хотя в более поздние годы закон и обычаи запрещали браки между братьями и сестрами (Лев 20:17), вначале другого выхода не было.
Бытие 5
Как могло быть, что люди до потопа жили так долго? Не указывает ли наличие похожих сказаний в литературе Ближнего Востока на то, что эти сказания (как и сама древняя история в Бытии) были мифами древности? Действительно, в других культурах Месопотамии мы находим похожие сказания. Например, датируемый 2000-2250 гг. до Р.Х; «Список шумерского царя», называет имена восьми царей, о которых сказано, что они жили до великого потопа и наслаждались долгими годами правления. Самое короткое правление одного из этих царей длилось предположительно 18600 лет, а самое длинное — 43200 лет. Для сравнения, в списке, записанном в Быт 5, самую долгую жизнь прожил Мафусал — 969 лет. Из этого можно заключить, что в изложении Бытия продолжительность жизни человека была значительно ограничена.
В действительности «Список шумерского царя» свидетельствует о том, что древние народы сохранили знание о великом потопе и о том, что до него люди жили очень долго. Исходя из этого, мы можем предположить, что в основе этих похожих сказаний лежит одна историческая реальность.
Можно ли назвать такие сообщения Библии о долгой жизни ненаучными? Совсем нет. Открытия современной медицины показали, что большинство болезней человека обусловлены генетически, и возникают в результате появления мисфункций при дупликации генетического кода человека. Этот код настолько сложен, что если бы мы приписали каждой молекуле в хромосомах, которые несут генетические данные, букву а или б, то все буквы человеческого кода заполнили бы 32 тома Британской Энциклопедии тринадцать с половиной раз! Чудо не в том, что сразу после создания люди жили так долго, прежде чем многочисленные ошибки при дупликации кода ослабили нашу расу. Дивное в том, как Бог хорошо спроектировал человечество, потому что, несмотря на миллиарды миллиардов дупликаций генетического кода, которые произошли с момента сотворения человека, многие из нас по-прежнему обладают здоровьем. Воистину мы «дивно устроены» (Пс 138:14)!
Бытие 5
Опровергают ли родословные этой главы предположение Библии о том, что земля была создана всего лишь несколько тысяч лет назад? Ведь в XIX в. По Р.Х. епископ Ашер сложил вместе все годы, записанные в иудейских родословных, и пришел к выводу, что сотворение мира было в 4004 г. до Р. X.
Может быть, его вычисления и были верными, но вот в своих предположениях Ашер ошибся. Иудеи использовали родословные для того, чтобы проследить корни и происхождение, и, как правило, записывали в них имя одной ключевой личности, а не всех изданной фамильной линии. Фразы по рождении или родил употребляются в общем смысле, и имеют значение «происходит от» и «был потомком». Такой подход к родословным довольно распространен среди разных культур Востока и еврейской культуры в частности. Именно поэтому родословные как Ветхого, так Нового Заветов — не полные. И даже если сложить годы, записанные в Быт 5, мы все равно не получим точной даты сотворения мира.
Бытие 6:2
Кем были сыны Божии, о которых сказано в этом отрывке?
Сыны Божии, которые «увидели дочерей человеческих, что они красивы», и «брали их себе в жены, какую кто избрал» одинаково не давали покоя как еврейским, так и христианским толкователям Библии. Текст недвусмысленно называет то, что они делали, неестественным и ужасным
грехом. В других местах Ветхого Завета фраза сыны Божии употребляется для обозначения ангелов (Иов 1:6; 2:1; Пс 28:1; 88:7), и людей, которые радуются тому, что состоят в завете с Господом (Вт 14:1; 32:5; Пс 72:15; Ос 1:10). В результате этого некоторые считают, что в этом отрывке «сыны Божьи» — это падшие ангелы. Они — сыновья только в том смысле, что их создал Бог. В пользу этой точки зрения выступает и ссылка на рефаимов (исполинов), которые были, как предполагали, потомками союза сынов Божиих и дочерей человеческих. Эта ссылка напоминает нам о мифах, сохранившихся но многих древних культурах, о том, что когда-то рождались дети, отцами которых были языческие божества, являвшиеся на землю в образе человека. Другие отвергают эту теорию, называя ее чистым язычеством, и утверждают, что ангелы, которые, как учит Библия, есть духи (Евр 1:14), не могут иметь детей. Вероятнее всего, в тексте речь идет о браках между набожными потомками Сифа и потомками Каина. В результате этого люди потеряли способность незамедлительно реагировать на духовное падение. Это привело к такой распущенности общества, что потоп стал моральной необходимостью.
Бытие 7
Был ли потоп всемирным или местным по масштабам? И почему о катаклизме такого масштаба — если он был всемирным — так мало геологических свидетельств?
Некоторые исследователи Библии и большинство геологов-христиан полагают, что это был потоп, ограниченный определенной местностью. Они обращают внимание на то, что Бог имел намерение «истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами» (Быт 6:17). Как следует далее, в этот ранний период животные и люди еще не вышли за пределы Месопотамского бассейна. Получается, что для исполнения Быт 6:17 потребовался потоп только местного масштаба, и его было достаточно, чтобы стереть с лица земли ограниченную популяцию животных и людей. Указание на то, что вода покрыла «все высокие горы, какие есть под всем небом» (7:19) —из разряда феноменологических: это были те высоты, которые люди того времени могли видеть покрытыми водой. В противном случае на всей Земле и в ее атмосфере просто нет достаточного количества воды, чтобы покрыть ею такие горы, как Эверест. А геологических свидетельств потопа не существует потому, что он хоть и был довольно большим, отвечая замыслу Бога, но не был всемирным.
