Скачать:TXTPDF
Африка
бы под конец. Установить точное место лакуны по
тексту не представляется возможным: как в ст. 107, так и в ст. 110 клаузула совна-
дает с концом предложения. Согласиться с Коррадини, утверждающим, что пооче-
редно восходящие нланеты суть Венера и Меркурий, никак нельзя: в восхождепии
этих планет нет очередности, а Венера притом всегда изображается именно как двой-
ная звезда, причем звезда любви — Геспер.

111-195 цереда многоббразных тварей… Знаки Зодиака, уже упомянутые в
ст. 93, а здесь порой соотвосимые с соответствующими мифологическими сюжетами.

113-15 Первым стоит Овен…- Созвездие Овна свлзывалось с мифом о бегстве
в Колхиду детей фиванского царя Афаманта Фрикса и Геллы, улетевших из дому
на волшебном золотом Овне: Гелла по дороге упала в море, получившее за это на-
звание Геллеспонт, а овен был вознесев на небеса, хотя золотое его руно сохраня-
лось в Колхиде и было причиной похода аргонавтов. Солнце вступает в созвездие
Овна в конце марта, далее созвездия перечисляются в их астрономической последо-
вательности,

318-117 Рядом свирепый Бык…- Приняв образ быка, Юпитер (Зевс) похитил дочь
финикийского царя Агенора Европу, после чего божественная бычья оболочка воз-
неслась в небо созвездием Тельца.

117-118 пресветлые лики… Близнецов..- Т. е. Диоскуров Кастора и Поллукса
(Полидевка), сыновей Юпитера и амиклейской царицы Леды. В отличие от Овна,
Тельца и пр., Диоскуры были реальными для древних божествами, которым прино-
сились жертвы и строилась храмы
Песнь третья 273

из „Рак водяной. По преданию, этот рак помогал Лернейской гидре в битве
с Геркулесом. на небеса же был вознесен ненавидящей Геркулеса Юноной.

12° Лев — Немейский Лев, также убитый Геркулесом.

131 Дева — отождествлялась с различными божествами и мифологическими пер-
сонажами волоть до Цереры, но чаще с богиней справедливости Дико.

122 Далее плечи Весов… — Созвездие Весов обычно почиталось вознесенными на
небо весами справедливости (Девы-Дика).

1* Тут Скорпион… — Легендарный охотник Орион погиб от укуса скорпиона, уби-
тый ч убийца превратились в созвездия.

125 „,Фессалийское диво… — Кентавр Фол, убитый Геркулесом (или кентавр Хи-
рон, также убитый Геркулесом) и вознесенный на небо созвездием Стрельца. Мифо-
логическое предание поселяет кентавров в горах Фессалии.

130 легкое тело Козы… — Здесь Петрарка перепутал зодиакальносе созвездие Ко-
зерога © созвездием Козы (Капеллы), находящимся рядом с созвездием Возничего.
Коза отождествлялась с вскормившей Юпитера козой Амалфеей.

122 Рядом наг и ногуч… — Созвездие Водолея соотносилось с различными мифо-
логическими персонажами волоть до Ганимеда, кравчего богов. Ст. 132 по конъек-
туре Коррадини.

134-155 ‚резвятся Рыбы…- Память о борьбе Юпитепа с Тифеем, когда пресле-
дуемые Тифоном Венера и Амур, превративикись в рыб, нырнули в Евфрат и так
спаслись.

141-142 ., моиниеносец… влечет Идейского отрока…- Тронутый красотой Гани-
меда, пасшего стада на горе Иде близ Трои, Юпитер обратился в орла (или послал
своего вестника орла), вознес мальчика на Олимп и сделал кравчим богов. Орел
созвездие северного неба.

341-18 Обок, старостью скорбной согбен… — Сатурн здесь представлен в двух сво-
их ипостасях: во-первых, он был древним италийским божеством земледелия; во-
вторых, он отождествлялея с греческим Кроносом, пожиравшим своих детей, чтобы
не быть (как гласило данное ему предсказание) низвергнутым собственным сыном,—>
Юпитер потому и был вскормлен козой (см. примеч. ПТ, 430), что супруга Кроноса
Рея укрыла ого, младшего из сыновей, на Крите.

7 Туг же дракон… — Вероятно, тот дракон, который сторожил золотые яблоки
Гесперид и был убит Геркулесом, а затем созвездием вознесен на небеса (Дракон
созвездие северного неба). Поколение титанов, царем которых был Кронос-Сатуря,
ассоциировалось в мифологии с драконами, эмеями и др. хтоническими существами.

