форты, бастионы,
Лампы рефлекторов?
Жизнь проходит под знаком
Клеветы столько лет,
В свете сплетни двоякой
С жаждой смерти в ответ.
* * *
Жизнь проходит под знаком
Неудач и обид,
С жаждой смерти во всяком,
Но что значат потери,
Когда давка в партере
Что ей участь вселенной,
Что ей рай, что ей ад!
И сам черт ей не брат.
В этой вечной дилемме
Пан ты или пропал, —
Век и зрительный зал.
Только в бешеном риске,
А не в выборе поз,
Упоенье артистки,
Страсть и апофеоз.
Август 1957
Как повадятся ветры с метелями,
Огородов давно не навозят.
Сыпет, сыпет и сыпет неделями.
Снег уляжется, и подморозит.
На Покров это редко приходится,
Дымом изморозь липнет к озимым,
День Введенья во храм Богородицы
Есть бесспорно введение в зиму.
Но уймется метель бесноватая
Повалившейся на спину статуей
Разметнется в снегу средь простора.
Все в снегу, все из снега изваяно,
Все отлито в предвечные формы.
Мост у кладбища, речка, окраина,
Рельсы, лес, переезд и платформа.
Зимы делаются метелями,
Когда, тронувшись как бы в рассудке,
Снег повалит и валит неделями,
День за днем и за сутками сутки.
На Покров это редко приходится,
Тут еще зеленеет… озимой,
День Введенья во храм Богородицы —
Это время введения в зиму.
Три месяца тому назад,
Чуть только снежные метели
На наш незащищенный сад
С остервененьем налетели,
Мне виделось уже в уме,
В густом снегу, летевшем мимо,
Стихотворенье о зиме,
Мелькавшее неуследимо.
Пока я, стоя у окна,
Смотрел на снежные завалы,
Наполовину миновала.
* * *
Пробился хвощ.
Весенний лес, еще не частый,
Угрюм и тощ.
Одни сигналы электрички
Усиленнее с непривычки
Разносятся в молчаньи рощ.
С деревьев капит.
И видно вдаль
Их не заластишь.
Ряды стволов
Открыты настежь.
Без лишних слов.
С железных стрех
Лесных сторожек
Съезжает снег
К краям дорожек.
Как недостроенное зданье,
С отдачей и со сквозняком,
Лес выстужен весною ранней
И все стоит порожняком.
Он тощ от зимнего измора
Он поражает худобой
И кротко смотрит с косогора
Взревет ли в терцию с уклона
В изнеможеньи паровик,
Захлопнет дверцу проводник,
Иль птичка свистнет по привычке,
Иль, раскатившись во всю мощь,
< > сигналы электрички,
Как все рождает отклик рощ.
Как музыкальная шкатулка,
Играющая экосез,
Весенний воздух вторит гулко
Всему, что попадает в лес.
И слышно, может быть, верст на пять,
Сквозь молчаливый строй берез,
Как в оттепель с деревьев капит
И ночью сводит их мороз.
* * *
Как выхоложенный ремонтом
Дом без окон,
Открыт насквозь всем горизонтам
Он изнутри распахнут настежь
И так озяб.
Его словами не заластишь,
Он слишком слаб.
С его деревьев громко капит.
Настала таль.
И видно, может быть, верст на пять
Вперед и вдаль.
Пустой: зияя недоделкой
Под сквозняком,
Он вздрагивает дрожью мелкой
* * *
Как очищенный к ремонту
Дом порожняком,
Лес распахнут с горизонта
Оглушает с непривычки
Перекличка рощ
С гулким свистом электрички,
Мчащей во всю мощь.
Проходя домой с разведок
Лесом напрямик,
Видит, как еще он редок,
На ходу лесник.
Тает снег, с деревьев капит,
Мокнет бурелом,
И, наверное, верст на пять
Ни души кругом.
Птичке, от зари поющей
До другой зари,
Кажутся дремучей пущей
Эти пустыри.
Поглядит она на лужи,
И безудержно наружу
Рвутся трели вон.
Весенний лес,
В пластах оттаявшего наста
Подмок, облез.
Одни сигналы электрички
Во всю их мощь
Глушат и будят с непривычки
Молчанье рощ.
Лес распахнул широко настежь
Все тайники,
И не утешишь, не заластишь
Его тоски.
С деревьев ночью громко капит,
Что верст по крайней мере на пять
Кругом покой.
Как дом, не конченный отделкой,
Или с грешком,
Я удивляюсь, как он редок,
< > тощ,
С собою принося с разведок
Но птичке < > поющей
Он кажется какой-то пущей.
Она в нем видит заповедник,
Ее заветный собеседник.
И златоуст.
Она засвищет в нетерпеньи
И смолкнет вдруг,
Ее прерывистое пенье
Как чтенье вслух.
