считать, что человечество настолько испорчено грехом, что без использования неотразимой благодати Божьей никто не смог бы откликнуться на призыв Квангелия. Таким образом, предопределение относится к самому спасению. Сегодня ни одно из протестантских направлений больше не выступает за двойное предопределение (представление о том, что Богтакже избирает людей к погибели, как и ко спасению).
Эти дебаты еще раз подтверждают, что в христианстве, как религии откровения, имеется некий внутренний конфликт. Библия изображает Бога всемогущей и абсолютно суверенной личностью. И, в то же время, она наделяет людей свободой выбора. Эти два учения — что Бог — суверенен и что человек имеет свободную волю —кажутся нам совершенно несовместимыми, и если одно из них истинно, то второе должно быть ложно. Таким образом, мы подсознательно чувствуем, что если делаем акцент на чем-то одном, то это происходит за счет другого.
В действительности, именно в такой момент мы просто вынуждены подтвердить то, что кажется нам парадоксом. Библия действительно предлагает спасение каждому, кто решит поверить. Мы призваны нести Мвангелие всему человечеству. Библия открывает нам Бога, Который суверенен в самом полном смысле этого слова. Он — Господь прошлого, настоящего и будущего. Все находится под Его совершенным контролем. Нас призывают признать этого Бога, поклониться Ему и с обожанием почитать Его. Но мы не призваны решать, каким образом оба стандарта библейского учения могут находиться в полной и совершенной гармонии с реальностью.
Некоторым такой ответ может показаться неудовлетворительным. Но когда мы имеем дело с так называемыми богословскими противоречиями и Библии, мы вынуждены принять одно очень важное решение. Является ли Бог действительно Богом, а мы — всего л ишь Его творением? Если да, то должны признать, что наш разум, наша логика — это ничто в сравнении с Его необъятным разумом. И если мы не можем понять чего-то, то это нце не причина, чтобы сомневаться в том, что Господь открыл нам. И такие моменты мы признаем истинное положение о том, что мы Его творение и склоняемся пред Богом в изумлении, сохраняя абсолют¬ную уверенность в том, что в вечности это кажущееся противоречие будет устранено.
Римлянам 9:1-16
Зачем Павел постоянно делает ссылки на детей патриархов?
В этой главе Павел желает доказать одну важную идею. Бог действуй свободно и Его не связывают поступки людей. Иудеи верили, что Бої был связан обещанием, которое дал Аврааму, обещая его потомкам Свое покровительство. Павел утверждает, что плотское потомство — не важно, потому что ключ к взаимоотношениям с Господом —это вера. Чтобы доказать свою мысль, он говорит, что Исаак и Измаил были детьми Авраама но только Исаак получил обетования завета. Иудеи возразили бы, что мать Измаила была рабыней. Тогда Павел продолжает свои рассуждении Иаков и Исав были близнецами, а Бог объявил, что изберет Иакои.» еще задолго до того, как мальчики могли сделать что-то, повлиявши на выбор Бога. Когда Бог сказал: «Кого миловать, помилую» (ст. I!»), Он заявил не о Своем превосходстве, а, скорее, засвидетельствовал о том, что Он действует свободно, и поступки человека Его не связывают.
Как это прекрасно! Если бы Бог зависел от наших поступков, то 6м м бы обязан наказать нас, потому что все мы согрешили. Но Он не зависит от нас, поэтому Он может поступать так, как Сам считает нужным. А Он считает нужным проявить к нам милость и сострадание.
Римлянам 9:13-15
Бог объявляет, что свободен поступать так, как хочет, а затем говорит, что возненавидел Исава. Разве это сострадание?
См. комментарий к Мал 1:3.
Римлянам 9:17, 22
Как можно оправдывать Бога, называя Его нравственным, если побуждает человека ко греху только для того, чтобы показать как Он праведен?
Этот стих не говорит и даже не намекает на то, что Бог заставил фараонм согрешить. Здесь всего лишь сказано, что по провидению Божьему фараон занимал пост правителя Египта и, таким образом, сыграл предназначенную ему роль. Фараон принял решение не покоряться воле Бога. И, в результате своего свободного выбора, он сам и весь Египет были наказаны. Болше того, Бог «с великим долготерпением щадил сосуды гнева» (ст. 22) Фараону предоставлялись несколько возможностей покаяться, когда чрпи казней, одна тяжелее предыдущей, стала свидетельством силы Божьей и греховности фараона. Больше об этом происшествии можно прочесть в комментарии к Исх 4:21, где идет речь о сердце фараона.
Римлянам 10:4
Что означает «конец закона — Христос»?
Греческое слово «конец» (telos) здесь имеет значение «цель» или «осуществление». Законом названо все ветхозаветное откровение. В этом стихе сказано, что во Христе исполнились пророчества и раскрылись прообразы Ветхого Завета, что привело к «праведности всякого верующего».
Римлянам 11
Что произошло со всеми обещаниями, которые пророки Ветхого Аавета возвещали Израилю? Не забрал ли Бог эти обещания обратно, когда иудеи отказались признать Иисуса Мессией?
Христиане толкуют пророчества Ветхого Завета двояко. Одно традицион¬ное толкование предлагает считать, что предсказания о будущем Израиля теперь исполняются в Церкви. То есть, пророчество о том, что Мессия станет править Израилем, снова собранным в земле обетованной, нужно толковать символически: сегодня оно исполнилось в том, что Иисус правит в сердцах верующих, которые обладают благословениями, но, скорее, духовного, чем материального характера. Другое традиционное христианское толкование разъясняет, что предсказания о будущем Израиля — не символические и не исполнились в Церкви, а будут исполнены здесь на земле, когда вернется Христос.
