сотворить христианина. Троица нужна, чтобы ободрять христианина, Троица нужна, чтобы продолжать дело совершенствования христианина. Чтобы сотворить в христианине надежду славы, необходимо участие всех трех: Бога-Отца, Сына и Духа Святого.
Мне всегда нравятся такие места в Писании, приводящие нас так близко к Троице. Они вызывают у меня желание почтить Божество словами гимна:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,
Как было вначале, как есть и как будет во веки и веки!
Аминь.
Как прекрасно быть побуждаемым возносить особое поклонение единому истинному Богу, Единому в трех лицах, и ощущать желание своего сердца с готовностью делать это. По вере мы преклоняемся вместе с сонмами искупленных перед прославленным престолом и поклоняемся Живущему вовеки. Мы всем сердцем почитаем Его, когда думаем о единстве Священной Троицы в нашем спасении! Божественная любовь даруется нам Отцом, проявляется в смерти Сына и изливается в наши сердца Святым Духом. О, что за чувство единения с триединым Богом! Давайте же склонимся перед священным величием Иеговы, и, рассматривая наш текст, позволим Святому Духу научить нас Его истинам, дабы, познавая истину, мы смогли войти в Его храм.
В тексте написано: «Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Апостол развивал свою мысль, пока не дошел до надежды, упования славы. Достигнув этой высоты, он не мог ничего не сказать об этом. Отвлекшись от своей основной темы, как он часто делал, он дал нам несколько сияющих предложений о надежде верующего.
Вначале он объясняет уверенность нашей надежды — то, что «надежда не постыжает». Далее он описывает причину нашей уверенности, которой, я надеюсь, вы наслаждаетесь сегодня, ибо мы убеждены, что никогда не будем разочарованы в нашей надежде, ибо Божья любовь излилась в наши сердца Святым Духом. Затем он раскрывает, к какому результату мы приходим, имея твердую надежду — мы не стыдимся Евангелия Христова и являемся свидетелями миру.
Уверенность нашей надежды
Некоторые люди не имеют надежды или же имеют такую надежду, которой по праву могли бы стыдиться. Спросите тех, кто отрицает действительность Писания, в чем заключается их надежда относительно будущего. «Я умру, как собака, — ответят они, — и когда я умру, тогда мне и придет конец». Если бы у меня была такая жалкая надежда, я бы наверняка не стал провозглашать ее по всему миру. Я не подумал бы о том, чтобы собрать большую аудиторию и сказать людям: «Друзья, возрадуйтесь со мной, ибо мы умрем подобно котам и собакам». Я никогда не считал бы такую надежду поводом для торжества.
Агностик не знает ничего, и поэтому я полагаю, что он ни на что не надеется. В этом случае я тоже не вижу никакого повода для восторга. Если бы у меня была только такая надежда, мне было бы стыдно. Лучшая надежда католика заключается в том, что когда он умрет, в конце концов, с ним все будет хорошо, но перед этим ему придется претерпеть очищающее пламя чистилища. Я мало знаю об этом месте, ибо не могу найти ни одного упоминания о нем в Священном Писании. Однако те, кто хорошо знают его, потому что придумали его и хранят ключи от него, описывают его как унылое место, куда должны будут отправиться даже великие епископы и кардиналы. Я сам лично слышал приглашения к тому, чтобы верные члены церкви молились о вечном покое для духа одного знаменитого кардинала; если же такова участь знатных людей церкви, куда же отправятся обычные люди? В этой надежде нет никакого большого превосходства. Я не думаю, что стал бы собирать людей для того, чтобы сказать им: «Возрадуйтесь со мной, ибо когда мы умрем, мы все отправимся в чистилище». Они бы не увидели никаких особых оснований для радости. Я не думаю, что стал бы много говорить об этом, а если бы кто-то стал спрашивать меня об этом, я бы постарался уйти от вопроса и заявить, что это — глубокая тайна, которую лучше будет предоставить духовенству.
Мы, однако, не стыдимся своей надежды. Мы верим, что христиане, отсутствующие в теле, пребывают с Господом (2 Коринфянам 5:8). Мы ожидаем города, заложенного на твердом фундаменте, главным архитектором и строителем которого является Сам Бог (Евреям 11:10). Мы не стыдимся надеяться на славу, бессмертие и вечную жизнь.
Не стыдимся объекта нашей надежды
Более того, мы не стыдимся объекта нашей надежды. Мы не верим в то, что небеса представляют собой неприличные, плотские удовольствия. Мы не верим в исламский рай чувственных утех, иначе мы тоже могли бы постыдиться своей надежды. Какие бы образы мы ни использовали, небеса — это чистое, святое, духовное и изысканное счастье. Лжепророк не счел бы это достаточной приманкой для своих последователей. Одна- ко наша надежда заключается в том, что наш Господь придет во второй раз со всеми Своими святыми ангелами, и «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Матфея 13:43). Мы верим, что если умрем до этого времени, то почием в Иисусе и будем благословенны вместе с Ним. «Ныне же будешь со Мною в раю» (Луки 23:43) — не только для вора, но и для всех нас, кто доверил свой дух распятому Спасителю. Мы ожидаем славного воскресения во время Его второго пришествия. Когда Он сойдет с небес с возгласом, с гласом архангела и звуком трубы Божьей, тогда наши духи будут возвращены в наши тела, и мы станем жить со Христом как совершенные, обновленные личности. Мы верим и убеждены в том, что с того дня мы будем вместе с Ним навсегда. Он даст нам право разделить с Ним Его престол, Его венец и Его небеса — во веки и веки! Чем больше мы говорим об обещанном блаженстве, тем сильнее чувствуем, что никак не можем стыдиться этого упования славы.
