Скачать:PDFTXT
Застольные беседы

заимствованы из негреческих систем письма. Лишь к IV в. до н. э. в Афинах сложился классический общегреческий алфавит в том виде, как он был известен Плутарху и как он известен нам сейчас.

(обратно)

962

Кн.9 — 40

число три, как имеющее начало, середину и конец… — С пифагорейской точки зрения, три является первым собственно числом, так как единица есть лишь символ абсолютного единства, а двоица — абсолютной неоформленности; оформленная при помощи единицы, она становится принципом оформленности вообще, т. е. числом.

(обратно)

963

Кн.9 — 41

число шесть, как равное сумме своих делителей… — То же определение и те же примеры совершенных чисел дает математик и философ II в. н. э. Феон Смирнский (Theo Sm. 32).

(обратно)

964

Кн.9 — 42

первый стих «Илиады» равносложен первому стиху «Одиссеи»… — В первых стихах обеих поэм 17, в последних — 16 слогов.

(обратно)

965

Кн.9 — 43

Которую руку Афродиты поранил Диомед. — Комментарий Плутарха стоит в стороне от аллегорических и более поздних, символических (неоплатонических) истолкований (показательно, что раннее сочинение Порфирия — «Гомеровские вопросы» — также написано в филологическом, а не в философском ключе). В схолиях же к «Илиаде» (Sch. II.) содержится такое, например, понимание данного места: Диомед, вспомоществуемый Афиной, т. е. «Разумением» , поражает Афродиту, т. е. «неразумие варваров» —… ??… ???. Возможно, Вергилий (Энеида, XI, 277) учитывал существование данной проблемы, указав точно: Veneris… violavi… dextram («десницу»),

(обратно)

966

Кн.9 — 44

…ведь и Демосфен… — Демосфен, XVIII 67.

(обратно)

967

Кн.9 — 45

Ил. V 335–336.

(обратно)

968

Кн.9 — 46

…ему не было бы надобности перескакивать… — Глагол ??, употребленный Гомером, в действительности не имеет, как прозаический ?, значения «перескакивать», а значит «бросаться на кого-либо».

(обратно)

969

Кн.9 — 47

…Афина, подшучивая над ней… — Ил. V 420–425. У Гомера не говорится об ироническом тоне Афины, но в ответ на эти ее слова улыбается Зевс (ст. 426).

(обратно)

970

Кн.9 — 48

…обольстительнейшая богиня… — Точнее, «искуснейшая» — ?: слово от того же корня, что и «правая рука» — ?,

(обратно)

971

Кн.9 — 49

Читаем ?? (Гартман).

(обратно)

972

Кн.9 — 50

…только душа Теламонова сына… и далее Но подойди же, Аякс… — Од. XI 543 и 561–562: Аякс, оскорбленный тем, что доспехи Ахилла достались не ему, а Одиссею, не пожелал говорить с Одиссеем даже в царстве Аида.

(обратно)

973

Кн.9 — 51

Государство, 620 В.

(обратно)

974

Кн.9 — 52

Менандр, Одержимая, ??. 1. Фрагмент содержит комическое изложение учения о метемпсихозе.

(обратно)

975

Кн.9 — 53

…Аякс занимает второе место после великого сына Пелеева… — Так оценивает Аякса Одиссей (Од. XI 551).

(обратно)

976

Кн.9 — 54

декада — самое совершенное среди чисел… — Десятка была священным числом у пифагорейцев, но уже второй схоларх Древней Академии, Спевсипп, написал, используя сочинение Филолая, книгу «О пифагорейских числах», половина которой посвящена декаде / десятке (Vorsokr. А 13). Из современников Плутарха «теологический» аспект учения о декаде разрабатывал Нпкомах Геразский (Phot. Bibl. Cod. 187; Introductio in Arithmeticam / Ed. R. Hoche. Lipsiae, 1866), а «математический» — Феон Смирнский (Theo Sm. 37–49). Десятка, будучи суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), рассматривалась как символ полноты космоса, так как единица есть выражение точки, двойка — линии и одномерного образа, тройка — плоскости и двухмерного образа (плоских фигур), четверка — пирамиды, т. е. трехмерного образа (пространственных фигур). Кроме того, отношения данных четырех чисел задают все известные консонантные интервалы — октаву (1: 2), квинту (2: 3) и кварту (3: 4), т. е. декада воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Среди свойств десятки отмечалось и то, что в нее входит равное количество простых и составных чисел, а также столько же четных, сколько и нечетных, и т. д.

(обратно)

977

Кн.9 — 55

Платон вообще часто играет словами… — Замечание тонкого и внимательного читателя Платона. Ср.: Аверинцев С. С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979. С. 41–80.

(обратно)

978

Кн.9 — 56

…к рассуждению о душе присоединяет некий миф… — Противопоставление «рассуждения» (?) и «мифа» (??) как философских методов изложения (и постижения) определенных истин — одно из постоянных и существенных у Платона. Ср., напр., Тимей, 29 В — D, Федр, 246 А.

(обратно)

979

Кн.9 — 57

…называет его крылатой колесницей… — Федр, 246 В — С, но у Платона речь идет об идее души, а не о небе. Возможно, сближение Плутархом души и неба основано на том, что Платон обосновывает бессмертие той и другого через их вечное и не имеющее внешнего источника движение (Федр, 245 С—246 А).

(обратно)

980

Кн.9 — 58

…памфилийцу родом… — Памфилия — область в Малой Азии, но это название может переводиться как «из любой филы», «откуда угодно», «отовсюду», подчеркивая универсальное значение мифа об Эре.

(обратно)

981

Кн.9 — 59

…сын Гармония… — Платон (Государство, 614 В) называет его сыном Армения (’), но о варианте ???; упоминает уже Прокл.

(обратно)

982

Кн.9 — 60

Имеется в виду созвучие ’?? и .

(обратно)

983

Кн.9 — 61

Ведь Платон всегда касается трех причин… — Слово «причина» (??) употреблено здесь в нетрадиционном значении: современная Плутарху доксография, смешав перипатетическое учение о причине с понятием «начала» (?), выработала устойчивое представление о «трех причинах» у Платона — боге, материи и идее (ср., напр., [Plu.] Placit. 878 В, 882 ?; ср. также «о двух началах» — боге и материи — Д. Л. III 69 и 72). Причисляя здесь к причинам «случай» (?), Плутарх следует Аристотелю (Физика, II 4, 195 b 30), но Аристотель не включает в «причины» судьбу. См. также примеч. 60.

(обратно)

984

Кн.9 — 62

…назначенное судьбой со случайным, а с тем или другим… — то, что зависит от нашего усмотрения. — Здесь затрагивается одна из кардинальных тем Среднего платонизма — противопоставленное стоической доктрине детерминизма учение о судьбе и свободе воли. (Эта тема глубоко разработана в трактате ???, входящем в корпус сочинений Плутарха. Ср. Apiileius De Platone, I 12; Альбин, Учебник платоновской философии, XXVI, I; Мах. Туг. XLI 2d, У passim etc). Согласно этому учению, судьба (??), играющая роль мирового закона, объемлется Промыслом и определяет лишь необходимые последствия поступков, совершенных по сознательному выбору. Таким образом, сохраняется, в противовес стоическому фатализму, свобода воли как основание морали. Воля человека (??? ???’ ) и случай (), а также «самопроизвольное» (??? ??), действуют в сфере судьбы, но вполне независимо.

(обратно)

985

Кн.9 — 63

…ибо добродетель… не предопределены… — цитата из «Государства» Платона (617 Е).

(обратно)

986

Кн.9 — 64

«Вызывание умерших» (??) — принятое еще в древности название XI песни «Одиссеи».

(обратно)

987

Кн.9 — 65

Од. X 494–495.

(обратно)

988

Кн.9 — 66

В чем скрытый смысл мифа о поражении Посидона… — В этих мифах отражена история утверждения культа Посидона в различных областях Эллады, а его образа — в греческом пантеоне.

(обратно)

989

Кн.9 — 67

…да еще и злоименного, как говорит о нем Софокл… — Аянт, 914. В имени Аякса усматривали созвучие с восклицанием скорби — alai.

(обратно)

990

Кн.9 — 68

…потерпев столько поражений в споре… — Согласно Павсанию, Дельфы были древним владением Посидона, которое он обменял с Аполлоном на Калаврию (II 33, 2); спор Посидона с Герой за власть над Аргосом судили божества местных рек — Инах, Кефис и Астерион; Посидон, проиграв спор, в наказание лишил эти реки воды (1115,5). О споре с Афиной си. Геродот, VIII55. Наш единственный источник о споре с Дионисом за Наксос — данное место Плутарха. О тяжбе с Зевсом за Эгину см.: Fch. Pi. Isthmia 8, 91 (в этой оде Пиндар, рассказывая родословную потомков Эгины, дочери речного бога Асопа, вспоминает, что Зевс и Посидон спорили о ложе Фетиды, ср.: V Немейская ода, 35;.

(обратно)

991

Кн.9 — 69

…разделяете Афиной общий храм… — Эрехфейон на Акрополе. «Эрехфей» — культовый эпитет Посидона в Афинах (CIG, I 387; III 805). Афинский герой-автохтон Эрехфей имеет очень тесные и сложные мифологические и культовые связи с Посидоном и, возможно, является одним из его заместителей (в функции бога земных недр). Объединение культов Афины и Посидона было вызвано, вероятно, перенесением в Афины местных культов Посидона при присоединении к Афинам аттического побережья (IX–VIII вв. до н. э.) или Элевсина (VII в. до п. э.).

(обратно)

992

Кн.9 — 70

алтарь Забвения. — Это единственное упоминание о Лете как о богине, имеющей культ.

(обратно)

993

Кн.9 — 71

…мы изымаем не ради луны… — Включения и исключения дней требовало согласование лунных месяцев с солнечным годом. Ср.: Plu. De fret. am. 18 (489 В) — Плутарх, вообще порицая неблагочестив мифа о ссоре богов, видит в изъятии из счета 2-го дня Боэдромиона (сентябрьоктябрь) «исправление» этого неблагочестия.

(обратно)

994

Кн.9 — 72

Вопросы VII–IX. Проблемы музыкальной гармонии впервые были разработаны пифагорейцами, которые установили зависимость качественных отличий звуков от количественных различий в длинах струн или флейт и определили все консонантные интервалы (ср. выше, примеч. 53). Подробно данные вопросы разбирает Феон Смирнский — вся II книга его «Математического введения к чтению Платона» посвящена теории музыки, III книга — астрономии.

(обратно)

995

Кн.9 — 73

…три разряда мелодий… — Как следует из XIV вопроса (744

Скачать:PDFTXT

Застольные беседы Плутарх читать, Застольные беседы Плутарх читать бесплатно, Застольные беседы Плутарх читать онлайн