Интерес к «Африке» (издания, переводы) оживился в 70-х годах
прошлого века: объединение Италии под гарибальдийскими знаменами,
расцвет текстологической науки, 500-летие смерти Петрарки — вот три
разнородных и случайно совпавших фактора, которые этому способство-
вали. Однако оживившийся интерес уже не затухал, и забытая на
триста лет поэма перестала быть той прячущейся в безвестности изгнан-
ницей, какой велел ей быть поэт и какой она была в ожидании «при-
ветливого» века. Нусть «приветливый» — пока слишком громкое слово,
но век, действительно, по крайней мере, впустил к себе поэму: благо-
даря изданиям она приобрела вполне конкретную плоть, ее можно про-
читать в оригинале или по-итальянски, или по-английски, а вот теперь
и по-русски. Пусть читатель «Африки» сам решает, ему ли она завеща-
на или лучше отложить ее для ввуков.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ
1305—1311. Детство Петрарки в Инчизе.
Хронологическая таблица
1340—
1312.
1312—
1315—
1319.
1320-—
1326.
1326—
Разочаровавшись в надеждах на Генриха УП, Петракко пересе-
ляется в Авиньон ко двору папы Климента У; вскоре за ним сле-
дует его жена с сыновьями. Они поселяются в Карпантра, невда-
леке от перенаселенного Авиньона. Генрих УП умирает в сле-
дующем году.
Смерть матери. Латинское стихотворение в память ве — первое
сохранившееся произведение Петрарки.
Смерть отца. Петрарка. [ братом возвращаются в Авиньон («за-
падный Вавилон, мерзейший из тородов, подобие ада» — так назы-
вает его поэт в Письме). Папа Иоанн ХХИ (1316—1334А) ведет
жестокую борьбу с императором Людовиком Бавареким (1314-
1347), один выдвигает чантиимператора», другой — «антипану»; в
1328 г. Людовик коронован в Риме архиепископами, отлученны-
ми от «авиньонской церкви». Петрарка с тоской мечтает о возвра-
щении пап в Рим и о мирном соправительстве их с импера-
торами.
(и провансальском?) языке, до нас не дошедшие. Первые сохра-
нившиеся латинские письма.
. 6 апреля, в Страстной понедельник (впоследствии поэт, уподобляя
свои страдания Христовым, говорил, что это была Страстная пят-
ница), на утренней службе в авиньонской церкви св. Клары Пет-
рарка впервые видит даму по имени Лаура и влюбляется в нее
безответной любовью на всю жизнь. Предполагается, что это была
Лаура де Новес, жена рыцаря Гуго де Сад. В ее честь он начи-
нает писать итальянские стихи, собранные потом в «Канцоньере»
и доставившие Петрарке больше всего славы у потомков.
1330—1337. Петрарка на службе у кардинала Джованни Колонна, бли-
1335.
1336.
1337.
жайшего помощника авиньонских пап. Он вступает в духовное со-
словие и становится «застольным капелланом» кардинала (практи-
чески, по-видимому, его секретарем). Пишет первые латинские
стихотворные послания. Продолжает собирать рукописи, приготоз-
ляет критическое издание Тита Ливия (сохранилось в Британском
музее). В 1333 г. поездка (дипломатическая?) в Париж, Льеж,
Кельн и обратно через Лион.
Папой избран Бенедикт ХИ (1335—1342); Петрарка обращается
к нему с двумя стихотворными посланиями, призывая вернуться
в Рим и восстановить мир в Италии и во вселенной (безуспешно),
но пана дает Петрарке (как источник дохода) каноникат в Лам-
безе на юге Франции.
24 апреля Нетрарка с братом поднимается на Ветреную гору (Мон
Ванту, Монте Вентозо — 1912 м), откуда видно Альпы, Рону, море,
Севенны и даже Пиренеи: первый пример ренессансного наслажде-
ния природой (образцом тут было описанное Ливием восхождение
царя Филиппа на гору Гем, откуда будто бы видно и Черное и
Адриатическое море}. На вершине поэт для душевного успокоения
читает «Исповедь» Августина.
Поездка в Рим к брату и к отцу кардинала Колонна по семей-
ным и церковным делам. Петрарка рассматривает развалины древ-
него Рима и огорчается ничтожеством современного Рима и рим-
ляи. У Петрарки рождается внебрачный сын Джованни.
1337-1341. По возвращении Петрарка поселяется не в Авиньоне, а в
1338.
тихом Воклюзе (вместе с братом, тоскующим после смерти своей
возлюбленной): первый пример ренессансного поиска «литератур-
ного уединения». «Пожалуй, только в это время я узнал, что зна-
чит настоящая жизнь», — писал он в позднейшем письме.
В Страстную пятницу во время прогулки ему приходит мысль об
эпической поэме во славу Сципиона Африканского: он начинает
писать «Африку». «Здесь я начал «Африку» с таким порывом и
усердием, что теперь, пересматривая первые наброски, сам удив-
ляюсь смелости предприятия и обширности замысла» (из поздней-
шего письма}. Одновременно с «Африкой» он начинает столь же
обширное и смелое сочинение в прозе «О преславных мужах» —
серию жизнеописаний от Ромула (по первоначальному замыслу —
244
Хронологическая таблица
1339.
1340.
1341.
1342.
1343.
от Адама) до Юлия Цезаря, со Сципионом на центральном месте.
Первое произведение должно было сравнять его с Вергилием,
второе —с Титом Ливием. Эту работу (с болышими перерывами)
он не прекращает до последних дней жизни.
Продолжение работы над «Африкой», жизнеописаниями, стихами о
Лауре и поэмой «Триумф Любви» — первой из серии «Триумфов»
(перерабатывалась До конца жизни). Петрарка уже достиг широ-
кой славы лучшего знатока античности и латинского стилиста.
Теперь, «на середине странствия земного» (35 лет), он хочет под-
крепить ее славой поэта, получив по древнеримскому обычаю лав-
ровый венок (так был венчан в 1315 г. в Надуе Альбертино Мус-
сато, в 1319 г. Данте отказался от такого венчания в Болонье).
Он хлопочет об этом перед сыном Карла Анжуйского известным
меценатом Робертом Мудрым, королем Неаполя (1309—1343),
с которым успел заочно познакомиться.
В Риме за Четрарку хлопочут Нолонна, в Париже — декан бого-
словского факультета Роберто деи Барди; Петрарка посылает свое-
му парижскому другу Пьеру Берсюиру для его сочинения «При-
бежище нравственное» отрывок из «Африки» (исключительный
случай!). 1 сентября поэт получает приглашения сразу из Парижа
и из Рима, выбирает Рим и сочиняет впрок «Капитолийскую речь».
Для пущей эффектности венчания Петрарка (так и не прошедший
в свое время полного университетского курса) хочет прежде выдер-
жать экзамен «060 всем знаемом», какой держится при получении
докторской степени — в экзаменаторы он благоразумно избирает
Роберта, едет к нему в Неаполь, в феврале-марте блестяще (еще
бы!) выдерживает иснытание, показывает Роберту отрывки из
«Африки», получает платье с королевского плеча и обещает по-
святить поэму своему венценосному покровителю (который от нее
заранее в восторге). Затем едет з Рим, 8 апреля (на Насху) вен-
чается на Капитолии лавровым венком и произносит перед Сена-
том приготовленную речь. Сделавиись таким образом почетным
гражданином Рима, он уезжает в Парму и около года живет при
дворе нармских тиранов Корреджи, продолжая работу над поэмой,
которую (по его собственному свидетельству в «Послании к по-
томкам») в основном заканчивает —во всяком случае, вчерне.
Возвращение в Воклюз, завершение «Триумфа Любви», первая редак-
ция «Канцоньере» («Лавровенчанного Поэта Франциска Четрарки
Отрывки, писанные на народном наречии») — около ста стихотво-
рений. Смерть папы Бенедикта ХН; новый папа Климент УТ
(1342—1362) дарит Петрарке второй каноникат, в Пизе. Петрарка
берет уроки греческого языка у монаха Варлаама Калабрийского,
константинопольского посла при папском дворе, но недолго: читать
по-гречески он так и не научился.
У Петрарки рождается внебрачная дочь Франческа. Брат его Ге-
рардо постригается в монахи в Монрьё, невдалеке от Авиньона.
Сам Петрарка переживает духовный кризис, пишет в один день
Хронологическая таблица 245
семь «Покаянных псалмов», перечитывает «Исповедь» Августина,
сочиняет «О сокровенном» («О сокровенном противоборстве забот
моих») — свой диалог с Августином, укоряющим его в мирских
слабостях: любви к Лауре и любви к славе («ты как узник в узи-
лище, прикованный двумя цепями из золота: он и хочет освобо-
диться, и не в силах расстаться с золотыми оковами»). В Неаполе
умирает король Роберт, Петрарка едет туда в составе папской дип-
ломатической миссии (безуспешной); дает там своему неаполитан-
скому другу Барбато да Сульмона списать отрывок из УТ песни
«Африки», по недоволен, когда этот отрывок получает широкое
хождение. Начинает «Книги о достопамятностях» (первые набро-
ски — еще в 1337 г.; не завершено) — собрание исторических при-
меров человеческой разумности в областях разного рода. «Я чело-
век двух миров,