Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 3. Повести, статьи, эссе

этих слов и до: Привыкнуть нельзя было к Владимиру Маяковскому… — выпущено при публикации 1931 г.; было в рукописи и машин., восстановлено в наборной машин. (РГАЛИ). Далее в рукописи вычеркнуто: «Привыкнуть нельзя было к тому, что и самим пытающимся переживается в рвущемся вон и изливающемся в вековых откровенностях движеньи, к разноименному в поколеньях и вечно содержащемуся в поэзии поэту».

Я снимал комнату с окном на Кремль. — В Лебяжьем переулке, дом 6.

Николай Николаевич Асеев (1889—1963) — поэт, начинавший печа¬таться в тех же изданиях, что Пастернак; в 1920-х гг. ближайший сотруд¬ник Маяковского.

Он пришел бы от сестер С…. — сестер Синяковых, которые жили тогда в Замоскворечье. На одной из них, Ксении Михайловне, Асеев вскоре женился.

Юргис (Юрий Казимирович) Балтрушайтис (1873-1944) — рус¬ский и литовский поэт-символист. Летом 1914 г. в Петровском на Оке Пастернак жил в семье Балтрушайтиса в качестве домашнего учителя его сына Жоржа.

Вячеслав Иванович Иванов (1866—1949) — поэт-символист.

Остальные дачники были также из артистического мира. — В из¬дании 1931 г. к этому месту авт. примеч.: «Среди них Е. В. Муратова», отсутствующее в рукописи. Евгения Владимировна Муратова — первая жена писателя П. П. Муратова (1881-1950), воспетая под именем «Ца¬ревны» в стихах В. Ф. Ходасевича 1911 г., в 1920-х гг. — редактор «Крас¬ной нови», где публиковалась «Охранная грамота».

С. 220. С гиперболизмом Гюго… стал сравнивать его тогда Вячеслав Иванов. — Вероятно, речь идет об одном из разговоров В. И. Иванова с Пастернаком в Петровском на Оке летом 1914 г.

С. 221. …усмехалась в углы плотно сколотых платков. — После этих слов в рукописи вычеркнуто: «И хотя это было в начале войны, ноги разминали по команде, орали с ведома начальства и в наглости из суб¬ординации не выходили, из классных в радости товарных не вмешива¬лись, потому что остановка была короткая и без буфета. Раздавался рев взорвавшегося озорства. Поезд трогался. Все смолкало вдали. За поез-дом, как за перекормленным рысаком, на подушках облаков оставались горячие комки крутого рассыпчатого дыма».

3. М. М-ва — Зинаида Михайловна Мамонова, певица.

Исай Александрович Добровейн (1890-1955) — композитор, дири¬жер, последние годы руководил Филадельфийским оркестром.

Велимир Хлебников (наст, имя: Виктор Владимирович; 1885-1922) — поэт-будетлянин.

поэзия моего пониманья все же протекает в истории… — в руко¬писи после этих слов вариант: «и у людей, а не в описанных Свифтом государствах».

Игорь Северянин (наст, имя: Игорь Васильевич Лотарев; 1887-1941) — эгофутурист. После выступления Северянина в декабре 1912 г. в «Обществе свободной эстетики» Пастернак писал К. Локсу: «Как мало обещает сочетание слов «Игорь Северянин». Между тем после двусмыс¬ленностей, колеблющихся между косметикой и акосмизмом, следует поэма, развернутая во всем великолепии ритмики и мелодичности, кото¬рая составлена из названий мороженого, пропетых гарсоном на площа¬ди под нестройный, плещущий гомон столиков. В этом стихотворении при всей его вычурности, на уровне первобытных наблюдений, — схва¬чена печаль разнообразия, непокоренного целостностью. Что же касает¬ся дальнейших стихотворений, то в них уже — открытое море лирики». Речь идет о стих. «Сирень в мороженом» (1912).

С. 222. …поэт, с честью выходивший из испытанья, каким обыкновен¬но являлось соседство Маяковского. Из множества людей… — в рукописи после этих слов вычеркнуто: «— и сюда я включаю себя и Асеева».

