Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 5. Публицистика. Драматургия

в ранних книгах, в «Ante Lucem»:

1) Живописанье природы отвлеченными и общими слова¬ми из пушкинского словаря является шагом назад не только после Фета и Тютчева, но даже и Лермонтова.

2) Гамлетизм — натурально-стихийная, неопределившаяся и ненаправленная духовность (Песня Офелии. См. 34 листок).

<1.> В дальнейшем воздушность и одухотворенность опи¬саний природы укрепляется

а) суженьем круга, нахожденьем круга тем, где этот характер изображенья уместен и даже, более того, единственно реалис¬тичен (переходные тона весны и осени, зимняя мгла, сумереч¬ная и вечеровая мягкость, — краски русского севера и русского неблагополучного города).

б) С момента, как эта манера начинает попадать в истин¬ную цель, система этих образных и речевых предрасположений начинает бурно развиваться как своеобразный Блоковский им¬прессионизм. Здесь именно рожденье творческой личности Бло¬ка, его миссии, его поэтического мира. Полное и инстинктив¬ное созвучье времени — одновременность.

2. В начале ненаправленный Гамлетизм душевно, идейно в мировоззреньи сужается, уточняется с созреваньем самой жиз¬ни поэта и тут встречается с превращеньями, происходящими в обществе накануне революции 1905 г. Творчески этот диффе¬ренцирующийся Гамлетизм ведет к драматизации всего Блоков-ского реалистического письма (всегда событья, таинственность, французское passй historique1: «Старуха гадала у входа».

Опять-таки угадка и находка образа мысли в эпоху преиму¬щественно историческую, изобилующую народными движенья¬ми, уличными происшествиями, не бытовую, но событийную.

Есть момент во внутреннем строе Блока и в ходе его разви¬тия, когда до истинного и плодотворного [совпаденья] наложенья

1 исторически прошедшее время (фр.).

этих сближающихся и взаимно определяющихся в сечении кру¬гов — круга действительной жизни его дней и круга своеобыч¬ных сил и средств, с которыми вступил Блок в поэзию, — место реальных задач в его воображении занимает общесимволистская школьная схематика. Стихотворенья этого типа надуманны и вымученны у Блока. Это преждевременные или заблаговре¬менные его упражненья на одноименные темы ложной глубины, по прошествии некоторого времени становившиеся правдиво биографическими у него.

Можно сказать, в отстояньях и сближеньях дара и жизни, взаимотяготенье и свеченье которых составило астрономию Блоковского творчества, [обязательный] символизм был треть¬им телом, прошедшимся по всем тем путям Блоковской духов-ности, в которые впоследствии вступила жизнь, символизм (школьный и схематический) был теоретическим затменьем Блока накануне жизненного просветленья. (Будущий святой демонизм Блока и анархическая широта взгляда.)

Первые символические части «Стихов о Прекрасной Даме» (II, лето 1901). Условный ландшафт условных ожиданий даже в лучших, отмеченных, выдающихся. Безжизненное и по недо¬статку одаренности вдохновителей: неопределеннотрактуътся под жизнь и тем производит впечатленье, останавливает и играет роль в литературном развитии. Для Блока: упражненья в обри¬совке будущих истинных картин природы и истинных положе¬ний. Страстный рисунок мыслящей, образной или выразитель¬ной энергии.

<Стр.>104.

Неотвязный стоит на дороге, Белый — смотрит в морозную ночь

— первое рожденье нового очень сильного мотива (Незна¬комки) вечернего городского драматизированного пейзажа. «Ночь на новый год», <стр. > ПО— усиленье того же мотива.

Церковные на стр. 113—117 (зима и весна (начало) 1902, IV том). «Сгущался мрак церковного порога», «Там в полусум¬раке собора», «Я укрыт до времени в приделе». Сильное про-никновенье жизни в схему.

<Стр.>130.

Днем вершу я дела суеты, Зажигаю огни ввечеру

— сильное предвестие «Незнакомки».

<Стр.> 134. «Там в улице стоял какой-то дом» — первое стихотворение будущего Блока «Петербургских повестей».

Я и мир — снега, ручьи, Солнце, песни, звезды, птицы…

Приближений, сближений, сгораний

— ритмическая быстрота перечислений. Свое, новый фор¬мальный мотив.

<Стр. > 135,136,137— о реке, белом платье, песке и камы¬ше — зачатки будущего «во рву некошенном».

<Стр.> 146, 147. Начало безлично-тревожного:

Говорили короткие речи,

К ночи ждали странных вестей.

— Метерлинк.

