Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
735 сложных вопросов Библии и ответы на них. Лэрри Ричардс

напоминают нам об одной важной истине: когда между Представлением о реальной действительности, которого придерживается общество, и фактами, изложенными в библейском откровении, возникает серьезный конфликт, мы должны сделать выбор. Мы не можем отгораживаться и соглашаться с эволюционистскими взглядами на мир, принимая их как истину, если они находятся в существенном конфликте с представлением о реальности, изложенном в Слове Божьем. Выбрать — вот что мы можем и должны сделать, а затем твердо держаться своего выбора.

Бытие 1

Что подразумевается под словом «дни» в Бытии 1? И должен ли христианин принять теорию двадцатичетырехчасового дня?

Христиане, которые высоко ценят Писание, не согласны с тем, что история о сотворении мира — всего лишь миф, не имеющий исторических обоснований, и созданный только для того, чтобы передать еврейское представление о Боге и о Его взаимодействии с материальной вселенной. Однако христиане, верящие в Библию, поделены на группы в зависимости от того, считают ли они дни творения семью следующими друг за другом днями, или нет. Ниже приведены некоторые примеры толкований, которых придерживаются консервативные христиане: теория день-век Творческая деятельность Господа происходила в течение двадцати четырех часов, а затем Бог позволил наступить геологическому столетию, во время которого всему, что Он создал: растительности, морским творениям, зверям земным, птицам небесным, пресмыкающимся и т.д.,- было позволено развиваться постепенно.

Теория разрыва (Јар)

Первое творение Бога уничтожил сатана, когда пал (Ис 14:13-15). Семь дней в Бытии описывают восстановление последствий катастрофы. Динозавры относятся к первому творению.

Теория неопределенного века

Каждый день — это не 24-х часовой период, а неопределенный геологический век. Следовательно, нет конфликта между Библией и теорией эволюции, так как эволюция была тем процессом, который Бог использовал при сотворении.

Теория семи дней.

Бог создал мирза шесть следующих друг за другом дней.

Теория дня-откровения

Дни в Бытии — это не те дни, когда произошло сотворение мира, а те, когда Бог показал Моисею то, что Он сделал.

Теория дня как приема (device)

Автор Бытия просто использовал дни для того, чтобы упорядочить свой материал.

Нередко по поводу того, насколько эти теории обоснованны, разгораются жаркие дебаты. Теоретики «дня-века» обращают внимание на то, что тройское уот (день) может употребляться для обозначения любого промежутка времени, в течение которого происходят определенные события, как, например, в фразах — «день гнева Его» (Иов 20:28), или — «день спасения» (2 Кор 6:2). Такое объяснение дней творения никоим образом не унижает центрального учения Библии о том, что все существующее — это творение Божие, которое Он вызвал к жизни, и жизнь которого также зависит от Него. С другой стороны, приверженцы теории двадцатичетырехчасового дня утверждают, что язык текста, I’ котором каждый день сопровождается утром и вечером (Быт 1:5, 8, 13, И), 23, 31), требует принятия их позиции. Кроме того, в Исх 20:8-11 день употребляется в буквальном смысле. Но у седьмого дня не было вечера.

Еврейские раввины считают, что Божья суббота еще празднуется. Да и как может быть, что шесть дней были двадцатичетырехчасовыми, а седьмой — нет?

Предположения и аргументация всегда вызывают интерес. Но этот вопрос относится к разряду тех, на который не будет ответа,— да он и не нужен. Потому что главное в нем не то, как Бог творил вселенную, а то, что Он действительно творил. Знание о том, как Он это сделал, не является для нас обязательным. Но мы обязательно должны подтвердить тот факт, что Он это сделал. Весь материальный и духовный мир существует потому, что Бог вызвал его к существованию. Вот и чем безошибочная весть Быт 1, вот в чем непоколебимое основание библейского представления о реальности.

Бытие 1:21, 24, 25

Что значит «по роду их» в Быт 1? Какое отношение эта фраза имеет к разной классификации в современной биологии и зоологии?

Еврейское min (вид) — термин общего характера, который встречается в Ветхом Завете тридцать один раз. Бартон Пейн (Barton Руапе) заметил, что min нельзя отождествлять с понятиями «группа», «семья», «род» или «вид»современной биологии. На самом деле min используется для различения растений или животных в пределах каждой из этих категорий. Что означает «род» в Быт 1? Он означает основную форму жизни, которая воспроизводит себе подобных. Ясно, что генотип каждого min (вида) обладает большой гибкостью, так что основания для микроэволюции — незначительных наследственных изменений, в результате которых формируются несколько иные новые виды — были заложены еще в самом первом акте творения. Видоизменение прототипа собаки, в результате чего появились разные современные породы, также как и видоизменение потомков Адама в разные расы людей,—все это подразумевалось в оригинальном повелении Бога: «Да произведет земля душу живую по роду ее» (Быт 1:24).

Бытие 1:26, 27

Что такое образ и подобие Божие, по которым Господь создал человечество?

Эта фраза, составленная из двух взаимосвязанных слов еврейского языка — selem (образ) и demut (подобие) — встречается в Ветхом Завете только три раза (Быт 5:1-3; 9:6). Если эти слова соединить, то получится уникальное богословское представление: Господа нельзя понять, сравнивая Его с каким-либо творением (Ис 40:18), а человека можно понять только в свете его взаимоотношений с Господом. Мнение о том, что человек — это не больше, чем высокоразвитое животное, не имеет под собой реального основания. Даже если его физические элементы и были сформированы из праха земного, человек обладает еще духовными и психологическими измерениями, которые он получил, когда Господь вдохнул в первого человека дыхание жизни и он стал живым существом (Быт 2:7).