Окончательная награда веры, окончательная награда жизни праведности такова, что мы радуемся, предвкушая ее. Наша славная надежда включает в себя чистоту и совершенство: свободу от всякого греха и наличие всех добродетелей. Наша надежда заключается в том, что мы будем подобны нашему совершенному Господу и будем с Иисусом там, где Он, чтобы увидеть Его славу. Наша надежда исполняется в этом обетовании: «Ибо Я живу, и вы будете жить» (Иоанна 14:19). Мы будем не просто существовать, но жить, а это совсем другой, высший уровень. Наша жизнь будет жизнью Бога в нашем духе во веки и веки. Мы не стыдимся этой надежды. Мы стремимся достичь ее.
Не стыдимся основания нашей надежды
Наша надежда основывается на торжественных обещаниях Бога, которые Он дал нам через Своих пророков и апостолов и подтвердил в личности и деле Своего возлюбленного Сына. Сейчас, когда Иисус Христос умер и воскрес из мертвых, мы, объединенные с Ним верой, уверены в том, что воскреснем из мертвых и будем жить с Ним. Тот факт, что Христос был воскрешен, является для нас заверением в том, что мы будем воскрешены, а Его вхождение во славу является залогом нашего прославления, потому что мы стали едины с Ним по Божьему предназначению и благодати.
Мы все пали с Адамом, потому что все человечество родилось в нем. Точно так же мы воскреснем и будем царствовать со Христом, потому что сейчас пребываем в Нем. Бог — Бог не мертвых, но живых; Он есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, и поэтому эти мужи до сих пор живы. Мы верим в то же самое в отношении всех, кто умер в вере: что они не прекратили существование, но все живы в Нем. Наша надежда утверждена не на рассуждениях, которые, возможно, туманно могут доказать бессмертие духа и будущую награду для праведников. Напротив, наша надежда основывается на Слове Божьем, которое ясно и понятно утверждает истину о вечной жизни, не оставляя никакого места сомнениям. Если Библия — ложь, тогда мы должны отказаться от нашей надежды; но так как мы не последовали «хитросплетенным басням» (2 Петра 1:16), но приняли свидетельство верных очевидцев воскресения и вознесения нашего Господа, мы верим Святому Писанию и не стыдимся своей надежды. То, что Бог пообещал, верно, а то, что Бог сделал, полностью подтверждает это. Поэтому у нас нет страха.
Не стыдимся, что имеем надежду
Кто-то может с ухмылкой сказать нам: «Значит, вы ожидаете, что будете пребывать в славе, не так ли?» Наш ответ таков: «Да, мы ожидаем этого, и не стыдимся принять выдвигаемое вами слабо обоснованное обвинение, потому что наша уверенность весьма обоснованна. Наше ожидание основано не просто на каком-то гордом заявлении о личных заслугах, а на обетованиях верного Бога». Давайте вспомним некоторые из этих обетований. Он сказал: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоанна 6:47). Мы действительно верим в Него, и поэтому знаем, что имеем вечную жизнь. В Своем Слове Он провозгласил, что «кого (Он) оправдал, тех и прославил» (Римлянам 8:30). Мы оправданы верой; следовательно, мы будем прославлены. Наша надежда основывается не на одних лишь чувствах, но на том факте, что Бог обещал вечную жизнь тем, кто верует в Его Сына, Иисуса Христа. Мы слышали, как наш Господь молился: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Иоанна 17:24). Мы верим, что Отец отдал нас Иисусу, потому что мы возложили свое упование на Него, а вера является верным признаком и символом божественного избрания. Итак, раз мы — Христовы, мы ожидаем, что будем с Ним там, где Он.
Мы также читаем в Слове Господнем: «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16); поэтому мы держимся за это обетование и знаем, что имеем вечную жизнь. Это довольно логичный аргумент. Если только это не ошибка, что Бог сказал, что верующий будет жить вечно, мы не пребываем ни в каком заблуждении, ожидая вечной жизни. Однако Божье Слово — самое верное, и мы не стыдимся держаться всякого утверждения, которое справедливо возникает из него. Мы осмеливаемся верить, что Бог сдержит Свое Слово, данное нам и всем остальным верующим.
Не стыдимся определенности нашей надежды
Вдобавок к этому, возлюбленные, мы не стыдимся абсолютной определенности того, что наша надежда исполнится. Мы верим в то, что если мы на самом деле оправданы верой и имеем мир с Богом, то мы имеем упование славы, которое не подведет нас в конце или на пути к концу. Мы не думаем, что можем оказаться брошенными и оставленными, что можем отпасть от благодати