Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 2. Стихотворения, 1930–1959 гг.

которых — их копья и шарфы.

Или сумерки — их менестрель, что врос

С плечами в печаль свою — в арфу.

Сумерки — оруженосцы роз —

Повторят путей их извивы

И, чуть опоздав, отклонят откос

За рыцарскою альмавивой.

Двух иноходцев сменный черед,

На одном только вечер рьяней.

Тот и другой. Их соберет

Ночь в свои тусклые ткани.

Тот и другой. Топчут полынь

Вспышки копыт порыжелых.

Глубже во мглу. Тушит полынь

Сердцебиение тел их.

<1909>

* * *

Я в мысль глухую о себе

Ложусь, как в гипсовую маску.

И это — смерть: застыть в судьбе,

В судьбе — формовщика повязке.

Вот слепок. Горько разрешен

Я этой думою о жизни.

Мысль о себе — как капюшон,

Чернеет на весне капризной.

<1910>

ЦЫГАНЕ

От луча отлынивая смолью,

Не алтыном огруженных кос,

В яровых пруженые удолья

Молдаван сбивается обоз.

Обленились чада град-Загреба,

С молодицей обезроб и смерд:

Твердь обует, обуздает небо,

Твердь стреножит, разнуздает твердь!

Жародею-Жогу, соподвижцу

Твоего девичья младежа,

Дево, дево, растомленной мышцей

Ты отдашься, долони сложа.

Жглом полуд пьяна напропалую,

Запахнешься ль подлою полой,

Коли он в падучей поцелуя

Сбил сорочку солнцевой скулой.

И на версты. Только с пеклой вышки,

Взлокотяся, крошка за крохой,

Кормит солнце хворую мартышку

Бубенца облетной шелухой.

1914

МЕЛЬХИОР

Храмовой в малахите ли холен,

Возлелеян в сребре ль косогор

Многодольную голь колоколен

Мелководный несет мельхиор.

Над канавой иззвеженной сиво

Столбенеют в тускле берега,

Оттого что мосты без отзыву

Водопьянью над згой бочага,

Но, курчавой крушася карелой,

По берёсте дворцовой раздран,

Обольется и кремль обгорелый

Теплой смирной стоячих румян.

Как под стены зоряни зарытой,

За окоп, под босой бастион

Волокиты мосты — волокиту

Собирают в дорожный погон.

И, братаясь, раскат со раскатом,

Башни слюбятся сердцу на том,

Что, балакирем склабясь над блатом,

Разболтает пустой часоем.

1914

ОБ ИВАНЕ ВЕЛИКОМ

В тверди тверда слова рцы

Заторел дворцовый торец,

Прорывает студенцы

Чернолатый Ратоборец.

С листовых его желез

Дробью растеклась столица,

Ей несет наперерез

Твердо слово рцы копытце.

Из желобчатых ложбин,

Из-за захолодей хлёблых

За полблйном целый блин

Разминает белый облак.

А его обводит кисть,

Шибкой сини птичий причет,

В поцелуях — цвель и чисть

Косит, носит, пишет, кличет.

В небе пестуны-писцы

Засинь во чисте содержат.

Шоры, говор, тор… но тверже

Твердо, твердо слово рцы.

1914

<НАДПИСЬ НА КНИГЕ «СОНЕТОВ» ПЕТРАРКИ>

За тусклый колер позумента,

За пыльный золотообрез

Простите — это масть небес

Полуистлевшего треченто.

В дни ангела, гостей и сьест,

Склонясь на подоконник жаркий,

В пыли найдете Вы Петрарку,

И всё забудется окрест

И как зарнице не зардеться

Над вечным вечером канцон

Как рдел нагорный небосклон

Его родимого Ареццо!

25 марта 1914

* * *

Весна, ты сырость рудника в висках,

Мигренью руд горшок цветочный полон.

Зачахли льды. Но гиацинт запах

Той болью руд, которою зацвел он.

Сошелся клином свет. И этот клин

Обыкновенно рвется из-под ребер,

Как полы листьев лип и пелерин

В лоскутья рвутся дождевою дробью.

Где ж начинаются пустые небеса,

Когда, куда ни глянь, — без передышки

В шаги, во взгляды, в сны и в голоса

Земле врываться, век стуча задвижкой!

