Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 5. Публицистика. Драматургия

20 лет, Пастернак называет себя северянином, противопоставляя южным свидетелям южной природы и жизни.

С. 298. …недочитанного Канта и несколько бесплодных тетрадей из математического коллегия… — Клейст поступил во Франкфуртский уни¬верситет, где занимался математикой и нравственной философией.

…не пропущенную либеральным министерством патриотическую газе-ту. — В 1810 г. Клейст «предпринял издание вечерней газеты, для кото¬рой в течение нескольких месяцев написал бездну мелких статей…» («Ге¬нрих Клейст», 1939-1941).

…в самом начале своего развития, еще в кружке военных… — «При¬надлежность к старинной семье Клейстов с колыбели предназначала его к военному поприщу» (там же).

С. 299. …основной врожденный напев его — отрешение от непосред¬ственной интуиции… — в письме 17 мая 1911 г. Пастернак писал матери: «…Меня все значительное в жизни выталкивает из нее; для меня осо¬знание выше всего, я не люблю жить, я люблю истолковывать».

Геракл и товская poазиррационального… — понятие потока или кру¬говорота душ в философии Гераклита Эфесе кого (ок. 520 — ок. 460 г. до н. э.). Мировой душой, объемлющей землю, по философии Гераклита, является логос, занимающий центральное положение в круговороте эле¬ментов и их перетекании из одного в другой. Понятие логоса, по-раз¬ному трактуемое в позднейшей философии, было впервые введено Ге¬раклитом. По воспоминаниям историка философии П. С. Попова, Па¬стернак посвятил Гераклиту студенческое сочинение, широко обсуждав¬шееся в университете, текст его не сохранился.

Так ли это?! О нет… — после этих слов выпущено: «Клейстбыл бы непонятен, нецелен без этого периода, этого трагического введения к трагической жизни. Трагического, ибо, не овладев еще формой своих сообщений, — не став художником, он уже переполнен основным ак¬том [своих творений] их — [самоистязанием]».

С. 301. …в кругу его кузин и дочерей гарнизонного начальства… — в статье «Генрих Клейст» (1939-1941) Пастернак писал, что Клейст «стал читать повторительные курсы слышанного небольшому дамскому об¬ществу из знакомого офицерского круга. Главными посетительницами лекций были невеста Клейста, генеральская дочь Вильгельмина фон Ценге, и его сводная сестра Ульрика».

С. 302. …написал бы опыт… К идее универсальной игры. — Понятие «игры» — центральное в философии Ф. Шиллера, этим термином он называет свободное раскрытие творческого характера человека («Пись¬ма об эстетическом воспитании человека», 1795).

самоубийство, на которое он позвал случайного человека… — см. в статье «Генрих Клейст» (1939—1941): «У Клейста была знакомая, неиз¬лечимо больная музыкантша Генриетта Фогель. <...> она сказала, что охотно рассталась бы с жизнью, если бы нашла товарища».

среди играющих лесов… гонимых замыслом, как и он… — после этих слов выпущено: «теперь его самоубийство, для которого ему нужен был участник: он зашел за ним, чтобы вместе пройтисьпотому что нельзя было остаться одному: это превращало бы его странствие в личный, слу¬чайный факт, немой, безотносительный к слову; тут человек, который [вышел] бродить только, но с тем, чтобы увести свой замысел из комна¬ты, с подъезда и с вымощенного двора и дальше, чтобы на крутом подъ¬еме, который опущен влажным гасильником над приземистой заревой далью, не остановиться и здесь».

С. 303. Не слова ли Логоса, замысла… Где двое соберутся во имя Мое, там Я буду третий с вами. — Греческое слово «логос» означает одновре¬менно «слово» и «смысл», «замысел», то есть смысловую упорядочен¬ность бытия. Гераклитовский космический Логос в христианстве пони¬мается как воплощение Бога-Отца («В начале было Слово…», Ин. 1,1), чье слово представляет собой второе лицо Троицы — Христос. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» — слова Христа, обра-щенные к ученикам (Мф. 18, 20).

<0 предмете и методе психологии> (С. 303). — Slavica Hierosolymi-tana. IV, 1975. — Автограф без назв., на обложке тетради надпись «Нат<орп> и о Л<ей>бнице». Работа написана в ноябре-декабре 1911 г. и была представлена профессору Г. И. Челпанову, читавшему курс лек¬ций по психологии.

