говорит к нам в Евангелии, и если мы в ответ доверяем себя Иисусу, то мы также верим Богу. Именно эта вера в Бога, когда Он открывает Себя нам в Своем Слове, всегда была и есть спасающей верой. А смерть Христа, полностью уплатившая за наши грехи, позволила Богу быть справедливым и, в то же время, оправдать (объявить «невиновными») тех, кто поверил.
Римлянам 5:12
Каким образом «смерть перешла во всех человеков» через грех Адама? Почему невинные потомки должны страдать из-за того, что сделал их какой-то далекий предок?
Главная мысль Павла втом, что грех — нечто вроде генетического дефекта. Этот дефект проявляется в греховных поступках, за которые каждый человек несет личную ответственность. Что касается суда, то люди судятся не за грех Адама, а за свои собственные грехи (От 20:11-15). Таким образом, ни один невинный не пострадает нечестно.
Тем не менее, в Библии понятно сказано, что духовная и биологическая смерть — это реальная действительность. Человеческие существа стареют и умирают. И слишком часто наша грешная природа контролирует наши действия, и мы не чувствуем Бога без духовного пробуждения. Это состояние является следствием первого непослушания Адама Богу. Вместо того, чтобы кричать: «Нечестно!», -люди должны признать реальность своего отчаянного положения, как сказано об этом в Рим 5. Атак как дело обстоит именно так, каждый человек отчаянно нуждается во Христе.
Кроме того, нужно признать, что есть кое-кто, с кем поступили еще более нечестно: Сын Божий не должен был страдать за виновных. И, тем не менее, Он пострадал, и Его страдания стали тем средством, благодаря которому Бог в Своей милости устранил дефект, появившийся в результате грехопадения Адама.
Римлянам 6:1-4
О каком крещении говорит Павел в этом отрывке?
В комментарии к Мф 3:11 было сказано, что слово крещение употребляется в Библии в разных значениях. Здесь речь идет о духовном крещении. Его определение мы читаем в 1 Кор 12:13, где сказано, что посредством этого крещения Дух Святой соединяет верующего со Христом в качестве члена Его тела и все стают напоены одним Духом. Тема духовного крещения — это соединение с Иисусом Христом. Именно эта тема развивается в данном отрывке. Мы были соединены со Христом (крещены в Него), так что Его смерть засчитывается нам, как наша собственная. Но самое замечательное в том, что благодаря этому единству со Христом мы также разделяем с Ним и Его воскресение. Через Иисуса Христа Божья воскрешающая сила вливается и в нас, и мы становимся способными жить свято и праведно.
Этому есть современная аналогия, хотя она, конечно, несовершенна. Когда муж и жена объединяются в браке, каждый из супругов считается полноправным партнером своего супруга во всем, что ему принадлежит. Нуждающаяся женщина может выйти замуж за человека, скопившего миллионы. И неожиданно закон начинает относиться к ней так, как будто она сама накопила эти богатства: деньги принадлежат ей так же, как и ему. Похожим образом и вера приводит нас в такое тесное единство с Иисусом, что Бог видит в Его смерти за грехи нашу смерть, и все, что было приобретено Его воскресением, также становится нашим. Эта великая крестная работа Духа Божьего является тем основанием, которое дает христианину силу жить святой жизнью. Автор развивает эту тему до самого конца этой замечательной главы.
Что же тогда водное крещение? Крещение, совершаемое Иоанном Крестителем, было основано на иудейском обычае ритуального омовения. С приходом Иоанна оно превратилось в действие, означавшее покаяние и, таким образом, внутреннее, духовное очищение. В отличие от него, христианское крещение, наверное, лучше всего понимать, как действие, символизирующее наше отождествление со Христом в Его смерти и воскресении.
В истории церкви практиковались три вида водного крещения. Водой брызгали на новообращенных, воду лили на новообращенных, и ново¬обращенных погружали в воду. Каждый вид крещения имеет свою длинную традицию, в подлинности которой невозможно сомневаться. Однако те, кто практикует погружение, считают, что их вид крещения лучше всего передает символическое значение духовной реальности, описанной в Рим 6.
Римлянам 7:6
Если человек «освободился от закона», то он имеет свободу грешить? Могут ли христиане делать все, что хотят?
В Послании к римлянам Павел говорит о праведности. В оставшейся части его книги ясно сказано, что Бог ожидает от верующих праведного образа жизни. Проблема возникает тогда, когда мы начинаем думать, что нужно быть «под законом» (см. Рим 6:14), чтобы стать праведным.
Божий закон, данный в Ветхом Завете, особенно — десять заповедей, является, прежде всего, стандартом, который дает необходимые определения правильных и неправильных поступков. Во-вторых, закон проливает свет на характер Бога, Который дал его и, таким образом, открыл в нем Себя, как личность. В-третьих, закон стал связующим звеном между святыми Ветхого Завета и Богом. Те, кто стремился угодить Богу, были послушны Его закону, и получали за это вознаграждение; а кто был безразличен к Богу и непослушен, был наказуем.
Проблема с третьей функцией закона заключалась в том, что она, как говорит Павел, была «ослаблена плотию» (Рим 8:3). Закон дает определение добру, но люди — грешны, и закон не способен сделать кого- либо добрым. Более того, Божий закон стимулировал грешную природу до такой степени, что, как говорит Павел, заповедь «Не пожелай», на самом деле, «произвела во мне всякго рода желания того, что не подобает» (Рим 7:7-8). Каким-то образом, как в случае с ребенком, которому мама сказала не есть отложенного печенья, закон, по-видимому, только больше усиливает желание.
