Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
прежним положением в об-
ществе. Вскоре император поручил ему командование бравыми воина-
ми — маркоманами. Они всегда представлялись отличными солдатами,
а теперь, получив столь славного генерала, можно надеяться, они свер-
шат чудеса»103. Как же этот Хила добился расположения императора?
Благодаря помощи Джованни и Антиоха, которые, так же как и он, были
негодными людьми. При подобных способах формирования правящего
класса нетрудно понять, как постепенно Империя утратила свои провин-
ции и в конце концов потеряла и столицу. Следует отметить, что этот фе-
номен свойствен не только византийской бюрократии; он широко рас-
пространен и проявляется почти всегда в старческий период жизни бю-
рократий. Он отмечался и отмечается в Китае, в России и в других 101 Prisco Panite. Fragmenta historicorum graecorum. Frg. 8. [Приск Панийский. Сказа-
ния Приска Панийского / пер. Г. С. Дестуниса. СПб.: Типография Император-
ской Академии Наук, 1860. Отрывок 8. С. 28–29.]
102 Prisco Panite. Op. cit. Frg. 9 [Там же. Отрывок 9. С. 38.]
103 См.: Sinesio. Epistolae. Epistola CX.
464 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ странах. Таким образом, любое социальное устройство вначале достигает
расцвета, а в конце пути приходит к гибели (см. § 1120).
  • Как многократно отмечалось, и в том числе в § 1087, волны дериваций
    следуют в соответствии с волнами социальных фактов. Поэтому, когда
    примерно век назад начался восходящий период свободы, осуждались
    жесткие и ограничительные порядки Византийской империи. Теперь же,
    когда мы находимся в периоде упадка свободы и укрепления организо-
    ванности общества, этими порядками восхищаются, их одобряют, вос-
    хваляют и заявляют, что европейские народы должны быть очень при-
    знательны Византийской империи, что она спасла их от мусульманского
    вторжения. Они забывают, что сильные воители Западной Европы мно-
    гократно сами могли победить и изгнать арабов и турок, и что раньше
    азиатских завоевателей они легко становились хозяевами Константино-
    поля. Византия показывает, куда может привести тот отрезок кривой
    <развития>, по которому теперь начинают двигаться наши общества;
    все, кого восхищает такое будущее, непременно предрасположены вос-
    хищаться таким прошлым, и наоборот.
    I. Аргументы общего характера
  • Ia. Наблюдаемые в человеческом обществе факты для удобства их изучения
    мы делим на две категории:
    M — манифестации действий или вербальные выражения инстинк-
    тов, чувств, склонностей, стремлений и т. д., интересов и логиче-
    ские или псевдологические следствия таких манифестаций;
    N — все другие факты в том мире, в котором существуют человече-
    ские общества.
    Таким образом, категория M включает как логические, так и нелоги-
    ческие действия (см. гл. 2 наст. изд.). Все, что относится к нелогическим
    действиям, можно разбить еще на две подгруппы: на часть d, которая
    не приводит к возникновению вербальных манифестаций, и часть c, ко-
    торая дает им начало (см. § 345–347, 634, 835 наст. изд.).
    Такое разделение исключительно экспериментальное; простые кате-
    гории фактов не соответствуют «внутреннему миру» и «внешнему миру»
    метафизиков.

    Ib. Часть c в людях преобладает, поскольку они имеют обыкновение вер-
    бально выражать инстинкты, чувства и т. д. и находят удовольствие до-
    бавлять к этому логические и псевдологические построения. Однако за-
    частую эта часть остается вне внимания, обычно люди не думают, или
    не признают, что многие составляющие группы c являются лишь мани-
    фестациями инстинктов, влечений. Одна из целей данного труда состоит
    в снятии этих вуалей, скрывающих реальность (см. гл. 2–5). Часть c легко
    и спонтанно отделяется от фактов, являясь только их манифестацией,
    и выглядит как имеющая собственное существование (см. § 634). Она де-
    лится на две другие части:
    a — мало изменяющуюся часть (остатки);
    b — сильно изменяющуюся часть (деривации) (см. § 320–341;
    гл. 5–7).

    Ic. Нам надлежит рассмотреть следующие отношения фактов категорий M
    и N:
    a — взаимные отношения между M и N;
    b — отношения M и N с теориями, доктринами, суждениями;
    g — отношения M и N с устройством человеческих обществ.
    В первом приближении часть M во многих случаях, особенно при изу-
    чении теорий, можно свести к части c (см. гл. 2–5).
    ПРИЛОЖЕНИЕ А 467

    Id. a. Взаимные отношения между M и N. Между M и N, между различными
    частями M и N, между различными категориями фактов вообще есть опре-
    деленная связь, которая не имеет характера полного соответствия. Всякое
    живое существо определенным образом адаптируется к миру, в котором
    оно живет, и как в материальных формах, так и в форме инстинктов,
    чувств и т. д. оно находится в определенной зависимости от этого мира.
    Например, инстинкт животных, которые живут охотой, находится в соот-
    ветствии с существованием объекта их охоты (см. § 667, 668). Короче гово-
    ря, можно установить некоторые соответствия между группами фактов M
    и группами фактов N. Группу фактов c можно сравнить с туманностями,
    каждая из которых имеет ядро, окруженное облаком. Для некоторых ту-
    манностей имеется более или менее определенное соответствие между
    их ядром и фактами N; однако его нет в отношении облака. Для других ту-
    манностей соответствия нет как для ядра, так и для облака (см. § 666).
    Иными словами, некоторые группы c сходны с плохой фотографией N
    (см. § 673 и пункт приложения IIIf ), другие же имеют мало общего, либо
    ничего не имеют общего с N (см. гл. 8, 9).