За нею на ходу, по вечерам

И по ухабам ночи волочится,

Как цепь, надорванная пополам,

Заржавленная, древняя столица.

Она гремит, как только кандалы

Греметь умеют шагом арестанта,

Она гремит и под прикрытьем мглы

Уходит к подгородным полустанкам.

<1915>

* * *

Тоска, бешеная, бешеная,

Тоска в два-три прыжка

Достигает оконницы, завешенной

Обносками крестовика.

Тоска стекло вышибает

И мокрою куницею выносится

Туда, где плоскогорьем лунно-холмным

Леса ночные стонут

Враскачку, ртов не разжимая,

Изъеденные серною луной.

Сквозь заросли татарника, ошпаренная,

Задами пробирается тоска;

Где дуб дуплом насупился,

Здесь тот же желтый жупел всё,

И так же, серой улыбаясь,

Луна дубам зажала рты.

Чтоб, той улыбкою отсвечивая,

Отмалчивались стиснутые в тысяче

Про опрометчиво-запальчивую,

Про облачно-заносчивую ночь.

Листы обнюхивают воздух,

По ним пробегает дрожь,

И ноздри хвойных загвоздок

Воспаляет неба дебош.

Про неба дебош только знает

Редизна сквозная их,

Соседний север краешком

К ним, в их вертепы вхож.

Взъерошенная, крадучись, боком,

Тоска в два-три прыжка

Достигает, черная, наскоком

Вонзенного в зенит сука.

Кишмя кишат затишьями маковки,

Их целый голубой поток,

Тоска всплывает плакальщицей чащ,

Надо всем водружает вопль.

И вот одна на свете ночь идет

Бобылем по усопшим урочищам,

Один на свете сук опылен

Первопутком млечной ночи.

Одно клеймо тоски на суку,

Полнолунью клейма не снесть.

И кунью лапу подымает клеймо,

Отдает полнолунью честь.

Это, лапкой по воздуху водя, тоска

Подалась изо всей своей мочи

В ночь, к звездам и молит с последнего сука

Вынуть из лапки занозу.

Надеюсь, ее вынут. Тогда, в дыру

Амбразуры — стекольщик — вставь ее,

Души моей, с именем женским в миру

Едко въевшуюся фотографию.

1915

Улыбаясь, убывала

Ясность Масленой недели,

Были снегом до отвалу

Сыты сани, очи, ели.

Часто днем комком из снега,

Из оттаявшей пороши —

Месяц в синеву с разбега

Нами был, как мяч, подброшен.

Леденцом лежала стужа

За щекой и липла к нёбу,

Оба были мы в верблюжьем,

И на лыжах были оба.

Лыжи были рыжим конским

Волосом подбиты снизу,

И подбиты были солнцем

Кровли снежной, синей мызы.

В беге нам мешали прясла,

Нам мешали в беге жерди,

Капли благовеста маслом

Проникали до предсердья.

Гасла даль, и из препятствий

В место для отдохновенья

Превращались жерди. В братстве

На снег падали две тени.

От укутанных в облежку

В пух, в обтяжку в пух одетых

Сумрак крался быстрой кошкой,

Кошкой в дымчатых отметах.

Мы смеялись, оттого что

Снег смешил глаза и брови,

Что лазурь, как голубь с почтой,

В клюве нам несла здоровье.

1916

Уже в архив печали сдан

Последний вечер новожила.

Окно ему на чемодан

Ярлык кровавый наложило.

Перед отъездом страшный знак

Был самых сборов неминучей —

Паденье зеркала с бумаг,

Сползавших на пол грязной кучей.

Заря ж и на полу стекло,

Как на столе пред этим, лижет.

О, счастье: зеркало — цело,

Я им напутствуем — не выжит.

1916

ДВА ПОСВЯЩЕНИЯ

1

Когда я был в парах токая

Представлен ангелам тобой,

И, тени игл в ковры всекая,

Сочельник тосковал рябой, —

Плеща тоской, пылая током

Текущих с потолка свечей,

Свело одно мгновенье ока

Мне все мгновенья всех очей.

За бредом матерьялизаций,

Когда ничто вокруг невсыть,

Перестает мне всё казаться,

Что, как оно, не может быть.

2

Я говорю тебе: Сибирь

И этот иней где-то инде.

Вот ром ямайский, как инбирь,

Как лихорадка желтых Индий.

