Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 2. Стихотворения, 1930–1959 гг.

Лотман иллюстрирует принцип по¬этики Пастернака, который превращает «абстрактную мысль в одну или ряд зримых (вернее, ощущаемых) картин»: «Так, метафорический, аб¬страктный образ «плыть с его душой и с нею же терпеть крушенье» пре¬вращается в цепь картин, включающих и наблюдаемую со дна («точка зрения» утопленника!) трость, которая плавает на поверхности воды, оказавшейся в таком ракурсе — поднебесьем» («Семиотика». С. 230-231). Биографической основой стих, стали события весны 1910 г., когда Пастернак «выводил» своего друга А. О. Гавронского( 1888-1958) из глу¬бокого душевного кризиса, «заразившись его состоянием», — как пи¬сал он А. Штиху 17 июля 1912 г.

«Имимо непробудного трюмо…» — «Семиотика»; варианты: ст. 1: Оставив непробудные трюмо,

ст. 8: С молчаньем ангела и звонкой кровью шпор,

ст. 9: О как закинет первую гирлянду

Появление излюбленной темы Пастернака — рождественской елки и зимних праздников как живого образа детства.

«[Плоскою] грудь[ю]подростка…» — «Семиотика»; последняя стро¬фа зачеркнута; варианты:

ст. 1: Небо по грудь подростка

ст. 1—4: Плоскою грудью подростка

Небо казалось весной.

О как жестоки и жестки,

Жмемся к одежде ночной, ст. 3—4: Как против ночи мы жестки,

Сам я с землей за спиной, ст. 5-8: Мы на подмостках — одни.

Верь же, я — небо — ребенок,

Палевой ночью весны

Звонок закон амазонок, ст. 9: Былей забытых и притч.

«Мастер уехал давно…» — «Семиотика», текст стих, зачеркнут; ва¬рианты:

ст. 1—2 а): На рассвете, перед дверью,

Дверью мастерской, ст. 1-2 б): Я опять подмастерье,

Верь мне — верь, ст. 4: И даже не смятый покос

Бруствернасыпь перед окопом, военное укрепление с бойница¬ми для стрелков.

«Пространства туч—декабрьская руда..*—«Семиотика»; варианты: ст. 1-4: И как всегда обременен рудою,

Рудою туч нагружен был квартал.

И как всегда над санною ездою

Смычок-фонарь <...> заколебал, ст. 1: И небосклон, залегший, как руда,

ст. 13-14: И вечер, размещенный нараспев,

Борясь со сном, картавит огоньками, ст. 20: Там горизонт рябой уносят птицы, ст. 21—22: И выкорчевывают, как всегда,

Кремлевский благовесттысячелетний дуб. вместо ст. 23—26:

И накренясь, вычерпывает гул

Даль белокаменной из каждого проулка.

И вот повисшим лесом гул заснул.

И вот гремя над отрока прогулкой,

Сползает туч гудящая руда, ст. 28-30: И тише пляшущих вкруг дуг испарин

Притихло небо, стихло. — Тише стен!

Как благовест, гуляют тень и барин, ст. 31-32: И вдруг душа, — кувшинка полой плошки,

Заправь ее под благовест в зрачки, ст. 32-33: В колоколах кочует жизнь в тумане,

И как колокола, кочуют клячи, ст. 37: В которой загнанный погоней океан

«Быть полем для себя; сперва как озимь…» — «Семиотика»; варианты: ст. 1-2: Быть полем для себя; все ежедневней

Межой событья душного идти, ст. 2: Не узнавать себя, потом сквозь сон

«Немотно!Насильственно заперт…» — Избр.—1985. Т. 2. Варианты по автографу:

ст. 1: Но грустно! Насильственно заперт

ст. 1—3: Мой брат, ты дышал ли сегодня

<...> поверю свой дух

<...> Десница Господня ст. 10-12: Рождают видений бред

И будят строфою тревожной

Волненья сменившихся лет. ст. 12: Привычки из прожитых лет.

Дар детства определяется как открытость «миру отверженных», ка¬лек на церковной паперти, «нищих духом» и благодарность за «зажжен¬ный» ими огонь «пугающей до замирания жалости» («Люди и положе¬ния», 1956).

«Иесли былюбовь взяла…» — Избр.-1985. Варианты по автографу: ст. 5-6: Играй же мной, раз день играл,

Играй, богини изголовье,

Как набегающий камыш В стих, отразились отказ И. Высоцкой летом 1912 г. и бессонные ночи в Марбурге.

«Бесцветный дождь… как гибнущий патриций…» — «День поэзии», 1981. Автограф был подарен К. Локсу в составе цикла «Жнивье». Перечисляя в «Охранной грамоте» темы стих., запоем писавшихся летом 1912 г. в Марбур¬ге, Пастернак назвал стихи «о южном дожде». Весной 1913 г., собирая стихи для своей первой публикации, Пастернак писал С. Н. Дурылину: «Вообще я против «Дождя» ввиду того, что <...> не сохранился тот живой и непо¬средственный образ сплошного стершегося безземелия, которое свелось только к дару песен, сумеречных песен без слов, которые вызвал во мне один неизлечимый, трехдневный дождь в Марбурге, и которому я посвятил сти¬хотворение». Здесь же Пастернак приводит ст. 1-2 ранней редакции: О дождь, обезземелевший патриций, Чье сердце смерклось в даре повестей!

«Он слышал жалобу бруска…» — Стих, и поэмы—1965. Автограф был подарен А. Штиху в 1912 г. (РГАЛИ). Те же образы бессонницы и звуки просыпающегося дня вошли потом в сюжет первого отрывка «Из поэмы» («Я тоже любил, и дыханье…», 1916,1928), посвященного марбургскому лету.

Элегия 3. — Стих, и поэмы-1965. Автограф был подарен А. Штиху в 1912 г. (РГАЛИ). …жестокий ваш отказ. — Имеется в виду объяснение с И. Высоцкой в Марбурге.

«Там, в зеркале, они бессрочны…» — Стих, и поэмы—1965 по авто¬графу, подаренному А. Штиху (РГАЛИ). — Автограф из собр. К. Локса отличается вариантами:

ст. 1: Там в зеркале — о как заочны,

ст. 3: Самой себе такой заочной

…в зеркале, они бессрочны,/Мои черты… — аналогичный образ ис¬пользован в стих. «Баллада» (1916): «Черты твои в зеркале срочны».

«Пусть даже смешаны сердца…» — Стих, и поэмы»—1965. Автограф из собр. А. Штиха (РГАЛИ).

«В пучинах собственного чада…» — Избр.—1985 по списку рукою А. Штиха. — «Семиотика»; вторая строфа, выпущенная в списке Штиха:

И звуки кажутся с горы Фигурами доски шахматной, (Как башни на доске шахматной) И эхо движется обратно За каждым шагом их игры.

Варианты:

ст. 1-2: Как свечи, опрокинутые книзу,

Так гаснут и хладеют водопады, ст. 2: Как свечи в павших канделябрах,

ст. 4: Под гулы траурных литавр,

ст. 5-8: Как привиденье Монгольфьера,

С собой приведшего ладью,

Так Сен-Готарда профиль серый

Относит долы в ночь свою, ст. 7: Монблан явился темно-серый,

ст. 8: Влача кантоны в ночь свою.

Как обращенный канделябр… — впечатление от альпийских водопадов навсегда сохранилось у Пастернака в образе перевернутого пламенем вниз подсвечника, он повторялся потом в стихах о Грузии «Немолчный плеск солей…» (1936): «Как пламя кувырком / Упавшего шандала» и в стих, о переделкинском ручье «Опять весна» (1941): «Тонет в чаду водяном быс¬трина/Лампой висячего водопада / К круче с шипеньем пригвождена». Монгольфьер — воздушный шар, названный по имени изобретателей, бра-тьев Монгольфье. См. также описание освобождающихся от тумана гор, подобных взлетающим воздушным шарам в прозаическом отрывке «Ночь. Только водопады…»: «…с приближением рассвета горы, словно наполня¬емые шарлиеры, приподымаются, расправляются изнутри, принимают свои растянутые формы, расступаются друг от друга и тихо-тихо отделя¬ются от долин, еще черных, как прииск в этот час» (т. III).

«Кто позовет амазонку в походы…» — «Семиотика». Текст стих, в автографе перечеркнут. Вариант

ст. 2: Где засыпая, в крови, одногрудая,

Образ поверженной амазонки позже лег в основу стих. «Маргари¬та» (1918). …над ней, одногрудою… — свое название амазонки получили от греческого слова d^d^og — безгрудый; они выжигали себе правую грудь, чтобы она не мешала при натягивании тетивы лука.

Piazza S. Marco. — «День поэзии», 1981. Автограф, подаренный К. Локсу, в составе цикла «Жнивье». — «Семиотика», без назв. и строф 3—4; варианты:

ст. 3: Море вставши — ушло, как мать,

ст. 7: Говор дна — это плач половиц

Сан Марко — главная площадь в Венеции, где Пастернак пробыл три дня в августе 1912 г. Возможно, стих, было написано раньше, в Мар-бурге, а назв. получило позже. Перечисляя в «Охранной грамоте» пи¬савшиеся там стихотворения, Пастернак называет и стихи «о море».

«Пускайрассвет полынный даже…» — «Семиотика»; варианты: ст. 3—4: И зыби мертвые адажий

Ложатся под твою ладонь. Santo Сатро (святое поле. — ит.) — кладбище в итальянских го¬родах.

«За ними пять слепых застав…» — «Семиотика»; варианты: ст. 4: Прижавшем зрячего сустав,

ст. 5-8: Томит в кольце слепых ключицу

Планет без далей и сторон.

Не таковы ли и бойницы

В венце трилистников — ворон.

«Янайден у истоков щек…» — «Семиотика»; варианты: ст. 3-4: О ты, покоящий висок И свечек гибнущее эхо. На отдельном листке того же собрания студенческих бумаг имеет¬ся, вероятно, более поздний вариант первой строфы: ст. 1-4: С гортанью найден мой висок, Но дальше, к древнему низовью Относит от истоков щек, Относит взветренной любовью. Эпиграф «Reste dans ton etreinte» («Остаюсь в твоих объятьях». — фр.) — подпись под новогодней телеграммой, посланной Иде Высоц¬кой за границу. После объяснения летом 1912 г. отношения Пастернака с Идой оставались прежними; судя по ее воспоминаниям, она не при¬дала никакого значения его признаниям, запомнив только, что он пе¬рестал с ней видеться после ее замужества в 1917 г. (Boris Pasternak. CoIIoque de Cerisy-La-Salle. Paris, 1979. P. 518).

«Пусть над тобою, друг…» — «Семиотика»; вариант ст. 3: И гор светающих испуг

Внизу подтекстом четверостишия записана рифма: Первопрестоль¬ным — Колокольным, определяющая план незавершенного стих, обра¬зами Москвы.

«Пусты объятья башенных…» — «Семиотика»; варианты: ст. 4: Сомкнет засов,

ст. 7-8: Бесснежьем прежним до восьми, Людьми и кругом дуг.

«Исловно наугольник площадей…» — «Семиотика»; варианты: ст. 6: За мир, где в залах люстры пылки.

«С каждым шагом хватаюсь за голову…» — «Семиотика», строфы 2-3 вычеркнуты. Внизу под стих. — четверостишие, названное «Рифма на ей»:

Скажи же навсегда адье

Своей прекрасной даме,

И неуступчивое лье

Заляжет между вами. Это и следующие восемь стих., написанные на больших листах бу-маги с маркой рижской фирмы, мы датируем 1913 годом, временем на¬писания стихов, составивших книгу «Близнец в тучах».

«Облака были осенью набело…» — «Семиотика», с опечаткой в ст. 11; варианты:

ст. 4: Нашей ночи отъезжие сны.

ст. 6: Были черные дали елей,

ст. 9—12: О ветра и вереска вретище,

О далей разнузданных ветр,

Багровыми брызгами метящий

Прибой густолиственных недр.

«Грозя измереньем четвертым…» — «Семиотика»; вариант

ст. 13: И шелест над личным порывом

В автографе внизу под стих, примеч.: «См. статью Импр<ессио-низм> в лирике». По договоренности с С. Бобровым Пастернак для из¬дательства «Лирика» собирался летом 1913г. написать несколько статей для теоретического сборника «Символизм и бессмертие», — возможно, это стих, было иллюстрацией к статье для несостоявшегося сборника.

Передышка. — «Семиотика»; вариант ст. 12: Над строфою век прошел.

«Недоуменье очных ставок…» — «Семиотика»; варианты: ст. 3: Сошло с своих высоких лавок,

ст. 4: Целует в ногу чудный день.

«Быть может, над городом нынче…» — «Семиотика»; в автографе стих, вычеркнуто. Вариант

ст. 1: Быть может

Скачать:TXTPDF

Лотман иллюстрирует принцип по¬этики Пастернака, который превращает «абстрактную мысль в одну или ряд зримых (вернее, ощущаемых) картин»: «Так, метафорический, аб¬страктный образ "плыть с его душой и с нею же терпеть