был бы вынесен на римский суд, где, без сомнения, предпочтение отдавалось бы римлянину. Такое представление о законе означало, что иудей, где бы он ни проживал, жил под властью иудейского закона. А так как верховным судом в иудаизме считался Синедрион, а первосвященник — его наивысшим должностным лицом, первосвященник мог дать Савлу юридическое право арестовывать иудеев повсюду и привозить их обратно в Иерусалим на суд.
Деяния 9:1-9
Почему два описания обращения Павла такие разные? Несомненно, идесь есть какие-то несоответствия.
Действительно, некоторые обращают внимание на несоответствия между первым описанием обращения Павла (Деян 9:7) и его вторым описанием (Деян 22:9). В более старых версиях в Деян 9:7 говорится, что спутники Павла онемели, когда услышал и «звук» (tes phones), но никого не видели. А в Деян 22:9 сказано, что они слышали чей-то «голос» (ten phonen). Новая Международная Версия разрешает это мнимое противоречие, правильно передавая различия между склонениями этих глаголов в ори¬гинале. Получается, что два описания сообщают следующее: «Они слышали звук, но никого не видели» (9:7) и «Но они не поняли голоса, Говорившего ко мне» (22:9).
Обвинение в противоречиях устранено, и мы видим, что, на самом деле, проблема возникла из-за того, что более старые версии неверно перевели манускрипт оригинала.
Деяния 11:19,27
Какими были пророки в ранней церкви? Есть ли пророки в церквах сегодня?
Новый Завет говорит о духовном даре пророчества, и впервые с пророками Нового Завета мы встречаемся в Деяниях. Другие параллельные места из Нового Завета свидетельствуют, о том, что пророки проповедовали и объясняли Слово Божье, убеждали верующих, и, в некоторых случаях, предсказывали будущее (Деян 13:1; 15:32; 19:6; 21:9-10; Рим 12:6; I Кор 12:10; 13:2, 8; 14:3, 29-39). Некоторые христиане считают, что предсказательный аспект новозаветных пророчеств прекратил свое существование с завершением самого Нового Завета (1 Кор 13:8). Другие настаивают на том, что дар пророчества по-прежнему существует в со временной церкви, но всегда нужно проверять, соответствуют ли слови пророка Писанию.
Деяния 12:15
Что имели ввиду люди в доме Марии, когда сказали: «Это Ангел его»?
Имелся ввиду ангел-хранитель Петра (Евр 1:14). Иудеи I в. по Р.Х, обычно верили в то, что ангелы-хранители имели сильное сходство с теми, кому служили. Несмотря на то, что Лука в точности передает их слова, его рассказ не следует считать доказательством того, что это представление, о котором в Писании больше нет ни одного упоминания, было правильным.
Деяния 15:29
Что, в действительности, означали четыре требования, предъявленные на Иерусалимском соборе верующим из язычников?
Иерусалимский собор отказался принятьточку зрения иудействующих(так называли христиан из иудеев, утверждавших, что верующие из язычникои должны соблюдать весь закон Моисея). Этот конфликт только подтвердил принцип спасения по вере, а также показал, что библейский стандарт праведности был хорошо известен по всей империи благодаря тому, что в синагогах учили закону Моисея (15:21). Тем не менее, в этом послании было выдвинуто четыре требования, в отношение которых еврейские верующие чувствовали себя глубоко оскорбленными по причине распространения элементов господствующей языческой культуры, и попросили верующих из язычников уважать чувства и убеждения их братьев-иудеев. Так как грехи в Ветхом Завете — это такие же грехи, как и в Новом Завете, к этим четырем требованиям относились действия, которые не имели ясного определения «грех». Например, идолопоклонство — это грех. Однако некоторые христиане из язычников покупали мясо на прихрамовых рынках (1 Кор 8). Скорее всего, эти продукты были «осквернены идолами», как отмечает Иаков (Деян 15:20). Воздержание от «удавленины и крови» связано с иудейскими законами о пище, запрещавшими употреблять в пищу кровь животных, которые были не зарезаны, а задушены. Слово, переведенное здесь как «блуд» —porneia (ст. 20),— понятие обобщающее и многозначное, поэтому трудно переводимое. Так как Писание призывает нсех христиан воздерживаться от блуда, скорее всего, в данном случае имеются в виду фривольные шутки и разговоры на сексуальные темы, что Г)ыло обычным для I в. по Р.Х., но не сексуальные грехи, как таковые.
Деяния 15:39
Не был ли Павел лицемером? Он призывает других стремиться к миру, несмотря на различия, а сам был настолько зол на Варнаву, что порвал со своим другом.
Павел не был лицемером. Он был несовершенным человеком. Все мы имеем свои слабости и, время от времени, поддаемся греху. Но обратите внимание на один факт: то, что Варнава вложил в молодого Марка, оправдало себя. Годы спустя Марк не только написал Евангелие, носящее его имя, но и примирился с Павлом, который впоследствии писал Тимофею: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2 Тим 4:11). Павел мог написать так только в том случае, если он признал, что был неправ, и это снимает с него обвинение в лицемерии. Хотя обвинение в неразумном поведении, когда он порвал с Варнавой из-за своего нежелания дать Марку еще один шанс, остается.
Деяния 17:16-34
Обращаясь к афинянам, Павел процитировал языческого поэта так, будто это были слова самого Писания. Означает ли это, что, кроме Библии, есть и другие письменные источники, в которых содержится Божественное откровение?
