Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 2. Стихотворения, 1930–1959 гг.

форты, бастионы,

Лампы рефлекторов?

Жизнь проходит под знаком

Клеветы столько лет,

В свете сплетни двоякой

С жаждой смерти в ответ.

* * *

Жизнь проходит под знаком

Неудач и обид,

С жаждой смерти во всяком,

Чтобы смыть этот стыд.

Но что значат потери,

И беда, и позор,

Когда давка в партере

И опять полный сбор.

Что ей участь вселенной,

Что ей рай, что ей ад!

Море ей по колено,

И сам черт ей не брат.

В этой вечной дилемме

Пан ты или пропал, —

Люди, судьбы и время,

Век и зрительный зал.

Только в бешеном риске,

А не в выборе поз,

Упоенье артистки,

Страсть и апофеоз.

Август 1957

Как повадятся ветры с метелями,

Огородов давно не навозят.

Сыпет, сыпет и сыпет неделями.

Снег уляжется, и подморозит.

На Покров это редко приходится,

Дымом изморозь липнет к озимым,

День Введенья во храм Богородицы

Есть бесспорно введение в зиму.

Но уймется метель бесноватая

Повалившейся на спину статуей

Разметнется в снегу средь простора.

Все в снегу, все из снега изваяно,

Все отлито в предвечные формы.

Мост у кладбища, речка, окраина,

Рельсы, лес, переезд и платформа.

Зимы делаются метелями,

Когда, тронувшись как бы в рассудке,

Снег повалит и валит неделями,

День за днем и за сутками сутки.

На Покров это редко приходится,

Тут еще зеленеет… озимой,

День Введенья во храм Богородицы —

Это время введения в зиму.

Три месяца тому назад,

Чуть только снежные метели

На наш незащищенный сад

С остервененьем налетели,

Мне виделось уже в уме,

В густом снегу, летевшем мимо,

Стихотворенье о зиме,

Мелькавшее неуследимо.

Пока я, стоя у окна,

Смотрел на снежные завалы,

Зима не то чтобы сполна,

Наполовину миновала.

* * *

Сквозь пласт оттаявшего наста

Пробился хвощ.

Весенний лес, еще не частый,

Угрюм и тощ.

Одни сигналы электрички

Усиленнее с непривычки

Разносятся в молчаньи рощ.

Чего-то жаль.

С деревьев капит.

И видно вдаль

Сквозь них верст на пять.

Их не заластишь.

Ряды стволов

Открыты настежь.

Без лишних слов.

С железных стрех

Лесных сторожек

Съезжает снег

К краям дорожек.

Как недостроенное зданье,

С отдачей и со сквозняком,

Лес выстужен весною ранней

И все стоит порожняком.

Он тощ от зимнего измора

Он поражает худобой

И кротко смотрит с косогора

В простертый полдень голубой.

Взревет ли в терцию с уклона

В изнеможеньи паровик,

В открытый тамбур ли вагонный

Захлопнет дверцу проводник,

Иль птичка свистнет по привычке,

Иль, раскатившись во всю мощь,

< > сигналы электрички,

Как все рождает отклик рощ.

Как музыкальная шкатулка,

Играющая экосез,

Весенний воздух вторит гулко

Всему, что попадает в лес.

И слышно, может быть, верст на пять,

Сквозь молчаливый строй берез,

Как в оттепель с деревьев капит

И ночью сводит их мороз.

* * *

Как выхоложенный ремонтом

Дом без окон,

Открыт насквозь всем горизонтам

Лесистый склон.

Он изнутри распахнут настежь

И так озяб.

Его словами не заластишь,

Он слишком слаб.

С его деревьев громко капит.

Настала таль.

И видно, может быть, верст на пять

Вперед и вдаль.

Пустой: зияя недоделкой

Под сквозняком,

Он вздрагивает дрожью мелкой

Весь целиком.

* * *

Как очищенный к ремонту

Дом порожняком,

Лес распахнут с горизонта

Настежь целиком.

