Скачать:TXTPDF
Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев

государством. В-третьих, медицинские учреждения, в т. ч. государственные и муниципальные получили право предоставлять, а граждане — получать платные медицинские услуги на основании постановления Правительства РФ от 13 января 1996 года. В-четвертых, распределяют государственные финансовые и материальные средства среди медицинских учреждений различные государственно-частные медицинские фонды, действующие на всей территории России.

На практике подобные изменения привели к тому, что, например, получение медицинской помощи в г. Москве гражданином зарегистрированным в г. Тамбове и не имеющим в столице постоянной работы, — является крайне проблематичным делом. Сокращение объема предоставляемых государством бесплатной медицинской помощи способствовало возрастанию доли расходов граждан на частные медицинские услуги. Больные люди, нередко, вынуждены приобретать на собственные средства дорогостоящие лекарства, медицинские препараты, а направленные на стационарное лечение — бинты, одноразовые шприцы, полотенца, простыни. Отсюда трансформация характера медицинского обслуживания населения, выражающаяся в ликвидации системы всеохватной и доступной медицинской помощи, объем и качество которой отныне зависит не только от социального статуса гражданина, но и от его материального положения.

В целом, для государственной системы здравоохранения на рубеже столетий были характерны постоянное недофинансирование, перебои и недостаток простейших лекарственных препаратов, низкое качество обслуживания, снижение профессионального уровня медицинских работников, разрушение профилактической медицины, бюрократизация работы.[474]

В 2007–2008 гг. стал осуществляться переход к лечению больных врачами общей практики, т. е. «специалистов» на все руки, наподобие тех, о которых в конце XIX в. писал Антон Чехов. Кроме того, нивелирована справедливость оплаты труда в медицине; повышение заработной платы медицинским сёстрам вызвало отток со своих рабочих мест узких врачей-специалистов. Численность самих врачей за годы «реформ» несколько выросла, но одновременно сократилось количество различных лечебных учреждений.[475]

Сократилась также численность среднего медицинского персонала (с 1,7 млн. чел в 1992 г. до 1,5 млн. в 2006 г.), число больничных коек, врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов.[476] Фактически исчезла медицинская, санаторно-курортная база предприятий и учреждений. Перестала функционировать надёжная прежде система вакцинации населения. Это напрямую сказалось на здоровье граждан России.

В начале 90-х гг. XX в. в стране резко увеличилось количество инфекционных заболеваний (брюшной тиф, дизентерия, дифтерия, грипп), вспыхнули ликвидированные при Советской власти такие заболевания, как сибирская язва. Общая заболеваемость населения по основным классам болезней (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни) возросла с 91,2 млн. (1992 г.) до 108,8 млн. (2006 г.) чел. Соответственно на 1000 чел. населения было зарегистрировано больных 614,6 в 1992 г. и 763,9 в 2006 году.[477]

Особого внимания, по мнению ученых, требуют социально-обусловленные инфекционные болезни, в первую очередь туберкулёз и венерические болезни. Так, если в 1990 г. на 10 тыс. населения было зафиксировано 34,2 заболевания туберкулёзом, то в 2000 г. — 90,4. Заболеваемость сифилисом с 1990 по 1997 годы увеличилась в 64 раза. На территории страны только в 2006 г. по сравнению с 2005-м выросла заболеваемость коклюшем в 1,4 раза, сифилисом и гепатитом С — на 7,5 %, туберкулёзом — на 6,6 %.[478] Большую тревогу вызывает заболеваемость детей, что отмечалось в «Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ» (2000 г.). Из общего числа новорожденных только 28 % можно считать здоровыми, остальные появляются на свет уже больными или пополняют группу риска. Число здоровых дошкольников за последние годы уменьшилось в пять раз, в результате чего в школу сегодня поступают только 10 % здоровых детей. Среди учащихся 7-8-х классов систематически курят 8-12 %, в старших классах — 21–24 %. По словам Председателя Совета Федерации РФ С.Миронова, «в геометрической прогрессии» идет в России распространение СПИДа, причем среди жертв в основном молодёжь от 15 до 25 лет.[479] Не случайно, детская смертность в России в три раза выше, чем в Европе. Кроме того, значительно увеличилось число больных алкоголизмом, которых в стране сегодня насчитывается 4 млн. человек.

