Один из братьев выиграл право жениться на женщине по имени Зулулиштар, доказавши, что на этот брак он был уполномочен предсмертным благословением своего отца. Так устное благословение послужило в качестве волеизъявления, имеющего юридическую силу, признаваемую любым древним судом. Кроме того, благословение имело особое духовное значение. Некоторые народы считали, что благословение, как и проклятие, наделено магической силой, влияющей на будущее. Евреи верили, что Бог действовал через благословение пророка и патриарха и наделял силой на будущее тех, кто получал это благословение. Поэтому благословение Исаака было важно для братьев.
Бытие 27
Как Бог мог благословить такого лжеца, как Иаков, который обманом и неправдами лишил своего брата законного наследства?
Во-первых, не надо забывать о том, что Бог благословил Иакова не потому, что он лгал и обманывал, а вопреки этому. Так как «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим 3:23), то единственные, кого Бог может благословить,- это грешники. Мы с вами можем в смирении поблагодарить Бога за и», что Он любит и благословляет нас, несмотря на наши недостатки. Но не подумайте, что мошенничество Иакова так просто сошло ему с рук. Его поступок настолько рассердил его брата, что ему нужно было бежать к родственникам его матери, чтобы спасти свою жизнь. Там, когда дядя обманул его, Иаков понял, что чувствует человек, которого обманывают. А но мать, которая состояла вместе с ним в этом заговоре, до конца своей жизни была лишена возможности видеть своего любимого сына. Но всем этом не было крайней необходимости. Бог сказал Ревекке, что наследником обетований завета Он назначил Иакова (Быт 25:23). Если бы она и Иаков просто подождали, Бог все устроил бы для них и они прожили бы свою жизнь совершенно иначе.
Бытие 28:10-22
Что увидел Иаков в своем сне в Вефиле?
Знаменитая лестница Иакова или, как сказано в другом переводе,— лестничный пролет — это перевод еврейского слова sullam. Это слово встречается только в этом стихе. Если предположить, что корень данного слова -sll, то, скорее всего, оно означает контакт или место, где может произойти общение между небом и землей. Но, что самое важное, так это описание самой лестницы: Иаков видел мостики, опускающиеся к земле, а их верхушка уходила в небо. Этот образ являет собой резкий контраст с Быт 11:4, где сказано о том, что люди собрали все свои усилия, чтобы построить башню с основанием на земле, а сама она уходила в небо. Автор хочет сказать нам, что инициатором общения с человеком является Бог. Сияющая лестница Иакова, возвышающаяся над холмом в Вефиле и уходящая в небо, еще раз напоминает нам о том, что любой вид связи между небом и землей существует только по милости Божьей.
Бытие 29:27
Ждал ли Иаков семь лет после брака с Лией, чтобы жениться на ее сестре — его настоящей любви — Рахили?
В этом стихе сказано, что Рахиль была отдана Иакову через семь или восемь дней сразу же после его свадьбы с Лией. В качестве выкупа за свою невесту он обязан был прослужить Лавану еще семь лет, но ему не нужно было подписывать этого контракта до того, как состоялась свадьба.
Бытие 29, 30
Мусульмане оправдывают полигамию, ссылаясь на тот факт, что у Иакова (Израиля) было четыре жены. Как мы можем объяснить то, что Библия учит моногамии и при этом с уважением относится к Иакову, как к одному из патриархов-основателей нашей веры?
Мы строим доктрины не на основании того, как вел себя народ Божий, а на основании прямого учения Писания. Это верно, что множественные браки Иакова не отвечали идеалу Бога, данному в описании откровения о сотворении мира. Но археология свидетельствует, что по стандартам его времени такие взаимоотношения не считались безнравственными. Следовательно, то, что сделал Иаков, было нравственно и правильно настолько, насколько ему было об этом известно.
На самом деле, даже после беглого прочтения этих глав видно, что полигамия стала причиной болезненных переживаний и раздоров. Лия знала о том, что Иаков любил Рахиль больше, чем ее и это сломило ее. Впоследствии она использовала свою способность рожать сыновей своему мужу с тем, чтобы причинить боль своей сестре, создав тяжелую атмосферу соперничества и конкуренции. Жены Иакова постоянно досаждали ему, доходя до настойчивых требований брать себе в качестве вторых жен их служанок, чтобы показать, кто из них произведет на свет больше сыновей в этом соревновании. История, рассказанная в этих главах, помогает нам яснее увидеть, как минимум, одну из причин, почему полигамия не входила в планы Бога для Его детей на земле. Ревность и соперничество, вызванные такими взаимоотношениями, мешают проявиться тому благу, которое Бог желает излить на нашу жизнь через брак.
Бытие 30, 31
Ясно, что Лаван обманул Иакова. Но разве Иаков не обманул Лавана в ответ, благодаря чему приобрел себе большее стадо за его счет?
Должны ли мы сделать вывод, что нет ничего плохого в том, чтобы обманывать других, если они сначала обманули нас?
Иаков не обманывал Лавана, несмотря на то, что его дядя десять раз менял ему плату (31:7). Археологические раскопки свидетельствуют, что рабочие договоры, как правило, обновлялись в период стрижки овец. Тот факт, что Иаков бежал именно в это время (31:19), указывает на то, что, прежде чем уйти, он полностью выполнил все условия своего договора — Лаваном. Что касается приобретенного им большого стада за счет Лавана, он сам согласился отдать Иакову скот крапинами и с пятнами, потомуЮ, что в те времена такой скот встречался крайне редко. Следовательно, за согласием Лавана скрывалась жадность и нечестное отношение к Иакову. Вмешательство Бога привело к тому, что скот с крапинами и пятнами сильно умножился — так Бог осудил нечестного Лавана. Поэтому мы не можем обвинять Иакова в том, что он обманул своего дядю.
