земной областью, подвластной случаю (). Ср.: О лице, видимом в диске луны, 943 А и Chalcidii in Platonis Timaeum, 144. О роли данного учения в формировании неоплатонической доктрины трех ипостасей см.: Н. Dorrie // Hermes, 1954. Bd LXXXII. P. 331–342.
(обратно)
1040
Кн.9 — 118
…в гармоническом соотношении… — Плутарх воспринимает одну из кардинальных мыслей Платона — о соответствии музыкально-гармонического строя космоса музыкально-гармоническому строю человеческой души и государства (Государство. 430 Е, 432 А, 616 А—617 С; Тимей 47 D и др.), в силу чего Музы, воплощающие гармонию, являются богинями высокого космологического статуса и особо почитаются философами (ср. всю заключительную речь Аммония в этом вопросе, а также: Платон, Законы, 653 D—654 А). В «Государстве» (443 Е) эта мысль изложена с помощью отмеченной Плутархом «игры словами» (примеч. 54): справедливый человек «прилаживает друг к другу» / «гармонизирует» () три сущности своей души ( ’), словно три тона гармонии , высокий, низкий и средний (см. примеч. 115) и, связав их вместе и сделав «единым из множественного» (значимые слова для Платона!), становится рассудительным или воздержным (закрома) и «слаженным» / «гармоничным» (???).
(обратно)
1041
Кн.9 — 119
…первой ??… — Струны названы «верхней», «средней» и «нижней» по своему расположению на деке, но звук верхней был самый низкий, а нижней — самый высокий.
(обратно)
1042
Кн.9 — 120
Государство, 617 В — С.
(обратно)
1043
Кн.9 — 121
…чем Эмпедоклова Харита… — Vorsokr. 31 В 116.
(обратно)
1044
Кн.9 — 122
…Ананка… не является… враждебной убеждению… — Вероятно, намек на известный пассаж из «Тимея» (48 А), где ум-демиург именно «убедил» Ананку-Необходимость «обратить к наилучшему большую часть возникающего» при рождении космоса. Примечательно, что непосредственно перед этим речь идет у Платона о гармонии и Музах (ср. выше, примеч. 114). См. также интерпретацию этого места Плутархом в Plu. De an. Pr. 1014 D, 1026 В, где Необходимость отнесена к области души, а не физического космоса.
(обратно)
1045
Кн.9 — 123
…перед гомеровскими Сиренами… — Од. XII 39–54, 166–200.
(обратно)
1046
Кн.9 — 124
…песенная сила… — В подлиннике : ниже (745 F) Плутарх объясняет отождествление Муз и Сирен у Платона.
(обратно)
1047
Кн.9 — 125
… назвал ?уз Сиренами как «вещающих»… о царстве Аида… — Государство, 617 С. Ср.: Кратил, 403 С — D, где, возможно, Платон обыгрывает созвучие ?? — ? — «цепь», «привязывающая их к Аиду». Феон Смирнский, давая обширный астрономический комментарий к мифу об Эре у Платона, интерпретирует Сирен как движущиеся в небе планеты и возводит их имя к глаголу ?? («блистать») и к обычному поэтическому названию звезд — «светила» — ???. Он же указывает, что пифагорейцы понимают под Сиренами не сами планеты, но издаваемые ими при движении гармоничные звуки (Theo Sm. ?? 16).
(обратно)
1048
Кн.9 — 126
…у Софокла… — TGF, Fr. 777 (фрагмент неизвестной нам даже по названию трагедии Софокла).
(обратно)
1049
Кн.9 — 127
Сирени, дщери Форка… — Данный стих — единственный источник для такой генеалогии.
(обратно)
1050
Кн.9 — 128
Восемь Муз… — Излагается устройство космоса по «Государству» Платона (617 С сл.).
(обратно)
1051
Кн.9 — 129
…внушает смертным столько… гармонии… — Ср. Платон, Тимей. 47 D, и выше, примеч. 114. То же у Плутарха, см. Plu. De an. Pr. 1029 D, О суеверии (5) 167 В.
(обратно)
1052
Кн.9 — 130
Пиндар, I Пифийская ода, 13. Эти же стихи процитированы также в трактатах «О суеверии» (5) 167 С; Plu. Non posse, 1095 ?.
(обратно)
1053
Кн.9 — 131
…стихом Ксенофана… — Vorsokr. I Xen. В 35.
(обратно)
1054
Кн.9 — 132
…прослеживая имена богов, раскрыть их силу… — Платон, Крутил, 396 А (сл.), но ср.: Кратил, 401 А, где имена богов рассматриваются лишь как отражение человеческих представлений о богах.
(обратно)
1055
Кн.9 — 133
Платон усматривает в каждом нашем действии два начала… — Усвоение платоническим учением отдельных положений Стон — характерная черта Среднего платонизма. Здесь учение Платона о трехчастной душе скорректировано в духе стоической концепции двух начал — активного и пассивного (ср. Д. Л. VII 134).