Оглушает с непривычки

Перекличка рощ

С гулким свистом электрички,

Мчащей во всю мощь.

Проходя домой с разведок

Лесом напрямик,

Видит, как еще он редок,

На ходу лесник.

Тает снег, с деревьев капит,

Мокнет бурелом,

И, наверное, верст на пять

Ни души кругом.

Птичке, от зари поющей

До другой зари,

Кажутся дремучей пущей

Эти пустыри.

Поглядит она на лужи,

На лесистый склон,

И безудержно наружу

Рвутся трели вон.

Такой всегда густой и частый

Весенний лес,

В пластах оттаявшего наста

Подмок, облез.

Одни сигналы электрички

Во всю их мощь

Глушат и будят с непривычки

Молчанье рощ.

Лес распахнул широко настежь

Все тайники,

И не утешишь, не заластишь

Его тоски.

С деревьев ночью громко капит,

И слух такой,

Что верст по крайней мере на пять

Кругом покой.

Как дом, не конченный отделкой,

Или с грешком,

Стоит лесок пустой и мелкий

Порожняком.

Я удивляюсь, как он редок,

< > тощ,

С собою принося с разведок

Болотный хвощ.

Но птичке < > поющей

Он кажется какой-то пущей.

Она в нем видит заповедник,

Где каждый куст

Ее заветный собеседник.

И златоуст.

Она засвищет в нетерпеньи

И смолкнет вдруг,

Ее прерывистое пенье

Как чтенье вслух.

Я эту книгу знаю вкратце,

Но в эпилог

Когда б подробнее вчитаться

Еще я мог.

У входа в лес, где поворот,

Идет опушка.

Пичужка певчая поет,

Поет пичужка.

Она, как пограничный страж,

В преддверье бора

Оберегает темный кряж,

Пещеры, норы.

Лес, полный снизу пней, колод

И бурелома,

Вздымает вверх тенистый свод,

Глухой к былому.

Она на < > прошедших лет

Слезам и бедам,

Как предсказанье, как обет

Еще неведом.

ГОТОВНОСТЬ

Вся замирая начеку

У входа в чащу,

Щебечет птичка на суку

Легко, маняще.

Она висит наперевес

И на березе

Свистит, подготовляя лес

К любой угрозе.

Она щебечет и поет

В преддверье бора

И сверху охраняет вход

В лесные норы.

За нею целый мир берлог,

Пещер, укрытий,

Призывов, кличей и тревог,

Просьб о защите.

В лесу навален бурелом,

Над лесом — тучи,

В лесном овраге за углом —

Ключи и кручи.

Нагромождением колод

Лежит валежник.

В воде и холоде болот

Дрожит подснежник.

И птичка верит, что — зарок

Ее рулада,

И не пускает на порог

Кого не надо.

Так, распахнувшись в глубине

Сквозным пролетом,

Предстало будущее мне

За поворотом.

Его уже не втянешь в спор

И не заластишь.

Оно раскинулось, как бор,

Дорогой настежь.

БУДУЩЕЕ

У входа в лес, в березняке,

В начале чащи,

Выводит птичка на сучке

Свой клич манящий,

Склонясь почти наперевес

С небес к березе,

Она подготовляет лес

К любой угрозе.

Она щебечет и поет

В преддверьи бора,

Как бы оберегая вход

В лесные норы.

За нею целый мир берлог,

Пещер, укрытий,

Предупреждений и тревог,

Просьб о защите.

В лесу навален бурелом,

Над лесом — тучи,

А за лесом и за углом —

Ключи и кручи.

Весною грудою колод

Торчит валежник.

В воде и холоде болот

Дрожит подснежник.

И птичка верит, что зарок

Ее рулада,

И не пускает на порог

Кого не надо.

Ошеломляя и маня

И пряча что-то,

Так будущее ждет меня

У поворота.

Его не втянешь в разговор

И не заластишь.

Таящееся, словно бор,

Оно — все настежь.

