Скачать:TXTPDF
Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев

стал продолжительностью 5 лет (в военных училищах СА и ВМФ в основном 4 года — прим. авт.), в университетах и академиях офицеры стали получать высшее военное образование в течение 2-х лет (в академиях СА и ВМФ продолжительность обучения была 3 года — прим. авт.). При этом количество ввузов, по сравнению с 1992 г. в РФ уменьшилось практически в два раза. Кадровых офицеров сегодня готовят в 55 высших военных учебных заведениях (8 академий, 11 университетов, 36 институтов) и 25 их филиалах.[262]

Сокращение ввузов, отток из армии офицеров младшего и среднего звена и др. значительно обострили кадровую проблему в российских ВС. Анализ указа президента о новой штатной численности ВС на 2008 год показывает, что нехватка только офицерского состава для заполнения штатных должностей Российской армии составляет свыше 40 тыс. человек.[263] Причем большинство первичных должностей (командир взвода, роты, батальона) ныне занято офицерами-двухгодичниками, т. е. выпускниками гражданских вузов, уровень подготовки, которых, оставляет желать лучшего. С целью улучшения кадровой ситуации в ВС правительством РФ принято решение о сокращении военных кафедр в гражданских вузах. Из 229 военных кафедр, готовивших офицеров запаса, останется только 68 военных факультетов и кафедр в 72 вузах. Из них 37 станут военными центрами, где обучающие в течение пяти лет посвятят 1500 часов изучению военной специальности, а также будут вместо 930 руб. студенческой стипендии получать до 2,5 тыс. рублей. Отбор на военный факультет и военную кафедру будет ужесточён (по медицинским и морально-психологическим показателям). Студенты, окончившие военные факультеты и кафедры, получат офицерское звание и будут сразу зачислены в запас, выпускники военных центров обязаны будут отслужить в ВС три года. Другие студенты, будут призваны на год срочной службы.[264] Данные меры, на взгляд правительства, позволят решить проблему дефицита и качества офицерских кадров.

За истекший период претерпела изменения система тылового обеспечения войск. Советские ВС всем необходимым обеспечивались через централизованные государственные поступления, а также поставки собственных хозяйств (предприятий) Министерства обороны СССР. Развал единого народнохозяйственного комплекса страны, переход к нерегулируемой (рыночной) экономике, военные действия в Чечне и др. тяжёло сказались на складывавшейся десятилетиями службе тыла. В особенности это касалось обеспечения военнослужащих вещевым имуществом, продовольственным пайком,[265] жильём. Острая ситуация сложилась с поступлением в армию и на флот горючего и смазочных материалов (ГСМ), из-за чего боевая подготовка в войсках практически была свёрнута. Всё это вынудило руководство военного ведомства перейти к новой системе снабжения армии и флота всеми видами довольствия. Отныне, поставка в войска продовольствия, вещевого имущества, горючего и смазочных материалов осуществляется с помощью их закупок у хозяйств (предприятий) на конкурсных торгах. В 2005 г. для повышения эффективности проведения торгов создан Центр заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС РФ.[266]

Одновременно проводятся мероприятия по улучшению организации медицинского обслуживания военнослужащих и членов их семей, с 1 января 2008 г. расширен ассортимент и увеличены суточные нормы продовольствия солдат и сержантов срочной службы. В феврале 2002 г. распоряжением правительства РФ началось создание межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.[267] На наш взгляд, подобные меры следует признать разумными, способными объединить усилия всех министерств и ведомств в деле обеспечения военнослужащих всем необходимым. Однако, по прежнему, серьёзной проблемой остаётся обеспечение жильём военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В настоящее время в армии и на флоте насчитывается около 160 тыс. бесквартирных офицеров, прапорщиков и мичманов.[268]

В 90-х гг. XX в. президент и правительство планировали решение данной проблемы через выдачу гражданам, уволенным с военной службы, жилищных сертификатов. Как известно, отдача от реализации данной программы была крайне низкой. Тем не менее, руководство страны не стало отказываться от данного способа обеспечения жильём военнослужащих, на 2004–2010 гг. разработана новая подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» (входит в федеральную целевую программу «Жилище»). С 1 января 2005 г. вступил в действие совершенно новый порядок жилищного обеспечения военнослужащих, касающийся молодых офицеров, имеющих незначительный срок военной службы. Правовые, организационные, экономические и социальные основы данного нововведения установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Отныне офицеру, за период его службы, ежегодно будет начисляться на лицевой счёт определённая сумма (на данное время около 40 тыс. руб. в год), на которую, как считает правительство, он сможет после увольнения приобрести соответствующую квартиру.[269] Пока весьма трудно сказать насколько будет эффективным данный способ обеспечения жильём военнослужащих, который, в значительной мере зависит от состояния экономики страны, рыночных цен на квартиры и т. п.

Одним из самых ответственных направлений военного строительства стала перестройка системы воспитательной работы с военнослужащими. В СА и ВМФ организацией работы по укреплению морального духа войск занимались политические органы, партийные и комсомольские организации. Главной целью партийно-политической работы являлось воспитание военнослужащих в духе преданности социалистической Родине, Коммунистической партии и Советскому правительству. Под лозунгом «армия — вне политики», в 1991–1992 гг. политорганы в СА и ВМФ были упразднены, а вместо них созданы органы воспитательной работы. Главное политическое управление СА и ВМФ было преобразовано в Главное управление воспитательной работы, в округах и объединениях созданы отделы, в подразделениях, частях и соединениях введены должности помощников (заместителей) командиров по воспитательной работе. Главным содержанием воспитательной работы стало проведение в войсках (силах) государственной политики, формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надёжного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.[270] Военные действия в Чеченской республике обусловили необходимость выделения особого вида боевого обеспечения — морально-психологического обеспечения боевых действий войск.

Одновременно с образованием структур воспитательной работы в войсках появились военные психологи, социологи, специалисты по связям с общественностью. Руководство армии и флота стало активно сотрудничать с Русской православной церковью и другими конфессиями страны. Несмотря на нормы «светского» российского законодательства, большой размах получило на рубеже XX–XXI вв. строительство на территории воинских частей и учреждений церквей, часовен, молитвенных зданий. В военной печати интенсивно обсуждается вопрос об организации в армии и на флоте института военных священников, в том числе военных имамов.[271] В 2009 г. Президент РФ Д.Медведев принял по этому вопросу положительное решение.

Вместе с тем, морально-психологическая обстановка в воинских коллективах ВС РФ по-прежнему остается непростой. В армии и на флоте не изжиты такие явления, свойственные ещё Советской Армии, как «дедовщина» и «землячество», а в скором времени к ним могут прибавиться конфликты на религиозной почве. В новейший период российской истории широкое распространение получили преступления связанные с хищением государственного и военного имущества, в т. ч. среди российского генералитета,[272] рукоприкладство со стороны офицеров, неповиновение подчинённых своим командирам, и даже отдача солдат в рабство.[273] Тревожная статистика звучит на совещаниях председателей военных судов. Так, по сравнению с предшествующим периодом с 2003 г. в войсках отмечен рост числа зарегистрированных преступлений, а в 2004 г. возросло количество осужденных. Участились случаи групповых дезертирств с оружием, избиений начальников, разукомплектования военной техники. В основном же военнослужащие осуждаются за уклонение от военной службы, неуставные взаимоотношения, превышение должностных полномочий, посягательство на личную и федеральную собственность.[274]

Справляться с подобными явлениями сегодня сложно, ибо первопричиной их являются социальные изменения в обществе. Реставрация капиталистического строя, массированная антиармейская кампания в СМИ привели к девальвации традиционных ценностей у российских граждан, негативно сказались на физическом здоровье, культурном, образовательном уровне молодёжи. Поэтому не случайно, что в 90-х гг. XX в. до 70 % граждан считали армию необязательным государственным институтом. Сегодня же, только 36 % молодых людей считают, что все здоровые мужчины должны отслужить в армии положенный срок, 38,5 % убеждены в необходимости перехода от призыва к комплектованию армии на контрактной основе, а 19,3 % высказали мнение о том, что призывник должен иметь возможность при желании пройти альтернативную службу. Тем самым, 64 % из числа опрошенных даже мысленно не готовы к несению военной службы.[275] Учёные из Сибири, проводившие данное социологическое исследование в исконно русской (Тюменской) области, делают следующий неутешительный вывод: «…общегражданские, социетальные проблемы, отношение к которым во многом характеризует личность как гражданина, меньше всего беспокоят молодёжь».[276]

Другой стороной проблемы является не пригодность (по медицинским, профессиональным, морально-нравственным показателям) определённой части молодых людей к защите Родины. В Москве, например, при проведении первоначальной постановки на воинский учёт, годными к службе в армии после медицинского освидетельствования признано: в 1992 г. — 82 %, в 1995 г. — 85 %, в 1998 г. — 83 %, в 2001 г. — 77 % будущих призывников. По заболеваемости у призывников «лидируют» болезни внутренних органов (25,1 %), на 2-м месте — психические расстройства (20 %).[277] Отмена т. н. «демократами» в мае 1991 г. допризывной подготовки молодёжи в государственных учебных заведениях России привела к тому, что в 1992 г. новобранцы не прошедшие военное обучение составили в ВС РФ 26,6 тыс. чел. (42 % от призванного контингента).[278] Кроме того, в стране по официальным данным 700 тыс. безнадзорных детей, свыше 6 млн. наркоманов, ежегодно регистрируется более 3 млн. преступлений, большей частью совершаемых юношами призывного возраста. Вновь, как это было в царское время, в армию приходят лица, которые не способны прочитать и выучить военную присягу.[279]

Таким образом, морально-нравственная атмосфера в ВС РФ оставляет желать лучшего. Усилия правительства, командования ВС РФ не привели пока к кардинальному изменению духовного состояния защитников Отечества.

«Реформа» Путина-Сердюкова

За прошедшие время с момента развала СССР российские власти неоднократно заявляли о начале и окончании военной реформы. В последний раз подобное заявление сделал Министр обороны РФ С.Иванов. Однако, после назначения на данный пост зятя вице-премьера Зубкова Анатолия Сердюкова начались новые, масштабные «преобразования», по окончании, которых, ВС РФ если и сохранятся, то приобретут совершенно иной вид. Непосредственные организаторы кардинальных изменений в армии и на флоте — А.Сердюков, Начальник Генерального штаба РФ Н.Макаров, статс-секретарь главы военного ведомства генерал Н.Панков, предпочитают называть это «новым обликом» Вооружённых Сил.

Содержание военной «реформы», насколько можно судить, сводится к следующим основным мероприятиям: полное сокращение соединений и частей кадра с сохранением в составе ВС РФ только частей и соединений постоянной боевой готовности (180); сокращение 205 тыс. офицерских должностей (из 335 тыс.) с ликвидацией института мичманов и прапорщиков и перевода значительного количества должностей в гражданские; реорганизация тыла, системы военного образования и медицинского обслуживания. Так, в течение 3-х лет планируется расформировать более 200 баз и складов, а на их основе создать 34 комплексные базы материально-технического обеспечения, вместо 65 военных вузов создать 10 учебных центров, а также расформировать 22 военных госпиталя, создав вместо них несколько медицинских центров; переход от дивизионно-полковой

Скачать:TXTPDF

Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать, Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать бесплатно, Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать онлайн