В этой главе Павел обращает внимание на то, что Израиль был на время оставлен в стороне ради пользы язычников, но в будущем часть Израиля спасется. Несомненно, Бог приготовил будущее для Своего ветхозаветного народа, хотя не все христиане единодушны в том, каким оно будет.
Римлянам 12:20
Что значит собрать «горящие уголья» на голову человека, делая ему добро, если он причиняет тебе зло?
Г.сть несколько объяснений, но ни одно из них нельзя назвать самым правильным. Некоторые видят в горящих угольях очищение (см. Ис 6:6-7), и полагают, что такая радикальная реакция христианина на несправед¬ливость должна привести к обращению нечестивого. У других эта иллюстра¬ция ассоциируется с огненным судом над нечестивыми. В этом случае христианин, отвечая добром на зло, как бы свидетельствует о том, что нечестивый получит еще более тяжелое наказание.
Как бы то ни было, Павел недвусмысленно призывает нас отдать суд в руки Божии и принять от Него привилегию делать добро.
Римлянам 13
Должны ли христиане подчиняться несправедливым законам? Могут ли они участвовать в актах гражданского неповиновения, таких, например, как движение за права граждан и демонстрации в защиту жизни?
Павел говорит, что христианин должен быть хорошим и законопослушным гражданином не из страха наказания, а потому, что именно так нам нужии поступать. Если человеческие законы вступают в прямое противоречив с законами Бога, христианин по-прежнему должен подчиняться Богу (см. также Деян 4:19-20).
Важно понимать, что христианин может поддерживать человеческие законы, используя один из двух подходов. Первый — быть послушным закону. Второй — принимать наказание, предписываемое законом. Человек, стремящийся избежать наказания, не помогает закону. Тот же, кто принимает наказание, каким бы оно ни было, действительно помогает закону в случаях гражданского неповиновения, когда совесть заставляем верующего не подчиняться закону государства, он может показать смог уважительное отношение к закону тем, что примет наказание.
Римлянам 14:1
В чем состоят «споры о мнениях», упомянутые в этом отрывке?
Некоторые поступки, такие, как воровство или прелюбодеяние, Библии прямо называет грехом. Здесь даже не может быть споров о том, правилыт ли поступает человек, воруя или совершая прелюбодеяние. Другие вопросы не имеют таких прямых ответов.
Павел говорит, что в таких вопросах христиане могут и дейстмн тельно приходят к разным мнениям о том, что считается правильным, а что — нет. Они не должны позволять, чтобы их личные убеждения влияли на их отношения с другими верующими, которые придерживаются иной точки зрения. Они должны помнить, что Иисус — Господь, и что каждый христианин несет перед Ним ответственность за то, чтобы поступать так, как угодно и приятно Христу. Христиане не поставлены господами над другими и должны давать им свободу выбирать и делать то, что люди считают правильным.
Первое послание к коринфянам
1-е послание к коринфянам
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Послание было написано церкви в Коринфе апостолом Павлом — основателем этой церкви. Оно отвечает на ряд вопросов и проблем, возникших в этой церкви. Эта книга, которую часто называют проблемным посланием Нового Завета, последовательно разъясняет те вопросы, с которыми Павлу пришлось иметь дело.
I Коринфянам 2:16
Что имеет ввиду Павел, говоря: «Мы имеем ум Христов»?
Павел ссылается на Ис 40:13. Этот великий отрывок утешает Израиль, носхваляя Бога за Его величие. Исаия, многократно утверждая величие Божие, спрашивает: «Кто уразумел дух Господа?». Разум Господа просто не вмещается в границы нашего понимания.
В 1 Кор 2 Павел подчеркивает, что Бог не только открыл Свою исГину и словах, но и дал Своего Духа тем, кто верит во Христа, чтобы они толковали и применяли эти слова. Следовательно, верующий способен судить обо всем, потому что «мы имеем ум Христов». Иисус активно ведет н направляет Своих, и интуитивное понимание верующим воли Божьей для него не определяется другими людьми.
I Коринфянам 5
Какое право имеет церковь дисциплинировать своих верующих? Разве в Рим 14 не сказано, что вместо того, чтобы судить людей, мы должны принимать их?
Христиане не имеют права судить других за их убеждения, мотивы или за то, что верующий брат или сестра уверенно называют волей Божьей для него или для нее. Церковная дисциплина не имеет к этому совершенно никакого отношения. Церковная дисциплина относится только к тому, что Библия прямо называет грехом, и которые вошли у христиаи в привычку. В этом случае церковь не судит согрешившего верующего, а соглашается с заявлением Бога о том, что такое поведение Он считает грехом. Бог определяет, что такое грех, а церковь всего л ишь выражает свое согласие с Богом, когда предпринимает какие-то дисциплинарные действия в отношении своего верующего.
Обратите внимание, что в церковную дисциплину входит и процесс обличения, описанный в Мф 18:15-17. Его цель— привести согрешающего к раскаянию и восстановлению. А если человек не реагирует, то зп ключительным шагом станет исключение его из церкви, хотя цельтакот исключения не в том, чтобы наказать. Скорее, этим самым церковь как бы показывает людям на земле реальную угрозу греха, который можем отделить верующего от общения с Богом, и стремится помочь грешнику осознать последствия греха и покаяться.
1 Коринфянам 5:5
Что значит предать [этого человека] сатане»?
Одни полагают, что исключение грешника из церкви отправляет его на территорию дьявола. Фраза «во измождение плоти», считается укл зывающей на муки, которые испытывает такой человек, чтобы побудить его раскаяться. Возможно,