Март 195

8Дороги превратились в кашу.

Машины вязнут в размазне.

Я с глиной лед, как тесто, квашу,

Их огибая в стороне.

Вот я в лесу, он пуст и скважист.

Пластами оседает наст.

Деревья сковывают тяжесть,

Но крикни — эхо звук отдаст.

В лесные голые пролеты

Проглядывает даль насквозь,

Как можно ждать еще чего-то,

Все совершилось и сбылось.

В лесу разлившиеся топи,

Торчащий из ручья побег

Напоминают о потопе,

Как в воду спущенный ковчег.

Он входит в реку понемножку

Всем тонущим березняком,

Как строящаяся сторожка,

Стоящая порожняком.

Мне слышно, может быть, верст на пять,

Как, пробивая лед до дна,

С оттаявших деревьев капит,

А в перерывах — тишина.

Тогда средь мокрого суглинка,

Где обнажился жидкий грунт,

Щебечет птичка под сурдинку,

Стихая в несколько минут.

Как музыкальную шкатулку,

Играющую экосез,

Ее за дальней караулкой

Подслушивает гулкий лес.

Март 195

8ДАЛЕКАЯ СЛЫШИМОСТЬ

Дороги превратились в кашу.

Проходу нет по размазне.

Я с глиной лед, как тесто, квашу

И пробираюсь в стороне.

Вот я в лесу. Он смотрит букой.

Но он порука и обет,

Что вновь он станет царством звука,

Как в продолженье прошлых лет.

Он будущего стер границу,

В нем видны времена насквозь.

Что может впереди случиться,

Когда все наперед сбылось!

Его разлившиеся топи,

Торчащий из ручья побег

Напоминают о потопе,

Как в воду спущенный ковчег.

Он в реку погрузился стойко

Всем тонущим березняком,

Как неготовая постройка,

Стоящая порожняком.

И вот я в нем и мне не к спеху,

Пускай пластами тает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

И целый мир дорогу даст.

Я слышу, может быть, верст за пять,

Как умолкает птичья трель,

Как в перерывах с веток капит,

Как пробивает лед капель,

Как сумрак пуст и воздух скважист,

Как до лесных последних вех

Деревья сковывает тяжесть

И как съезжает снег со стрех,

Как средь размокшего суглинка,

Где обнажился голый грунт,

Щебечет птичка под сурдинку,

Стихая в несколько секунд.

Март 195

8О женщины, благодаря

Подсказке вашей, вам в угоду,

Тянулись уличные своды

Ноябрьской ночью в непогоду

От фонаря до фонаря.

Вы были точно пережитки

Природы в первой свежей читке

Ее создавшего творца.

Июль 195

8* * *

В старину, как сейчас еще помню,

Высунешься из детской в окно,

В переулке, как в каменоломне,

Было в полдень, как ночью, темно.

Мостовую таили у входа

От угла мостовой до угла

Тополей потолочные своды

И остриженных лип купола.

И как пряталась в тени глухие

Часть стены у садовой скамьи,

Я в присутствии женской стихии

Прятал мысли и чувства свои.

Вместе с жимолостью у калитки

Жались девочки, как деревца,

И спускались, как гостьи в накидке

Из хором по ступеням крыльца.

Сколько в доме мелькало знакомых,

По хоромам бродило подруг,

Сколько с улицы билось черемух

Или взрослые женщины в гневе,

Отодвинувши стул за столом,

Подымались, как встали б деревья

< > сквозь асфальта пролом.

Надо было увиливать букой,

Отклонять милость женщин, как бич,

Чтоб позднее любовь, как науку

Июль 195

8

* * *

Пронесшейся грозою полон воздух,

И дышится вольнее, чем в раю.

Раскрытьем всех кистей лиловогроздых

Сирень вбирает свежести струю.

Гром катится еще по небосводу,

И ливень заливает желоба,

Но все светлее неба переходы,

И высь за черной тучей голуба.

Художник, может быть, еще всесильней

С наскучивших вещей сметает пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят в мир действительность и быль.

Он видит, как великие полвека

Пронесшейся грозой уходят вспять.

Он перерос душою их опеку

И будущим не даст себя пугать.

Не подавая виду, без протеста,

Как бы совсем не трогая основ,

В столетии освободилось место

Для новых дел, для новых чувств и слов.

Июль 195

8

КОММЕНТАРИИ

Второй том собрания сочинений продолжает публикацию поэти¬ческих произведений Пастернака из основного собрания. Это роман в стихах «Спекторский» и три поэтических книги: «Второе рождение», «На ранних поездах», «Когда разгуляется». В него вошли также стихотворе¬ния, которые не включались автором в издававшиеся или подготовлен¬ные им к печати книги и сборники и печатались в журналах, альманахах и газетах или сохранились в автографах в государственных и частных архивах. Большая их часть была впервые собрана вместе и опубликова¬на в посмертном собрании сочинений, изданном в Америке, Ann Arbor Michigan Press, 1961. Через четыре года раздел был значительно попол¬нен в томе Библиотеки поэта «Стихотворения и поэмы». М.—Л., 1965. В «Избранном в двух томах» (М., 1985) к нему были добавлены стихо¬творные наброски «Первых опытов», сохранившиеся в бумагах 1910— 1913 гг., и небольшой цикл «Экспромтов и стихов на случай». Допол¬ненные новыми, расшифрованными и найденными за последнее время материалами, эти разделы в настоящем собрании представляют собой на сегодняшний день полное собрание стихотворений Пастернака.

Угловыми скобками < > обозначены конъектуры, пропуски слов (лакуны) и неотчетливое написание в авторском тексте. В квадратных скобках [ ] даны вычеркнутые автором строки и слова.

Принятые сокращения

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

Воспоминания — Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., «Слово/Slo-vo», 1993.

ГЛМ — Рукописный отдел Государственного Литературного музея.

ГНБ — Отдел рукописей Государственной национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ивинская. В плену времени — Ольга Ивинская. В плену времени. Годы с Борисом Пастернаком. Париж, 1978.

Избр.-1945 — Борис Пастернак. Избранные стихи и поэмы. М., Гослит¬издат, 1945.

Избр.-1948 — Борис Пастернак. Избранное. М., «Советский писатель», 1948 (тираж книги уничтожен).

Избр.-1985 — Борис Пастернак. Избранное в двух томах. Стихотворе¬ния и поэмы. М., «Художественная литература», 1985.

ИМЛИ — Рукописный отдел Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской Академии наук, Москва.

Каталог Кристи — Poetical manuscripts and autograph letters by Boris Leonidovich Pasternak from the archive of OPga Vsevolodovna Ivinskaia. London, Wednesday, November 27th, 1996 at 10.30 a.m. Christie’s.

Л. H. 93 — Из истории советской литературы 1920-1930-х гг. Литера¬турное наследство. Т. 93. М., «Наука», 1983.

Памятники культуры — Из ранних поэтических опытов Б. Пастернака // Памятники культуры. Находки и открытия. Ежегодник 1976. М., «Наука», 1977.

РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства.

РГБ — Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки.

Сб. 1956 — Верстка готовившегося в Гослитиздате в 1956 г. сборника: Б. Пастернак. «Стихотворения и поэмы», набор которого был рас¬сыпан в 1957 г.

«Семиотика» — Труды по знаковым системам. Семиотика. Вып. 4. Тар¬ту, 1969.

Собр. соч. — Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. М.,

«Художественная литература», 1989-1992. Стих, и поэмы—1961 — Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. М.,

«Художественная литература», 1961. Стих, и поэмы-1965 — Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. М.-

Л.,

Скачать:TXTPDF

форты, бастионы, Лампы рефлекторов? Жизнь проходит под знаком Клеветы столько лет, В свете сплетни двоякой С жаждой смерти в ответ. * * * Жизнь проходит под знаком Неудач и обид,