Некоторые предполагают, что образ и подобие — это та оригинальная святость, которой наслаждались Адам и Ева до грехопадения. Но в Библии ясно сказано, что образ и подобие сохраняются и после грехопадения (Быт 9:6).

Эту фразу лучше воспринимать, как вывод. Все, что делает Бога личностью — эмоции, воля, интеллект, воображение, любовь к прекрасному, нравственность — все это Он разделил с человечеством. И хотя после падения Адама эти способности были искажены, они продолжают выделять человеческие существа из ряда животных. Также они не перестают свидетельствовать о существовании нашего Творца и напоминают нам о том, что каждый, кто стремится понять человеческую природу, должен начинать с подтверждения нашего подобия Богу.

Бытие 1:28

Нал ли Бог санкцию на перенаселение и истощение земли, когда повелел людям «наполнять землю и обладать ею»?

И 1967 г. в знаменитой статье журнала «Наука» (Science) (том 155, 10\03\67, стр. 1203-7) христианской доктрине было выдвинуто обвинение в экологическом кризисе земли. В статье присутствовала ссылка на упоминаемый стих из Библии, и был сделан вывод о том, что именно он дал Западу полное право злоупотреблять естественными ресурсами. На самом деле, владычество (или власть), которое Бог дал человечеству (стих 26), связано с обязанностью защищать природу и заботиться о ней. Еврейское слово radah, употребленное здесь, всегда используется для обозначения власти, которую применяют люди, а не Бог. Однако мир по-прежнему принадлежит Богу (Пс 23:1; 49:10-12), следовательно, человечество ответственно перед Богом за то, чтобы грудиться на земле и заботиться о ней (Быт 2:15). Слово «обладать», которое означает, что природный мир противится своему покорению, не дает нам никакого права на то, чтобы мы его эксплуатировали. Скорее, оно напоминает нам о том, что, поставив человечество заведовать нашей планетой, Бог дал нам ответственную задачу и воистину уникальную работу. Подлинное не безразличие к вопросам экологии основано на глубоком осознании того, что земля принадлежит Господу, и что право

управлять ею в пользу всему живущему л о привилегия, которую дал нам Бог ради умножения Своей славы.

Бытие 1, 2

Дают ли эти главы две противоположные картины сотворения?

В Бытии 1 употребляется Еlohim как имя Гюга, а в Бытии 2 — Yahweh. Является ли это доказательством того, что эти два описания были взяты из разных источников?

В этих главах нет двух разных описаний сотворения мира. Бытие с 1:1 по 2:3 — это обзор, что-то вроде «панорамной съемки», какая бывает на ТВ или в кино, когда человек, стоящий в поле в окружении растений и животных, показан на расстоянии. Быт 2:4-15 — это портретная съемка: здесь фокус на лице человека, чтобы передать все изумление и восхищение, которые он испытывает, проходя по Божьему саду. Быт 1 — это история сотворения мира. В Быт 2 дано подробное описание самого уникального из всех актов творения — сотворения человека.

Тогда почему используются два разных имени Бога? Некоторые утверждают, что это отличие указывает на двух разных авторов: один знал Бога только как Еlohim, а другой — как Yahweh (Иегова). Предположение о том, что использование двух разных имен для обозначения Бога указывает на двух авторов или на два документальных источника, привело к развитию «документальной гипотезы». Эта гипотеза гласит, что первые главы нашего Ветхого Завета были составлены по материалам работ авторов Е и Л, и по преданиям священников в V ст. до Р.Х.

Несмотря на то, что этот аргумент принят многими современными критическими школами, он не выдерживает встречной аргументации:

1. Быт 1 и Быт 2 связаны между собой как обзор (Быт 1), и исследование (Быт 2), следующее за ним,— это более подробное описание самого важного акта творения, а не два отдельных описания истории сотворения. В действительности, ни одна из известных нам историй о сотворении мира на древнем Ближнем Востоке не имеет такой структуры, которая была бы похожа на Бытие 2,— это служит признаком того, что эта глава не была задумана, как описание сотворения.

2. Исследования сравнительной литературы свидетельствуют, что в древности на Ближнем Востоке существовала распространенная практика называть высших богов, к которым обращались люди, несколькими именами. Египетского бога Осириса еще называли Веннефер, Кхент-Аментиу и Неб-Абду. Бел, бог Вавилона, был также известен под именами Энлил и Нунамнир, а Сина называли Нанна. В Ханаане верховного бога звали Эл и Латпан; Ваала часто называли Ларпан. Учитывая тот факт, что в других древних культурах в одном документе могли последовательно чередоваться несколько имен одного бога, трудно согласиться с тем, что разные имена Бога в Пятикнижии являются доказательством того, что материалы Е и Л в Быт 1 и 2 были написаны разными авторами.

3. Библейские имена имеют уникальное богословское значение. В той культуре имя Еlohim было общим именем для обозначения Бога. Yahweh, и отличие от него,—личное имя Бога, которое имеет непосредственную вязь с Его любящим участием в искуплении человечества. (Более подробный анализ имени Yahweh см. в разделе Исход 6.) Следовательно, Моисей совершенно оправданно употребляет имя Еlohim в Быт 1, когда пишет о труде Бога — Создателя материальной вселенной, а в своем описании уникального личного акта сотворения Адама и Евы в Быт 2 употребляет имя Yahweh.

Бытие 2:10-14

Где находился

Скачать:TXTPDF

735 сложных вопросов Библии и ответы на них. Лэрри Ричардс Протестантизм читать, 735 сложных вопросов Библии и ответы на них. Лэрри Ричардс Протестантизм читать бесплатно, 735 сложных вопросов Библии и ответы на них. Лэрри Ричардс Протестантизм читать онлайн