы, осуждались
    жесткие и ограничительные порядки Византийской империи. Теперь же,
    когда мы находимся в периоде упадка свободы и укрепления организо-
    ванности общества, этими порядками восхищаются, их одобряют, вос-
    хваляют и заявляют, что европейские народы должны быть очень при-
    знательны Византийской империи, что она спасла их от мусульманского
    вторжения. Они забывают, что сильные воители Западной Европы мно-
    гократно сами могли победить и изгнать арабов и турок, и что раньше
    азиатских завоевателей они легко становились хозяевами Константино-
    поля. Византия показывает, куда может привести тот отрезок кривой
    <развития>, по которому теперь начинают двигаться наши общества;
    все, кого восхищает такое будущее, непременно предрасположены вос-
    хищаться таким прошлым, и наоборот.
    I. Аргументы общего характера
  • Ia. Наблюдаемые в человеческом обществе факты для удобства их изучения
    мы делим на две категории:
    M — манифестации действий или вербальные выражения инстинк-
    тов, чувств, склонностей, стремлений и т. д., интересов и логиче-
    ские или псевдологические следствия таких манифестаций;
    N — все другие факты в том мире, в котором существуют человече-
    ские общества.
    Таким образом, категория M включает как логические, так и нелоги-
    ческие действия (см. гл. 2 наст. изд.). Все, что относится к нелогическим
    действиям, можно разбить еще на две подгруппы: на часть d, которая
    не приводит к возникновению вербальных манифестаций, и часть c, ко-
    торая дает им начало (см. § 345–347, 634, 835 наст. изд.).
    Такое разделение исключительно экспериментальное; простые кате-
    гории фактов не соответствуют «внутреннему миру» и «внешнему миру»
    метафизиков.

    Ib. Часть c в людях преобладает, поскольку они имеют обыкновение вер-
    бально выражать инстинкты, чувства и т. д. и находят удовольствие до-
    бавлять к этому логические и псевдологические построения. Однако за-
    частую эта часть остается вне внимания, обычно люди не думают, или
    не признают, что многие составляющие группы c являются лишь мани-
    фестациями инстинктов, влечений. Одна из целей данного труда состоит
    в снятии этих вуалей, скрывающих реальность (см. гл. 2–5). Часть c легко
    и спонтанно отделяется от фактов, являясь только их манифестацией,
    и выглядит как имеющая собственное существование (см. § 634). Она де-
    лится на две другие части:
    a — мало изменяющуюся часть (остатки);
    b — сильно изменяющуюся часть (деривации) (см. § 320–341;
    гл. 5–7).

    Ic. Нам надлежит рассмотреть следующие отношения фактов категорий M
    и N:
    a — взаимные отношения между M и N;
    b — отношения M и N с теориями, доктринами, суждениями;
    g — отношения M и N с устройством человеческих обществ.
    В первом приближении часть M во многих случаях, особенно при изу-
    чении теорий, можно свести к части c (см. гл. 2–5).
    ПРИЛОЖЕНИЕ А 467

    Id. a. Взаимные отношения между M и N. Между M и N, между различными
    частями M и N, между различными категориями фактов вообще есть опре-
    деленная связь, которая не имеет характера полного соответствия. Всякое
    живое существо определенным образом адаптируется к миру, в котором
    оно живет, и как в материальных формах, так и в форме инстинктов,
    чувств и т. д. оно находится в определенной зависимости от этого мира.
    Например, инстинкт животных, которые живут охотой, находится в соот-
    ветствии с существованием объекта их охоты (см. § 667, 668). Короче гово-
    ря, можно установить некоторые соответствия между группами фактов M
    и группами фактов N. Группу фактов c можно сравнить с туманностями,
    каждая из которых имеет ядро, окруженное облаком. Для некоторых ту-
    манностей имеется более или менее определенное соответствие между
    их ядром и фактами N; однако его нет в отношении облака. Для других ту-
    манностей соответствия нет как для ядра, так и для облака (см. § 666).
    Иными словами, некоторые группы c сходны с плохой фотографией N
    (см. § 673 и пункт приложения IIIf ), другие же имеют мало общего, либо
    ничего не имеют общего с N (см. гл. 8, 9).

    Ie. Среди групп c, не имеющих ничего общего с N, есть такие, которые пол-
    ностью соответствуют тому миру, именуемому сверхъестественным, ме-
    тафизическим, одним словом — неэкспериментальному миру. Однако
    встречаются и такие группы c, в которых соответствие есть, но лишь
    частичное. Логико-экспериментальные науки не занимаются такими от-
    ношениями (см. пункты приложения IIg, IIh, IIi).