148-155 Неподалеку виден Нептун… — Нептун (Посейдон), брат Юпитера, традя-
ционно изображался трубящим в огромную раковину и с трезубцем в руках; этот
трезубец давал ему власть над морями и обитающими в морях тварлми (Овидий.
«Метаморфозы», ХПИ, 380). Тритоны — морские божества, представляемые в полу-
рыбьем-получеловечьем образе. Морские нимфы чаще именуются нереидами, так
как приходятся дочерьми морскому богу Нерею.

154 „тут же и конь… — Нептун почитался хозяином коней, так что даже трито-
нам придавалось иногда сходство с лошадьми (кентавротритоны). Предание иногда
называет крылатого коня Пегаса (см. след. примеч.) сыном Нептуна и Горгоны Ме-
дузы, из чего следует, что Нептун мог представляться в иностаси коня (как Юни-
тер в ипостаси быка или орла).

156-158 Аполлон… висками сед добела. — Тройной возраст Аполлона (отрока,
юноши —о юности см. примеч. 1, 115 — и старика) символизирует, по мнению Кор-
радини, быстротечность времени и соотносится с трактатом Нетрарки «О презрении
к миру» (Ш, 362) и с некоторыми стихами из «Триумфа времени»; Можно полагать,
что Аполлон, не упоминаемый ни в трактате, ни в «Триумфе», предпочтен столь же
юному и безбородому Меркурию (ясно, что традиционно бородатые боги вроде Юпи-
тера или Нептуна — а таких большинство — для аллогорической роли седого отрока
непригодны), так как является божественным пророком, т. е. в каком-то смыеле
хозяином времени,

158 Священный свакун… — Пегас, отверзший ударом копыта источник муз Гип-
нокрену (букв. «Конский ключ»). В ранней традиции Пегас соотносится скорее с
Нептуном (см. НТ, 154-155 и примеч.), но поздняя рефлексия связала его через
214 Примечания

муз с поэтическим вдохновением и соответственно с Аполлоном. Пегас -— созвездие
северного неба.

180-18 Рядом невиданный зверь… — Коррадини полагает, что этот зверь являет-
ся аллегорией трех пернодов историн Рима, как ови описаны у Саллюстия в его не-
сохранившейся «Истории» и пересказаны бл. Августином в «Граде Божьем» (П, 18,
5—12): иса Коррадини считает эллегорией добронравной древности с ее плодови-
тостью и охранительным рвением, льва — аллегорией силы и гордости нознесшегося
после победы над Карфагеном Рима, волка — аллегорией алчности и жестокости вре-
мен «упадка». Такое толкование внолие корректно, однако не объясняет, почему
тело чудоваща — змеиное. Поэтому, не исключая аллегорического толкования, сле-
дует отметить, что описание чудовища соответствует традиционному обличью Цер-
бера, стража преисподней, трехглавого и змеехвостого сына Ехидны. Эта двойная
интерпретация объясняет и подчиненность чудовища Аполлону: Цербер слупгается
звуков «кифары святой» (ст. 165), хотя чаровал его пением не Аполлон, а Орфей;
и при этом три возраста человека (цветущее отрочество, сильная юность, алчная
старость) соотвосятся с тремя возрастами Рима, одним из покровителей которого
был Аполлон Целитель, чей храм стоял на Налатинском холме.

185 Кифаракифара илн лира (различались только числом струн, у кифары их
было до девяти, у лиры изначально лишь четыре) были постоянными атрибутами
Аполлона, лучника и песнопевца. Лирасозвездие северного неба.

186 ..Пифон, в Киррейской простертый пещере.- Дракон, прорицавший в Дель-
фах (киррейский» значит «дельфийский» по Дельфийской гавани Кирре) и уби-
тый Аполловом, который учредил в Дельфах свой самый знаменитый — Дельфий-
ский, или Пифийский (по Пифову) — оракул.

0 Лавр дерево Аполлона, особо почитавшееся в Дельфах (о лавре см. также
У, 478—483 и примеч.).

174-17 младший брат… — Меркурий (Гермес), рожденный Юпитером от Майв
после Аполлона и уже в младенчестве укравший стадо старшего брата и подарив-
ний ему взамен только что изобретенную лиру. Меркурий — покровитель всех ком-
муникаций: товарных (бог торговли н воровства), словесных (бог красноречия),
родственных (приводит невесту к жениху), космологических (провожает мертвых в
преисподнюю). Почитается вестником богов и изображается с обвитым змеями ро-
сохом вестника, в дорожиой шапке и в крылатых сандалиях.

178 Бодрствует рядом петух, простерт зарубленный Аргус… — Мифологическое
предание не связывает Меркурия с петухом, который как бдительный вестник вос-
хода соотносится с солнцем. Однако в средневековой эмблематике петух символизи-
ровал бдительное бодрствовавие духа, т. е. у Нетрарки он соотнесен с «благородными
художествами» из ст. 180. Аргус был стоглазым стражем, которого ревнивая Юнона
(Гера) приставила к обращенной в корову Ио, возлюбленной Юпитера, Меркурий
по приказу отца зарубил Аргуса, прежде усышив его игрою на свирели (отсюда проз-
вище Гермеса «Аргоубивец»}, а Юнона украсила глазами Архгуса хвосты свойх
павлинов (ср. ст. 203).