Л. С. Флейшман склонен датировать ее зимой 1912-1913 г., отно¬ся кспецкурсу Челпанова (Философские конспекты. С. 121). Сохранив¬шиеся библиотечные требования на книгу марбургского профессора Пауля Наторпа (1854-1924) «Einleitung in Psychologie nach Kritischer Methode» («Введение в психологию по критическому методу»), 1888, на которую опирается реферат, датированы весной 1911 г., временем сдачи полукурсовых экзаменов. Экзамен у Челпанова был сдан 24 мая 1911г. на «весьма удовлетворительно».

В наброске письма 1910—1911 гг. неизвестному лицу, сохранившем¬ся среди студенческих тетрадей, есть упоминание об этой работе и бли¬зости Пастернаку изложенных в ней мыслей: «Я сейчас собираю мате¬риалы для двух работ по греческой философии и для работы по психо¬логии в Марбургской школе. Есть величавые мысли, даже навыки, мо¬жет быть, далеких эпох, которые как-то жалко звякают, пока к ним подходишь по традиции, — потом вдруг содрогаешься от того, что и в себе находишь их и тогда они становятся грандиозными».

Это единственная из философских работ Пастернака, сохранив¬шаяся в достаточно полном виде. В подробной статье, предпосланной двухтомному собранию фрагментов студенческих конспектов, Флейш¬ман замечает, что «чем больше мы узнаем о философском этапе в жизни Пастернака, тем яснее для нас становится фундаментальная роль заня¬тий философской наукой в становлении его как поэта» (Философские конспекты. С. 125).

Известный психолог С. Г. Геллерштейн, комментируя в 1965 г. этот реферат для неосуществленной книги эстетических работ Пастернака, писал: «По складу своего ума и воображения Пастернак не способен был изложить в форме сухого реферата чье бы то ни было философское или психологическое учение без того, чтоб не выразить своего внутреннего, творчески пристрастного отношения к этому учению. Более того, чу¬жие мысли были для Пастернака скорее поводом для продумывания собственных идей, и если он находил в авторе интересного для себя со¬беседника, то, заражаясь его мыслями, он с удвоенным внутренним на¬пряжением формировал свое философско-эстетическое мировоззрение. Работы П. Наторпа послужили для Пастернака своего рода катализато¬ром, возбудившим и направившим искания еще не сложившегося ху-дожника-мыслителя и заставившим его задуматься над коренными про¬блемами психологии и их ролью в понимании сущности искусства и природы его творца. Идея связи искусства и сознания не раз находила отражение в поэтических и прозаических произведениях Пастернака, содержащих великолепные по глубине мысли образцы проникновения в психологию творческого состояния. Пастернака не могла удовлетво-рить психология как ветвь биологии, отстраняющаяся отрешения глав¬ного вопроса — вопроса о сознании. Заостренное внимание Пастерна¬ка <...> к философии и психологии вызвано было стремлением познать законы того «внутреннего формирования действительности», которое составляет сущность художественного творчества <...> П. Наторп пи¬сал: «Искусство — это не произвольная выдумка, не случайные продук¬ты фантазии. Это откровения, как бы видения, объективные созерца¬ния, то есть в определенном смысле истинные предметные формирова¬ния». В своем очерке Пастернак показал, как совершается это форми¬рование, какую роль в этом процессе играет сознание и бессознательное, как «возможное сознание», как и то, и другое реализуются в акте воли, ощущения, представления, как сознается содержание во времени, ка¬кова роль апперцепции, как тождественное становится нетождествен¬ным («непостижимое чудо сознания») и — главное — как связаны меж¬ду собой субъективное и объективное в живом творческом акте» («Во¬просы философии», 1988, № 8. С. 96,97).

Флейшман тоже отмечает в студенческих тетрадях Пастернака, «присутствие сильного «лирического» начала, случаи «переливания» конспекта философского источника <...> в глубоко интимные пастер-наковские пассажи, прямо подводящие к тогдашним или позднейшим его размышлениям на философско-поэтические темы. Органичность таких внезапных «прорывов» чисто пастернаковского начала в добро-совестно-скрупулезном изложении теоретических работ, когда Пастер¬нак просто не может совладать с наплывом мыслей, вызванных чтени¬ем источника, — не может не волновать исследователей Пастернака» (Философские конспекты. С. 135—136).

