эту книгу, и какие темы и вопросы здесь рассмотрены?
Книга Бытие, написанная по примеру древних рукописей, не называет прямо своего автора. (Например, из тысяч сохранившихся аккадийских и шумерских сочинений, датируемых прибл. 2 ООО г. до Р.Х, только в трех действительно имеются упоминания об их авторах). Однако и предания, и сам текст приписывают авторство Бытия Моисею, как, впрочем, и книг Исход, Левит, Числа и Второзаконие,- пяти книг, известных под названием Пятикнижии.
В 1885 г. авторство Моисея энергично отвергал немецкий ученый исследователь Веллхаузен (Wellhausen). Он утверждал, что первые пять книг Ветхого Завета были созданы во время или после Вавилонского плена 598-539 гг. до Р. X. Но, несмотря на то, что аргументы, выдвинутые Велллхаузеном, уже давно опровергнуты, его предрассудки по-прежнему доминируют в ученых кругах. К тому же, эти школы не принимают историю Израиля такой, как она записана в Пятикнижии. Но ведь она занимает положение первостепенной важности, так как в ней заложены снования библейского представления о Боге, человечестве и материальной поеденной. в истории об Аврааме мы знакомимся с темой искупления. Обетования, данные Аврааму, убеждают нас не только в том, что вселенная произошла в результате творческого акта Бога, но и о том, что история целенаправленно движется к предназначенному он Богом концу (Быт 3:6-9, 16).
В Бытии изложены основы учения о сотворении мира, о происхождении человечества, о грехе, грехопадении, суде, завете и грядущем искуплении. Следовательно, эта книга, вне сомнений, играет ключевую роль в центральных положениях библейского учения. Что же такое Бытие: подлинный документ или подделка; честное воссоздание исторических событий, посредством которых Господь открыл Себя человечеству, или мистификация, в которой описание прошлого и авторство не являются достоверными?
Итак, перед нами — важный вопрос. Является ли Бытие, как и другие книги Пятикнижия, коллективным творением группы хитрых религиозных зилотов, написавших ее с тем, чтобы помочь устоять пошатнувшемуся иудейскому обществу? Или эти книги — действительно труд Моисея, который показан в них не только, как движущая сила избавления Израиля от египетского рабства, но и как прототип пророка, через которого Бог откроет Себя и Свою волю избранному народу?
Консерваторы обращают внимание на доказательства действительного авторства Моисея. Действительный — это важное слово, так как оно не исключает некоторую редакторскую работу, сделанную позднее, как, например, введение пояснений о названии местности или событиях (Быт 12:6; 14:14; и Нав 19:47; 36:31). Не исключает оно и того, что при описании времен патриархов Моисей мог использовать письменные или устные предания. Действительное авторство Моисея означает, что он написал (или наблюдал за написанием) большей части Пятикнижия, и что эти книги справедливо считаются, как Божественным откровением, так и точным изложением событий, которые происходили, как описано, при жизни Моисея, их очевидца. Какие доказательства существуют в защиту этого мнения? Есть два вида доказательств: внешние и внутренние.
Внешние доказательства. Известно, что за столетия до Моисея отдельные авторы создавали труды, содержавшие такой же разнообразный материал, какой мы находим и в Пятикнижии.
Археологи соглашаются с тем, что в Пятикнижии в точности переданы все исторические детали, и что литературные формы (сюзеренитетно — заветная структура Второзакония) датируются той эпохой, на которую указывает Писание, а не более поздним временем. Невзирая на какую-то редакторскую работу, которая, возможно, имела место впоследствии, многие археологические открытия подтверждают, что авторство книги Бытие действительно принадлежит Моисею.
Те иудейские предания, историю которых ученым удалось проследить вглубь веков, подтверждают авторство Моисея; к тому же в них есть сообщения о том, что некий иудей по имени Ездра, книжник (приблизительно в 450 г. до Р.Х), собрал все книги Ветхого Завета, придав им их окончательный вид.
Внутренние свидетельства. В этих книгах — несмотря на то, что они анонимны — сказано о том, что Моисей получил повеление от Бога записать исторические факты (Исх 17:14; Чис 33:2) и законы (Исх 24:4; 34:27).
Уже в Книге Иисуса Навина (23:6) Пятикнижие названо книгой закона Моисеева и, таким образом, определено как книга Ветхого Завета (3 Ц2:3; 4 Ц 14:6; 1 Пар 15:15; 2 Пар 8:13; 25:4; Езд3:2; Неем 8:1; Дан 9:11; Мал 4:4). Но важнее всего то, что Сам Христос уверял: действительным автором этих первых книг является Моисей (когда сослался на Второзаконие 24:1-4, как на заповедь Моисея (Мф 19:7; Мк 10:3), и на Моисея, как на законодателя (Ин 7:19)); он написал истину, которой нужно верить (Ин 5:45).
Для тех, кто считает Писание надежным, достоверным и богодухновенным Словом Божьим, решающее значение имеет свидетельство самой Библии о том, что Моисей — это действительный автор Бытия и всех остальных книг Пятикнижия.
Бытие 1
Что говорит Библия о сотворении мира? И почему мы считаем ее учение таким важным?
Библейский взгляд на сотворение, с которым мы так хорошо знакомы, был и остается уникальным. В древнем обществе Месопотамии люди полагали, что материальная вселенная — это громадное тело падшего божества. I реки считали, что материя существовала всегда. Современные ученые предполагают, что материя начала свое существование с необъяснимого большого взрыва», постепенно объединилась в галактики, светила и планеты, на которых, как думают, самопроизвольно возникла жизнь из неживой материи. И только Библия называет материальную вселенную продуктом творческого акта, сотворенным личностным существом. Здесь Писание становится в открытую оппозицию и к древним мифам, и к мифу современному— теории эволюции.
В библейском описании сотворения мира нет противоречий: они, скорее, надуманны, чем явны. Писание последовательно во всем. Однако конфликт действительно присутствует между библейским взглядом на происхождение мира и другими полициями, которых придерживаются в современном обществе. Некоторые христиане, движимые хорошими намерениями, предприняли попытку согласовать библейские представления о сотворении мира с представлениями сотворения мира светскими. Они предложили так называемую теистическую теорию эволюции, выступив с доводами о том, что последовательность событий при сотворении мира, которая записана в Бытии, является, в сущности, той же последовательностью в развитии, которую предложили эволюционисты. Но, несмотря на их усилия, конфликт основных взглядов по-прежнему существует. Эволюция представляет вселенную безличностной и бессмысленной, будто бы начало существования вселенной было аномалией; жизнь зародилась благодаря случайности; человечество — всего лишь один из видов животной жизни; уникальная личность каждого человека обречена на полное уничтожение после того, как срок его жизни подойдет к своему трагическому пределу.
Библия рисует совершенно противоположную картину: любящий Бог создал вселенную сознательно. Он сформировал землю, сделав ее домом для человечества, наполнил ее сложными видами жизни. Господь создал человека по Своему собственному образу и подобию, и, несмотря на теперешнее падшее состояние людей, каждая личность обладает для Него большой ценностью. Наступит день, когда эта материальная вселенная отслужит свой срок, и Бог создаст новое небо и новую землю, чтобы они были домом для тех творений, которые, поверив в Бога, были очищены и изменены через жертву Его Сына. И их судьба — наша судьба — жить вечно в общении с Богом в огромной семье искупленных.
Совершенно ясно, что перед нами два диаметрально противоположных мировоззрения. Не может быть, чтобы оба они были верными. Или Писание право, когда рисует картину осмысленного творения вселенной и будущего, озаренного надеждой, или прав эволюция с ее мрачным изображением холодного, безличностного космоса, в бесцельной пустоте которого нет никакой личной надежды на жизнь после смерти.
Как узнать, кто из них прав? Прибегнем к трем главным видам доказательств: научному, философскому и сверхъестественному.
Научные доказательства построены на фактах, которые оценивают взгляды в зависимости от того, какую позицию они поддерживают: креационизм или эволюционизм. Есть много книг, в которых вы можете найти как обзорные, так и подробные исследования данных фактов. Моя книга «Это была не просто случайность» — исследование слабых сторон теории эволюции и обзор аргументов в пользу креационизма.
Под философским доказательством имеются в виду рассуждения, но не столько на основе имеющихся научных фактов, сколько на основе общего знания о вселенной, которое есть у всех людей. Например, теория эволюции не может дать объяснения тому, откуда у человека появилась его уникальная нравственность. Тем не менее, сравнительная антропология показывает, что каждое человеческое общество дает нравственное определение поступкам человека, называя одни из них правильными, а другие — нет. И хотя какие-то специфичные понятия о том, что хорошо и что плохо могут в чем-то отличаться, вопросы, которые человек интуитивно относит к области морали, одинаковы для всех культур. Например, люди могут по-разному расценивать сексуальные отношения, но в каждом обществе есть такие представления о них, которые считаются правильными, и такие, которые считаются неправильными. Именно поэтому в Послании к римлянам Павел говорит о том, что те, кто не знает закона, «по природе законное делают… они сами себе закон» (Рим 2:14). Павел хотел показать, что Бог действительно будет судить язычников, но не по закону Моисея. Он будет судить их на основании их собственных нравственных норм. I вероятно, это так и есть, потому что человеку не удается соответствовать даже своему собственному уровню нравственности, каким бы низким он ни был. И если теория эволюции не может предложить никакого объяснения присутствию нравственного чувства в людях, Библия такое объяснение дает. Бог создал людей по Своему образу, и поэтому люди, даже в своем современном падшем состоянии, неизбежно остаются существами нравственными.
Еще один пример философского доказательства — так называемое доказательство, построенное на дизайне. Никто, взяв часы и наблюдая их точным ходом, не подумает, что они появились просто так. Человеку сразу станет ясно, что часы были сделаны. Похожим образом точность, согласованность и гармония, наблюдаемые нами в материальной вселенной, свидетельствуют о том, что мир был создан личностью. О том же свидетельствует и Павел в Рим 1:19-20: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (см. также Пс 18:1-4).
Сверхъестественное доказательство гласит, что Библия — это не просто документ, созданный человеком, а богодухновенная книга. Исаия часто обращает внимание на совершеннейшее отличие Бога от идолов.
Идолы глухи и немы; Бог действует, слышит и говорит. Так Бог говорит: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис 46:10). 11о контексту Исаия не только предсказывает падение Ассирии, но и называет имя Кира,— того, кто отпустит народ Божий из плена 150 лет спустя. Это только одно из нескольких десятков подобных пророчеств, исполнение которых красноречиво свидетельствует о том, что Бог, знающий будущее, говорит в Писании через людей, которые сами не могли видеть дальше настоящего момента.
Эти три вида доказательств — научное, философское и сверхъестественное имеют определенный вес. Они