только тогда, когда стал человеком и прожил жизнь, подобную нам, в послушании Богу.
Слово «совершившись» употреблено здесь в значении «быть полностью оснащенным для какого-то задания». Послушание Иисуса снабдило Его всем необходимым для того, чтобы выполнить поставленную перед Ним задачу нашего спасения, ибо только безгрешная личность могла послужить нам в роли нашего Искупителя. Таким образом, ни в этих стихах, нив христианской доктрине о Божественности Христа нет никакого противоречия.
Евреям 6:4-12
Этот отрывок непонятен. О ком он: о верующих, которые от- ворачиваются от Иисуса и теряют свое спасение, или о тех, кто никогда не верил во Христа? Чему, в действительности, учит данный отрывок?
Этот отрывок всегда был и по-прежнему остается причиной многочисленных дебатов среди христиан. С одной стороны, здесь описаны те, кто был «просвещен, и вкусил дара небесного, и соделался причастниками Духа Святого». Так можно писать только о христианах. С другой стороны, замечание о том, что они могут «отпасть» и их невозможно «обновить покаянием», не соответствует ни убеждениям кальвинистов о том, что однажды спасенный не может потерять своего спасения, ни убеждениям арминиян о том, что ушедший от Бога и утративший свое спасение, может снова быть восстановлен в благодати.
Лучше всего будет назвать этот отрывок предположением, которое автор использует для того, чтобы пробудить своих читателей и открыть им неразумность их позиции. Эти верующие, вместо того, чтобы возрастать в зрелости на твердом основании, положенном Христом, колебались между полным посвящением Иисусу и возможностью возвратиться к иудаизму. Автор бросил им вызов. Перифраз этого отрывка помогает нам лучше понять его главную идею:
«Что же вы хотели сделать? Посчитать свою ошибку отпадением от Бога, так что доступ к Нему теперь утерян для вас? Тогда в каком случае вы были бы восстановлены — вы, кто был просвещен, кто вкусил дара небесного, кто совместно с другими разделил Духа Святого, и кто познал действие силы воскресения? Вы хотите снова распять Христа, чтобы новая жертва вернула вас к покаянию? Это невозможно! Это значит, что дел, совершенных Христом, для вас недостаточно».
Стих 9 подтверждает факт того, что это, на самом деле, предположение. Автор говорит: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так». Автор видит в своих читателях не погибших, но колеблющихся людей, неразумность которых не позволяет им увидеть, что Иисус дает совершенное спасение. Им не хватает уверенности, чтобы продолжать идти далее в своей но вообретенной вере.
Евреям 13:17
В этом стихе сказано, чтобы христиане повиновались своим руководителям. Не противоречит ли это Рим 14, где речь идет об индивидуальной ответственности человека перед Христом? Если мы повинуемся другим, это означает, что они решают за нас. А как же слова Иисуса в Мф 20 о том, что тот, кто руководит, должен быть в церкви слугой, а не боссом?
Решение этого кажущегося противоречия в библейском учении скрывается в тонкостях языка оригинала, которых наша версия не передает достаточно точно. В оригинале написано «peitheshe tois hegoumenois humon kai hupeikete». Каждое из этих слов имеет свое уникальное значение.
Peitheshe происходит peitho, что буквально переводится, как «позвольте вас убедить, уговорить». В литературном переводе это звучало бы так: «открыто принимайте то, в чем убеждают вас ваши руководители».
Тоis hegoumenois переводится, как «ваши руководители». Главное слово употребляется, когда речь идет о правителях и князьях, но оригинал означал «вести» или «направлять». Здесь сказано, что духовный руководитель назначается в церкви в качестве того, кто прошел определенный отрезок по пути к святости, и, как достойный пример, способен показать этот путь и другим.
Hypeikete — одно слово переводится в наших версиях, как «повинуйтесь наставникам вашим». Это правильный перевод данного слова. В оригинале, как и в классическом греческом, оно употреблялось для описания нетвердых и податливых веществ. Значение корня не «сдаваться», а «быть податливым».
Если составить все это вместе, то мы увидим, что в этом стихе нет и намека на резкий приказ, который чувствуется в русском. Скорее, автор говорит: «Будьте податливыми и не уклоняйтесь от уговоров со стороны тех, кто является вашими руководителями и направляет вас к святости». Далее он продолжает: «Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно».
Между этим отрывком и Рим 14 или каким-либо иным отрывком Нового Завета, в котором речь идет о свободе и ответственности христианина и о служащем в качестве духовного руководителя, нет никакого противоречия. Руководители не должны забывать вести себя, какслуги. А остальные должны быть внимательными и уступчивыми, всегда желать слушать, когда убеждают те, кто идет далеко впереди по пути христианской жизни.
Откровение Иоанна Богослова
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Книга Откровение была написана апостолом Иоанном в последнее десятилетие I в. по Р.Х. В ней изложено видение, которое Бог показал Иоанну, когда тот жил в ссылке на острове Патмос в Средиземном море. Потрясающие образы, обрушивающиеся на нас со страниц этой книги, напоминают нам самых ярких пророков Ветхого Завета, и по-разному толкуются христианами. Тем не менее, никто не возражает против того, что эта книга служит прекрасным свидетельством, подтверждающим, что история человечества находится в полной власти Бога. Также многие согласны с тем, что зло будет наказано, а те, кто спасется, будут воз¬награждены в конце времен.
Как христиане толкуют эту книгу?
Христиане используют пять подходов при истолковании книгу? Откровения. Толкование отдельных образов этой книги также зависит от того, с какой точки зрения они рассматриваются. «Библейский словарь Ревелла» дает следующую краткую характеристику этих пяти точек зрения:
1. Претеристическая точка зрения. Откровение описывает события, которые происходили при жизни Иоанна. Христиане подвергались преследованиям при императоре Домициане. Иоанн пользуется символами для того, чтобы скрыть то, что, по сути, является его полемическим выпадом против Римской империи и стремлением воодушевить христиан.
2. Историческая точка зрения. Откровение излагает события, которым предстоит произойти в эру христианства. Трубы, печати и чаши суда — это разные периоды истории. Реформаторы, например, предприняли попытку соединить события, изложенные в главах с 4 по 16 с хронологией Западной Церкви с I по XVIII вв. по Р. X.
Современные историки считают, что Откровение — это не хронологичес¬кая панорама истории. Семь отдельных параллельных видений изображают, каждое с несколько иной точки зрения, период между Первым и Вторым пришествиями Христа. Такое мнение можно встретить среди христиан реформационного толка: менонитов, баптистов и других.
3. Идеалистическая точка зрения. Откровение не имеет никакого отношения к истории, а, скорее, просто использует символы, знакомые читателю I в. по Р.Х., чтобы показать вечную борьбу добра со злом.
4. Футуристическая точка зрения. От 4-16 —это картина будущих событий, которые произойдут в последние дни истории мира. Здесь описаны те же события, что и в Ветхом Завете и в Мф 24, где речь идет о великой скорби, которая настанет перед наступлением Царства Божьего.
5. Апокалиптическая точка зрения. Откровение было написано в соответствии с установившейся традицией иудейских апокалиптических писаний, из которых приблизительно сто работ сохранились до наших дней, и характерной особенностью которых являются сложная символика и загадочный язык.
Словарь Ревелла делает вывод: «Какой бы точки зрения вы ни при¬держивались, Откровение все равно останется ярким свидетельством окончательного триумфа Бога».
Символика Откровения
Можно ли действительно объяснить все символы, которые у потреб’ лены в этой книге? А если нет, то какая от них польза?
Это возражение поднимает еще два вопроса. Первый: что означают конкретные символы, и как их можно объяснить? И второй: как понять этот маловразумительный язык, который, быть может, и символический, а, быть может, и нет?
Многим отдельным символам Откровения можно найти достаточно точное объяснение. Часть из них объясняется самим текстом. Например, сказано, что семь светильников и семь звезд в От 1:20 — это семь церквей в Азии и Ангелы этих церквей (посланники или руководители). Другие символы возвращают нас к Ветхому Завету и им можно найти объяснение, сославшись на предыдущее откровение. Так дерево жизни (2:7; 22:2) — это символ вечной жизни (см. также Быт 2:9), а жезл железный в 2:27 демонстрирует роль Христа на Суде (Пс 2:9); ключ Давида в 3:7 —это символ власти Мессии (Ис 22:22). Другие символы понять намного сложнее. Их толкование часто зависит от подхода читателя к толкованию Откровения в целом. Например, в первом звере в От 13:1-10 футуристы видят личность Антихриста, в то время как сторонники исторической точки зрения считают его символом антихристианского правительства мира. Однако и те, и другие соглашаются с тем, что этот символ связан с Книгой пророка Даниила, ее седьмой главой. Но даже если конкретное значение символов остается непонятным, как правило, сами образы довольно ясны. Видение прославленного Иисуса, описанное в От 1, является прекрасным описанием славы и величия. То же можно сказать и о тех образах, символика которых не прослеживается в образах Бога, записанных на страницах Ветхого Завета. Вместе с Иоанном мы неожи¬данно видим Иисуса не «кротким и смиренным», как при Его первом пришествии, а великолепным и внушающим ужас судьей, с которым придется иметь дело человечеству при Его возвращении.
Наша неспособность дать толкование каждому символу еще не означает, что мы не можем понять сам текст. На самом деле, эти символы, так часто встречающиеся в Откровении, вне зависимости оттого, понятны они нам или нет, говорят, возможно, намного яснее, чем если бы это было простое описание смысла и повторного явления Христа в конце истории.
То же самое можно сказать и о так называемом маловразумительном языке книги. Например, в главе 9 заметно, что Иоанну не достает слов, чтобы описать то, что он увидел. Этого и следовало ожидать. Если бы человек, который жил двести лет назад, вдруг перенесся в Чикаго и увидел, как из аэропорта О’Хары вылетают самолеты, а потоки машин несутся по скоростным магистралям, как бы он смог описать то, что в его мире — двести лет назад — просто не существовало и не было слов для обозначения этих современных явлений. И наш путешественник во времени был бы вынужден использовать те слова и понятия, которые были в его распоряжении для описания того, что он увидел и понял в свое время.
Именно в таком духе написана большая часть книги Откровение. Иоанн описывает то, что видел. Однако он вынужден употреблять те слова и понятия, которые доступны ему в его веке. И хотя из его описаний нам трудно воссоздать точную картину того, что он видел, мы можем прочувствовать ее огромное значение: заключительный бунт человечества,