мир, трепещущий перед Судом Божьим и последние попытки сатаны проявить всю свою ненависть и враждебность.
Можно ли объяснить в Откровении все? Нет. Можно ли понять образ, нарисованный этой потрясающей книгой? Да. И достаточно хорошо.
Откровение 2-3
Что представляли собой семь церквей? Они были настоящими или символическими?
Послания адресованы семи городам в Малой Азии. Детальное исследование каждого из посланий свидетельствует, что Иоанн хорошо знал эти города, товары, которые в них производили, и характерные особенности их жизни.
Для одних толкователей эти церкви — символические, а в их характе¬ристиках находят свое отражение слабые и сильные стороны любой поместной церкви. С этой точки зрения мы призваны сравнивать свои церкви с этими семью моделями общин и послушно применять совет Христа, исправляя свои недостатки.
Для других эти церкви представляют историю христианства в целом. Каждая из общин отражает какие-то черты христианства, от эры апостолов до того времени, которое наступит незадолго до возвращения Христа.
Присутствует здесь символизм или нет, но знание недостатков семи церквей и слов, сказанных Иисусом каждой из них, вне всякого сомнения, может быть с успехом применимо в руководстве современными поместными общинами.
Откровение 7:1-8
Кто эти 144 ООО, описанные здесь?
В тексте сказано, что это —люди из двенадцати колен Израилевых. Сторонники исторической точки зрения считают это число символическим, избранным с тем, чтобы проиллюстрировать полное число спасенных. Футуристы трактуют это число буквально, считая, что речь идет о тех людях из колен Израилевых, которые приняли решение служить Богу миссионерами в течение последних бурных и страшных лет земного существования. Эта идея основана на общепринятом представлении о значении печати: она является символом обладания и указывает на то, что данный предмет отделен для какой-то конкретной цели. Иоанн называет имена колен, из которых взяты эти 144 ООО. Такая точность не характерна для символической речи. Кем бы ни были эти 144 ООО, это не святые, кото¬рые заслужат свое место в будущем Царстве Божьем тем, что свидетельст¬вуют о Нем сейчас, как утверждает культ Свидетелей Иеговы.
Откровение 11
Кем являются два свидетеля в этой главе?
Ответ на это вопрос зависит от того, каких взглядов вы придерживаетесь в отношении всей книги в целом. Сторонники футуристической позиции считают, что эти два человека получат особую силу от Господа, чтобы возвещать грядущий Суд в Иерусалиме, несмотря на сверхъестественное противодействие сатаны. Количество дней в точности соответствует половине семилетнего периода скорби, описанного у Даниила в главах 9 и 11. Некоторые заходят настолько далеко, что называют одного из свидетелей Илией. В таком случае исполняется пророчество из Мал 4:5-6. Другие говорят, что весь этот отрывок символичен, и описывает свидетельство Божьей Церкви, которое она несет вопреки враждебности безбожного мира.
Откровение 12-13
Кто такие жена, дракон и два зверя?
Толкование этих глав зависит от общего подхода к книге. Дракон в гла-ве 12— это сатана, и большинство соглашается с тем, что жена— это Израиль, а младенец, которого она рождает —Иисус. Те, кто видит в этих главах описание событий конца мира, считают, что речь идет о заключительном и очень жестоком преследовании иудейского народа, спровоцированном сатаной. Те, кто видит в Откровении серию образов, назначение которых — показать борьбу добра и зла, Бога и дьявола, считают жену церковью, а все описание этих глав называют символической картиной бесконечной битвы.
Похожим образом и футуристы видят в первом звере Антихриста, а во втором — лжепророка. Вместе с сатаной они создают поддельную Троицу, которая предпринимает попытку захватить власть над человечеством, прежде чем личное вмешательство Христа окончательно не уничтожит их(см. также От 19:19-21). Сторонники исторической точки зрения видя в двух зверях символические образы антихристианского правительства и ложной религии.
Откровение 13:16
О каком начертании идет речь в этом стихе?
В этом тексте сказано только о том, что это начертание на лбу или на руке нужно будет в том случае, когда человек должен будет что-то покупать или продавать в странах, контролируемых зверем. В образе зверя толкователи Библии видят Антихриста — какую-то личность или антихристианское правительство. Некоторые отмечают, что штрих-код, проверяемый на товарах при выходе из супермаркета, может подсказать нам, какова будет природа начертания, описанного в книге Откровение. Точно так же, как сканер считывает цену, отпечатанную на каждой единице товара, он может считывать и номер, вытатуированный на руке или на лбу человека. Он также может автоматически кредитировать или дебитовать его счет. Правительство, строго следя за тем, чтобы этот номер присваивался только тому, кто присягнул на верность зверю, сможет, таким образом, осуществлять полный контроль над всеми своими гражданами.
Откровение 13:18
Что означает число 666?
Единодушного мнения о том, что значит «число зверя», нет. Одни по-лагают, что если семь— это символическое число Бога, то шесть это «число человеческое», потому что ему недостает совершенства. Другие отвечают, что в древности в еврейском и греческом языках каждой букве соответствовало свое число. Aleph/alpha приравнивались к единице, beth/beta — к двойке и т.д. Поэтому не исключена возможность, что чис¬ло 666 является цифровым выражением истинного значения имени зверя или имени Антихриста. Проблема в том, что такой подход может привести к крайностям. Действительно, в 1940-х гг. это толкование использовали в доказательство учения о том, что Муссолини, Гитлер и им подобные — это и есть настоящие Антихристы.
В конце концов, никто не знает, что на самом деле означает число зверя. Многие пророчества в Библии становятся ясными только после своего исполнения, а не передним.
