(vae victis!), а об
условном рабстве, об обязательстве побежденного за сохранение жизни
не враждовать больше никогда с победителем
7° …сводятся к одному… — к первому случаю, ибо второй случай также
есть наказание за преступление, а именно преступление против
благодетеля.
77 …не допускай человекоубийства. — Вольное переложение шестой
заповеди: «Не убий» (Исход, 20, 13).
78 Исх 21, 12-17, 20; 31, 12; 32, 27; 35, 2 и др.
7″ Притчи цитируются Дунсом Скотом по Вульгате с одним только
несущественным изменением: вместо «cordis inopiam» — «inopiam
cordis». В синодальном переводе текст сильно отличается: «Не спускают
вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но,
будучи пойман, он заплатит всемеро…» (Притч 6, 30-31); «Кто же прелюбодействует
с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто
делает это» (Притч 6, 32).
80 Дуне Скот цитирует Вульгату с сокращениями. В Синодальном переводе:
«…женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она
отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не оеркдаю тебя; иди и
впредь не греши».
°* Мф 26, 52. Цитирование Вульгаты неточное: вместо «omnes enim,
qui acceperint gladium, gladio peribunt» дается: «Omnis qui gladio occidit,
gladio peribit». В Синодальном переводе текст соответствует Вульгате:
«Все, взявшие меч, мечом погибнут».
8 2 August, In loan., VI, 2.
8 3 August, Ad duectis., II, 12, 1.
КОММЕНТАРИЙ К ПЯТОЙ ЧАСТИ
8 4 Быт 10, 9.
8 5 Aristot, ?оШ, II, 2.
8° Имеется в виду полисное устройство, описанное Платоном в
Государстве .
8 7 Быт 13, 7-13.
Неизвестный художник. и Непорочная Аева среди
святых» (фрагмент). Монастырь Пресв. Троицы
в Сепино, Италия
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Св. Аврелий Августин
(August.)
Ad dilectis. — Ad dilectissimos (Возлюбленнейшим).
Adv. iud. — Adversus iudaeos (Против
иудеев).
Confess. — Confessiones (Исповедь).
Contra Acad. — Contra Academicos
(Против академиков).
Contra epist. Fund. — Contra epistulam
Fundamenti (Против послания
«Fundamenti»).
De civ. Dei — De civitate Dei (O
граде Божием).
De div. quaest. — De diversis quaestionibus
LXXXIII (О различных вопросах,
числом 83).
De Gen. ad lit. — De Genesi ad litteram
(О Книге Бытия буквально).
De haeres. — De haeresibus (О ересях).
De lib. arb. — De libero arbitrio (O
свободном выборе).
De moribus eccl. cath. — De
moribus ecclesiae catholicae et de
moribus manichaeorum (О нравах
Католической Церкви и нравах манихеев).
De Trin. ~ De Trinitate (О Троице).
De util. cred. — De utilitate credendi
(О пользе веры).
De vera relig. — De vera religione
(Об истинной религии).
Enchirid — Enchiridion (Энхиридион).
In loan. — In Evangelium loannis
(На Евангелие от Иоанна).
Retract. — Retractationes (Пересмотры).
Sermones — (Беседы).
Soliloq. — Soliloqia (Монологи).
Александр из Гэльса
(Alex. Ней.)
S. theol. — Summa theologica (Теологическая
сумма).
Св. Амвросий Медиоланасий
(Ambros. Mediol)
De Paradiso — О рае.
(Anselmus Cantuar.)
Cur Deus homo — Почему Бог стал
человеком.
De conceptu Virg. — De conceptu
Virginis (О зачатии Девы).
De lib. arb. — De libero arbitrio (O
свободном выборе).
Prosl. — Proslogion (Прослогион).
(Aristot.)
Anal. post. — Analytica Posterior
(Вторая аналитика).
Anal, prior — Analytica Prior (Первая
De an. — De anima (О душе).
De caelo — De caelo et mundo (O
небе и мире).
De gener. et corr. — De generatione
et comiptione (О возникновении и
уничтожении).
De inter. — De interpretatione (Об
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
истолковании).
Eth. ad Nic — Ethica ad Nicomachem
(Никомахова этика).