Вообще с лета 1902 (Стихи о Прекрасной Даме, V) начало технически формального мастерства, единство компоновки. <Стр. > 148. Зимний будущий полный Блок

За темной далью городской Терялся белый лед… Ревело с черной высоты…

и 149

Свет в окошке шатался, В полумраке — один — У подъезда шептался С темнотой арлекин.

Замечательно, что эти зимние петербургские стихи пишутся в августе в Шахматове (то есть в условиях творческого приволья), тематически из другого времени при мысли о будущем переез¬де в город.

Все время чередуются ложное глубокомыслие и многозна¬чительность с примерами быстрой меткости и неподготовлен¬ной наблюдательности. Случаи ложной глубины со «страшны¬ми» общими словами (оккультными или религиозными) ока¬зываются случаями пустоты и незаполненных схем: настрое¬нье расчерчено и разнесено по стиху и только не расставлены подлежащие: «призраки и девы» это именно подставные: имен¬но на эти места становятся затем действительные, «некто» из рабочей толпы, голоса из дали, арлекины, лица окошек, подъез¬дов и пр., «подглядыванье» заполняет эти устойчивые ниши символистического притворного суеверья.

<Стр. > 159. «Она стройна и высока» — «прятки», «подгля¬дыванье».

<Стр. > 161. При желтом свете веселились…

Всю ночь у стен сжимался круг

(потом повторяется в нескольких вариантах. <Стр. > 163).

Иногда очень точно, глубоко и хорошо о высоком с точ¬ностью определенья, как, например, о Христе. «О легендах, о сказках, о тайнах» — «Religio» — опять схемы, и отвлеченны, схе¬матичны: «черный раб… в ее нетронутом алькове».

Но «Прекрасную Даму», то есть русскую Богородицу в почи¬тании обрусевшего европейца или офранцуженного дворянст¬ва, или Российской прибалтийской столицы, впитавшей в себя блага нового французского или немецкого искусства, — эту Даму и вообще этот настой рыцарства на Достоевских кварталах Петербурга выдумал Блок, это его поэтическая идея и концеп¬ция, она реалистически уместна, без нее действительность тех лет и мест осталась бы без выраженья. Именно на сдвиге, смеще-ньи и выходе этого образа из схематического контура (очерта¬ния) в церковную окраску она реальна, как реальны, например, отдельные строчки (правдивые выраженья отдельных движений, мыслимых самих по себе и частью вошедших в догматы и мифы).

Например:

Сумасшедший, распростертый ниц… Я пролью всю жизнь в последний крик.

(<стр.>167)

Я закрою голову белым, Закричу и кинусь в поток.

(<стр.>170)

Первые стихи «Распутий» — биографическое самоутверж-денье Блока, сознанье единственности своей миссии среди сек-тантско-символистической «вселенскости», «братства», «мы» и т. д.

Я здесь один хранил… и пр.

один участник встречи, Я этих встреч ни с кем не разделил…

Стою у власти, душой одинок.

(Замечательный серый русский пейзаж — 174 стр.)

Опять о символистах и своем «я» и о «них», — «недоверье».

Вот сидят, погружаясь в дремоту, Птицы, спутники прежних годов… Эти бедные сонные птицы… Удрученные снами бессилья.

Песня Офелии — отнести к ранним. <Стр.> 176. «Я изнуренный и премудрый» (будущий) мо¬тив «В туманах, над сверканьем рос». <Стр.> 177,178, 179.

1. «Голос» — схема, оживленная энергией стиха и слога.

2. «Я буду факел мой блюсти» — схема, оживленная тесно¬тою намеренно сдвинутых, друг на друга наложенных образов.

3. «Мы всюду, мы нигде. Идем» — схема, почти распавшая¬ся под притоком действительного и живого содержанья. Сти¬хотворенье, драматизированное почти действительным появ¬лением, удалением и исчезновеньем чего-то. Реалистичность выражений:

Теперь не может быть и речи, Что не одни мы здесь идем, Что Кто-то задувает свечи.

Для будущих сопоставлений и соображений: формальное: нестерпимость у других, например, в нынешней версификации, откровенно формальных рифм, как: чаще — чаще, рос — рос, или начинающихся (впоследствии усиливающегося) ослабле-нья рифмы и перехода к ассонансам: заставки — лампадки; по¬золоты — кроткой, — и эстетическая действенность может быть даже повышенная этого у Блока и молодого Маяковского. При¬чина: глубокие мировоззрительные источники и резервы, под-держивающие всю систему образов и законы формы у обоих; внутренние константы, постоянные, повторяющиеся за всеми варьяциями и присутствующие в виде обязательной составной части содержанья.

Глубина содержанья, разработанная с тем же совершенст¬вом, как изощренность техники. Гармония обоих элементов, мыслимая только при этих данных, потому что дающая музыку даже при разнозвучии. (Поэтому неряшливость нынешней фор¬мы при пустоте нынешнего содержанья несносна.)

<ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ. ИЗБРАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ>

«Сонет к форме».

Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант не видим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе…

— Пройдено впоследствии.

Очень хорошо. Несомненно переработано впоследствии. Основание прелести. Сравни с 71 о вариантах.

Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, И долго заветная тайна Таилась в печали моей…

— Хорошо изложено. Общелитературные достоинства син¬таксиса.

Мечты, как лентами, словами Во вздохе слез оплетены…

Мрачной повиликой

Поросли кресты,

А внизу цветы

С красной земляникой…

«В саду».

Не дремлют тени, Не молкнет сад; Слова сомнений — Созвездий взгляд

— Аналитическая, словесная детализация. У Блока эпите¬ты из наблюдений. Растущее познанье.

«Встреча после разлуки». — Словарность. Вспомнить возра¬жения о Swinberne (?) в одной из статей Hopkins’a, где заслуга самого словаря в отношении рифмы. Такая же случайность

«тем», отдельных лишь благодаря словарной отдельности поня¬тия «сладострастье», «любовь», как теперь «твердость», «родина».

Я шел один: дремали изваянья Немых домов и призраки церквей; И думал я, как лживо ожиданье.

— хорошо.

Сокровища, заложенные в чувстве,

Я берегу для творческих минут,

Их отдаю лишь в строфах, лишь в искусстве…

Дитя, прости обманы поцелуя, Я лгу, моля, твердя «люблю», я лгу. Нет, никого на свете не люблю я, И никого любить я не могу!

— Входящие и исходящие, отчетность по поводу плоско и ложно теоретизируемой «любви». «Тема», между тем как у Бло¬ка проходящий <вихрь> созидательной силы, созидающей харак¬тер, поэтику. (Синтетическое познанье.) Но вдруг (отмеченные строки) и поразительная содержательность дальше. Блистатель¬ное знанье механики эгоизма.

«Измена».

Тяжелые капли текут по стеклу, Мерцания в лужах, дождливо, туманно…

Деревья бульвара кивают из тьмы, Пролетки по камням грохочут бесшумно.

— И все-таки временами некоторая неестественность син¬таксиса, специально-символистско стихотворного, как у Соло¬губа и Вяч. Иванова. Несвободная, неразговорная речь. Сравни непредвзятость Блока.

«Все кончено». — О «личности». Драматическая, историче¬ская, историей поглощенная личность, а не эгоистическая, замкнутая, самоудовлетворенная. Не личность, а звено в тра¬диции личностей в истории. Новая история общества в малом масштабе, на короткой дистанции и большой традиции лично¬стей, идущей от пророков и Голгофы и порываемой христиан¬ством и культурой.

Мыс тобой разошлись навсегда, навсегда! Что за мысль несказанная, странная!

Без тебя и наступят и минут года, Вереница неясно туманная.

хроника.

«Никогда мы не будем вдвоем, — я и ты…» И на грани пред вечной разлукою Я восторгов ищу в тайной муке мечты, Я восторгами сердце баюкаю.

— Пушкин, Шевченко, Лермонтов, Вольтеризм. «В ночной полумгле».

Но чу! Что за шелест лиан? Опять вау-вау проказа? Нет, нет! Два блестящие глаза… Подруга! Мой лук! Мой колчан!

— Отрицательно. Интересно, до чего доходит чепуха: «Опять вау-вау проказы». Отсюда распространилось географи¬ческое вранье и произвольность, книжные выдумки.

«На журчащей Годавери» — Отрицательно «С кометы» — Отрицательно. «Моя мечта».

Ей чужд покой окованных рабынь

Опять вздор и попутный язык. Алгебра слов, алгебра тем, случайные minima подлежащие и сказуемые.

«Туманные ночи».

Вся дрожа, я стою на подъезде

Перед дверью, куда я вошла накануне,

И в печальные строфы слагаются буквы созвездий…

— Вот, может быть, его символическая «изложенность». Как у романтика-прозаика.

NB. Все это — холод поисков и удача определений от ран¬ней преждевременной совершенной техники, как у лицеиста-вольтерианца Пушкина.

«Одна».

Даже с мерцаньем лампады Борется светом луна.

Даже и в девичьей спальне Помнится дремлющий сад.

Скачать:TXTPDF

в ранних книгах, в «Ante Lucem»: 1) Живописанье природы отвлеченными и общими слова¬ми из пушкинского словаря является шагом назад не только после Фета и Тютчева, но даже и Лермонтова. 2)