(Лк 7:50). Ге любовь, выраженная в искреннем даре, на который она потратила все пюи сбережения, показала: эта женщина поняла, что она прощена. Новый 1и»ет постоянно говорит о любви, как о чувстве, которое испытывает чоловек в ответ на благодать Божью, а не как о действии или отношении, за которые Бог вознаграждает.
Луки 8:26-39
Детали показывают, что все евангелисты описывают один и тот же случай исцеления Иисусом одержимых, однако несхожесть этих описаний говорит о том, что кто-то из них ошибается.
См. комментарий к Мф 8:28-34.
Луки 9:23-26
Что означает предупреждение Иисуса о необходимости самоотрф чения и потери своей души?
См. комментарий кМф 16:24 и 16:26.
Луки 9:53
Самаряне отказали Иисусу в гостеприимстве только потому, что Он направлялся в Иерусалим. Почему?
Самаряне и иудеи во многом были похожи на современных израильтян и палестинцев: столетия взаимного антагонизма привели к открытой вражде. Эта вражда уходила своими корнями к 400-м г. до Р.Х., когда возвратившиеся из вавилонского плена иудеи решили восстановить иерусалимскнп храм. Они отказались от помощи, которую предложили им самаряне, и ответили им, что они не имеют части в Боге Израиля. С течением времени этот богословский раскол все больше усиливался. Многие набожные иудеи, отправляясь в Иерусалим на религиозные праздники, переходили Иордан и выбирали более длинный маршрут, потому что не желали идти короткой и простой дорогой по территории самарян. Несмотря на вражду, обычно гостеприимства был настолько тесно вплетен в обе культуры, что даже путешествующий иудей мог, как правило, ожидать, что какой-то самарянин даст ему приют на ночь. Тем не менее, группа Иисуса шла в Иерусалим, чтобы принять участие в религиозном празднестве, на которое самаряне не допускались. Очевидно, что для жителей того селения это было очош. обидным, и они отказали Христу и Его товарищам в ночлеге.
Луки 9:59-60
Разве не бессердечно со стороны Иисуса требовать от молодого человека, который желал следовать за Ним, оставить своего умершего отца и сразу же придти к Нему?
См. комментарий к Мф 8:22.
Луки 9:62
Что имел ввиду Иисус, когда сказал, что никто, возложивши свою руку на плуг, не может озираться назад?
Когда крестьянин пахал, он определял направление борозды, выбирая им объекта (один немного дальше другого), выстраивал их в одну линию, и продолжал зрительно удерживать один позади другого, пока пахал. Благодаря этому его борозда получалась прямой, и потом уже по ней он Вспахивал и остальную часть поля.
Если крестьянин оборачивался или отводил глаза отсвоего ориентира, Порозда искривлялась, и рисунок всего поля был испорчен. Точно так и человек, желающий следовать за Иисусом, не должен оглядываться назад ни старую систему ценностей (старые ориентиры). Иначе весь рисунок жизни, которую Иисус хочет, чтобы он вел, будет перекошен. Решение следовать за Христом означает иметь Его ориентиром в своей жизни.
Луки 10:18
Когда Иисус «видел сатану, спадшего с неба, как молнию»?
Новая Английская Библия переводит этот стих так: «Я наблюдал за тем, инк сатана пал, как молния, с неба». В этой версии отражено одно из двух игдущих толкований данного текста, утверждающее, что служение Иисуса на земле разрушило силы сатаны. В качестве аргументов этой точки зрения приводятся многочисленные цитаты из Евангелий о том, что Иисус разбил демонов и самого сатану. Другие считают, что здесь Иисус говорит о том ниюком времени в прошлом, когда сатана согрешил и был снят Богом с занимаемого им высокого поста (см. также Ис 14:12). В любом случае,
слова Иисуса подчеркивают, что та сила, о которой Он заявляет, намного превосходит силу, применяемую сатаной: сила Иисуса настолько велика, что позволяет Ему наделять даже Своих учеников властью «наступать… им всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк 10:19).
Луки 10:29
Что значит быть ближним в истории Иисуса о добром самарянине?
Учителя иудейского закона, как правило, считали, что заповедь Ветхого Завета «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18) —это повеление делать добро своим братьям-иудеям. Несмотря на то, что закон пщищал чужеземцев и призывал иудеев относиться к ним также хорошо, он проводил четкую границу между обязанностями перед чужеземцлМП и перед своими братьями-израильтянами.
В истории Иисуса Христа понятие «ближний» включает также и чужеземцев; Христос хочет сказать, что любой человек в нужде — это ншп ближний. Мы должны проявлять к чужим людям такое же понимание, сострадание и такую же любовь, какие мы оказали бы своей собственной семье.
Луки 10:42
Что имел ввиду Иисус Христос, когда сказал Марфе: «А одно только нужно»?
Мария хотела, прежде всего, слушать Иисуса. Ее желание оказалось лучше желания Марфы сперва накрыть хорошее угощение. В некоторын манускриптах сказано: «а немного только нужно»,— вероятно, чтобы подчеркнуть, что Марфе достаточно было приготовить только пиру блюд, а не роскошное угощение, ради которого она так надрывалла, Даже если бы угощение было из одного блюда, что было не редкости«» в Палестине, то и этого было бы достаточно. Несмотря на то, что есть разные толкования, все они ссылаются на одно центральное обстоятельстмо желание Марии послушать Иисуса было лучше, чем желание Марфы приготовить большое угощение.
Луки 11:2-4
Почему молитва «Отче наш» отличается от такой же молитвы у Матфея?
Видимо, Иисус учил этой молитве многократно. Он не был обяздн в точности повторять Свои слова.
Луки 11:13
Лука говорит, что Бог даст Духа тем, кто просит у Него. У Матфея в Мф 7:11 сказано, что Бог «даст блага просящим у Него». Как нн объясните это несоответствие?
Иисус, несомненно, повторял Свои наставления ученикам также, как он повторял и общественные проповеди. Материал Лк 11 о молитве – уникален. Его нет в других Евангелиях. Тем не менее, сущность этих молитв одна и таже. Бог — это наш Небесный Отец, Который, вне сомнений, готов сделать, для нас не меньше, чем земной отецдля своихдетей. В действительности, Бог делает для нас намного больше того, что может сделать грешный человек,— Он даже может дать нам обещанного Святого Духа, если мы полностью доверяем Ему и просим Его об этом.
Луки 11:24
Что означает притча о нечистом духе, который уходит, а затем возвращается в дом свой?
см. комментарий к Мф 12:43-45.
Луки 11:34
Что имел ввиду Иисус, когда сказал: «Светильник тела есть око»?
см. комментарий к Мф 6:22-23.
Луки 11:42-44
Что означают слова «горе вам»?
см. комментарий к Мф 23:13-29.
Луки 13:16
Является ли сатана причиной наших несчастий? В Библии сказано, что он искалечил скорченную женщину, которую держал связанной восемнадцать лет».
hue сомнений, Библия называет сатану врагом человечества, и именно на пего возлагает ответственность за несчастья, включая и болезни, которые постигли Иова. Кроме того, Евангелия считают, что причиной многих Полезней, от которых исцелял Иисус, были демонические силы. Поэтому сатана, конечно, может быть причиной болезни человека. Но если мы говорим, что сатана может быть причиной какой-то болезни, это еще не шачит, что он — причина всех болезней. Намного чаще Библия связывает Лолезньсо грехом (Вт 28:20-25; Пс 102:3; Ис 1:5-6; Ос 5:13-14). Однако это но значит, что болезнь — наказание за грех; болезнь — это, скорее, следствие греха. Современная медицина все больше убеждается в том, что многие серьезные болезни связаны с генетикой человека. И хотя Адам был создан совершенным, его падение стало причиной необратимого изнашивания человеческой расы как в духовном, так и в физическом плане. Несмотря на то, что в одних случаях причиной некоторых болезней действительно может выступать сатана, в других — Божественное наказание, все же большая часть заболеваний является результатом падшего состоянии человечества.
Луки 13:19-20
Чему учат притчи о горчичном зерне и о закваске в этом отрывке?
Важно не забывать о том, что истории и притчи, которым учил Иисус, нередко были произносимы Им в разных контекстах. Иногда та же истории, но в другой ситуации, приобретала совершенно иное значение. В Мф 13 горчичное зерно и закваска призваны подчеркнуть, как незаметно растет форма Царства Божьего, начало которой в скором времени собирался положить Иисус. У Луки акцент несколько смещен. Те же притчи теперь говорят о силе, которая скрывается в маленьком зерне и закваске. И хоти горчичное зерно и закваска существуют только как часть чего-то, но и то и другое обладает силой расти и преобразовывать свое окружение.
Луки 14:14
Как может соль потерять свою соленость? Если говорить с научной точки зрения, то Библия допустила здесь ошибку.
См. комментарий к Мф 5:13.
Луки 14:23
В этой притче Иисус, рассказывая о том, как гостей приглашали на пир, употребляет слово «убедить». Не означает ли это, что Бог не только избирает тех, кто будет спасен, но и то, что у них просто нет выбора?
Действительно, слово, которое употреблено здесь — anankazo — имечч значение «заставлять», «вынуждать» (или убедительно говорить). В Новом Завете оно использовано только девять раз. В каждом случае степень принуждения, о которой идет речь, зависит от контекста. На это важно обратить внимание, так это слово употребляется, как для обозначении внешней, физической силы, так и внутреннего давления или внутрон ней реакции на какие-то нравственные уговоры. Здесь принуждение обозначено, как «настойчивое гостеприимство». Что самое удивительное в этой истории, так это не само слово «заставить», а повеление хозяина искать на улицах (plateia, большой дороге) и переулках (rhyme, узких улочках, в которых жили бедные и всеми забытые люди). Евангелист приглашает к себе всех, и слуги Небесного Хозяина должны быть уверены и том, что никому не забыли сказать о том, что он лично приглашен на этот пир.
Луки 14:26
Кик мог Иисус Христос предложить, чтобы ученик ненавидел своих родителей? В Ветхом Завете сказано, что родителей нужно чтить. Несомненно, перед нами пример нравственных несоответствий н библии.
Слово ненавидеть употреблено здесь в особом значении (см. Рим 9:13). Иисус использовал выражение, которое было знакомо и понятно Его слушателям. Когда требования Бога и требования членов семьи вступают в противоречие, ученик должен предпочесть Бога.
Луки 16:8
Как мог Иисус похвалить управляющего, если ясно, что он нечестный? Нет ли здесь нравственного противоречия? Библия должна быть последовательна, если призывает нас быть правдивыми и честными.
Иисус похвалил управляющего не за его нечестность. Он подчеркнул, что этот нечестный управляющий был мудр, так как понял, что ему нужно использовать деньги с тем, чтобы подготовиться к будущему. Фврисеи — эта история была обращена именно к ним — любили деньги н богатство ради их самих. Они не понимали, что сами по себе деньги не имеют никакой ценности, но материальные ресурсы могут быть мудро нспользованы человеком для пользы Царства.
Луки 16:19
Нужно ли относиться к истории Иисуса о богаче и Лазаре, как к притче, или это рассказ о действительно имевших место событиях?
Многие утверждают, что Лазарь и богач были людьми, которые существовали на самом деле, так как в других похожих примерах Иисус не