    Ie. Среди групп c, не имеющих ничего общего с N, есть такие, которые пол-
    ностью соответствуют тому миру, именуемому сверхъестественным, ме-
    тафизическим, одним словом — неэкспериментальному миру. Однако
    встречаются и такие группы c, в которых соответствие есть, но лишь
    частичное. Логико-экспериментальные науки не занимаются такими от-
    ношениями (см. пункты приложения IIg, IIh, IIi).

    If. b. Отношения M и N с теориями. Вместо M мы в первом приближении
    можем рассматривать c. При этом категория c может быть рассмотрена
    в двух аспектах:
    c1 — в отношении автора теории;
    c2 — в отношении других людей, с которыми связана его теория.
    В c1 и c2 имеются общие части. Всякая теория зависит, безусловно,
    от c1; различия между различными теориями берут начало от разнообра-
    зия такой зависимости и от различных способов, посредством которых
    учитывается c2 и N (см. гл. 1, 3–5).

    Ig. Наличие общей части в категориях c1 и c2 объясняет иллюзию того, кто,
    исходя из факта c1, верит, что он рассуждает безлично и, преодолевая слу-
    чайное, достигает абсолюта.

    Ih. g. Отношения M и N с устройством человеческих обществ. В этом аспек-
    те можно разделить M на две части, т. е.:
    Ms — инстинкты, рассуждения и т. д. (остатки);
    Mr — рассуждения (деривации).
    468 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

            В теории на одном экстремуме были бы сообщества, определяемые
         исключительно Ms и N; таковы, вероятно, сообщества животных. На дру-
         гом экстремуме оказались бы сообщества, определяемые только Mr и N,
         но такого рода общества на практике не существуют (см. § 886). Вера в то,
         что они могут существовать, — это одна из догм религии, которая обоже-
         ствляет Разум или Науку. Человеческие общества занимают промежуточ-
         ные ступени (см. § 887). Комплекс из M и N, насколько мы можем об этом
         судить, определяет общественное устройство (см. гл. 9).
    
      Ii. Среди связей M и N с устройством обществ видное место занимают связи
          с различными видами полезности отдельных индивидов, коллективов,
          обществ, рода человеческого и т. д. Логико-экспериментальная наука
          может иметь знание только о фактах IIb; не логико-экспериментальные
          науки имеют обыкновение априорно определять все эти отношения или
          некоторые их стороны. В не логико-экспериментальных исследованиях
          определенные виды полезности часто идентифицируют с одной из сущ-
          ностей, которой дается имя «Истина» (см. гл. 8–10).
    
      Ik. Человеческое общество неоднородно. Теология равенства отрицает эту
          неоднородность, как в былые времена христианская теология отрицала
          существование антиподов.
              Логико-экспериментальная наука игнорирует такие теологии, когда
          изучает единообразия фактов, ими искаженных. Она занимается такими
          теологиями только для того, чтобы понять, как они появились и каким
          чувствам и наклонностям людей они соответствуют. В первом приближе-
          нии можно рассматривать некие усредненные явления данного общества,
          но во втором приближении всегда необходимо учитывать его неоднород-
          ность; чтобы не удалиться слишком далеко от реальности, некоторые яв-
          ления надо сразу рассматривать в связи с социальной неоднородностью.
          Чтобы изучать эту неоднородность, общество можно разделить на классы
          или сословия в соответствии с разными критериями. Эти классы или со-
          словия необходимо изучать не только в статике, но также в динамике, что
          дает начало исследованию классовой циркуляции элит и циркуляции лю-
          дей со строго (и нестрого) фиксированными и с изменчивыми доходами,
          а также других людей. Наконец, необходимо учитывать различные свойст-
          ва этих классов, чтобы изучать форму и эволюцию социального комплек-
          са (см. пункт Ip).
    
      Il. Человеческое общество рассматривается как система молекул (см. § 819),
          которые, находясь в пространстве и во времени, имеют определенные ха-
          рактеристики, связаны определенными узами и находятся в определен-
          ных отношениях. Рассуждения (деривации), теории, верования, которые
          находятся в обиходе в таком агрегате, рассматриваются как проявления
          его состояния и исследуются как факты, наравне со всеми другими

    ПРИЛОЖЕНИЕ А 469

      социальными фактами (см. пункт IIe). Мы исследуем их единообразие
      и пытаемся подобраться к другим фактам, от которых они происходят.
      Мы никоим образом не намерены противопоставлять одну деривацию
      другой, одно верование — другому; нам нужно узнать, в какой связи
      в пространстве и во времени находятся верования и деривации как по от-
      ношению как друг к другу, так и к другим фактам.

    Im. Социальные феномены обычно имеют волнообразную форму <протека- ния их изменений>. Волны различаются по характеру и по интенсивно-
    сти, следовательно, их можно группировать по разным категориям, кото-
    рые выражают определенные периоды <жизнедеятельности> феноменов
    (см. гл. 10).

    In. Взаимозависимость <в пространстве>. Молекулы социальной системы
    являются взаимозависимыми в пространстве и во времени. Взаимозависи-
    мость в пространстве выявляется во взаимных отношениях социальных
    феноменов. Пусть A, B, C… представляют собой различные стороны,
    на которые для удобства исследования полезно

    Скачать:TXTPDF

    прежним положением в об-ществе. Вскоре император поручил ему командование бравыми воина-ми — маркоманами. Они всегда представлялись отличными солдатами,а теперь, получив столь славного генерала, можно надеяться, они свер-шат чудеса»103. Как же