Когда Павел говорит, что христианин освобожден от закона, он имеет ввиду его третью функцию: нам больше не нужно устанавливать связь с Богом через заповеди. Вместо этого мы устанавливаем с Ним отношения напрямую через Его Духа. Мы стремимся угодить Ему и при этом полагаемся на Него в том, что Он сделает нас способными поступать хорошо и правильно. Такое базисное отношение к Богу стимулирует нашу новую, данную нам от Бога природу, а не «наши страсти греховные, [обнаруживаемые] законом» (7:5). В результате, мы «приносим плод Богу» (7:4). Или, как сказано в Рим 8:4, мы обнаруживаем, что «оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по Духу».
Главная мысль апостола Павла в Рим 6-8 следующая: Бог действительно ожидает от верующих, что они будут праведны и будут во всем отвечать требованиям Его нравственного закона — и даже больше этого. Но мы не можем достигнуть цели, если говорим себе: «Это закон, и мы должны исполнять его». Мы достигаем цели тогда, когда любим Иисуса, желаем угодить Ему и полагаемся на Святого Духа в том, что Он будет вести нас и наделять нас необходимой силой. Когда мы живем в близком общении с Иисусом, мы не станем выбирать греха, и свидетельством нашей жизни, угодной Ему, станетто, что ни одно из наших решений не будет нарушать стандартов праведности, записанных в Слове Божьем.
Человек, освобожденный от закона, не становится свободным для греха. Он освобождается для праведности.
Римлянам 7:14, 19
Если верующий «продан греху», то зачем пытаться поступать правильно?
Богословы придерживаются разных мнений относительно того, говорит ли здесь Павел о своем собственном христианском опыте, или о том, что с ним было до его обращения. Первый вариант предпочтительнее, поскольку Павел продолжает тему, начатую им в главе 6, а именно: свобода от закона.
Христианин действительно испытывает желание делать то, что хорошо. Но проблема в том, что христиане (как, впрочем, и нехристиане) имеют то, что Библия называет греховной природой. Павел дает этому богословское название «плоть». Сам по себе Павел не способен жить хорошей и святой жизнью, которой он так жаждет. Павел искал связи с Богом через закон, и старался делать то, что хорошо. Но сколько бы он ни пытался, он снова и снова проигрывал.
Эту мысль необходимо понять правильно. Выше Павел говорил о страстном желании чего-то, что принадлежит другому (7:7). У многих людей подобное внутреннее стремление владеть чем-то приводит к воровству, что является жадностью в действии. Многие хорошие люди в этом мире никогда не станут красть, поэтому могут посчитать себя праведными. Но Павел, который также никогда не стал бы красть, взглянул внутрь себя и увидел, что его желание само по себе было грехом. Мы можем контролировать свои поступки, но кто из нас способен контролировать свои желания? Павел не говорит, что невозможно добиться внешних добродетелей; он говорит, что мы обнаруживаем собственное рабство тогда, когда заглядываем внутрь себя и судим не только свои поступки, но и свои желания. И как бы он ни старался, не сумел научиться контролирован, свое внутреннее «я». Оно не находилось в подчинении его сознательного «я». В действительности, его сознательное «я», скорее всего, было под контролем его внутренних желаний.
Ниже, в восьмой главе, Павел издает возглас радостного облегчения. То, что не мог сделать закон, сделал Бог, дав нам Духа. Когда мы полностью полагаемся на Святого Духа и ведомы Им, Он наделяет нас способностью отвечать всем требованиям закона, включая и заповедь «не желай ‘ Через Иисуса мы изменились внутри. А теперь, благодаря силе Духл, наше измененное «я» становится способным контролировать нас вместо нашей плоти.
Римлянам 8:28
Как могут христиане говорить обо всем, что происходит, что это — хорошо? Если мы посмотрим на страдания и трагедии, которые случаются в мире, эти слова производят впечатление неприкрытого лицемерия.
В этом стихе речь идет не о том, что все происходящее — хорошо. Здесь сказано: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Это совершенно иное заявление. Многое, что случается с верующими, плохо во всех значениях этого слова. И, тем не менее, Павел убеждает нас в том, что Бог достаточно велик, чтобы дать нам нечто доброе даже посреди самой страшной трагедии.
Также необходимо правильно понимать смысл слова «благо». Здесь употреблено греческое слово которое означает «хорошее» в смысле
«полезное» или «благотворное». То, что происходит с христианином, может и не доставлять ему удовольствия, но Бог действует даже в самых тяжелых ситуациях с тем, чтобы происходящее принесло нам не вред, а благо.
Римлянам 8:29
В этом и других стихах Библия говорит о предопределении и предузнании. Означает ли это, что Бог избрал тех, кто будет спасен, а остальных определил на погибель?
Христиане по-разному определяют значение и смысл того, что Библии называет предопределением. Греческое словоргоопго переводится, как «отметить заранее» или «предрешать». В Новом Завете оно встречается всеголишь шесть раз (Деян4:28; Рим8:29-30; 1 Кор 2:7; Еф 1:5, 11). Одна из протестантских традиций утверждает, что Бог просто знал тех, кто ответит па Евангелие, и предопределил этим людям «быть подобными образу Сына Своего» (Рим 8:29). В другой протестантской традиции принято