Скачать:TXTPDF
Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев

соответствии с демократическими нормами и процедурами.

Договор об образовании СССР был подписан полномочными представителями четырех государственных образований: России, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации на съезде Советов — высшем законодательном и представительном органе власти страны. Затем к Договору присоединились другие республики. Ликвидировали же Союз не решением высшего форума страны и даже не собранием уполномоченных от республик, а росчерком пера единоличных руководителей субъектов Советской Федерации, которым народ таких полномочий не давал. Ссылки же на дальнейшую ратификацию «беловежских соглашений» парламентами республик, а значит и на «легитимацию» данного процесса, не выдерживают критики, ибо депутатов просто поставили перед фактом, пригрозив им в случае отказа, репрессиями. К тому же отдельные парламенты не вправе были решать этот общий для всех жителей страны вопрос сугубо самостоятельно. Не состоятельны, на наш взгляд, и суждения о том, что Декларации о независимости (суверенитете), принятые либо на референдумах, либо высшими законодательными органами республик, являются свидетельством выхода этих субъектов из состава Союза. Ибо, ни на одном республиканском референдуме, ни в одной Декларации не был напрямую поставлен вопрос о судьбе СССР, да и сам провозглашенный суверенитет юридически не означал выхода или полного отделения республик от Союза.

Поэтому с историко-правовой точки зрения, ликвидация СССР в декабре 1991 г. просто незаконна и вполне может быть квалифицирована по форме содеянного, как государственный переворот. Можно согласиться с мнением историка А.Д.Шутова, что его успех был обусловлен прежде всего тремя факторами: «…выбором момента, когда общество и государство разъедали глубокие внутренние противоречия; наличием надежного гаранта развала — Соединенных Штатов; предательским поведением лидера СССР Горбачева».[67] С этической, да и моральной стороны разрушение СССР безнравственно, ибо народы страны не уполномочивали своих лидеров на данную акцию. Мнение советских людей о будущем своего общего дома было проигнорировано политиками, которые, как показано выше, своими действиями, а иногда и бездействием разрушали прежде единое Отечество.

Подводя итог, отметим, что впервые в истории нашего Отечества затеянные руководством преобразования привели не к усилению государства, а к его ликвидации. В результате, вопреки воле советских людей была разрушена тысячелетняя государственность и социалистический общественный строй страны. Историческая Россия, как правопреемница Российской империи, СССР была отброшена к границам Русского государства конца XVI столетия.

§ 2. Создание новой общественно-государственной системы страны

Зарождение новой российской государственности

Важнейшей особенностью начального этапа формирования новой российской государственности являлось её зарождение в недрах советского общества. При этом российская государственность по своей сути изначально складывалась как антипод центральной советской власти, социалистической общественной системе, хотя и функционировала вначале в советских формах. Советская государственность, общественный строй СССР подвергались шельмованию и разнузданной критике со стороны т. н. «демократов», в первую очередь из числа Межрегиональной депутатской группы I Съезда народных депутатов СССР (Б.Ельцин, А.Сахаров, Г.Попов, А.Собчак, Ю.Афанасьев) и общественно-политического движения «Демократическая Россия» (Е.Гайдар, Г.Попов, А.Собчак, Г.Старовойтова), верховодившего в российских органах власти. На выборах весной 1990 г. в республиканские и местные органы власти РСФСР т. н. «демократы» заметно потеснили коммунистов, а их лидеры заняли ключевые посты в органах государственного управления. В мае-июне 1990 г. состоялся I съезд народных депутатов РСФСР, на котором Председателем Верховного Совета РСФСР с небольшим перевесом голосов был избран ставленник «Демократической России» Б.Н.Ельцин.

Другие лидеры движения — Г.Попов и А.Собчак были избраны на посты глав Москвы и Ленинграда. С этого времени началось открытое противостояние российской политической элиты центральному советскому руководству. Председатель Совета министров СССР в 1985–1990 гг. Н.И.Рыжков, позже вспоминал: «В то время, главная цель Ельцина и его команды состояла в том, чтобы удержать политические позиции и максимально сконцентрировать в своих руках ресурсы, финансы, внешнеэкономическую деятельность, то есть переместиться с республиканского экономического поля на поле общесоюзное».[68] Подобные действия Н.Рыжков считал осознанными и направленными на «…изменение существующего общественного строя, устранение тогдашнего руководства СССР». Они осуществлялись «режиссерами из Межрегиональной группы», которыми в свою очередь верховодили «зарубежные кукловоды».[69]

В целом, новое руководство России (Б.Н.Ельцин, Р.И.Хасбулатов, И.С.Силаев, А.И.Руцкой, Е.Т.Гайдар и др.) повело энергичную борьбу с союзным правительством за перераспределение полномочий, сфер влияния и собственности, целенаправленно уничтожая основы советского жизнеустройства. Так, 12 июня 1990 г. делегаты I съезда народных депутатов России одобрили «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР», которая, как пишет Н.И.Рыжков, нанесла «…смертельный удар по целостности государства».[70] В этом документе речь шла не просто о расширении прав РСФСР в составе Советского Союза, против чего в правительстве СССР не возражали, а об изменении сущностных основ функционирования федеративного государства. В «Декларации..» провозглашался принцип верховенства республиканских законов над федеральными, вводились положения об изменениях в налоговой системе, финансовых отношениях с Союзом и т. п., т. е. был взят курс на создание конфедерации.[71]

В тот же день Совет Федерации РСФСР предложил создать Союз суверенных государств и назначить рабочую группу по подготовке нового союзного договора. Одновременно лидеры РСФСР приняли меры к перетягиванию собственности, финансов и т. п. Союза ССР из центрального в местное подчинение. Как вспоминал бывший председатель Госбанка СССР В.В.Геращенко, уже на следующий день после принятия делегатами I съезда народных депутатов РСФСР «Декларации» Б.Н.Ельцин на заседании Верховного Совета СССР объявил о передаче активов и пассивов шести крупнейших банков страны в собственность России. «Я это назвал идиотизмом, — констатирует В.Геращенко. По существу, активы-пассивы Сбербанка — это вклады населения, объявлять их собственностью России — это национализация».[72]

Принятие «Декларации…» можно считать отправной точкой новой российской государственности. Именно тогда, в рамках еще существующего Союза ССР руководство России приступило к созданию экономических и политических основ нового государства. В частности, летом 1990 г., несмотря на одобренную в июне 1990 г. Верховным Советом СССР программу перехода СССР к рыночной экономике, в России была подготовлена альтернативная экономическая программа под названием «500 дней». Причем в октябре того же года Ельцин открыто заявил, что Россия может без согласования с союзным правительством начать радикальные экономические реформы.[73] Одновременно, в 1990 г. в стенах российского парламента была сформирована конституционная комиссия (секретарь О.Румянцев) с целью подготовки новой Конституции России. Тем самым делались конкретные шаги, направленные на подрыв сложившихся в СССР в течение десятилетий устоев общественно-государственной жизни. Естественно, что и другие союзные республики пошли по пути России, разрушая, таким образом, единое Отечество. Подобные действия центрального российского руководства не остались незамеченными даже в субъектах РСФСР. Летом-осенью 1990 г. «суверенизация» охватила Татарию, Башкирию, Северную Осетию, Чечено-Ингушетию, Дагестан, Якутию и др. автономии России. Все это вызывало серьезную озабоченность центрального Советского правительства.

Конечно, на первых порах, когда у Б.Н.Ельцина и его сторонников не было подавляющего большинства в российских органах власти, со стороны российского руководства проявлялось стремление решать возникающие социально-экономические и политические проблемы совместно с союзным правительством. Однако к лету 1991 г. расстановка политических сил в стране изменилась. 12 июня 1991 г. Б.Н.Ельцин победил своих соперников на президентских выборах в России. Главы западных держав (США, Великобритания и др.) стали открыто контактировать с Ельциным, оказывая ему всяческое содействие. С этого времени российское руководство резко активизировало свою деятельность по захвату власти в стране. 20 июля 1991 г. президент РФ подписал указ о департизации всей системы государственного управления. Несмотря на оформленную в стране многопартийность, указ безусловно был направлен против Компартии, которая в то время являлась основой, фундаментом политической системы государства. Заключительная фаза процесса «суверенизации» РСФСР пришлась на осень 1991 г. на волне эйфории т. н. «августовской революции», после чего Б.Ельцин и его окружение получили всю полноту власти в стране.

Отметим, однако, что возвышение Б.Ельцина в тот период имело под собой и объективную основу. Экономика России находилась в кризисе, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Постепенно стал падать жизненный уровень населения, многие товары приобретались горожанами по талонам. Союзные республики стали вводить запрет на вывоз товаров, а эффективность работы единого прежде народно-хозяйственного комплекса страны стала резко снижаться. В этой ситуации появление на политическом Олимпе страны такого харизматического лидера как Б.Н.Ельцин не могло не вызвать у определенной части населения страны надежд и ожиданий на лучшее будущее. Ельцин провозгласил курс на рыночные, экономические преобразования, которые, по его словам, должны были привести Россию к процветанию. Он стал знаменем появившейся мелкой буржуазии (кооператоры, челноки, торговцы-коммерсанты), которая, была заинтересована в реставрации капитализма. Демонстративный отказ от партийно-государственных привилегий, акцент на социальную справедливость в условиях широкого дефицита промышленных и продовольственных товаров, обеспечили Б.Ельцину поддержку либеральной интеллигенции, части военнослужащих и даже рабочего класса.[74] А посему действия Б.Ельцина и его команды по разрушению СССР не только не встречали широкого сопротивления, но и вызывали у многих граждан одобрение и поддержку.

С января 1992 г. началось самостоятельное, суверенное существование России, но в «старых» советских формах. Это не устраивало российское руководство. 21 апреля 1992 г. было изменено официальное название страны. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию, при равнозначности обоих названий.[75] С весны 1992 г. начался планомерный и целенаправленный слом советской государственности, политическая зачистка органов управления от коммунистов и др. активных сторонников прежней власти. Параллельно создавались новые управленческие структуры, а на местах во власть выдвигались члены общественно-политического движения «Демократическая Россия». Главным центром управления страной отныне стала администрация Президента РФ, а главным направлением ее деятельности — создание жестко централизованной и политически лояльной Москве вертикали власти от Президента РФ до глав администраций поселка (селения). Опорой Б.Н.Ельцина на местах стали назначаемые главой государства представители президента в субъектах федерации, Совет глав республик (октябрь 1992 г.) и Союз губернаторов (ноябрь 1992 г.).[76] В ответ на политическую лояльность центральная власть предоставляла местной политической элите свободу под лозунгом Б.Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить».[77]

Тем не менее, процесс «суверенизации» России под руководством Ельцина обернулся и другой стороной. Осенью 1991 г. стала обозначаться угроза распада самой России. 3 сентября 1991 г. Исполком т. н. общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН) во главе с Д.Дудаевым совершил вооружённый захват законных органов власти в Чечено-Ингушской республике. Поначалу, со стороны руководства России это действие чеченских сепаратистов вызвало даже одобрение, ибо лидеры РФ и ОКЧН являлись союзниками, в плане неприятия коммунистической идеологии, КПСС и СССР. Чуть позже из Кремля стали раздаваться тревожные голоса.

В марте 1992 г. руководство Чечни и Татарии не подписали Федеративный договор, а в апреле того же года не парафировали вместе с руководством Башкирии «Договор о разграничении компетенции между федеративными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, автономных образований».[78] Российская Федерация на глазах стала распадаться, некоторые республики (Татария, Башкирия, Якутия, Тува и др.) перестали осуществлять необходимые налоговые перечисления в центр. В ряде регионов России произошли межнациональные столкновения. Так, в 1992 г. вооруженный конфликт

Скачать:TXTPDF

Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать, Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать бесплатно, Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму. В. В. Корнеев Социализм читать онлайн