    If. b. Отношения M и N с теориями. Вместо M мы в первом приближении
    можем рассматривать c. При этом категория c может быть рассмотрена
    в двух аспектах:
    c1 — в отношении автора теории;
    c2 — в отношении других людей, с которыми связана его теория.
    В c1 и c2 имеются общие части. Всякая теория зависит, безусловно,
    от c1; различия между различными теориями берут начало от разнообра-
    зия такой зависимости и от различных способов, посредством которых
    учитывается c2 и N (см. гл. 1, 3–5).

    Ig. Наличие общей части в категориях c1 и c2 объясняет иллюзию того, кто,
    исходя из факта c1, верит, что он рассуждает безлично и, преодолевая слу-
    чайное, достигает абсолюта.

    Ih. g. Отношения M и N с устройством человеческих обществ. В этом аспек-
    те можно разделить M на две части, т. е.:
    Ms — инстинкты, рассуждения и т. д. (остатки);
    Mr — рассуждения (деривации).
    468 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

            В теории на одном экстремуме были бы сообщества, определяемые
         исключительно Ms и N; таковы, вероятно, сообщества животных. На дру-
         гом экстремуме оказались бы сообщества, определяемые только Mr и N,
         но такого рода общества на практике не существуют (см. § 886). Вера в то,
         что они могут существовать, — это одна из догм религии, которая обоже-
         ствляет Разум или Науку. Человеческие общества занимают промежуточ-
         ные ступени (см. § 887). Комплекс из M и N, насколько мы можем об этом
         судить, определяет общественное устройство (см. гл. 9).
    
      Ii. Среди связей M и N с устройством обществ видное место занимают связи
          с различными видами полезности отдельных индивидов, коллективов,
          обществ, рода человеческого и т. д. Логико-экспериментальная наука
          может иметь знание только о фактах IIb; не логико-экспериментальные
          науки имеют обыкновение априорно определять все эти отношения или
          некоторые их стороны. В не логико-экспериментальных исследованиях
          определенные виды полезности часто идентифицируют с одной из сущ-
          ностей, которой дается имя «Истина» (см. гл. 8–10).
    
      Ik. Человеческое общество неоднородно. Теология равенства отрицает эту
          неоднородность, как в былые времена христианская теология отрицала
          существование антиподов.
              Логико-экспериментальная наука игнорирует такие теологии, когда
          изучает единообразия фактов, ими искаженных. Она занимается такими
          теологиями только для того, чтобы понять, как они появились и каким
          чувствам и наклонностям людей они соответствуют. В первом приближе-
          нии можно рассматривать некие усредненные явления данного общества,
          но во втором приближении всегда необходимо учитывать его неоднород-
          ность; чтобы не удалиться слишком далеко от реальности, некоторые яв-
          ления надо сразу рассматривать в связи с социальной неоднородностью.
          Чтобы изучать эту неоднородность, общество можно разделить на классы
          или сословия в соответствии с разными критериями. Эти классы или со-
          словия необходимо изучать не только в статике, но также в динамике, что
          дает начало исследованию классовой циркуляции элит и циркуляции лю-
          дей со строго (и нестрого) фиксированными и с изменчивыми доходами,
          а также других людей. Наконец, необходимо учитывать различные свойст-
          ва этих классов, чтобы изучать форму и эволюцию социального комплек-
          са (см. пункт Ip).
    
      Il. Человеческое общество рассматривается как система молекул (см. § 819),
          которые, находясь в пространстве и во времени, имеют определенные ха-
          рактеристики, связаны определенными узами и находятся в определен-
          ных отношениях. Рассуждения (деривации), теории, верования, которые
          находятся в обиходе в таком агрегате, рассматриваются как проявления
          его состояния и исследуются как факты, наравне со всеми другими

    ПРИЛОЖЕНИЕ А 469

      социальными фактами (см. пункт IIe). Мы исследуем их единообразие
      и пытаемся подобраться к другим фактам, от которых они происходят.
      Мы никоим образом не намерены противопоставлять одну деривацию
      другой, одно верование — другому; нам нужно узнать, в какой связи
      в пространстве и во времени находятся верования
    Скачать:TXTPDF

    тайными кознями, подобно дурному рабу»102. Среди огромного множества анекдотов достаточно привести один, чтобыпоказать, как при византийской организации общества люди попадалив правящий класс. Синесий, живший веком раньше грека, упомянутого впредыдущем анекдотическом