Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мотивы русской драмы

поклониться в

пояс, здесь прижать, в другом месте в амбицию вломиться, в третьем — добрым

малым прикинуться, — все это будет исполнено самым отчетливым манером, потому что вся эта механика усвоена во времена нежного детства. Но выйти из

колеи этой механики ум уже не может; надует он десять раз, проведет и

выведет, будет лгать и вывертываться, будет постоянно обходить препятствия, на которые постоянно будет натыкаться; но обдумать заранее план действий, рассчитать вероятности успеха, предусмотреть и устранить препятствия

заблаговременно, словом, связать в голове длинный ряд мыслей, логически

вытекающих одна из другой, — этого вы от нашего субъекта не ждите.

Умственного творчества вы в нем также не найдете; практическое изобретение, создание новой машины или новой отрасли промышленности возможно только

тогда, когда у человека есть знания, а знаний у нашего карлика нет никаких; он не знает ни свойств того материала, который он обработывает, ни

потребностей тех людей, для которых он работает. Шьет он, положим, чемодан

из кожи; кожа скверно выделана и трескается; ну, значит, чемодан надо

вычернить, чтобы под краскою трещины были незаметны; и решительно ни одному

карлику в голову не придет: а нельзя ли как-нибудь так выделать кожу, чтоб

она не трескалась? Да и не может прийти; чтобы замазать трещину черною

краскою, не нужно ровно никаких знаний и почти никакого труда мысли; а для

того, чтобы сделать малейшее усовершенствование в выделке кож, надо по

крайней мере всматриваться в то, что имеешь под руками, и обдумывать то, что

видишь. Но мы никогда не были заражены такими мыслительными слабостями; поэтому мы разработали у себя барышничество и надувательство до высокой

степени художественности, а все науки мы принуждены привозить к себе из-за

границы; другими словами, мы постоянно обирали удобства жизни друг у друга, но производительность нашей земли мы не сумели увеличить ни на один медный

грош. Не зная свойств предметов, карлик не знает и самого себя: он не знает

ни своих сил, ни своих наклонностей, ни своих желаний; поэтому он ценит себя

только по внешнему успеху своих предприятий; он меняется в своих собственных

глазах, как акция сомнительного достоинства, которой курс колеблется на

бирже; штука удалась, барыш в кармане, — тогда он великий человек, тогда он

возносится выше нарицательной цены и даже выше облака ходячего; штука

лопнула, капитал улетучился, — тогда он червь, подлец, поношение человеков; тогда он умоляет вас, чтоб вы на него плюнули, да только оказали бы ему

участие. И хоть бы это было по крайней мере притворство, хоть бы он

прикидывался несчастным для того, чтобы разжалобить вас, все было бы легче; а то ведь нет — действительно раздавлен и уничтожен, действительно пал в

своих собственных глазах оттого, что потерпел убыток или другую неудачу; немудрено, что карлик отвертывается от друзей своих, когда они в несчастии; он и от самого себя рад бы отвернуться, да жаль, некуда.

Все это понятно; только сознательное уважение человека к самому себе

дает ему возможность спокойно и весело переносить все мелкие и крупные

неприятности, которые не сопровождаются сильною физическою болью; а чтобы

сознательно уважать самого себя и чтобы находить в этом чувстве высшее

наслаждение, человеку надо предварительно поработать над собою, очистить

свой мозг от разного мусора, сделаться полным хозяином своего внутреннего

мира, обогатить этот мир кое-какими знаниями и идеями и наконец, изучивши

самого себя, найти себе в жизни разумную, полезную и приятную деятельность.

Когда все это будет сделано, тогда человеку будет понятно удовольствие быть

самим собою, удовольствие класть на каждый поступок печать своей

просветленной и облагороженной личности, удовольствие жить в своем

внутреннем мире и постоянно увеличивать богатство и разнообразие этого мира.

Тогда человек почувствует, что это высшее удовольствие может быть отнято у

него только сумасшествием или постоянным физическим мучением; и это

величественное сознание полной независимости от мелких огорчений в свою

очередь сделается причиною гордой и мужественной радости, которую опять-таки

ничто не может ни отнять, ни отравить. Сколько минут чистейшего счастья

пережил Лопухов в то время, когда, отрываясь от любимой женщины, он

собственноручно устроивал ей счастье с другим человеком? Тут была

обаятельная смесь тихой грусти и самого высокого наслаждения, но наслаждение

далеко перевешивало грусть, так что это время напряженной работы ума и

чувства наверное оставило после себя в жизни Лопухова неизгладимую полосу

самого яркого света. А между тем как все это кажется непонятным и

неестественным для тех людей, которые никогда не испытали наслаждения

мыслить и жить в своем внутреннем мире. Эти люди убеждены самым

добросовестным образом, что Лопухов — невозможная и неправдоподобная

выдумка, что автор романа «Что делать?» только прикидывается, будто понимает

ощущения своего героя, и что все пустозвоны, сочувствующие Лопухову, морочат

себя и стараются обморочить других совершенно бессмысленными потоками слов.

И это совершенно естественно. Кто способен понимать Лопухова и сочувствующих

ему пустозвонов, тот сам — и Лопухов и пустозвон, потому что рыба ищет где

глубже, а человек где лучше.

Замечательно, что высокое удовольствие самоуважения, в большей или

меньшей степени, доступно и понятно всем людям, развившим в себе способность

мыслить, хотя бы эта способность привела их потом к чистым и простым истинам

естествознания или, напротив того, к туманным и произвольным фантазиям

философского мистицизма. Материалисты и идеалисты, скептики и догматики, эпикурейцы и стоики, рационалисты и мистики — все сходятся между собою, когда идет речь о высшем благе, доступном человеку на земле и не зависимом

от внешних и случайных условий. Все говорят об этом благе в различных

выражениях, все подходят к нему с разных сторон, все называют его разными

именами, но отодвиньте в сторону слова и метафоры, и вы везде увидите одно и

то же содержание. Одни говорят, что человек должен убить в себе страсти, другие — что он должен управлять ими, третьи — что он должен облагородить

их, четвертые — что он должен развить свой ум и что тогда все пойдет как по

маслу. Пути различные, но цель везде одна и та же, — чтобы человек

пользовался душевным миром, как говорят одни, — чтобы в его существе

царствовала внутренняя гармония, как говорят другие, — чтобы совесть его

была спокойна, как говорят третьи, или наконец, — если взять самые простые

слова, — чтобы человек постоянно был доволен самим собою, чтобы он мог

сознательно любить и уважать самого себя, чтобы он во всех обстоятельствах

жизни мог положиться на самого себя как на своего лучшего друга, всегда

неизменного и всегда правдивого.

Если все мыслители понимают и ценят чувство самоуважения, то мы в этом

отношении никак не должны считать мыслителями всех людей, читающих и пишущих

философские сочинения. Рутинер, буквоед и филистер, к какой бы школе он ни

принадлежал и какою бы наукою он ни занимался, всегда будет работать по

обязанности службы, никогда не почувствует наслаждения в процессе мысли и

поэтому никогда не составит себе понятия о чарующей прелести самоуважения.

Дело в том, что все можно обратить в механику. У нас обращено в механику

искусство надувательства, а в Западной Европе, со времен средневековой

схоластики, в механику превратилось искусство писать ученые трактаты, рыться

в фолиантах и получать самым добросовестным образом докторские дипломы, не

переставая верить в колдовство или в алхимию. Закваска рутины так сильна, что многие немцы и англичане находят возможным заниматься даже естественными

науками, не переставая быть, по своему миросозерцанию, чисто средневековыми

субъектами. От этого выходят презабавные эпизоды. Например, знаменитый

английский анатом Ричард Оуэн (прошу не смешивать с социалистом, Робертом

Оуэном) упорно не желает видеть в мозгу обезьяны одну особенную штучку

(аммониевы рога), потому что существование этой штучки у обезьяны кажется

ему оскорбительным для человеческого достоинства. Ему показывают, Гексли из

себя выходит, а тот так и остается при своем. Не вижу, да и только {13}.

Любопытно также послушать, как Карл Фохт беседует с Рудольфом Вагнером, чрезвычайно замечательным физиологом и в то же время еще более замечательным

филистером {14}. Но Оуэн и Вагнер во всяком случае превосходнее

исследователи; они смотрят во все глаза и сильно работают мозгом, когда

вопрос не слишком близко подходит к их сердечным симпатиям. Напряженное

внимание и размышление всетаки могут расшевелить и развить ум настолько, что

чувство самоуважения сделается понятным и драгоценным. А есть и

второстепенные Оуэны и Вагнеры; во всех философских и научных лагерях есть

мародеры и паразиты, которые не только не создают мыслей сами, но даже не

передумывают чужих мыслей, а только затверживают их, чтобы потом разбавлять

готовые темы ушатами воды и составлять таким образом статьи или книги. Этим

людям чувство самоуважения, разумеется, останется навсегда неизвестным.

Мы видим таким образом, что мыслители всех школ понимают одинаково

высшее и неотъемлемое благо человека; мы видим, кроме того, что это благо

действительно доступно только тем из мыслителей, которые в самом деле

работают умом, а не тем, которые повторяют, с тупым уважением слепых

адептов, великие мысли учителей. Вывод прост и ясен. Не школа, не

философский догмат, не буква системы, не истина делают человека существом

разумным, свободным и счастливым. Его облагороживает, его ведет к

наслаждению только самостоятельная умственная деятельность, посвященная

бескорыстному исканию истины и не подчиненная рутинным и мелочным интересам

вседневной жизни. Чем бы ни пробудили вы эту самостоятельную деятельность, чем бы вы ни занимались — геометриею, филологиею, ботаникою, все равно —

лишь бы только вы начали мыслить. В результате все-таки получится расширение

внутреннего мира, любовь к этому миру, стремление очистить его от всякой

грязи и, наконец, незаменимое счастье самоуважения. Значит, все-таки ум

дороже всего, или, вернее, ум — все. Я с разных сторон доказывал эту мысль

и, может быть, надоел читателю повторениями, но ведь мысль-то уж больно

драгоценная. Ничего в ней нет нового, но если бы только мы провели ее в нашу

жизнь, то мы все могли бы быть очень счастливыми людьми. А то ведь мы все

куда как недалеко ушли от тех карликов, от которых совершенно отвлекло меня

это длинное отступление.

VIII

По тем немногим чертам, которыми я обрисовал карликов, читатель видит

уже, что они вполне заслуживают свое название. Все способности их развиты

довольно равномерно: у них есть и умишко, и кое-какая волишка, и миниатюрная

энергия, но все это чрезвычайно мелко и прилагается, конечно, только к тем

микроскопическим целям, которые могут представиться в ограниченном и бедном

мире нашей вседневной жизни. Карлики радуются, огорчаются, приходят в

восторг, приходят в негодование, борются с искушениями, одерживают победы, терпят поражения, влюбляются, женятся, спорят, горячатся, интригуют, мирятся, словом — всё делают точно настоящие люди, а между тем ни один

настоящий человек не сумеет им сочувствовать, потому что это невозможно; их

радости, их страдания, их волнения, искушения, победы, страсти, споры и

рассуждения — все это так ничтожно, так неуловимо мелко, что только карлик

может их понять, оценить и принять к сердцу. Тип карликов, или, что то же, тип практических людей, чрезвычайно распространен и видоизменяется сообразно

с особенностями различных слоев общества; этот тип господствует и

торжествует; он составляет себе блестящие карьеры; наживает большие деньги и

самовластно распоряжается в семействах; он делает всем окружающим людям

много неприятностей, а сам не получает от этого никакого удовольствия; он

деятелен, но деятельность его похожа на бегание белки в колесе.

Литература наша давно уже

Скачать:TXTPDF

Мотивы русской драмы Писарев читать, Мотивы русской драмы Писарев читать бесплатно, Мотивы русской драмы Писарев читать онлайн