(обратно)
1056
Кн.9 — 134
…разумное начало содержит в себе… царственную разновидность… — Ср. о соответствии начал души и государства: Платон, Государство, 441 С, 445 С — D, 580 D сл., о царственном начале — 587 В сл.
(обратно)
1057
Кн.9 — 135
…согласно Гесиоду… — Теогония, 80; ср. выше, 743 D и примеч. 93. Цитируется также в «Наставлениях о государственных делах» (5) 801 Е.
(обратно)
1058
Кн.9 — 136
…стремлению «… почестям покровительствует… Клио… — Ср. выше, примеч. 94, 95, 106, 109. Объяснение функций Муз из этимологии их имен характерно для античности, а сама эта этимология вполне традиционна ( — , — ??? и т. д.), но истолкование могло быть сколь угодно произвольным. Так, Диодор (D. S. IV 7), подчеркивая педагогические функции Муз, объясняет имя Талии «долголетним цветением» славы воспетым поэтами, Эрато — тем, что воспитанные ею становятся «любезными» людям, и т. п.
(обратно)
1059
Кн.9 — 137
…что общего между поэзией и орхестикой. — Ср. вопросы V, VII и VIII книги VII.
(обратно)
1060
Кн.9 — 138
…мальчикам — победителям в плясовом состязании. — Обучение пляскам было составной частью гимнастического воспитания в палестрax.
(обратно)
1061
Кн.9 — 139
…плясал пирриху… — Пирриха — военный танец, исполнявшийся с оружием.
(обратно)
1062
Кн.9 — 140
…насытиться алчные телом… — Ил. XI 574 сл. (о копье Ахилла).
(обратно)
1063
Кн.9 — 141
Равное битва… — Ил. XI 72.
(обратно)
1064
Кн.9 — 142
…например Еврипид… — TGF, Fr. 985. Стих примечателен тем, что начинается с 12 кратких слогов, создающих ощущение полета. Горгоубийца — Персей.
(обратно)
1065
Кн.9 — 143
Пиндар, I Олимпийская ода, 20. В издании Хуберта цитата выправлена по тексту Пиндара, рукописное ?? ? дает большее число кратких слогов.
(обратно)
1066
Кн.9 — 144
Ил. XXIII 503–504. Неточная цитата: у Плутарха — «медью нарядная», у Гомера — «златом».
(обратно)
1067
Кн.9 — 145
Гесиод, Теогония, 16. У Гесиода названа Геба, а не Гера.
(обратно)
1068
Кн.9 — 146
Hes. Fr. 27 Rzach. Речь идет о мифических родоначальниках греческих племен.
(обратно)
1069
Кн.9 — 147
TGF, adesp., 400. Имеются в виду близнецы Алкмены: отцом Геракла был Зевс, Ификла — Амфитрион.
(обратно)
1070
Кн.9 — 148
Двустишие неизвестного автора. Олимпиада — мол осская царевна, жена Филиппа Македонского и мать Александра.
(обратно)
1071
Кн.9 — 149
…известное изречение Симонида… — Как изречение Симонида цитируется в Plu. De gloria Atheniensium, 346 F: «Живопись — молчащая поэзия»; в Plu. De aud. poet., 18 А, цитируется в развернутом виде, но как ходячее выражение, без указания автора: «Живопись — молчащая поэзия, а поэзия — звучащая живопись», ср. также: Plu. Quoni. adui. 58 В. В данном месте IX книги текст испорчен.
(обратно)
1072
Кн.9 — 150
Читаем ?? ?’?’ ’?? (Поленц).
(обратно)
1073
Кн.9 — 151
…в жанре гипорхемы… — Гипорхема — танец, сопровождаемый пением. В идеале петь и танцевать должен один актер, но во времена Плутарха мимическому актеру аккомпанировал певец или хор, что наш автор считает упадком искусства.
(обратно)
1074
Кн.9 — 152
…поэт… прославившийся своими гипорхемами… — Пиндар (цитируется fr. 107 A Snell, см. также примеч. 149). Пеласгийский Аргос — часть Фессалии, знаменитой своими конями, как Лакония — собаками (Амиклы — городок близ Спарты). Дотий — местность в Фессалийской Пеласгиотиде.
(обратно)
1075
Кн.9 — 153
…же это как бы громко призывает… — Текст окончания IX книги плохо сохранился.
(обратно)
1076
Кн.9 — 154
Я умею смесить… — Pi. Fr. 107 В. Snell. См.: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 208.
(обратно)
1077
Кн.9 — 155
…Ивик, сказав… — Anth. Lyr., fr. 22. V, II, p. 58. Цитируется также Платоном (Федр, 242 С).
(обратно)
1078
Кн.9 — 156
…простонародной поэзией… небесной… В подлиннике … ? — намек на знаменитую оппозицию «Пира» Платона (180 Е).
(обратно)
1079
Кн.9 — 157
…в дни, посвященные Музам. — Финальная фраза IX книги перекликается с первой фразой вступления к ней.