Бытие 31:34
Почему Рахиль украла семейных богов своего отца? Доказывает ли тот факт то, что она придерживалась язычества?
Конечно, Рахиль воспитывалась как язычница, ничего не зная о вере Своего великого дяди Авраама в единого истинного Бога. Но в одной статье из Библейского археолога за лето 1983 г. сказано следующее: «Семейные боги, которых считали приносящими удачу и передавали от одного поколения к другому, были настоящим центром семьи, и тот человек, у которого они находились, вместе с ними обладал и отцовской властью главы дома». Рахиль, скорее всего, взяла семейных богов отца с тем ,чтобы выступить против него, так как отец отказался йот нее, йот ее детей, или чтобы иметь основания для прав ее собственных сыновей и .ж будущих наследников имения ее отца.
Бытие 32:27-28
Но Бог переименовал имя Иакова на Израиль?
И библейские времена именам придавалось большое значение. Имя должно было открывать что-то важное о сущности данного человека ими предмета. Изменение имени Иакова на имя Израиль имело огромное и имение не только для него, но и для народа, который назвался его именем, кик своим собственным. Что же означает имя Израиль? Существует несколько вариантов: «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется».
Несмотря на личные и национальные промахи и недостатки Израиля, Бог никогда не оставлял Своего ветхозаветного народа, а Израиль, как народ! завета, несмотря на свои серьезные падения в вере, всегда стремился к тому, чтобы сохранить свои отношения с Богом.
В Ветхом Завете имя Израиль используется в нескольких отдельных значениях. Очень важно понимать их, чтобы правильно толковать те отрывки, в которых употреблено это имя:
1. Личное имя Иакова.
2. Название общества, состоящего в завете с Богом, созданного потомками Авраама, Исаака и Иакова:
3. Название нации и территории, сформированной народом завета после исхода из Египта.
4. Название одного из двух иудейских царств, расположенного к самому северу страны; это царство появилось после раздела объединенного царства, которым управлял Давид, а затем Соломон.
5. Название религиозного и политического объединения людей, восстановленного в Иудее после вавилонского плена.
6. Название истинных верующих в общине в целом, которые отличаются от потомков по плоти (Рим 9:6-9).
7. Пророческое название будущего объединения людей, которое явится в конце истории.
Бытие 32:30
Иаков сказал, что «видел Бога лицом к лицу». А позже Бог сказал Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20). Это противоречие?
На самом деле, нет. В еврейском языке фраза «увидеть чье-то лицо» нередко используется как идиома, когда речь идет о присутствии какого-то лица. Иаков сделал вывод, что существо, с которым он боролся, было Богом. Он испытал благоговейный страх, когда осознал, что находился в присутствии Господа и выжил. В отрывке из Исхода Моисей просит Бога показать Свою славу. Он хочет увидеть Бога, как Он есть, разоблаченного, в Его настоящем естестве. Бог отвечает, что никто не может быть в Его открытом присутствии (и снова фраза увидеть лицо Мое используется как идиома) и не умереть. Иаков выжил после контакта с Богом, потому что Бог облекся в ангела или человека. Моисей не смог бы остаться в живых после контакта с Богом, если бы Бог явился ему в открытую, пылая ярким пламенем Своей настоящей славы. Здесь нет никакого противоречия.
Бытие 39
Когда Иосиф вошел в Египет?
Датирование библейских событий, произошедших до Соломона, является предметом серьезных дискуссий. Консерваторы, как правило, придерживаются датировочной системы, умело изложенной Г. Арчером. Эта система была построена на датах, имеющихся в Библии, и аргументирована тем, что истории о патриархах действительно соответствуют тому, что нам известно и жизни в Палестине во II и III тыс. до Р.Х. Краткая схема датировки событий Ветхого Завета до периода Исхода выглядит примерно так:
Рождение Авраама 2166 г. до Р.Х.
Авраам вступает в Ханаан 2091 г. до Р.Х.
Рождение Измаила 2080 г. до Р.Х.
Рождение Исаака 2066 г. до Р.Х.
Смерть Сарры 2029 г. до Р.Х.
Исаак женится на Ревекке 2026 г. до Р.Х.
Рождение Иакова 2006 г. до Р.Х.
Иаков отправляется вХаран 1929 г. до Р.Х.
Рождение Иосифа 1915 г. до Р.Х.
Иосиф отведен в Египет 1898 г. до Р.Х.
Бытие 39
В Египте такому иностранцу как Иосиф никогда не позволили бы занять высокий пост. Да и вся история звучит очень неправдоподобно.
И одном египетском документе, датированном серединой XVIII в. до Р.Х., поименно перечислены около восьмидесяти человек — придворных Тхебана. Более сорока из них — азиаты. Дело в том, что во времена Иосифа не было ничего необычного в том, чтобы заполнять руководящие должности азиатами, как в частных домах, так и в администрации самого фараона. Толкование, которое Иосиф дал сну фараона, произвело на него настолько сильно печатление, что он вознес Иосифа до одного из самых высоких постов в своей системе управления.
И хотя ни водном