Я говорю тебе: отпей,

Чтоб убедиться — мне не снится,

Что я с тобой, что я в твоей,

Что я в тени твоей ресницы.

Я говорю тебе: души

Не выдумало б это стадо,

Маши же ею, мной маши,

Мы на арене, там — эстрада.

Я говорю тебе — главой,

Плывущей на кровавом тазе,

Ты заплываешь в трепет мой,

На красный рынок всех фантазий.

Я говорю тебе — вина

Зарытого в забвенье тела

Не в том, что ты была бедна,

Но что иных богатств хотела.

1916

НАБРОСКИ К ФАНТАЗИИ

«ПОЭМА О БЛИЖНЕМ»

I

Во все продолженье рассказа голос

Был слушатель холост, рассказчик — женат,

Как шляпа бегущего берегом к молу,

Мелькал и мелькал,

И под треск камелька

Взвивался канат

У купален.

И прядало горе, и гребни вскипали —

Был слушатель холост, рассказчик — женат.

10 И часто рассказом, — был слушатель холост,

Рассказчик женат; мелькающий голос,

Как шляпа бегущего молом, из глаз

Скрывался — сбивало — и в черные бреши

Летевших громад гляделась помешанным

Осанна без края и пенилась, пела и жглась.

Как будто обили черным сукном

Соборные своды, и только в одном

Углу разметались могучей мечты

Бушующие светоносно листы.

20 Как будто на море, на бурный завет,

На Библию гибели пенистый свет

Свергался, и били псалмами листы,

И строки кипели, дышали киты.

И небо рыдало над морем, на той

Странице развернутой, где, за шестой

Печатью седьмую печать сломив,

Вся соль его славит, кипя, Суламифь.

И молом такого-то моря (прибой

Впотьмах городил баррикаду повстанца)

30 Бежал этот голос, ужасный, как бой

Часов на далекой спасательной станции.

Был слушатель холост, был голос — была

Вся бытность разрыта, вся вечность, — рассеянный,

Осклабясь во все лицо, как скала,

И мокрый от слез, как маска бассейная,

Он думал: «Мой Бог!

Где же был ране

Этот клубок

Нагнанных братом рыданий?

40 Разве и я

Горечи великолепий,

В чаши края

Сердцем впивался, не пил?

Как же без слез,

Как же без ропота, молча

Жжение снес

Ропота, слез я и желчи?

Или мой дух, как молитвенник,

Лютых не слыша ран,

50 К самому краю выдвинут

Черной доски лютеран,

Служит им скорбью настольной,

Справочником — и с тем

Жизнь засолила больно

Тело моих поэм?»

70

II

1

Я тоже любил. И за архипелаг

Жасминовых брызг, на брезгу, меж другими,

В поля, где впотьмах еще перепела

Пылали, как горла в ангине,

Я ангела имя ночное врезал,

И в ландышей жар погружались глаза.

Как скряги рука

В волоса сундука,

В белокурые тысячи английских гиней.

2

Земля пробуждалась, как Ганг.

3

Не я ли об этом же — о спящих песках,

Как о сном утомленных детях,

Шептал каштанам, и стучало в висках,

И не знал я, куда мне деть их,

И сравнивал с мелью спокойствия хмель,

С песчаной косой, наглотавшейся чалений

И тины носившихся морем недель…

Часто казалось, ушей нет,

В мире такая затишь!

Затишь кораблекрушенья, —

Часто казалось, спятишь.

Тучи, как цирка развалины,

Нагреты. Размозжено

О гроты оглохшее дно.

И чавкают сыто скважины

Рубцами волны расквашенной.

Пастбищем миль умаленный,

Ты закрываешь глаза:

Как штиль плодоносен!

Как наливается тишь!

Гнется в плодах спелый залив,

Олово с солью!

Волны, как ветви. Жаркая осень.

Шелест налившихся слив.

Олово с солью!

Клонит ко сну чельные капли полудня.

Спится теплу.

Господи Боже мой! Где у Тебя, непробудный,

В этой юдоли

Можно уснуть?

Площадь сенная,

Голуби, блуд.

Красный цыган-конокрад,

Смоль борода, у палатки

Давится алчным распалом

Заполыхавшего сена.

Без треска и шипу

Сено плоится.

