Скачать:TXTPDF
Письма к провинциалу

хотя кое-кто обвинял его в чрезмерной уступчивости.

Св. Афанасий Великий (293–373) — один из четырех великих отцов восточной церкви. Прославился борьбой с арианством, подвергся преследованиям при Константине (с 30-х гг. IV в.) и Констанции II, благоволивших арианам. Четырежды (на соборах в Тирс 336. Антиохии — 340 г… Арле — 353 г… Милане — 355 г.) осуждался как еретик, но впоследствии был оправдан. Являясь в течение сорока пяти лет eпископом Александрийским, двадцать из них провел в заточении или в изгнании.

332

Дионисий Александрийский (Великий) — отец церкви, деятельность которого относится к III в. (ум. в 264 г.). Учился у Оршена, в 232 г возглавил Александрийскую теологическую школу. Вскоре после крещения стал пресвитером, а в 248 г избран епископом Александрии. Допустил некоторые неточности в трактовке вопроса о соотношении Лиц Троицы. После указаний паны римскою на неканоничность его воззрений, Дионисий разъяснил те моменты, в которых он был понят превратно, и покаялся в ошибках. Си. Афанасий посвятил ему сочинение «О мнениях Дионисия».

333

Баронио Чезаре (1538–1607) — образование получил в Неаполе и в Риме, где стал учеником Ф. Пери (см. прим. 24 к Предисловию Вандрока). В 1564 г. принял сан, в 1593 г. возглавил (после Ф. Пери) Ораторию в Риме; с 1594 г. — духовник Климента VIII. В 1596 г. получил титул кардинала, в 1597 г. назначен Ватиканским библиотекарем. С 1588 но 1607 гг составлял Annates ecclesiastici (в 12-ти томах, охватывают исторический период от времен первых христиан до 1198 г.).

334

Четвертый собор оправдал Фсодорип Кирского и Иву Эдесского, а пятый осудил некоторые из их сочинений.

335

Они предлагали цвести в символ веры слова: unum de Trinitate possum esse. Гормиздас просто отослал их обратно, смотря на них как на беспокойных людей. Иоанн II, преемник его, признал это положение католическим, и противовес ереси Пестория.

336

Ориген (ок.185–254) — знаменитый христианский мыслитель. В 16 лет стал главой Александрийской теологической школы» после того как Климент Александрийский оставил этот пост, спасаясь от преследованнй. Пользовался таким большим авторитетом, что во время пребывания в Палестине приглашался епископами Александром Иерусалимским и Феоктистом Кесарийским для разъяснения Писания верующим, хотя и не был тогда еще священником. Те же епископы посвятили Оригена в пресвитеры, что вызвало возмущение епископа Александрийского Лимитрия Димитрий не признал этого рукоположения и созвал поместный собор (231 г.), осудивший Оригена но нескольким пунктам. Ориген был вынужден переселиться в Кесарию, с которой связана вся его дальнейшая деятельность. Ориген не был строго ортодоксальным автором и его христианство несет в себе черты античного философского рационализма. Среди отвергнутых церковью Оригеновых мнений есть и то, о котором говорит Паскаль. Согласно александрийскому мыслителю, провиденциальный смысл земной истории состоит в том, чтобы все умы воссоединились с Логосом (т е. Иисусом Христом) и через него — с Богом Отцом. Поскольку так все в конце времен и должно произойти, то не будет никаких вечных мук и все духовные существа рано или поздно воссоединятся с Богом, не исключая грешников и даже самих дьяволов.

337

Пико делла Мирандола (1463–1494) — один из образованнейших люден своего времени; в 10 лет уже считался лучшим оратором. Изучил около 25гти языков, увлекался Каббалой и астрологией.

338

Женебрар (1537–1597) — член Ордена бенедиктинцев, архиепископ Экса. Известен как издатель и переводчик трудов Оригена.

339

Св. Кирилл (ок. 315-ок. 386) — епископ Иерусалимский (с 351 г.). Многие (в том числе Феодорит Кирский) обвиняли его в арианстве. Однако на Н вселенском соборе он выступил против ариан. Ариане дважды добивались его отрешения от епископства, но он каждый раз восстанавливался в своих правах (вторично в 379 г.).

340

Гонорий I (папа с 625 по 638 гг.) поддержал монофелитство патриарха Константинопольского Сергия, который, чтобы вернуть в лоно церкви последователей Евтихия (т. н. монофизитов), выработал компромиссную формулу символа веры, признающую наличие в Иисусе Христе двух природ, но одной (божественной) воли. Сергий написал в Рим письмо, в котором попросил поддержать его мнение о том, что в Христе не две воли (добрая и злая), а только одна — добрая и ни словом не коснулся различия божественной и человеческой природ. Гонорий, как говорит предание, не усмотрел подвоха и ответил, что в Христе, конечно же, присутствует только добрая воля и здесь нет повода ии для каких споров. Сергий воспользовался этим ответом в своих интересах. Па VI вселенском соборе в 680 г. монофелитство было осуждено, папа Гонорий посмертно объявлен еретиком, а Сергий посмертно же отлучен от церкви.

341

Беллармин Роберто (1542–1621) — в 1560 г. вступил в Общество Иисуса. Довольно рано стал известен как преподаватель и проповедник, с 1598 г. кардинал, с 1602-го — архиепископ Капуанский Будучи одним из самых талантливых защитников католицизма, резко отличался от большинства иезуитов тем, что уходил от политики.

342

На Ватиканском соборе (1869–1870) это осуждение папы Гонория приводилось против учения о папской непогрешимости. Защитники ее приводили теорию Паскаля об ошибках соборов и вопросах о факте.

343

См. прим. 2.

344

Подразумевается: где дело идет о борьбе с янсенизмом.

345

См. с. 56 наст, т.

346

В Rabat — joie des Jansenistes Анна отрицал чудо в Пор — Рояле.

347

Янсенисты свои подпольные издания часто помечали: напечатано в Кельне или в Утрехте, хотя все они печатались в Париже. То же самое и этот Оснабрюк.

348

См. Письмо 2.

349

Еф. 2:10.

350

Флп. 2: 13.

351

См. напр. 1 Цар 7: 3; Иоил. 2: 12.

352

Иер. 31: 8.

353

Иез. 18: 31.

354

Чис 14: 19.

355

Лк. 3: 8.

356

Пс. 32: 15.

357

Иез. 18: 31

358

Иез. 36: 26.

359

Речь идет о III т. янсенневого Августина (см. прим. 3 к статье Ф. Брюнетьера).

360

Ср. с трактатом О геометрическом уме: Паскаль позволяет давать вещам любые названия, лишь бы «две различные вещи не получали одного и того же имени». Именно в несоблюдении этого правила Паскаль усматривал причину всех двусмысленностей и софизмов (Opusc.t р. 167–168).

361

Св. Иероним, весьма отрицательно относившийся к Оригену вступил в дискуссию с защищавшими александрийского мыслителя Ру- фином и Иоанном Иерусалимским. Руфин даже вынужден был оправдываться перед папой Анастасием I, представив в Рим свои нерсиоды Ори- генова Периархона и апологии этого сочинения, написанной св. Памфи лием, а также свой символ веры и оправдание своих взглядов.

362

См. с 257 наст. т.

363

Речь здесь идет о представленных парижскими кюре съезду ду ховенства Выдержках из сочинений казуистов (см. с 411–414 наст т).

364

Папа Александр VII, когда он был еще кардиналом, сам немало способствовал осуждению книги Янсения и потому объявил данное утверждение Паскаля «отменной ложью» в одной из грамот своих к парижскому духовенству.

365

2 Цар. 16: 1–4.

366

Аполлинарий, епископ Лаодикейский (с 362 г). Считал, что Слово при воплощении соединилось не с человеческой душой, а непосредственно с телом. Папа Дамас, сперва склонявшийся к взглядам Аполлинария, отлучил его в 378 г., а II вселенский собор в 381 г поддержал это отлучение.

367

Целестий (см. прим. 2 к Примечаниям Николя к 4-му Письму). Когда синод епископов, состоявшийся в Карфагене в 417 г… осудил Пелагия и Целестия, те явились э Рим, чтобы искать поддержку у палы. Выслушав просителей, Зосим признал их невиновными, осудил африканских епископов, наказал двух из них, которые были посланы синодом в Рим для разъяснений и письменно засвидетельствовал свое удовлетворение доводами Пелагия и Целестия. Однако после издания императором Го- норием указа против пелагиан, переменил свою точку зрения и объявил своих недавних протеже «неисправимыми еретиками».

368

Ираклий (ок. 575–641) — византийский император. В надежде на прекращение церковной смуты поддержал патриарха Сергия, стремившегося ввести монофелитство (см. прим. 23 к 17-й Провинциалии). В связи с этим преследовал сторонников Никейского символа веры.

369

См. прим. 23 к 17-й Провинциалии.

370

1 Пет 5: 3.

371

См. напр. Флн. 2: 3; Кол. 4: 1; 1 Сол. 2: 7-12.

372

Вера от слышания (Римл. 10:17).

373

Ср. Мысли, фр. 691.

374

Эти принципы Паскаль выработал еще в период своих научных занятий и отразил, в частности, в своем фрагменте Трактата о пустоте (см. Opusc., р. 76).

375

Речь идет о мощах Дионисия, апостола Галлии и первого епископа Парижского (он погиб в 272 г. и не имеет ничего общего с Дионисием Ареопагитом). По легенде Дионисию и двум его сподвижникам отрубили головы. Тело епископа было перенесено в находящийся в двух лье от Парижа монастырь, впоследствии получивший название Сен-Дени. Булла Льва IX, о которой говорит Паскаль, считается теперь подложной.

376

Специальная комиссия из одиннадцати представителей домини канского и иезуитского Орденов (в нес входил и Беллармин, благоволивший к Галилею) в 1616 г. признала учение Коперника еретическим и запретила его пропагандировать. Галилей был предупрежден об этом Однако после того, как его друг Маттео Барбсрини стал в августе 1623 г. папой, ученый решил обойти запрет. В 1632 г вышел в свет знаменитый Диалог о двух главнейших системах мира. Эта книга задела многих иезуитов, занимавшихся естественными науками, и Общество не нре минуло расправиться с ее автором руками инквизиции.

377

Между Бонифацием, апостолом Германии, и Виргилием произошел спор о том, считать ли действительным крещение, совершенное невежественным священником по формуле: in nomine patris et filia et spintua sancta. Папа Захарий принял сторону Виргилия и признал это крещение действительным. Когда Виргилий стал домогаться сана архиепископа Зальцбургского, Бонифаций обвинил его в ереси, потому что тот говорил, будто под землей существуют иные миры и другие люди. Папа истолковал последнее так, что эти люди не нуждаются, стало быть, к искуплении, и вызвал Виргилия в Рим для объяснения. Отлучения не произошло, судя по тому, что Виргилий от 764 до 780 гг. был архиепископом Зальцбургским.

378

См. прим. 24.

379

Николь здесь, в целях конспирации, скрывает истинное место издания. Таковым в действительности был Амстердам. На Германию же пор-рояльские конспираторы указывали лишь с целью сбить с толку полицию; так, Паскаль в 17 м Письме пытается уверить, что оно отпечатано в Оснабрюке (с. 37(J наст. т.). С той же целью говорится и об имевшем якобы место приезде Вандрока в Париж.

380

Т. е. в Кельне.

381

За данное утверждение Ф. Брюнетьер обвиняет Николя в недобросовестности и чрезмерной заботе о тактических интересах борьбы с иезуитами, поскольку такая забота проявлялась в ущерб истине. В действительности Паскаль хотел помочь Арно и настроить читателей против иезуитов.

382

См. Преамбулу к примечаниям к Провинциализм.

383

См. с. 71 наст. т.

384

По словам Ф. Брюнетьера, «Николь здесь либо слишком наивен, либо слишком политичен, либо то и другое одновременно» Данное заключение основано скорее всего на том факте, что иезуиты всегда служили опорой католической церкви, в особенности — в борьбе с Реформацией, и потому подрыв авторитета Общества не мог не ослабить позиций католицизма в целом.

385

Можно согласиться с Ф. Брюнстьером в том, что «раздумья» Монтальта длились не гак уж и долго, поскольку пятое Письмо датировано 20 марта, и,

Скачать:TXTPDF

Письма к провинциалу Паскаль читать, Письма к провинциалу Паскаль читать бесплатно, Письма к провинциалу Паскаль читать онлайн