Серьёзная угроза всему российскому обществу — наркомания. По данным директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В.Черкесова, сегодня в РФ шесть миллионов потребителей наркотиков, а в наркобизнес втянуты свыше 200 тыс. человек. Причем, большая часть наркоманов — молодёжь. «И это на территории, — говорит чиновник, — которая 15–20 лет назад была чистой от наркотиков». Сложная ситуация в этом плане сложилась в областях Западной Сибири, районах приграничных с Казахстаном, в Поволжье, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, в крупнейших городах, в т. ч. в Москве и С.-Петербурге.[480] В целом, исходя из вышеприведенных фактов, можно утверждать, что новая система здравоохранения принятая в РФ оказалась гораздо менее эффективной, нежели прежняя, действовавшая в Советском Союзе.

Образовательная система

По оценкам западных экспертов и госслужащих, успехи СССР в космосе стали возможны благодаря хорошо выстроенной системе народного образования в стране. Советская школа (высшая, средняя, начальная и дошкольная) считалась лучшей в мире, но в конце 80-х годов прошлого века она была подвергнута тотальной критике со стороны «либерал-демократов», которых не устраивали основополагающие принципы советского образования. Поэтому правительством РФ в начале 90-х годов прошлого века был взят курс на трансформацию советской системы на основе западных стандартов. Руководители органов и учреждений образования отвергли ряд принципов, на основе которых была выстроена советская система образования: бесплатность, светскость, непрерывность, единство обучения и воспитания, всеобщность, а в отдельных звеньях и обязательность, связь с жизнью (трудовое воспитание). Правительство РФ отказалось от базового принципа единой общеобразовательной школы для детей и подростков, вне зависимости от социального статуса и материального положения их родителей, и стало поощрять создание школ для «элитных детей», финансирование которых осуществляется государством и частными компаниями, в т. ч. из-за рубежа. Образовательные учреждения стали функционировать на основе плюрализма учебных программ и методик, многие из которых напрямую копируют западные стандарты, не принимая во внимание огромные достижения русской (советской) школы.

Ликвидация социалистической общественно-государственной системы наиболее зримо сказалась на подсистеме дошкольного образования. В конце 80-х гг. XX в. детские сады и ясли стали объектом идеологической кампании по дискредитации общественной системы воспитания детей, когда всё коллективное подвергалось уничтожающей критике, а затем многие из них прекратили своё существование в ходе экономических «реформ» Гайдара и Черномырдина. Значительная часть детских садов, яслей была перепрофилирована в торговые заведения, фирмы и конторы, а другая часть — просто перестала существовать в связи с ликвидацией предприятий, на балансе которых они находились. Столица России, например, за годы «реформ» лишилась почти одной тысячи садов и всех (245 в 1990 г.) яслей.