Я эту книгу знаю вкратце,
Но в эпилог
Когда б подробнее вчитаться
Еще я мог.
У входа в лес, где поворот,
Идет опушка.
Пичужка певчая поет,
Поет пичужка.
Она, как пограничный страж,
В преддверье бора
Оберегает темный кряж,
Пещеры, норы.
Лес, полный снизу пней, колод
И бурелома,
Глухой к былому.
Она на < > прошедших лет
Слезам и бедам,
Как предсказанье, как обет
Еще неведом.
Вся замирая начеку
У входа в чащу,
Щебечет птичка на суку
Легко, маняще.
Она висит наперевес
И на березе
Свистит, подготовляя лес
К любой угрозе.
Она щебечет и поет
В преддверье бора
И сверху охраняет вход
В лесные норы.
За нею целый мир берлог,
Пещер, укрытий,
Призывов, кличей и тревог,
Просьб о защите.
В лесу навален бурелом,
Над лесом — тучи,
В лесном овраге за углом —
Ключи и кручи.
Нагромождением колод
Лежит валежник.
В воде и холоде болот
Дрожит подснежник.
Ее рулада,
И не пускает на порог
Кого не надо.
Так, распахнувшись в глубине
Сквозным пролетом,
Предстало будущее мне
За поворотом.
Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно раскинулось, как бор,
БУДУЩЕЕ
У входа в лес, в березняке,
В начале чащи,
Выводит птичка на сучке
С небес к березе,
Она подготовляет лес
К любой угрозе.
Она щебечет и поет
В преддверьи бора,
Как бы оберегая вход
В лесные норы.
За нею целый мир берлог,
Пещер, укрытий,
Предупреждений и тревог,
Просьб о защите.
В лесу навален бурелом,
Над лесом — тучи,
А за лесом и за углом —
Ключи и кручи.
Весною грудою колод
Торчит валежник.
В воде и холоде болот
Дрожит подснежник.
Ее рулада,
И не пускает на порог
Кого не надо.
Ошеломляя и маня
И пряча что-то,
Так будущее ждет меня
У поворота.
Его не втянешь в разговор
И не заластишь.
Таящееся, словно бор,
Оно — все настежь.
Март 195
8Дороги превратились в кашу.
Машины вязнут в размазне.
Я с глиной лед, как тесто, квашу,
Их огибая в стороне.
Вот я в лесу, он пуст и скважист.
Пластами оседает наст.
Деревья сковывают тяжесть,
Но крикни — эхо звук отдаст.
В лесные голые пролеты
Все совершилось и сбылось.
В лесу разлившиеся топи,
Торчащий из ручья побег
Напоминают о потопе,
Как в воду спущенный ковчег.
Он входит в реку понемножку
Всем тонущим березняком,
Как строящаяся сторожка,
Стоящая порожняком.
Мне слышно, может быть, верст на пять,
Как, пробивая лед до дна,
С оттаявших деревьев капит,
А в перерывах — тишина.
Щебечет птичка под сурдинку,
Стихая в несколько минут.
Как музыкальную шкатулку,
Играющую экосез,
Ее за дальней караулкой
Подслушивает гулкий лес.
Март 195
8ДАЛЕКАЯ СЛЫШИМОСТЬ
Дороги превратились в кашу.
Проходу нет по размазне.
Я с глиной лед, как тесто, квашу
И пробираюсь в стороне.
Вот я в лесу. Он смотрит букой.
Что вновь он станет царством звука,
Как в продолженье прошлых лет.
Он будущего стер границу,
В нем видны времена насквозь.
Когда все наперед сбылось!
Его разлившиеся топи,
Торчащий из ручья побег
Напоминают о потопе,
Как в воду спущенный ковчег.
Он в реку погрузился стойко
Всем тонущим березняком,
Как неготовая постройка,
Стоящая порожняком.
И вот я в нем и мне не к спеху,
Как птице, мне ответит эхо,
И целый мир дорогу даст.
Я слышу, может быть, верст за пять,
Как умолкает птичья трель,
Как в перерывах с веток капит,
Как пробивает лед капель,
Как сумрак пуст и воздух скважист,
Как до лесных последних вех
Деревья сковывает тяжесть
И как съезжает снег со стрех,
Как средь размокшего суглинка,
Щебечет птичка под сурдинку,
Стихая в несколько секунд.
Март 195
8О женщины, благодаря
Подсказке вашей, вам в угоду,
Тянулись уличные своды
Ноябрьской ночью в непогоду
От фонаря до фонаря.
Вы были точно пережитки
Природы в первой свежей читке
Ее создавшего творца.
Июль 195
8* * *
В старину, как сейчас еще помню,
Высунешься из детской в окно,
В переулке, как в каменоломне,
Было в полдень, как ночью, темно.