Одно дело, когда в начале проповеди цитируются слова какого-то поэта, чтобы установить контакт с аудиторией, и совсем другое, когда библейский текст используется в качестве авторитетной истины. В своей проповеди афинянам Павел не цитировал Ветхого Завета потому, что они не призна¬вали его, как авторитет. Тем не менее, главная мысль его проповеди — Бог назначил день Суда и призывает каждого покаяться; Он избрал Иисуса и воскресил Его из мертвых — во всем соответствует библейским принци¬пам, с которыми афинские философы были совершенно незнакомы. С какой бы целью Павел ни обращался к языческой поэзии, нет сомнений в том, что его религиозные убеждения уходили своими корнями в иудейское Писание и последующее откровение Бога в Иисусе Христе.
Деяния 19:1-7
Если Дух Святой был дан всем верующим (Рим 8:9), как случилось, что ли и верующие приняли Духа только после того, как Павел возложил на них руки?
Павел спросил этих учеников, приняли ли они Святого Духа, когда уверовали. Он думал: если бы они были верующими, то уже имели бы Святого Духа. Несколько заданных им вопросов показали, что эти люди еще не слышали об Иисусе; однако они откликнулись на призыв Иоанна Крестителя покаяться, чтобы приготовить себя к явлению Мессии. Они крестились, как только услышали об Иисусе, и «когда Павел возложил на них руки» (во время крещения), Святой Дух сошел на них. Этот отрывок созвучен с Рим 8:9 — «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». И Дух Святой действительно сошел на этих учеников Иоанна, когда они поверили в Иисуса.
Деяния 21:11
Почему Павел не послушался Святого Духа и настоял на том, чтобы идти в Иерусалим после того, как его предупредили, что там его посадят в тюрьму?
Некоторые полагают, что Павел, пойдя в Иерусалим, проявил непослушание Святому Духу. Однако в тексте лишь сказано, что Дух побудил пророков предсказать то, что произойдет с Павлом в Иерусалиме. Сами пророки, беспокоясь о Павле, убеждали его, «чтобы он не ходил в Иерусалим» (21:12). Ни в одном из этих стихов не говорится о том, что Павлу было сказано не ходить в Иерусалим. Поэтому лучше считать эти послания подготовкой Павла к тому, что ожидало его впереди, а не предостережением.
Деяния 21:20-26
Не поступал ли Павел лицемерно, соблюдая иудейский обряд, когда сам он так ревностно отстаивал свободу христиан от иудейского закона?
Есть определенная разница между тем, чтобы навязывать язычникам обряды иудеев, и тем, чтобы отказывать иудеям в праве выражать свою веру в рамках своего древнего наследия. В I в. по Р. X. многие христиане т иудеев выражали свою веру традиционно, соблюдая религиозные праздники Ветхого Завета и следуя древним обрядам. Ранее христианство не требовало, чтобы язычники подражали образу жизни иудеев; так и от верую¬щих иудеев не требовали, чтобы они переняли образ жизни язычников.
Павел, будучи иудеем, имел полное право жить, как иудей, когда был среди иудеев, и жить, как язычник, когда был среди язычников. Но обратите внимание: когда подражание культуре вступило в противоречие с основными истинами христианства, Павел отказывался идти на ком¬промисс (Гал 2:3).
Деяния 23:6
Павел прибегает к хитрости с целью разделить Синедрион. Можно ли назвать его образ действий нравственным?
Некоторые люди действительно обвиняют Павла в том, что в данном случае он пустился на нечестные уловки. Так как в Библии сказано, что только один Иисус был совершенным, то это обвинение, даже если оно правильное, едва ли может дискредитировать Писание. Тем не менее, совсем не обязательно воспринимать слова Павла именно в таком свете. Вполне возможно, что он имел ввиду следующее: «Главный вопрос здесь — это воскресение из мертвых». Конечно, этот вопрос немаловажен и в самом христианстве. В Послании к римлянам написано, что воскресение открыло (доказало), что Иисус есть Сын Божий (Рим 1:4). Слова Павла, сказанные им в Синедрионе, вызвали язвительные споры между фарисеями, верившими в воскресение, и саддукеями, его отвергавшими. Разгорев¬шийся спор перерос в побоище, и солдатам снова пришлось спасать Павла. Не может быть, чтобы Павел надеялся на такой исход.
Деяния 28
Что произошло с апостолом Павлом после событий, изложенных в Книге Деяния?
Книга Деяния оканчивается тем, что Павел сидит в тюрьме, ожидая суда. Косвенные намеки в новозаветных посланиях Павла, а также упоминания об этом в раннехристианских документах позволяют нам воссоздать следующую картину его жизни: Павла освободили после его первого заключения, во время которого он написал свое первое послание к Тимофею. Он отправился в Испанию, чтобы открыть там еще одно миссионерское поле. Некоторое время спустя его снова арестовывают и возвращают в Рим. Во время этого заключения он пишет второе послание к Тимофею. В этот раз приговор вынесен и приведен в исполнение в Риме, не позже 70 г. по Р. X.,— так же, как и в случае с апостолом Петром.
Послание Иакова
Послание Иакова
Кто написал это послание, и какие темы и вопросы в нем рассмотрены?
Автор этого послания не апостол Иаков, а брат Иисуса, который обратился после Его воскресения и стал одним из руководителей первой церкви (Деян 1:14; 15:13). Эта оченьдревняя книга, вероятно, была написана еще прежде первого миссионерского взрыва, благодаря которому Евангелие вышло за пределы Иудеи, и о нем услышало немалое число язычников. Иаков не решает тех вопросов, с которыми пришлось столкнуться апостолу Павлу. В отличие от Павла, Иаков не отстаивает спасения по вере, а пишет настоящее пасторское послание, в котором призываетхристиан вести образ жизни, приличествующий верующим.
Иакова 1:13
Как может