(1958).
Пенье петьки — пенье петуха. Он звезды переобезьянил <...> место неба занял… — центральный образ первой книги стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1914).
Вальс с чертовщиной. — В книгу «На ранних поездах» 1943 г. не вошло. — «Земной простор» 1945, под назв. «На Рождестве». — Избр.—1948, назв.: «Елка». При подготовке этого сборника Пастер¬нак писал заведующему редакцией А. К. Тарасенкову: «Если возмож-но, восстановить старое заглавие: «Вальс с чертовщиной», а если нельзя, озаглавить «Елка»» (Уитни). — Автограф (собр. М. В. Воло-сова), назв.: «Вальс с чертовщиной», последняя строка стих, густо вы¬черкнута и не прочитывается. — Машин, книги (РГАЛИ, ф. 1334), назв. «Вальс без затей». — Верстка сб. 1956, восстановлено первона¬чальное название.
Веселая «чертовщина» масок и ряженых роднит это стих, с «Сочель¬ником» (1914), в котором отразились народные поверия о пробуждении бесовских сил в ночь перед Рождеством.
Вальс со слезой. — «На ранних поездах» 1943. — Избр.—1948, под назв. «Елка». — Верстка сб. 1956, восстановлено первоначальное назв.
Это волнующаяся актриса/ С самыми близкими в день бенефиса. — Сюжет картины Л. О. Пастернака «Дебютантка» (1893, находится в му¬зее М. Н. Ермоловой). Яблоне — яблоки, елочке — шишки. — Имеются в виду пословицы: «От яблоньки — яблочко, а от ел и — шишка». А так¬же: «Не расти яблочку на елке» (В. И.Даль. Толковый словарь… Т. 1. М., 1955. С. 519).
На ранних поездах. — «Красная новь», 1941, JSfe 9-10; варианты:
ст. 12: В застывшей яме января.
ст. 20: На ослепленный виадук.
ст. 37: Усевшись кучей, как в повозке,
— «На ранних поездах» 1943. — Автограф (собр. М. В. Волосова), текст — как в первой публикации; вариант
ст. 31: Тут были бабы, слобожане,
— Автограф (РГАЛИ, ф. 379); вариант ст. 36: Терпели все, как господа.
В стих, отразились впечатления зимы 1940-1941 г., проведен¬ной в Переделкине, когда Пастернак должен был часто ездить в Москву, где во МХАТе шла работа над его переводом «Гамлета». См. его письмо О. Фрейденберг 15 нояб. 1940 г.: «А поездки в город, с про-буждением в шестом часу утра и утренней прогулкой за три киломе¬тра темным, ночным еще полем и лесом, и линия зимнего полотна, идеальная и строгая, как смерть, и пламя утреннего поезда, к кото¬рому ты опоздал и который тебя обгоняет у выхода с лесной опушки к переезду!».
Опять весна. — «На ранних поездах» 1943. — «Земной простор» 1945; вариант
ст. 7: Бестолочь, кумушек пересуды…
— Избр.-1945, как в книге «На ранних поездах». — Избр.-1948; вариант
ст. 7: Шумы и кумушек пересуды…
— Верстка сб. 1956, как в «Земном просторе».
…в чаду водяном <... >Лампой висячего водопада… — сравнение было впервые употреблено в стих. «В пучинах собственного чада…» (1912): (Как обращенный канделябр, / Горят и гаснут водопады…»).
Дрозды. — «На ранних поездах» 1943.
Живут, как жить должны артисты… — на представлении об «усид¬чивом бездельи» дроздов сказалось стих. Джона Китса «О thou whose only book has been that light* (1818), написанное от имени дрозда, и его письмо к Дж. Рейнольдсу, которые Пастернак послал К. Локсу 11 янв. 1914 г. в своем переводе.
СТИХИ О ВОЙНЕ (С. 119)
Пять стихотворений, открывающие цикл, были написаны в Пере¬делкине и Москве в первые месяцы войны. В книге «На ранних поез¬дах» они объединены названием «Военные месяцы». Машинопись кни¬ги, подаренная автором Крученых, включала стихотворение «Русскому гению», которое было снято при печатании (РГАЛИ, ф. 1334).
В середине октября 1941 г.Пастернак был эвакуирован в Чистополь на Каме. Жизнь в северном провинциальном городке отразилась в стихах 1943 г., написанных уже по возвращении в Москву. В конце августа 1943 г. Пастернак с бригадой писателей ездил на Брянский фронт в места не¬давних боев за Орел. По живым впечатлениям поездки были написаны стихи зимы 1943 г., относящиеся к замыслу неоконченной поэмы «За¬рево», писавшейся по заказу «Правды». Стихи 1944 г. были написаны для газет «Красная звезда», «Красный флот», «Труд». Сохранившиеся автографы и правленные автором машинописные копии и газетные вырезки передают особенности публикации и редактирования стихов в газетах и сборниках, характерные для военного времени. Переделки вызывали появление в разных изданиях одновременно различных ва¬риантов одних и тех же вещей, создающих текстологические трудности.
Под названием «Военные стихи» цикл объединил написанные во время войны стихотворения в сб. «Земной простор» 1945, в числе пред¬полагавшихся названий которого были: «Четыре лета», «Гроза», «Стихо¬творения о войне и природе», «Огонь и слава», «И дым отечества», «Но¬вый кругозор» и, как окончательное — «Свободный кругозор». «Трагиче¬ский тяжелый период войны, — писал Пастернак в заметке 17 февр. 1956 г. — был живым периодом и в этом отношении вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми» (Ивинская. В плену времени. С. 95). Вступление в поэму «Зарево» входило в цикл на правах стих., пер¬вая глава не была напечатана в свое время, но, составляя сборник 1956 г., автор разыскал ее текст и, внеся некоторые поправки, подготовил ее к изданию. Такова же судьба стих. «Памяти Марины Цветаевой», не вклю¬чавшегося в прижизненные издания по тем же идеологическим причи¬нам, но которое должно было войти в сб. 1956 г.
Страшная сказка. — «Огонек», 1941, № 29; между ст. 8 и 9: Когда-нибудь его приход Сочтут за небылицу.
За вдов, увечных и сирот Заплатит враг сторицей.
— «На ранних поездах» 1943.- В «Земной простор» не включалось.
Когда он делал, что хотел,/ Как Ирод в Вифлееме. — Царь Ирод ве¬лел убить всех младенцев в Вифлееме возраста «от двух лет и ниже», что¬бы погубить родившегося там Иисуса (Мф. 2,16-18).
Бобыль. —«Красная новь», 1941, № 9-10, дата: июль 1941; варианты:
ст. 7: Он спровадил семью
ст. 13: Он является в сад
ст. 15: И глядит на закат
ст. 22: И под стать молодежи.
И на пункт ополченский… — «Я делаю все, что делают другие, и ни от чего не отказываюсь: вошел в пожарную оборону, принимаю участие в обученье строю и стрельбе», — писал Пастернак жене 1 сент. 1941 г. В направленьи к Смоленску. — Старший сын Е. Б. Пастернак был направ¬лен под Смоленск на окопные работы, от него не было никаких вестей. Л его дробовик/Лет на двадцать моложе. — В учебной стрельбе в клубе ворошиловских стрелков Пастернак оказался среди лучших стрелков, что отмечалось в «Литературной газете» 10 сент. 1941.
Застава. — «Огонек», 1941, № 29; между ст. 16 и 17: Из-за реки прожектора Лесную высь облазят сетью, Как шарит раков детвора В прибрежном мелком очерете.
ст. 22: Хотя ракета вражья светит
— «На ранних поездах» 1943. — В «Земной простор» не включа¬лось. — Машин. 1943 г., подаренная Крученых (РГАЛИ, ф. 1334), допол¬нительная строфа вычеркнута.
При зареве с аэродрома. — Имеется в виду учебный аэродром в Суко-ве, соседней с Переделкином станции.
Смелость. — «Литературная газета» 24 сент. 1941; варианты: ст. 1: Безымённые герои
ст. 25: И таинственное что-то, после ст. 44: Этим делом, этой славой
Завершалось ваше я.
В давней тяжбе бытия.
Голос долга и успеха, Спетой песни вечный след,
Дальний отголосок эха, Раздающийся в ответ.
— сб. «В огне Отечественной войны», Нальчик, 1942, как в первой публикации. — «На ранних поездах» 1943, вариант ст. 1 — как в первой публикации. — «Земной простор» 1945. — Два экземпляра машин. (РГАЛИ, ф. 1334 и ф. 379), текст — как в первой публикации.
Старый парк. — «На ранних поездах», 1943. — Два автографа (РГАЛИ, ф. 379 и 1334), между ст. 4 и 5:
Умиранье дня и лета
Прогоняет облака
Мимо окон лазарета
Минометного полка, междуст. 20 и 21:
Как он рад, что до разрыва
Отскочил от западни
И отделался счастливо
Ампутацией ступни, ст. 24: Протыкает парк насквозь, между ст. 52 и 53:
Все мечты его в театре
Он с женою и детьми
Тайно, года на два, на три
Сгинет где-нибудь в Перми, после ст. 56: Сколько пожеланий сразу!
Сколько замыслов и дел!
Так туда б и улетел.
— Автограф (собр. Л. А. Озерова); варианты: ст. 4: Низвергаются с дерев.
ст. 14—15: С голосами той поры Затихают под опекой
ст. 25-28 отсутствуют, между ст. 52 и 53 и после ст. 56 — дополни¬тельные строфы, как в автографах РГАЛИ.
Вдруг больной узнал <... > дом отцов. — Во время войны в бывшем Самаринском имении в Переделкине был размещен военный госпиталь. Парк преданьями состарен. — Имеется в виду Самаринский парк, при выходе из которого был ряд холмов — могилы французов наполеонов¬ской армии. Славянофил Самарин — Ю. Ф. Самарин (1819-1876) похоро¬нен в Москве в Даниловом монастыре. …потомок декабриста,/Правнук русских героинь… — Пастернак в свои университетские годы был знаком с внучатым племянником славянофила, Д. Ф. Самариным (1890-1921), мать которого была сестрой знаменитых философов Е. Н. и С. Н. Тру¬бецких. Декабристом был С. П. Трубецкой, его жена Екатерина Иванов¬на поехала за ним в ссылку. Сам же он напишет пьесу, / Вдохновленную войной… — воображаемому потомку Самариных приданы автобиогра¬фические черты. В конце августа 1941 г. Пастернак подписал заявку на пьесу, основой которой «послужит нынешний и ближайший будущий опыт московской обороны» (РГАЛИ, ф. 379).
Зима приближается. — «Литература и искусство» 13 нояб. 1943, под назв. «Зима начинается». — «Земной простор» 1945; варианты: ст. 3: Под слезы ребенка капризного
ст. 10: Накрытые ночью, как крышей, ст. 19—20: Вы с детства любимою книгою Как бы на середке открыты.
— Избр.-1945, как в «Земном просторе». — Автограф, посланный в письме 30 окт. 1943 г. В. Д. Авдееву; после ст. 28:
И полные листьев колдобины И наше октябрьское имя По нашей привычке особенной Всего нам на свете родимей. «Меня просили, — писал Пастернак Авдееву в Чистополь, — напи¬сать что-нибудь к Октябрю, и видите, как Ваш дом и город стоят передо мной и живут во мне <...> Конечно: «Всего нам на свете родимей» зву¬чит несколько неестественно и не может заглушить слышимого за ним: дороже (Всего нам на свете дороже). Но строчка: «И наши октябрьские рожи» была бы, наверное, нецензурна» (РГАЛИ, ф. 2867). — Автограф (собр. Л. А. Озерова); вариант
ст. 18: Хлебов раскидав алфавиты, после ст. 28:
И