и не призывает всех Своих учеников избавиться от имущества, отдать все свои деньги и с посохом в руках стать странствующими миссионерами.
В то же время Господь знал, что для этого юноши деньги были его богом. Он также знает, что никто не может посадить истинного Бога на престол, до тех пор, пока не свергнет всех остальных богов с трона. Точно так же, как Иисус судил об истинном духовном состоянии Закхея по его желанию расстаться со своими деньгами, так же и духовное состояние этого юноши Он определил по его нежеланию расстаться со своим имуществом.
Этот принцип действителен во все времена; в нем видна тесная связь между истинно духовным состоянием человека и его отношением к деньгам и распоряжению деньгами и имуществом.
Закхей и богатый юноша — не единичные случаи. Когда слушатели задали вопрос Иоанну Крестителю, что им необходимо сделать, чтобы принести плод покаяния, он, во-первых, учил их делиться одеждой и пищей с бедными. Затем Иоанн обратился к сборщикам налогов, запрещая им забирать прибыль в свой карман. А в заключение учил солдат не обижать никого и довольствоваться своим жалованием (см. Лук.3:7-14). В каждом из этих трех примеров, окончательным доказательством духовной перемены было изменение отношения к деньгам и имуществу. Истинность духовного обращения ефесских оккультистов была продемонстрирована их готовностью сжечь свои книги по магии, которые оценивались в большую сумму, достаточную в общей сложности для оплаты 50000 рабочих дней (см. Деян.19:18-20). Качество перемены жизни и преображения характера первых христиан наиболее ярко проявились в их готовности пожертвовать деньгами и имуществом с целью помочь нуждам друг друга (см. Деян.2:44-45; 4:32-35). В те времена, более чем сегодня, люди свободно и с радостью раздаривали ценности, накапливаемые на протяжении всей жизни. В этом то и весь смысл.
Рождение свыше и исполнение Святым Духом было сверхъестественным событием, что приводило к сверхъестественным действиям. Несмотря на то, что по-прежнему существовало частное владение домами и землей, верующие с радостью раздавали средства и делились своей собственностью, что стало новой «нормой» сверхъестественной жизни. К какому бы выводу пришел христианин первого столетия, увидев наше отношение к деньгам, к имуществу и связанные с этим действия?
Божий порядок в отношении денег
Давайте посмотрим на несколько других мест Священного Писания и позволим им показать, чему Бог нас учит в вопросе денег и имущества.
Марк описывает случай с бедной вдовой. Она опустила в ящик для пожертвований в храме две маленькие медные монеты, стоимость которых, возможно, составляла меньше стоимости нынешней копейки. Но эти монеты были всем ее состоянием. Иисус созвал Своих учеников, чтобы на примере этой женщины преподать им урок. Подверг ли Он сомнению ее действия? Сказал ли Он, что ей нужно было быть умнее и не отдавать последние средства для существования? Нет, напротив, Он безгранично похвалил ее за сделанный выбор.
Мр.12:42-44 — «Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудности своей положила все, что имела, все пропитание свое».
Иисус посчитал эту женщину мудрой и поставил ее в пример Своим ученикам. Он поместил этот ценный пример в Слово Божие, чтобы все верующие грядущих поколений подражали ее вере, посвящению и жертвенной щедрости.
В 12-ой главе Евангелия от Луки мы видим богатого человека. Нам неизвестно, как он приобрел свое богатство, честным или нечестным путем, эксплуатировал ли он других, был или не был религиозным человеком. Скорее всего, он, как и большинство евреев, каждую неделю посещал синагогу, три раза в год ходил в храм, отдавал десятину и регулярно молился. Он имел все признаки трудолюбивого человека, наладившего свое дело. И теперь, будучи хорошим предпринимателем, решил расширить свое дело и построить более вместительные склады. Этот человек стремился собрать достаточное состояние, чтобы пораньше выйти на пенсию, хорошо проводить время и радоваться жизни. Кажется, неплохая мечта?
Что же Бог ответил этому человеку?
Лук.12:20 — «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
Иисус добавил:
Лук.12:21 — «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
С нашей точки зрения, как вне, так и внутри церкви поступок вдовы кажется немудрым, а богача — мудрым. Но Бог, знающий сердца обоих и смотрящий глазами вечности, говорит о вдове как о мудрой для вечности женщине, а о богаче как о безумном для вечности. Эта уникальная оценка должна привлечь наше внимание, ибо она показывает, что наши понятия о деньгах не только радикально отличаются от Божественных, но они также диаметрально противоположны. Если мы серьезно отнесемся к этим местам Св. Писания, осознавая их актуальность для нас сегодня, то должны задать себе ряд вопросов.
Кто в христианских кругах больше о себе мнит — бедные вдовы или богатые безумцы? Кого больше чтят в церквях? Не имеет ли церковь довольно ограниченное число вдов и изобилие богатых безумцев? Если это так, то не говорит ли это о моральном и духовном опустошении, которое нельзя не заметить в христианской общине?