В итоге, несмотря на строительство московскими властями детских учреждений, ликвидировать дефицит детсадов и яслей даже в «преуспевающей Москве» на сегодня не удалось. Так, в 2007 г. в дошкольные учреждения попали только 64 % москвичей детсадовского и ясельного возраста.[481] По России в целом, с 1990 по 2005 гг. количество дошкольных образовательных учреждений убывало в следующем порядке: 1990 г. (87,9 тыс.), 1995 г. (68,6 тыс.), 2001 г. (50,0 тыс.), 2004 г. (47,2 тыс.), 2005 г. (46,5 тыс.), 2006 г. (46,2 тыс.), а численность детей в них сократилась практически в два раза.[482] В тоже время, ввод в действие детских дошкольных учреждений в РСФСР и РФ происходил таким образом: 1980 г. (300 тыс. мест), 1983 г. (350 тыс. мест), 1987 г. (400 тыс. мест), 1990 г. (225 тыс. мест), 1992 г. (100 тыс. мест), 1994 г. (40 тыс. мест), 1996 г. (20 тыс. мест), 1998 г. (10 тыс. мест), 2000 г. (10 тыс. мест).[483] Как видно, убыль детских учреждений в стране совершенно не покрывалась строительством новых. Зато на этом фоне в РФ произошел рост дошкольных учреждений для детей с ограниченными физическими возможностями. По сравнению с 1990 г. число таких учреждений в 2002 г. выросло на 26,3 %.[484] Подобное стало следствием, в первую очередь, нарастания инвалидности среди детского населения страны. По официальным данным, если в 1990 г. в РСФСР на 10 тыс. детей было 43,1 инвалидов, то в 1997 г. соответственно 160,7, в 1998 г. — 199,3, в 1999 г. — 205,6, т. е. произошло пятикратное увеличение уровня детской инвалидности.[485]

На рубеже веков существенным изменениям подверглась и подсистема среднего и средне-профессионального образования в стране. Согласно Конституции в Российской Федерации обязательным является получение гражданами основного общего образование,[486] т. е. учеба в 9 классах (реально это 8 классов, ибо после 3(4) — го класса российские школьники сразу же переходят в 5(6) — й класс — В.К.). В СССР обязательным являлось получение полного среднего образования, либо в средней общеобразовательной школе (10 классов), либо в средне-специальных учреждениях (ПТУ, техникум), где ее ученики помимо получения профессии должны были пройти программу за 9-й и 10-й классы средней школы. Численность общеобразовательных учреждений сократилась в последние годы с 70,3 тыс. в 1993/1994 учебном году до 57,9 тыс. в 2007/2008 уч. году. Уменьшилась за годы «реформ» и численность учащихся в российской школе. Если в 1991/1992 учебном году в начальных и средних общеобразовательных школах России насчитывалось 20,9 млн., то в 2002/2003 уч. году — 18,9 млн., а в 2007/2008 уч. году — 14,1 млн. учащихся.[487]

Сеть средних учебных заведений в РФ включает в себя школы, интернаты, а также появившиеся недавно гимназии, лицеи, колледжи, кадетские корпуса, большая часть из которых созданы на базе прежних общеобразовательных школ. В средних учебных заведениях РФ для учеников отменены единая форма одежды, обязательность классно-урочной системы обучения. Форма одежды в школах, являющаяся обязательной и в царской и в советской России, в РФ стала также предметом идеологической борьбы. «Демократически» настроенные граждане, в т. ч. отдельные учителя считали её наличие признаком «казарменности» советской школы, «забывая» о том, что подобное имеет место в лучших образовательных учреждениях США и Западной Европы. Отмена школьной формы привела к падению общей дисциплины учащихся, а главное — к серьёзным психологическим травмам детей, чьи родители имеют низкие доходы и не способны как «другие» одеть и обуть своих чад.

В школьную образовательную программу включены ныне новые предметы, такие как экономика, экология, основы безопасности жизнедеятельности, мировая художественная культура и др. Одновременно, идет процесс сокращения часов на изучение русской литературы, истории, на занятия физкультурой и трудом. В начале 90-х гг. XX в. была отменена в школах начальная военная подготовка, сегодня идёт процесс внедрения в школу в замаскированной форме религии. Кое-где учащимся дано право выбора предметов обучения в старших классах, за исключением обязательных, определяемых управленческими структурами. С 2006 г. сдача обязательных экзаменов осуществляется в виде тестирования в форме ЕГЭ (единый государственный экзамен), который с 2009 г. стал обязательным.

Реставрация капитализма значительно ударила по средне-профессиональному образованию страны. Многие профессионально-технические училища, техникумы прекратили своё существование, либо были перепрофилированы, изменив своё наименование.

Скачать:TXTPDF

Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать, Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать бесплатно, Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать онлайн