Мостовую таили у входа
От угла мостовой до угла
Тополей потолочные своды
И остриженных лип купола.
И как пряталась в тени глухие
Часть стены у садовой скамьи,
Я в присутствии женской стихии
Прятал мысли и чувства свои.
Вместе с жимолостью у калитки
Жались девочки, как деревца,
И спускались, как гостьи в накидке
Из хором по ступеням крыльца.
Сколько в доме мелькало знакомых,
По хоромам бродило подруг,
Сколько с улицы билось черемух
Или взрослые женщины в гневе,
Отодвинувши стул за столом,
Подымались, как встали б деревья
Отклонять милость женщин, как бич,
Чтоб позднее любовь, как науку
Июль 195
8
* * *
Пронесшейся грозою полон воздух,
И дышится вольнее, чем в раю.
Раскрытьем всех кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.
Гром катится еще по небосводу,
И ливень заливает желоба,
Но все светлее неба переходы,
И высь за черной тучей голуба.
Художник, может быть, еще всесильней
С наскучивших вещей сметает пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят в мир действительность и быль.
Он видит, как великие полвека
Пронесшейся грозой уходят вспять.
Он перерос душою их опеку
И будущим не даст себя пугать.
Не подавая виду, без протеста,
Как бы совсем не трогая основ,
В столетии освободилось место
Для новых дел, для новых чувств и слов.
Июль 195
8
КОММЕНТАРИИ
Второй том собрания сочинений продолжает публикацию поэти¬ческих произведений Пастернака из основного собрания. Это роман в стихах «Спекторский» и три поэтических книги: «Второе рождение», «На ранних поездах», «Когда разгуляется». В него вошли также стихотворе¬ния, которые не включались автором в издававшиеся или подготовлен¬ные им к печати книги и сборники и печатались в журналах, альманахах и газетах или сохранились в автографах в государственных и частных архивах. Большая их часть была впервые собрана вместе и опубликова¬на в посмертном собрании сочинений, изданном в Америке, Ann Arbor Michigan Press, 1961. Через четыре года раздел был значительно попол¬нен в томе Библиотеки поэта «Стихотворения и поэмы». М.—Л., 1965. В «Избранном в двух томах» (М., 1985) к нему были добавлены стихо¬творные наброски «Первых опытов», сохранившиеся в бумагах 1910— 1913 гг., и небольшой цикл «Экспромтов и стихов на случай». Допол¬ненные новыми, расшифрованными и найденными за последнее время материалами, эти разделы в настоящем собрании представляют собой на сегодняшний день полное собрание стихотворений Пастернака.
Угловыми скобками < > обозначены конъектуры, пропуски слов (лакуны) и неотчетливое написание в авторском тексте. В квадратных скобках [ ] даны вычеркнутые автором строки и слова.
Принятые сокращения
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
Воспоминания — Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., «Слово/Slo-vo», 1993.
ГЛМ — Рукописный отдел Государственного Литературного музея.
ГНБ — Отдел рукописей Государственной национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Ивинская. В плену времени — Ольга Ивинская. В плену времени. Годы с Борисом Пастернаком. Париж, 1978.
Избр.-1945 — Борис Пастернак. Избранные стихи и поэмы. М., Гослит¬издат, 1945.
Избр.-1948 — Борис Пастернак. Избранное. М., «Советский писатель», 1948 (тираж книги уничтожен).
Избр.-1985 — Борис Пастернак. Избранное в двух томах. Стихотворе¬ния и поэмы. М., «Художественная литература», 1985.
ИМЛИ — Рукописный отдел Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской Академии наук, Москва.
Каталог Кристи — Poetical manuscripts and autograph letters by Boris Leonidovich Pasternak from the archive of OPga Vsevolodovna Ivinskaia. London, Wednesday, November 27th, 1996 at 10.30 a.m. Christie’s.
Л. H. 93 — Из истории советской литературы 1920-1930-х гг. Литера¬турное наследство. Т. 93. М., «Наука», 1983.
Памятники культуры — Из ранних поэтических опытов Б. Пастернака // Памятники культуры. Находки и открытия. Ежегодник 1976. М., «Наука», 1977.
РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства.
РГБ — Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки.
Сб. 1956 — Верстка готовившегося в Гослитиздате в 1956 г. сборника: Б. Пастернак. «Стихотворения и поэмы», набор которого был рас¬сыпан в 1957 г.
«Семиотика» — Труды по знаковым системам. Семиотика. Вып. 4. Тар¬ту, 1969.
Собр. соч. — Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. М.,
«Художественная литература», 1989-1992. Стих, и поэмы—1961 — Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. М.,
«Художественная литература», 1961. Стих, и поэмы-1965 — Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. М.-
Л.,