Однако такое толкование не отдает должной справедливости самому библейскому тексту, в котором изображена катастрофа невероятных масштабов (7:11) с водами, которые «усилились на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (7:19) и стали причиной смерти «всякой плоти, движущейся по земле» (7:21). Сторонники всемирного потопа не согласны с отсутствием геологических доказательств: они считают, что именно библейский потоп сформировал основные черты земной поверхности. Их теория гласит, что для покрытия относительно плоской поверхности земли до потопа было достаточно тех вод, которые содержатся в наших морях и океанах. Под давлением этих вод днище океана опустилось, а горы поднялись вверх. Горные цепи, на вершинах которых нередко находят осадочный камень, подтверждающий, что когда-то они находились под поверхностью воды,— были сформированы на время, когда огромное давление воды, покрывшей всю землю, оказало давление на дно океана, а образовавшиеся в результате разломы и трещины вытолкнули горы на поверхность. Поэтому самые высокие горы в Быт 7, покрывшиеся водой, это не Эверест и Худе, которые известны нам сегодня. Нот почему аргумент о том, что было недостаточно воды, чтобы покрыть всю землю, считается недостаточно обоснованным.
Конечно, споры о масштабах библейского потопа будут длиться еще долго, и две стороны никогда не придут к единому мнению. Но цель этого текста Библии не в том, чтобы задать человеку сложную богословскую или научную задачу. Его цель — показать, что Бог является нравственным правителем вселенной, и что Он вмешался с тем, чтобы сурово покарать людей за грех. Библейский потоп выступает в роли предупреждения для всех, кто полагает, что Богу все равно, что делают люди, и что Он неспособен действовать во времени и пространстве.
Бытие 7, 8
Столько времени продолжался библейский потоп?
Тест дает нам временную структуру. В современных единицах измерения получается следующее:
Ковчег окончен 6:14 120 лет
Животные входят 7:10 10 мая
Начинается потоп 7:11 17 мая
Поды увеличиваются 7:12 26 июня
Воды покрыли землю 7:24
Ковчег коснулся земли 8:4 13 октября
Воды убывают, видны горы 8:4 1 января
Окна открыты, выпущены птицы 8:6 10 февраля
Выпущен голубь 8:10 17 февраля
Голубь выпущен еще раз 8:13 24 февраля
Открыта дверь ковчега 8:13 1 апреля
Ноя земля высохла:
Вся вышла из ковчега 8:14 23 мая
Итаку, с самого начала и до своего конца библейский потоп длился один и две недели.
Бытие 7:2
В этом стихе сказано, что Ной взял с собою в ковчег по семи пар животных, а в Быт 6:19 написано, что он взял «от всякой плоти по паре… мужеского пола и женского». Перед нами очевидное противоречие, указывающее на то, что в Библии есть ошибка, и что эти две истории были, возможно, соединены вместе теми, кто редактировал Бытие.
Этот аргумент не нов и, как и многие другие, недостаточно силен. Конечно, если бы это было такое очевидное противоречие, то так называемые редакторы Бытия уж, конечно, не оставили бы такой грубой ошибки Моисея без внимания. На самом деле, это не ошибка, а уточнение к инструкциям, которые были даны Ною. В первой ссылке сказано взять по паре от каждого вида животных, а вторая — это специальная инструкция о том, чтобы он взял несколько пар ритуально чистых животных про запас(см. Лев 11). Зачем запасные животные? Во-первых, для жертв (8:20), а, во-вторых, после окончания потопа хищным зверям нужно было съесть несколько чистых неплотоядных животных с тем, чтобы не умереть. Но если бы Ною не было сказано взять с собой несколько пар чистых животных про запас, вот тогда-то и возникла бы проблема.
Бытие 9:6
Почему в Быт 9 сказано, что того, кто убьет человека, нужно также убить? Ведь в Десяти Заповедях написано: «Не убивай» (Исх 20:13).
Два еврейских слова помогут нам устранить эту предполагаемую непоследовательность. Слово harag обычно употреблялось для описания жестокого убийства одних людей другими. Оно использовалось в случаях несправедливых убийств, например, убийство Каином Авеля (Быт 4:25), и для описания справедливой казни над четырьмястами пророками Ваала, приведенной в исполнение под командованием Илии (3 Ц 19:1). Следовательно, это слово расценивает убийство, как событие, не проводя никаких нравственных разграничений. Другое слово, rasah,- это уникальное еврейское слово, которое не имеет родственных слов с другими семитскими языками. Rasah означает личное убийство, случайное или преднамеренное. Это слово никогда не употреблялось ни для обозначения законной казни, назначенной уполномоченным властью авторитетным лицом, ни для убийства во время войны.
То, что в Писании используются оба эти слова, ясно свидетельствует о том, что заповедь в Исх 20:13, в которой сказано «Не убий» (rasah),— это не просто поверхностное осуждение убийств в целом. В действительности, Бытие 9:6 считает общество обязанным убить человека, который убил другого.
В большинстве случаев совершения каких-либо преступлений закон Ветхого Завета призывает к возмездию. Но Быт 9:6 напоминает нам, что Бог создал людей по Своему образу. Посему нет ничего более ценного, чем жизнь человека, и нет такой цены, которая могла бы уравновесить чаши весов, если было совершено убийство. Призывая наказывать смертью, закон Ветхого Завета