С. 223. …влюбой последовательности, не насилуя слуха — после этих слов вычеркнуто: «Речь не о размерах, разумеется, а о породе». О друж¬бе Маяковского с Большаковым вспоминал Асеев: «До меня он был так¬же, кажется, дружен с Константином Большаковым, поэтом одного с ним роста и внешней самоуверенности, при большей мнительности и уязвимости душевной. Кроме того, Большаков был добр, что тоже ощуща¬лось Маяковским безошибочно» («Маяковский в воспоминаниях совре¬менников». М., 1963. С. 417). Скромность Большакова сказалась также в следующем признании: «Когда в позапрошлом году появилась «Охран¬ная грамота» Пастернака, многие совершенно серьезно недоумевали, почему это мне там посвящены такие строки» («Литературная газета» 7 августа 1932).

воля идет иногда в направленьи осознанной неизбежности. — В ру¬кописи после этих слов вычеркнуто: «Подбор его знакомых был законен. Он их избирал в прикрытье своей самоизоляции, с мрачной логикой на все махнувшего рукою фаталиста».

С. 224. …сын Шестова… — сын философа и писателя Л. И. Шес-това (1866—1938), Сергей Львович Листопад, погиб в 1916 г.

…освобождался при всех последующих переосвидетельствованьях. — Из-за сломанной в 1903 г. и сросшейся с укорочением ноги.

Через год я уехал на Урал. — В январе 1916г.

Перед тем я на несколько дней ездил в Петербург. — В конце сентяб¬ря 1915 г.

С. 225. …он мял взмахами шагов версты улиц… — перифраз из по¬эмы Маяковского «Флейта-позвоночник»: «Версты улиц взмахами шагов мну».

…вышло «Облако в штанах». — В рукописи после этих слов вычерк¬нуто: «И не только он, даже его книжка форматом и набором была вто¬рым Литейным в огнях, прохожих и снежном кишеньи извозчиков».

…разместились мои мысли о нем в зимнем полуазиатском ландшафте «Капитанской дочки»… — эти мысли нашли отражение в писавшейся в апреле 1916 г. статье о Шекспире и в январе 1917 г. — рецензии на книгу Маяковского «Простое как мычание». — Действие «Капитанской доч¬ки» Пушкина происходит в местах восстания Пугачева, на Урале и в Прикамьи, где Пастернак жил в 1916 — начале 1917 г.

Смеясь, он почти со мной соглашался. — В рукописи после этих слов вычеркнут эпизод («Ранние редакции»: «Уже и раньше, или, лучше ска¬зать, всегда…». С. 521).

С. 226. Орфизм — религиозно-мистическое течение в Древней Гре¬ции (VI в. до н. э.), происхождение которого связано с обновленным культом Диониса и введением очистительных обрядов.

Пассионалии — средневековые мистерии Страстей Господних.

С. 227. …смотрели с Сивцева Вражка зимние сумерки, террор, кры¬ши… — слово «террор» выпущено в издании 1931 г., было в рукописи и машин. 1931 г., восстановлено по наборной машин. (РГАЛИ).

Хозяин квартиры, бородатый газетный работник… — журналист Михаил Давыдович Розловский, у которого в доме 12 по Сивцеву Вражку Пастернак снимал комнату в 1917-1918 гг.

Они стреляли то пачками… —• с этих слов и до: Иногда их трескот¬ня переходила… — выпущено при публикации 1931 г.; было в рукописи и машин. 1931 г.; восстановлено в наборной машин. (РГАЛИ).

С. 228. …особняк в Трубниковском переулке, дом 17, принадлежал художнику и коллекционеру И. С. Остроухову. Теперь там находится Государственный Литературный музей.

Корниловский мятеж произошел 25—31 авг. 1917 г. Его возглавлял генерал Л. Г. Корнилов (1870-1918).

…спорил я с Маяковским. — В рукописи после этих слов вычеркну¬то: «Была осень. Передо мной ходили и сталкивались мокрые деревья сада и за ними бежало, отряхиваясь на бегу, грязное, забрызганное до бровей, мокрое облачное небо».

Константин Абрамович Липскеров ( 1889-1954) — писатель и пере-водчик.

…с тем… что разбивал лбом вершковые доски. — Владимир Гольд-смит.

впервые как с чужим говорил со своим любимцем… — в рукописи вместо этих слов было: «впервые совершенно, как с обыкновенным смертным говорил со своим кумиром». Вечер, о котором шел спор, со¬стоялся 24сент. 1917 г. в Политехническом музее.