Изучая примеры Закхея, богатого юноши, бедной вдовы, богатого безумца и многие другие Библейские примеры, мы видим, что они вызывают одни вопросы, но в тоже время отвечают также на другие. Начинаешь осознавать, что наш взгляд на деньги и распоряжение ими, как лакмусовая бумага, отражает наш истинный характер. Это показатель уровня нашей духовной жизни. Служение Богу финансами передает глубокий и полный последствий рассказ.
Оно формирует нашу биографию. Отношение к деньгам и имуществу правдиво говорит о нашей жизни. Марк также описывает случай с бедной вдовой.
Мр.12:41 — «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много».
Иисус специально наблюдал за тем, как люди жертвовали в храме. Представьте такую сцену. Насколько близко находился Иисус к сокровищнице? Достаточно близко, чтобы заметить, как некоторые клали большие суммы. Достаточно близко, чтобы разглядеть две монетки, зажатые в руке старушки, и определить, что они были медные:
Мр.12:42 — «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант».
Иисуса настолько интересовала сумма пожертвований, что Он безотлагательно начал наставлять учеников об истинной природе доверия Богу, и как оно проявляется в даяниях.
Мр.12:43-44 — «Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудности своей положила все, что имела, все пропитание свое»
Каждый считающий, что деньги принадлежат ему, и распоряжение ими — его личное дело, начнет неловко себя чувствовать, если поразмышляет над этим местом. Здесь ясно говорится, что это дело Бога, и Сам Бог утверждает его таковым. Он не просит прощения за Свое неотрывное внимание к тому, как мы поступаем с деньгами, которыми Он доверил нам распоряжаться.
Ближе к Господу
Каким образом влияет на нас непрекращающийся призыв отражать Христа перед окружающими, отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Ним (Мат.10:38; Мр.8:34; Лук.14:27)?
Способны ли мы отражать Христа перед окружающими, отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Ним таким образом, чтобы это отразилось на нашем отношении к распоряжению деньгами и имуществом?
Что мы думаем о современных учениях, подчеркивающих, что это к нам не относится? Они уверенными голосами заверяют, что Ветхозаветная десятина не для нас, что Новозаветная жертвенная продажа имущества и распределение его среди бедных не относится к нам, что запрещение Библией процентов и долгов не имеет к нам отношения, что заповедь не накапливать и не собирать также не для нас и т.д. Тогда мы начинаем задумываться: «Что же, в конце концов, относится к нам?»
О деньгах и имуществе Библия содержит целый арсенал стихов, которые достигают нас, как стрелы. Чем больше мы боремся с тревожащими нас стихами, тем больше они пронизывают нас.
Слова Иисуса о деньгах причиняют «раны». Именно тогда, когда мы считаем, что излечились, встречается другое место, которым Христос вновь поражает затянувшуюся рану. По-видимому, нам не остается ничего другого, как позволить Ему ранить и тревожить нас до тех пор, пока Он достигнет желаемого результата, или же полностью избегать Его слов, взгляда, присутствия, держаться подальше от Священного Писания. Но ни один истинный ученик Христа не останется этим удовлетворен. Страх взяться и стать послушным учению Бога о деньгах заглушается страхом не браться и не слушаться.
Мне бы не хотелось предстать перед Ним в день оный и пытаться оправдываться, почему, будучи Его учеником, я не следовал Его учению о деньгах и имуществе. Даже самое поверхностное чтение Нового Завета показывает, что этот вопрос составляет сердцевину ученичества. Думаю, что если бы я сказал, что не знал, Бог имеет полное право ответить: «Я уделил большую часть Библии учению о деньгах и имуществе — что же тебе еще нужно, кроме того, что уже сказано? В чем же дело? В том, что слова не понятны или, что они слишком понятны?»
Мой личный рост в понимании финансового служения идет рука об руку с моим общим духовным ростом. Вместо обузы я получил свободу и начал движение. Именно в этой области — больше чем в какой-либо другой — я узнал о вере, доверии, благодати, посвящении, Божьем обеспечении и других основах христианской жизни.
Я наконец-то понял, почему Павел сказал:
2Кор.9:7 — «Каждый уделяй по распоряжению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог».
Я понял, что радостно дающий любит Бога и с каждым даянием углубляет свою любовь. Одно из редких чувств, похожее на то чувство, которое мы испытали во время обращения к Христу, — это радость от мудрых и щедрых решений в отношении денег и имущества. Оба действия составляют высший акт поклонения Богу.
Именно для этого мы и созданы.
На протяжении жизни каждый человек уделяет определенное время тому, чтобы зарабатывать деньги. Если верно то, что сказано в Св. Писании, нам придется дать отчет перед Богом о своей жизни (см. Рим.14:12; 2Кор.5:10), то наступит день, когда придется дать ответ и на следующие вопросы: «Куда ушли мои средства? На что я потратил деньги? Какую пользу для вечности принесли мои деньги?»
Служение Господу (1Кор.15:58)
В 15-ой главе 1-го Послания к Коринфянам Ап. Павел переносит нас высоко в небеса, говоря о том, как изменится тело верующего, став подобным Христу при Его возвращении. Эта замечательная глава содержит Евангельское учение о воскресении.
1Корю 15:58 -«Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы,