Скачать:TXTPDF
Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев

 

Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. КорнеевЗначительное время по историческим меркам прошло с момента ликвидации тремя руководителями славянских республик (России, Белоруссии и Украины) великой сверхдержавы XX в. — Союза Советских Социалистических Республик. За истекшее с этой, на наш взгляд, чёрной даты отечественной истории время российское общество кардинально изменилось, в нем выросло целое поколение, сформировавшееся уже в новых исторических условиях. Казалось бы, подобный срок достаточен для того, чтобы учёное сообщество обстоятельно проанализировало исторический путь родной страны, ознакомив со своими выводами и рекомендациями широкие слои населения России.На практике, однако, всё обстоит гораздо сложнее. Из-за невостребованности науки и научных знаний в современной России труды многих талантливых ученых-обществоведов недоступны широким массам. В средствах массовой информации по-прежнему преобладает поверхностно-журналистский, причем весьма далекий от науки, взгляд на самые актуальные проблемы развития общества. К тому же, несмотря на провозглашенный плюрализм мнений, большое влияние на позицию ученых оказывают политическая конъюнктура и идеологические пристрастия новой российской власти, что отрицательно сказывается на результатах научных исследований. Отсюда, в целом, весьма обыденные представления о сути произошедших в стране и мире изменениях, ожидание «чуда», вера «в доброго царя» и т. д. у весьма значительной части населения страны, в общем всё то, что свойственно общественному сознанию, не отягощенному научными познаниями.Вот почему так настоятельно необходимы разработки, в которых была бы дана научная оценка произошедших в стране изменений, вскрыты после тщательного анализа наиболее глубокие противоречия развития современного российского общества. С этой целью и задуман настоящий труд, призванный помочь читателям с научных позиций осмыслить трансформацию российского общества в 90-е гг. XX и начале XXI вв., выработать научно обоснованный взгляд на место и роль России в современном мире.

Монография написана на основе изучения ряда исторических источников, новейшей учебной, научной, справочной литературы, а также материалов периодической печати. Среди источников следует выделить сборники документов, а также мемуары известных в стране политиков и государственных деятелей.[2] Значительную помощь автору оказали труды Н.Г.Биндюгова, М.Г.Делягина, С.Г.Кара-Мурзы, в которых преобладает широкий историософский подход к анализу общественных явлений современности, работы российских ученых В.И.Жукова, В.И.Добренькова, написанных на основе историко-социологического метода познания общества, исследования В.В.Трушкова, А.Д.Шутова, коллектива авторов Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ и др..[3] Полезным, с точки зрения содержащегося фактологического материала, выверенных оценок, стало знакомство автора с разнообразной учебной литературой.[4]

В силу особенностей временных рамок изучаемого объекта (новейшая история), автором использованы при подготовке настоящей работы материалы современной периодической печати самой разнообразной направленности, от проправительственных «Российской газеты», «Известий», «Красной звезды», до оппозиционных — «Советской России», «Правды», «Новой газеты», информационных материалов политических партий «Яблоко», «СПС» и др. Хорошим подспорьем стали также сведения опубликованные в различных статистических сборниках.[5] Представленный массив исторической литературы позволяет, на взгляд автора, провести комплексное изучение российского общества в области экономики и политики, социальной и военной сфер жизни на рубеже последних десятилетий. Все это, на наш взгляд, позволит повысить научный уровень познания проблем современной России.

Хронологические рамки монографии (1990–2009 гг.) определяются временем зарождения в рамках Союза ССР действующей ныне общественной системы и началом мирового финансового кризиса, последствия которого без сомнения окажут существенное влияние на историческое развитие всего человеческого сообщества, в т. ч. и России.

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Исчезновение СССР с политической карты мира, демонтаж социализма в восточно-европейских странах в конце XX в. стали явлением планетарного масштаба, оказавшим влияние на все стороны общественной жизни человеческой цивилизации. В ходе развала Советского Союза начался новый период государственного строительства России, в процессе которого была осуществлена радикальная трансформация общественного строя страны.

§ 1. Заключительный период существования СССР

Выступление ГКЧП: причины, характер и последствия

Выступление Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП СССР) в августе 1991 г. стало поводом для окончательного оформления (де-юре) руководителями советских республик своего независимого положения от центра. Упорная и закулисная деятельность антисоветских и антикоммунистических сил внутри страны завершилась их победой — СССР исчез с политической карты мира.

В своих записках Б.Ельцин всю вину за уничтожение государства возлагает на М.Горбачева и союзные органы, которые, как считал Борис Николаевич, бездействовали и «ничего не решали по-настоящему».[6] Отчасти, согласиться с мнением Ельцина, конечно же, можно. Однако факты свидетельствуют, что деятельность союзных органов власти, да и самого М.Горбачева, была в значительной степени парализована действиями глав республик СССР. Уже с 1989 г. в субъектах Союза ССР по указаниям республиканских властей начался открытый захват союзной собственности, а центральные органы власти стали переподчиняться республиканским. Органы власти республик перестали отчислять положенные денежные суммы в общесоюзную казну. Так, российский парламент проголосовал большинством голосов за то, чтобы внести в союзный бюджет на 1991 год лишь 23,4 млрд. руб., что составляло менее 10 % той общей суммы, которую РСФСР обычно направляла на развитие общесоюзной экономики.[7]

Более того, местные руководители, как князья удельной Руси, за спиной Москвы стали заключать межгосударственные договора и соглашения. В ноябре 1990 г., одной из первых это сделала Россия, заключив двухсторонний договор с Казахстаном. Дело вообще дошло до того, что в ответ на январские (1991 г.) столкновения сторонников и противников Союза ССР возле телецентров в Риге и Вильнюсе,[8] где, возможно, не обошлось без участия иностранных спецслужб, Б.Ельцин (РСФСР), В.Ландсбергис[9] (Литовская ССР), А.Горбунов (Латвийская ССР), А.Рюйтель (Эстонская ССР) 15 января 1991 г. подписали между собой совместное заявление направленное против союзного руководства, а также выразили намерение строить отношения между своими республиками на основе норм международного права. Через пять дней, 20 января 1991 г. Б.Ельцин от имени РСФСР подписал договоры с Эстонией и Латвией в формате межгосударственных отношений.[10] В целом, руководители наиболее весомых советских республик, с точки зрения государственности СССР, открыто и целенаправленно вели дезинтеграционную политику, направленную на разрушение страны.

А какова была позиция советского народа относительно будущего развития страны? Ответ на данный вопрос можно дать вполне объективный. 17 марта 1991 г. в стране был проведён общесоюзный референдум по вопросу о сохранении Союза ССР «как обновлённой федерации равноправных суверенных республик», в котором приняло участие до 80 % всех граждан СССР, имеющих право голоса. Думается, что процент пришедших к урнам и проголосовавших за Союз был бы ещё выше, если бы буржуазно-националистическое руководство прибалтийских республик, Грузии, Азербайджана и Молдавии не заблокировало проведение плебисцита в своих «вотчинах». Граждане данных республик вынуждены были тайно участвовать в референдуме, организованном на территории советских воинских частей. Тем не менее, большинство советских граждан (76,4 %) высказалось за сохранение родного Отечества.[11] Более того, базовые ценности общественного сознания — советский, социалистический строй, единое Отечество, — оставались незыблемыми у большинства граждан Союза ССР. В этой ситуации народ ждал от руководства страны практических действий по воплощению результатов референдума в жизнь, но М.Горбачевым и лидерами союзных республик в Ново-Огарёве (Подмосковье) был открыт т. н. «новоогарёвский процесс», приведший в конечном итоге к ликвидации страны. Почему так произошло?

Официально целесообразность встречи М.Горбачёва и руководителей советских республик объяснялась необходимостью согласования проекта нового Союзного договора. К этому времени работа над Договором велась уже почти год, проект неоднократно рассматривался в различных комиссиях высшего законодательного органа, обсуждался в трудовых коллективах и получил одобрение союзного парламента. Договор вполне можно было принять за основу, но советских «вождей» не устраивала позиция Съезда народных депутатов СССР по сохранению единой государственности. Каждый из новоиспечённых президентов союзных республик стремился к максимальной обособленности от центра. Свои действия руководители советских республик прикрывали широкомасштабной демагогией о суверенитете, «правах» народа т. п. В действительности же о народе никто не думал, шло замаскированное укрепление режима личной власти «князьями» и «ханами» всея СССР.[12]

Затем началось давление на М.Горбачёва, поддержанное западными державами. Н.Назарбаев вспоминал, что ещё в декабре 1990 г. он, Ельцин, Кравчук и Шушкевич подготовили меморандум о создании Союза Суверенных Государств и ознакомили с ним Горбачёва.[13] Последний запротестовал, но вскоре согласился на т. н. «новоогарёвский процесс». 10 апреля 1991 г. на заседании Совета безопасности СССР было принято решение о проведении встречи Президента СССР с руководителями республик. 23 апреля 1991 г. М.Горбачев и руководители девяти республик («9+1») в Ново-Огарёве приняли «Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса», наметив завершить в ближайшее время подготовку договора о Союзе суверенных государств. Подписали данное Заявление кроме М.Горбачёва, Б.Ельцин, премьер-министр Украины В.Фокин, глава правительства Белоруссии В.Кебич, президенты Узбекистана (И.Каримов), Казахстана (Н.Назарбаев), Азербайджана (А.Муталибов), Киргизии (А.Акаев), Таджикистана (К.Махкамов), Туркмении (С.Ниязов). Чтобы успокоить общественность подписанты обещали следовать «неукоснительному соблюдению действующих законов», принимать «решительные меры по восстановлению повсеместно конституционного порядка», выполнять все экономические соглашения и обязательства и т. д..[14] Так, с громких и больших обещаний, которые, как оказалось в дальнейшем, никто выполнять не собирался и начался знаменитый «новоогаревский процесс», закончившийся, в конечном итоге ликвидацией государства.

В своих воспоминаниях Горбачёв позитивно оценивает итоги «новоогаревских переговоров», такую же оценку им дал Б.Ельцин. В частности, бывший Президент СССР пишет: «…Соглашением «9+1» удалось разрядить обстановку. Оно сыграло спасительную роль и положило начало тенденции к согласию и стабилизации…».[15] На самом деле, стороны втайне от общественности пришли к обоюдному согласию о «легальном» способе ликвидации единого государства. Судя по документам, главным итогом «новоогаревских посиделок» стало полное выхолащивание содержания текста уже готового Союзного Договора. Как откровенно пишут соратники Б.Ельцина, в Ново-Огарёве речь пошла «…не о каких-то частностях и «недостающих запятых», а фактически об отказе от подготовленного варианта (Союзного договора — В.К.)».[16] Начальник службы безопасности Ельцина А.В.Коржаков как очевидец «новоогарёвского процесса», в своих воспоминаниях указывает, что «запевалами» в Ново-Огарёве являлись Б.Ельцин и президент Казахстана Н.Назарбаев,[17] которые консолидировано противостояли Горбачеву, стремившемуся сохранить федерацию, практически по каждому пункту документа.[18]

Изученные нами стенограммы ключевых заседаний в Ново-Огарёве от 24 мая и 23 июля 1991 года свидетельствуют, что руководитель РСФСР Б.Ельцин на этом «форуме» непрерывно требовал расширения прав республик и сужения полномочий Союзного государства, своими «новаторскими» предложениями разрушал уже имеющиеся договоренности Центра и республик, в т. ч. заключённые с руководством России и даже с ним самим. Также, т. е. деструктивно, действовала делегация Украины во главе с Л.Кравчуком. В тоже время, главы национальных автономных образований, в особенности России (Башкирия, Татария, Чувашия, Северная Осетия и др.), требовали повышения статуса своих республик и права самостоятельного подписания Союзного договора.[19]

В общем, в массе своей участников новоогарёвских встреч волновала судьба своего огорода, а не страны в целом. Даже историческое название страны — Союз Советских Социалистических Республик, закреплённое результатами референдума от 17 марта 1991 г., в результате «плодотворной» работы «вождей» СССР в Ново-Огарёве приняло аббревиатуру «ССГ» (Союз Суверенных Государств).[20]

В целом,

Скачать:TXTPDF

Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать, Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать бесплатно, Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать онлайн