…в доме стихотворца-любителя А. — Встреча у Амари (Михаила Осиповича Цетлина; 1882-1945) состоялась28 января 1918 г. М. Цвета¬ева в письме Пастернаку 29 июня 1922 г. вспоминала об этой встрече: «Когда-то (в 1918 г., весной) мы с вами сидели рядом за ужином у Цейт-линов. Вы сказали: «Я хочу написать большой роман: с любовью, с ге¬роиней — как Бальзак»» (Марина Цветаева. Собр. соч. в семи томах. Т. 6. М., 1995. С. 222).

С. 229. Маргарита Васильевна Сабашникова (1882-1973) — поэтес¬са, художница, автор мемуаров.

На родину его вернула революция. — Андрей Белый вернулся из Швейцарии в Россию в сентябре 1916 г.

С. 230. Он в тесном кругу прочитал «150 ООО ООО». И впервые мне не-чего было сказать ему. — Б. Ф. Малкин вспоминал об этом чтении: «Мне хочется припомнить, как лет двенадцать назад мы в небольшой группе, я, Маяковский, Пастернак и др., состоящей из 7-8 человек, слушали, как Маяковский читал свои «150 миллионов», и помню, как сейчас, взволнованность Пастернака, который после окончания чтения подо¬шел к Маяковскому и сказал: «Володя, — после «Облака в штанах» — это ваш конец»». На том же литературном декаднике в ФОСП 13 апр. 1932 г. С. И. Кирсанов сказал: «»Охранная грамота» — это линия отри¬цания огромного творческого подъема, который пережил Маяковский за последнее время» (Стенограмма. И МЛ И, ф. 120).

…издавали «Современник»… — речь идет о пушкинском «Современ¬нике», разрешение на издание которого было получено в последний год жизни Пушкина, в 1836 г. Аналогии с биографией Пушкина расширяют понимание последнего года поэта как повторяемой из века в век законо¬мерности.

С. 232. Каких только слонов не делают тут из мух. — В рукописи после этих слов было: «О, когда бы только не эта новая, ни с чем не сравнимая уязвимость полного душевного обнаженья!» — Тот же текст в машин. 1931 г. — В наборной машин. (РГАЛИ) вычеркнуто автором.

С. 233. …представив свою драгоценность миру… — в предсмертном обращении к правительству Маяковский причислял В. В. Полонскую к своей семье с просьбой к государству позаботиться о ней.

Но одинаковой пошлостью стали давно… — в рукописи вариант: «Но одинаково глупо произносятся на свете слова: гений и красавица. А как они близки по смыслу!» — Тот же текст в «Красной нови» (1931, № 5— 6). — Вычеркнуто автором в наборной машин. (РГАЛИ). Эта главка по¬священа роману Маяковского с Вероникой Витольдовной Полонской, но в ней отразились также судьба и характер Зинаиды Николаевны Ней-гауз, вскоре ставшей второй женой Пастернака.

С. 234. Ольга Георгиевна Силлова (Петровская; 1903-1988) — поэт, переводчик. …выход ее собственному горю. — Имеется в виду недавний расстрел ее мужа В. А. Силлова. В публикации 1931 г. это имя обозначе¬но инициалами: О. С. и далее С-вой. В наборной машин. (РГАЛИ) дано целиком.

ЯковЗахарович Черняк( 1895-1955) — историк литературы. Николай Михайлович Ромадин( 1903-1987) — художник.Женя — Евгения Влади¬мировна Пастернак (1898-1965) — первая жена Пастернака, художница.

С. 235. …прижав голову к притолоке, плакал Асеев. — В рукописи вычеркнуто: «Уткин».

…беззвучнорыдавший Кирсанов. — В рукописи вычеркнуто: «Асеев».

С. 236. Л. А. Г. — Лев Александрович Гринкруг (1899-1965) — друг Л. Ю. Брик, киноработник.

..маловероятный Лондон, куда отошла телеграмма. — Л. Ю. Брик была в это время в Лондоне у матери.

…упорно куда-то порывался и… — после этих слов в рукописи: «не¬уклонно, шаг за шагом, куда-то уходил». — Тот же текст в машин. 1931 г. — В наборной машин. (РГАЛИ) вычеркнут рукою автора.

Это было выраженье, с которым начинают жизнь… — в рукописи после этих слов вычеркнуто: «…а не которым она кончается, и сколько в бровях, во лбу и положеньи головы было от молниеносности послед¬них

Скачать:TXTPDF

этих слов и до: Привыкнуть нельзя было к Владимиру Маяковскому... — выпущено при публикации 1931 г.; было в рукописи и машин., восстановлено в наборной машин. (РГАЛИ). Далее в рукописи вычеркнуто: