1’association) (см. R. D e r a t h ё. J.-J. Rousseau et la science politique de son temps. Paris. 1950. p. 222—223).
155. …на всех членов Государства без исключения… — Здесь Руссо свою точку зрения излагает более четко, чем это выражено у Пуфендорфа (см. Пуфендорф. О Праве естественном и о праве международном, кн. VII, гл. VI, § 9).
156. …и власть магистратов… — Исправления в черновиках «Политической экономии» показывают, что в этом месте Руссо пишет «магистраты», а подразумевает — «король».
157. …отняло у подданных пагубное право ею распоряжаться. — Эта оговорка Руссо указывает на его значительные колебания в вопросе о насильственных мерах общественных преобразований.
158. …фанатизм заставляет ее проливать. — Руссо следует в данном месте Пуфендорфу («О праве естественном и о праве международном») и еще далек от идей, развитых им в последней главе «Общественного договора».
492 В. С. Алексеев Попов, Л. В. Борщевскии
159. …геронты в Спарте, сенат в Риме и даже сама этимология нашего слова сеньор… — Все три слова означают старейших, старших (греч. и лат.).
160. …называть самих себя богоравными и царями царей. — В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» мы встречаем эти определения применительно, например, к Агамемнону.
161. …власти, основанной на законах… — В оригинале «рои-voir legitime», что обычно переводится как «законная», но это не совсем точно передает мысль Руссо.
162. …ни в магистратах, ни в законах. — Здесь в окончательном варианте был опущен отрывок, вписанный рукой неизвестного лица на небольшом листке, куда Руссо внес свои исправления. Впервые отрывок опубликован A. R., t. XXXIV, 1956—1958, р. 71 — 77. Он говорит о ненужности наемных войск в том государстве, где «магистраты делают общее дело с народом», интересы которого совпадают с интересами его главы.
163. …заставить говорить о себе… — Вольтер подчеркнул эти слова и сделал пометку, обращенную к автору: «О ты, обезьяна, подражающая Диогену, как ты осуждаешь сам себя». И несколько ниже добавляет: «Как ты все утрируешь, как ты все изображаешь в ложном свете».
164. …защищать общие интересы государства. — В оригинале chose commune, и мы это понимаем в данном случае как государство.
165. Лукан, Марк Аннеи (39—65 гг. н. э.) — древнеримский поэт, названная выше поэма которого была направлена против единовластия императора. Эти строки приведены в «Рассужениях о правлении» А. Сиднея, разд. XIX.
166. …усилить власть, всех их сдерживающую. — Вольтер, подчеркнув эти слова, написал на полях, как бы обращаясь к Руссо: «Говоря, что королевская власть сдерживает и подавляет все группировки, ты этим воздал великую хвалу монархии, против которой сам восстаешь».
167. Воган предполагает, что цитата в оригинале должна выглядеть так: «cui compositis rebus nulla spes», если это выдержка из Тацита («История», I, 21). Вполне допустимо предположение, что в таком виде она заимствована у А. Сиднея, у которого она приведена в таком виде «quibus ex honesto nulla est spes» (A. Сидней. Рассуждения о правлении, разд. XIX).
168. …только сила его и низвергает. — Дидро в «Энциклопедии» (в статье «Политическая власть») оправдывает таким же способом восстание против деспотизма (см. Diderot. Textec choisis, t. II, 1955, p. 164—165): «Тот же закон, что создал деспотическую власть, затем сокрушает ее: это закон более сильного».
169…Диоген никак не мог найти человека… — Диоген (400— 423 гг. до н. э.) из Синопа, греческий философ, ученик Антисфе-на, основателя кинической философской школы. Диоген отвергал все достижения цивилизации и призывал ограничиться только удовлетворением необходимых потребностей. Слова Руссо связа-
Комментарии
ны с легендой о Диогене, якобы с фонарем в руках искавшем добродетельного человека.
170. Катан, — скажет этот читатель, — погиб вместе с Римом. — Катон — речь идет о Катоне Младшем, или Утическом (95—46 гг. до н. э.), стороннике республиканского строя (см. прим. 37 на стр. 380).
171. Геродот рассказывает, что после убийства Лже-Смерди-са… — Геродот (484—425 гг. до н. э.) — древнегреческий историк, автор истории греко-персидских войн, в третьей книге которой описывается этот эпизод (III, 67—84). Лже-Смердис — самозванец, выдававший себя за Смердиса, брата царя Персии Камбиза, корону которого он узурпировал в его отсутствие. В 521 г. до н.э. был убит семью заговорщиками, передавшими власть Дарию.