119-110 „жена молодая… Филология, аллегорическая супруга покровителя крас-
норечия. Благородных художеств (или искусств} насчитывалось семь: грамматика,
риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

181 …сестры Горгоны… — Медуза, Сфеио и Евриала, обитающие на заповедном За-
паде чудовища. Сфено и Евриала бессмертны, Медуза смертна, но и сильнее всех,
так как ее взор обращает всякого взглянувшего на нее в камень.

182-183 отуг же Персей..-— По приказу царя Полидекта, приютившего Данаю ©
рожденным ею от Юйятера Персеем, возмужавший Персей убил Медузу с помощью
единокровных сестры и брата: Минерва дала ему зеркало, чтобы можно было не
глядеть на Медузу напрямик, а Меркурий дал меч (иногда серп) и одолжил кры-
латые сандалии.

8 Каменный рядом старик… — Атлант (см. ПТ, 97 и примеч.). кровью рожден-
ное диво… — Пегас, по некоторым преданиям явившийся на свет именно при убче-
нии Медузы (см. примеч. ПТ, 154). ..муз преблагих источник… — Гиннокрена (см. при-
меч. ИГ, 458). Персей — созвездие северного неба. :

188 .0бок с ним волк и сиплых сестер проклятая стая… — Волк был посвящен
Марсу, как конь Нептуву и т. д., т. е. когда-то был его ипостасью (Ромула и Рема,
Песнь третья 215

сыновей Марса, вскормила волчица). Свитой Марса были Страх, Ужас и Молы (брая-
ные тяготы), но, вероятно, сиплыми сестрами Нетрарка называет не этих безликих
богинь, а Фурий (Эринний), богинь мщения, так как в Риме особо почитался Марс
Мститель.

190 .прознав 060 всех грехах.. супруги… — Супругой божественного кузнеца
Вулкана (Гефеста) была Венера (Афродита), постоянным возлюбленным которой
изображался Марс (отсюда смежность тем цобедоносного Марса и обманутого Вул-
кана), но которая дарит своей любовью также и смертных и через свою связь с Ан-
хизом, отцом Энея, именуется у римлян «Родительницей».

19 „Пана великого зришь… — Первоначально Пан был богом лесов и пастбищ

  • изображался рогатым и козлоногим бородачом, играющим на изобретенной им
    свирели сиринге, склеенной из семи прямых тростниковых дудок. Вселенский об-
    раз «великого Пана», символа космоса, соэдавшего звуками своей сиринги гармовию
    сфер, развился уже-в древней Греции при рациовалистическом переосмыслении име-
    чи «Рап» фокетически сходного с «ра» (4всё»). Зычный голос Нана нагонял ужас
    на врагов (отсюда чпавика»), и афиняне, почитавшие его соучастником своей по-
    беды при Марафоне, очень способствовали распространению культа этого бога.

19-203 А по соседству царица богов… — Юнона (Гера) так же, как и Юпитер
(Зевс), была дочерью Сатурна (Кроноса) и Реи. Ирида пестрая… — радуга, вестница
Юноны. Павлин считался птицей Юноны, как орел — птицей Юпитера, сова — птицей
Минервы (см, ст. 208) ит. д.

2%—210 6 боевом доспехе Минерва… — Италийская Минерва, преимущественно
покровительствовавшая ремеслам, была рано отождествлена с греческой Афиной
Палладой, тоже покровительницей ремесел, но особенно — искусства войны, а потому
изображаемой в военных доспехах, с копьем и со щитом, к которому прикреплена
подаренная ей Персеем голова Горгоны Медузы, чей взгляд обращает в камепь.
Птица (или ипостась) богини сова дала повод к известной пословице: «Сова Минер-
зы вылетает в сумерки» (т. е. умственная активность усиливается к вечеру). Де-
рево богини — олива (как у Юпитера дуб, у Аполлона лавр и т. д.}, которую она
впервые подарила людям в Аттике, где понимается хозяйкой страны (Кекроп — ле-
гендарный афинский царь, в поэтическом языке «Кекропов» означает «аттический»
или по столице Аттики — «афинский». Афина — дочь Зевса и Метиды, богини разума.
По совету своей бабки Геи (Земли) Зевс проглотил Метиду, и так уже зачатая им
Афина родилась из его головы и не имеет матери, будучи

Скачать:TXTPDF

бы под конец. Установить точное место лакуны потексту не представляется возможным: как в ст. 107, так и в ст. 110 клаузула совна-дает с концом предложения. Согласиться с Коррадини, утверждающим, что