Откровение 16:16
Что такое Армагеддон?
В этом стихе идет речь об огромной армии, которая будет собрана сатаной, чтобы противостать Богу в конце истории мира. Армагеддон — это название места, которое переводится, как «гора Мегиддо». Многие полагают, что в этом стихе речь идет о широкой долине, лежащей у подножия горы Мегиддо в Израиле.
В современном языке слово Армагеддон стало употребляться для обозначения великой битвы с катастрофическими последствиями, которая будет означать конец мира — таковой, который может вызвать, например, ядерная война.
Откровение 18
Почему в этой главе описано падение Вавилона? Вавилон пал за несколько сотен лет до того, как писал Иоанн. Он имеет ввиду Рим?
Довольно часто в Писании местность может выступать в качестве символа каких-то значительных событий, произошедших там. Одним из наиболее понятных примеров этого феномена является Вавилон. На основании замечаний о человеческой гордости и самоуверенности, изложенных в Бытии на примере Вавилонской башни (Быт 11:4), а также слов Исаии о том, что в своем высокомерии этот город будет подобен самому Люциферу (Ис 14:12-15), можно заметить, что «великий город Вавилон» в Писании нередко символизирует человеческие достижения в обществе, построенном без Господа. В Откровении Вавилон выступает символом материалистических и духовных усилий человека, направленных на создание общества без Бога. Как показано в этой последней книге Библии, подобные усилия не только обречены на провал, но и заслуживают Божьего суда.
Откровение 20:2
О какой тысяче лет здесь речь? Сатана теперь скован? А когда он вообще был скован? И что означает «скован»?
Многие верующие в ранней церкви полагали, что этот отрывок говорит о будущем периоде, когда Иисус станет править земным царством, обещанным иудеям пророками Ветхого Завета. В этот период сатана будет сдерживаем и не сможет оказывать влияния на человечество, а Бог исполнит Свое обетование о наступлении века идиллии, прекрасно описанного в таких отрывках, как Ис 65:20-25 и Ам 9:14, 15. Богословская позиция этих христиан, называемых хилиастами, нашла свое отражение в современном миллениаризме, который толкует пророчества Ветхою Завета буквально, утверждая, что иудейский народ снова будет восстл новлен Богом здесь на земле. В то же время, святые христианской эры будут служить со Христом в качестве правителей земли, которая наконец-то обретет мир. И хотя в Ветхом Завете не сказано, сколько продлится этл мессианская эра, ранние хилиасты и современные милленарии считаюI, что это будет тысяча лет, как сказано в От 20. Амилленарии отвергаю! этот взгляд, будучи убеждены в том, что это — символическая тысяча лет, а скованность сатаны означает его неспособность помешать проповеди Евангелия Христова.
Откровение 19:20; 20:7-15
Являются ли озеро огненное и озеро, горящее серою, о которых сказано в этих стихах, тем, что имеют ввиду люди, когда говорят об аде? Если так, то как мог Бог приговорить людей к такой страшной участи?
Это озеро представляет собой место бесконечных мучений, где будут проводить вечность неспасенные умершие, оставаясь в сознании и полностью понимая происходящее. В любом случае, это — не самая радужная перспектива, и ни один человек, способный к сопереживанию, не пожелает такой судьбы даже самым худшим представителям человеческой расы.
Тем не менее, мы должны ясно представлять границы библейского учения, которое рисует картину будущего ада. Во-первых, доктрина об аде делает ударение на том, о чем мы, как правило, забываем: на ужасной и отталкивающей природе греха. И если любящий Бог считает, что осквернение Его вселенной может быть очищено только в аду, то мы едва ли станем относиться к греху легкомысленно.
Во-вторых, доктрина об аде напоминает нам о том, до какой степени Бог разделил с людьми Свои образ и подобие. Каждое человеческое существо слишком уникально, чтобы так просто сбросить его со счетов и сделать вид, будто люди никогда не существовали. Когда Бог создал людей, Он вложил в них вечность. Бесконечное существование — это судьба каждого человека.
В-третьих, нам необходимо вспомнить одно замечание, однажды сделанное Иисусом: Бог создал ад не для людей, а для «дьявола и ангелов его» (Мф 25:41). И хотя люди, возможно, разделят с сатаной его судьбу, только первый грех сатаны сделал ад необходимостью. Он был создан, прежде всего, для сатаны.
И последнее: мы не должны забывать о том, что Бог сделал все возможное, чтобы не позволить людям пойти в ад. Он так возлюбил наше падшее человечество, что отдал Своего Сына, чтобы спасти нас от Суда. Погибнут только те, кто отказался откликнуться на зов Бога, явившего Себя сначала в мироздании, а затем воплотившегося в Иисусе Христе. Люди отправятся в ад по собственному выбору, а не по желанию Бога. Они пойдут туда, несмотря на то, что Бог сделал все возможное, чтобы спасение стало доступным всем.
Откровение 21:10-21
Если Новый Иерусалим — это небо, о котором говорят христиане, то тогда немногим удастся попасть туда. Даже на 1500 квадратных километрах этого города может разместиться только небольшая часть населения земли.
Те, кто выдвигают данный аргумент, невнимательно прочли эту гллну Новый Иерусалим — это не небо, а столица совершенно новой вселенной, созданной Богом, чтобы стать домом для искупленного Им человечества.
Увиденные Иоанном новые взаимоотношения, которые будут сущестим вать между Богом и человеком, намного важнее его красочного описании нового Иерусалима. Он пишет: «Се, скиния Бога с человеками, и