172. «Естественная история*. — Речь идет о сочинении знаменитого представителя французского естествознания этой эпохи Бюффона (1707—1788), имевшего большое влияние на формирование естественно-научных воззрений Руссо.
173. Один знаменитый автор… — Намек на Мопертюи, который проводит эту мысль в своем «Опыте моральной философии», вторая глава которого озаглавлена: «О том, что в обычной жизни сумма несчастий превосходит сумму благ». Для животных Бюф-фон устанавливал обратное соотношение («Естественная история», т. XII).
174. …это я доказал. — Ср. «Последний ответ г. Борду». Идеализированные изображения природной доброты людей в «естественном» состоянии Руссо мог в изобилии найти в описаниях путешествий, в частности, у того же П. Кольбе, писавшего, что «доброта готтентотов, их честность, любовь к справедливости и целомудрие составляют такие добродетели, которыми немногие народы обладают в такой же степени».
175. …огромный и страшный лондонский пожар… — Вероятно, Руссо имеет в виду пожар 1666 г., во время которого было уничтожено 13 200 зданий.
176. …Моитень порицает афинянина Демада… — Демад — афинский оратор IV в. до н. э., противник Демосфена, государственный деятель. Монтень пишет о нем в «Опытах» (кн. I, гл. XXII — «Выгода одного — убыток для другого»). Сам пример заимствован у Сенеки.
177. …всякого цивилизованного человека. — Вольтер пишет против этого места на полях: «И в еще большей мере всякого дикаря, насколько только это для него возможно».
178. Руссо возобновит этот аргумент в связи с обсуждением «Поэмы о катастрофе в Лиссабоне» Вольтера, которому он по поводу землетрясения 1755 г. писал 18 августа 1756 г.: «Согласитесь, что это не природа сосредоточила в одном месте двадцать тысяч шести- и семиэтажных домов, и если бы жители этого большого города селились бы более равномерно… то жертв было бы намного меньше, а возможно, что их не было бы вовсе». («С. G.», t. II, р. 306).
494 В. С. Алексеев Попов, Л. В. Борщевскии
179. Подчеркивается, что собственность не относится к «естественным» правам.
180. …приносятся в жертву суетным песнопениям… — Речь идет о хорах кастратов.
181. …оскорбляют требования человечности. — Мы узнаём здесь одну из главных в общественном отношении тем романа Руссо «Новая Элоиза».
182. …лишить себя жизни… — Ср. «Новую Элоизу», ч. III, письма XXI и XXII, в которых Руссо развивает свои мысли о самоубийстве (Избр. соч., т. II стр. 316—331).
183. …реальгара (также реагал или реалгал). — Минерал оранжево-красного цвета, сернистый мышьяк. Применяется к красильном деле и для борьбы с вредителями сельского хозяйства, в XVIII в. также в медицине.
184. …не одним философом. — См. Монтескье. Персидские письма. Письмо CXVIII. М., 1956, стр. 273—274.
185. …средства к жизни бедным… — Объяснение это было весьма распространенным. См., например, Монтескье. «О духе законов», кн. VII, гл. IV.
186. …единственное оправдание заповеди… — Некоторые исследователи полагают, что речь здесь идет о запрете вкушать плод «древа познания добра и зла» (Библия, кн. Бытия, 2, 16—17).
187. …Паламед изобрел числа во время осады Трои… — В «Илиаде» Паламед представлен как человек, придумавший ряд игр.
188. Речь идет о Платоне («Государство», кн. VII, 522).
189. Агамемнон — царь Микен, возглавлявший греческие войска в походе против Трои.
190. Исаак Фоссиус (1618—1689). Трактат его, изданный в Оксфорде в 1673 г., в том, что касается изначальной роли ритма и пантомимы, предвосхищает мысли Руссо, высказанные им в «Эмиле», в «опыте о происхождении языков» и в «Словаре музыкальных понятий» («Dictionnaire musical»), где он вновь цитирует этого автора в статьях «Музыка» и «Ритм».
191. Герцог де Виллар, Клод Луи Гектор (1635—1734) — маршал Франции. Анекдот, рассказанный Руссо, не фигурирует в его «Мемуарах», отчасти, впрочем, апокрифических, опубликованных в 1736 г. в Гааге.
192. …то место у Исократа… — См. «Ареопагитика», 21, 22 (143—144). Исократ (436—338 гг. до н, э.) — четвертый из десяти аттических ораторов. Прославился своими писанными речами, предназначавшимися для чтения, к числу которых относится и названная выше, призывающая восстановить устройство Солона.