Следуя за Г. И. Челпановым, который причислял психологию к разряду философских наук, Пастернак, разбирая соотношение психоло¬гии и «эстетического сознания», относил первую к явлениям субъектив¬ного плана, а искусство — к классу «объективных явлений». «Хотя, по его словам, — пишет Флейшман, — искусство преследует «психологиче¬скую живость» и имеет дело с тем же материалом и той же задачей, что и психологияизвлечь из обыденного сознания субъективность во всей ее живой невозможности»), ошибочно думать, что оно психологично по существу. Будучи «психологичнее психологии», оно избегает того противоречия, на котором последняя основана: оно способно из такого материала субъективности сделать объективные выводы метафизичес¬кого характера. Искусство приводит к «проблеме», к «систематическо¬му постулату», а это, по Пастернаку, означает, что у него есть свой пред¬мет, — в то время как у психологии, дисциплины «субъективной», сво¬его предмета нет и быть не может; она — «беспредметна»» (там же. С. 122).

С. 303. Для Аристотеля психология есть широко построенная биоло¬гия. — Главным образом имеется в виду трактат Аристотеля (384-322 до н. э.) «О душе».

Телеологияучение о цели и целесообразности природы.

Энтелехия — в философии Аристотеля целеустремленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в дейст¬вительность.

Сократ и Платон слишком объективны… — учение Сократа (ок. 470— 399 до н. э.) представлено главным образом в произведениях Платона (427—347 до н. э.), где психология, или наука о душе, непосредственно связывается с проблемами воспитания и обучения добродетели (диало¬ги «Протагор», «Менон», «Федон», «Пир» и др.).

Протагор (ок. 490 — ок. 420 до н. э.) — сторонник относительнос¬ти знания, мерою которой он называл человека («Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»).

С. 304. …сознание… не Августиновское, а Картезианское… — Авгус¬тин (354—430) выводил существование Бога из самосознания человека, достоверности человеческого мышления. Рене Декарт (Картезиус; 1596— 1650) требовал проверки философского знания светом разума и субъек¬тивной достоверностью и вслед за Августином, который отвергал со¬мнения в существовании самого сомневающегося, считал абсолютной несомненностью суждение: «мыслю, следовательно, существую».

С. 305. Риккерт редуктивно добывает свой гносеологический субъ¬ект… — Генрих Риккерт (1863—1936) — один из основателей баденской школы неокантианства сводил бытие к сознанию субъекта, понимае¬мому как всеобщее безличное сознание.

Дескриптивный, дескрипция (отлат. descriptio — описание) — оп¬ределение единичных объектов посредством общих понятий (имен, свойств, отношений).

С. 308. Домена — область, владение.

С. 309. Перцепция и апперцепция — (от лат. perceptio — восприятие) термины, введенные Лейбницем для обозначения смутного, бессозна¬тельного впечатления (перцепция) в отличие от ясного его осознания, на основе опыта и предыдущего знания (апперцепция).

С. 312. Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) — немецкий фило¬соф, развивавший идеи Канта и Лейбница относительно явленной вещи как постоянной связи простых сущностей («Общая метафизика с нача¬лами философского учения о природе», 1828-1829).

С. 315. Квантификация — (от лат.: quantum — сколько и facio — де¬лаю) измерение качественных признаков.

Символизм и бессмертие. Тезисы (С. 318). — В кн.: Лазарь Флейш¬ман. Статьи о Пастернаке. Бремен, 1975 (с пропуском в тексте). — Те¬зисы отпечатаны на повестке «Кружка для исследования проблем эсте¬тической культуры и символизма в искусстве». Текст повестки: «10 ян¬варя сего года имеет быть закрытое собрание кружка в квартире К. Ф. Крахта (Б. Пресня, 9). Заслушан будет доклад Б. Л. Пастернака «Символизм и бессмертие».

Скачать:TXTPDF

20 лет, Пастернак называет себя северянином, противопоставляя южным свидетелям южной природы и жизни. С. 298. ...недочитанного Канта и несколько бесплодных тетрадей из математического коллегия... — Клейст поступил во Франкфуртский уни¬верситет,