Слова не молвя,

Сонная смотрит толпа,

Как заедает ржаною горбушкой,

Пальцы в солонку,

Пышный ОГОНЬ ОН.

— Без треска

Корчится сено, —

Как с бороды отрясает

Крошки и тленье.

Тянутся низко лабазы.

Ваги и гири.

Пыль и мякина.

Лязга не слышно

Ты открываешь глаза.

Тощ молочай.

Прыщет песчинками чибис.

140 Ящерица невзначай.

Пенно лущится крошево зыби

В грудках хряща.

Здесь так глубоко.

Так легко захлебнуться.

Плеск этот, плеск этот, плеск

Словно лакает скала;

Словно — блюдце

Глубь с ободком.

Зыбь.

150 Жара.

Колосится зной,

Печет,

Течет в три ручья.

В топке

Йндига

Солонеет огонь.

Идущих мимо вагонов.

То полевою

Мышью потянет, то ветер

Из винокурни ударит

Жаркой изжогой,

То мостовая

Плоско запреет конюшней,

Краской, овсом и мочою.

Стихотворения, не включенные в основное собрание

К ДОХЛОЙ

Пробке

Присохла

э Вонь.

. И, как в ушах водолаза,

В рослых водах — балласт

Грузимых гулов; фраза

Зыби: музыка, муза.

Не даст. Не предаст. Не даст.

Тускнеет, трескаясь,

Рыбья икра.

День был резкий,

Марбург, жара,

‘ По вечерам, как перья дрофе,

Городу шли озаренья кафе,

И низко, жар-птицей, пожар в погреба

Бросая, летела садами судьба,

Струей раскаленного никеля

Слепящий кофе стекал,

А в зарослях парковых глаз хоть выколи,

Но парк бокал озарял

Луной, леденевшей в бокале,

И клумбы в шарах умолкали.

Февраль 1917

Тихие Горы

* * *

Кому, когда не этим, в сумерки

Над хартиею мирозданья

Подготовлять, безбрежа рубрики,

Глухие замыслы восстанья.

И может быть, уже валандяясь

В сегодня ставших ближе эрах,

Они, туманной пропагандою,

Лесам виднее, чем эсэрам.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОТРЫВКИ

1

В Париже. На квартире Леба. В комнате окна стоят настежь.

Летний день. В отдалении гром.

Время действия между 10 и 20 мессидора (29 июня — 8 июля)

1794 г.

СЕН-ЖЮСТ

Таков Париж. Но не всегда таков

Он был и будет. Этот день, что светит

Кустам и зданьям на пути к моей

Душе, как освещают путь в подвалы,

Не вечно будет бурным фонарем,

Бросающим все вещи в жар порядка,

Но век пройдет, и этот теплый луч

Как уголь почернеет, и в архивах

Пытливость поднесет свечу к тому,

Что нынче нас слепит, живит и греет,

И то, что нынче ясность мудреца,

Потомству станет бредом сумасшедших.

Он станет мраком, он сойдет с ума,

Он этот день, и бог, и свет, и разум.

Века бегут, боятся оглянуться,

И для чего? Чтоб оглянуть себя,

Наводят ночь, чтоб полдни стали книгой,

И гасят годы, чтоб читать во тьме.

Но тот, в душе кого селится слава,

Глядит судьбою: он наводит ночь

На дни свои, чтоб полдни стали книгой*

Чтоб в эту книгу славу записать.

(К Генриетте, занятой шитьем, живее и проще.)

Кто им сказал, что для того, чтоб жить,

Достаточно родиться? Кто докажет,

Что этот мир — как постоялый двор.

Плати постой и спи в тепле и в воле.

Как людям втолковать, что человек

Дамоклов меч Творца, капкан вселенной,

Что духу человека негде жить,

Когда не в мире, созданном вторично,

Они же проживают в городах,

В Бордо, в Париже, в Нанте и в Лионе,

Как тигры в тростниках, как крабы в море,

А надо резать разумом стекло,

И раздирать досуги, и трудами…

ГЕНРИЕТТА

Ты говоришь…

СЕН-ЖЮСТ (продолжает

Скачать:TXTPDF

которых — их копья и шарфы. Или сумерки — их менестрель, что врос С плечами в печаль свою — в арфу. Сумерки — оруженосцы роз — Повторят путей их извивы