Metaph. — Metaphysica (Метафизика).
Phys. — Physica (Физика).
Polit — Politica (Политика).
Top. — Topica (Топика).
Св. Бонавентура
(Bonav.)
De scient Christi — De scientia
Christi (О знании Христа).
In Sent. — Commentarium in Sententias
(Комментарий к Сентенциям).
(Boeth.)
De Trin. — De Trinitate (О Троице).
Генрих Тентский
(Henricus Gand.)
Quodl. I — Quodlibetum I
(Кводлибет I).
Summa — Summa quaestionum
ordinatarum (Сумма упорядоченных
вопросов).
Дионисий Ареопагит
(Dionysius)
De div. nom. — De divinis nominibus
(О божественных именах).
Иоанн Дамасюсн
(Damasc.)
De haeres. — De haeresibus (О ересях).
(Averroes)
Metaph. — Metaphysica (Комментарий
к Метафизике Аристотеля).
Ибн-Сина (Авиценна)
(Avicenna)
Metaph. — Metaphysica (Метафизика,
Раздел книги Аш-Шифа).
Петр Оливи
(Petrus Olivi)
In Sent. — Commentarium in Sententias
(Комментарий к Сентенциям).
(Plato)
Tim. — Тимей.
Ричард Сен-Викторский
(Pichardus de St. Victore)
De Trin. — De Trinitate (О Троице).
Св. Фома Аквинский
(Thomas Aquin.)
In Sent. — Commentarium in Sententias
(Комментарий к Сентенциям).
S. theol. — Summa theologica (Теологическая
сумма).
Эгидий Римский
(Aegidius Rom.)
Quodl. — Quodlibeta (Вопросы на
свободную тему).
CALENDARIUM IOANNIS DUNS SCOTI
(Важнейшие даты жизни Иоанна Дунса Скота)
1265 или 1266 — родился Иоанн Дуне Скот.
1280 — вступление в новициат Францисканского ордена.
1281 — принятие монашества
1281-1291 — обучение во францисканской школе в Хаддингтоне,
затем в университетах Нортхемптона, Оксфорда и, возможно, Парижа.
17 марта 1291 — посвящение в сан священника, совершенное
епископом Линкольнским Оливером Саттоном в церкви св. Андрея в
Нортхемптоне.
1292-1297 — обучение на богословском факультете Парижского
университета.
1297 — получение ученой степени бакалавра и возвращение в
Англию.
1297-1300 — преподавание в Кембриджском университете,
комментирование «Сентенций» Петра Ломбардского.
1300-1302 — преподавание в Оксфордском университете.
1302-1303 — преподавание в Парижском университете.
25-28 июня 1303 — Дуне Скот покидает Парижский университет,
отказавшись подписать документ, направленный против Папы
Бонифация VII, и, по-видимому, возвращается в Оксфорд.
1305 — приезд в Париж и получение ученой степени доктора.
1306-1307 — Дуне Скот — профессор Парижского университета.
1307 — переезд в Кельн.
1307-1308 — преподавание в Кельнской францисканской школе в
качестве magister regens.
8 ноября 1308 — кончина Дунса Скота.
1639 — Лука Уоддинг издает первое полное собрание сочинений
Дунса Скота.
1706 — начало процесса беатификации Дунса Скота.
1938 — Скотистская комиссия в Риме приступает к подготовке
критического издания полного собрания сочинений Дунса Скота.
1966 — Папа Павел VI публикует буллу Alma parens — первый
официальный документ Церкви, признавший величие и значимость
учения Дунса Скота.
15 ноября 1980 — Иоанн Павел II первым из Римских Пап посещает
гробницу Дунса Скота.
20 марта 1993 — Иоанн Дуне Скот причислен к лику блаженных.
A.B. Апполонов
GLOSSARIUM
ACTUS — акт, действительность, бытие в реальности как противоположность
бытию в возможности.
ACTUS PRIMUS — первый акт, первая действительность. В первом
акте вещь обретает действительное существование.
ACTUS SECUNDUS — второй акт, вторая действительность. Во втором
акте уже существующая вещь реализует свои возможности. Например,
во втором акте человек реализует такие свои возможности, как
мышление и воление.