слышали действительного голоса. Это еще более подтверждается
из Второзакония, гл. 34, ст. 10, где говорится: «И никогда не
существовал (собственно, «восставал») в Израиле пророк, как Моисей,
которого бог знал лицом к лицу». Это, конечно, должно разуметь в
смысле голоса только, ибо сам Моисей никогда не видел лица божья
(Исх., гл. 33).
Кроме этих средств я не нахожу в Священном Писании никаких
других, при помощи которых бог сообщался бы с людьми, и поэтому,
как мы выше показали, никаких других средств и не должно
выдумывать и допускать. И хотя мы ясно понимаем, что бог может
сообщаться с людьми непосредственно, ибо он, не употребляя
никаких телесных средств, сообщает нашей душе свою сущность,
однако, для того чтобы какой-нибудь человек только душою
воспринимал что-нибудь, что не содержится в первых основах нашего
познания и что не может быть выведено из них, душа его необходимо
должна быть превосходнее и гораздо возвышеннее человеческой.
Поэтому я не думаю, чтобы кто-нибудь другой достигал такого
совершенства перед другими, кроме Христа, которому божественные
изволения, ведущие людей к спасению, были открыты не в словах или
видениях, но непосредственно; так что бог через душу Христа открыл
себя апостолам, как некогда открылся Моисею посредством голоса,
слышимого в воздухе. И потому голос Христа, как и голос,
слышанный Моисеем, может быть назван голосом божьим. И в этом
смысле мы можем сказать также, что мудрость божья, т.е. мудрость,
превышающая
2324
человеческую, приняла в Христе человеческую природу и Христос
был путем к спасению.
Но здесь необходимо напомнить, что я говорю вовсе не о том, что
утверждают некоторые церкви о Христе, а также не отрицаю их
положений, ибо охотно признаюсь, что я их не понимаю. То, что я
сейчас утверждал, я заключаю из самого Писания. В самом деле, я
нигде не читал, что бог являлся Христу или говорил с ним, но читал,
что бог через Христа открылся апостолам и что он есть путь к
спасению и, наконец, что старый закон передан ангелом, а не богом
непосредственно и пр. Поэтому если Моисей говорил с богом лицом к
лицу, как обыкновенно человек разговаривает с собеседником (т.е.
посредством двух тел), то Христос имел общение с богом душой к
душе.
Итак, мы утверждаем, что, кроме Христа, никто не получал
божественных откровений иначе, как при помощи воображения,
именно: при помощи слов или образов; и, стало быть, для
пророчествования нужна не более совершенная душа, но [нужно]
более живое воображение, как я яснее покажу в следующей главе.
Здесь же теперь должно исследовать, что понимает Священное
Писание под утверждением, что пророки были исполнены духа
божьего или что пророки говорили от [имени] духа божьего. Чтобы
узнать это, должно прежде исследовать, что означает еврейское слово
«руах», которое люди истолковывают словом «дух».
Слово «руах» в собственном смысле означает, как известно, ветер,
но оно очень часто употребляется во многих других значениях, однако
производных от него. Его применяют: 1) для означения дыхания, как в
псалме 135, ст. 17: «И нет духа в устах их»; 2) для означения бодрости
или одушевления, как в 1 кн. Сам., гл. 30, ст. 12: «и возвратился к
нему дух», т.е. он стал бодрым. Отсюда применяют его 3) в значении
мужества и силы, как в книге Иисуса Навина, гл. 2, ст. 11: «И ни в
одном человеке не стало потом духа». Также у Иезек., гл. 2, ст. 2: «И
вошел в меня дух (или сила), который заставил меня встать на ноги
мои». Отсюда оно применяется 4) в значении таланта, способности,
как у Иова, гл. 32, ст. 8: «Конечно, оно (знание) есть дух в человеке»,
т.е. знание не должно искать непременно у стариков, ибо я нахожу
теперь, что оно зависит от особенного таланта и способности
человека.
2425
Также в кн. Числ, гл. 27, ст. 18: «Муж, в котором есть дух». Берется
оно затем 5) в значении голоса чувства, как в кн. Числ, гл. 14, ст. 24:
«Потому что в нем был иной дух», т.е. иной голос чувства или иная
мысль. Так, в Притч., гл. 1, ст. 23: «Я выскажу вам дух (т.е. мысль)
мой». И в этом смысле употребляется для обозначения воли или
решения, душевного побуждения и задора, как у Иезек., гл. 1, ст. 12:
«Они шли туда, идти куда был дух» (или воля). Также у Исайи, гл. 30,
ст. 1: «Чтобы заключать договор и не по духу моему», и гл. 29, ст. 10:
«Потому что навел на вас бог дух усыпления» (т.е. охоту спать). Ив
кн. Судей, гл. 8, ст. 3: «Тогда успокоился дух их», или задор. Также в
Притч., гл. 16, ст. 32: «Владеющий духом (или побуждением) своим
лучше берущего город». Также в гл. 25, ст. 28: «Муж, не
удерживающий духа своего». И у Исайи, гл. 33, ст. И: «Дух ваш есть
огонь, который вас пожирает». Далее, это слово «руах», поскольку
оно означает дух (animus), служит для выражения всех душевных
страстей, а также и дарований, как например: «Высокий дух» — для
обозначения гордости, «уничтоженный дух» — для обозначения
смирения, «злой дух» — вместо ненависти и меланхолии, «добрый
дух» — вместо благосклонности, «дух ревности», «дух (или желание)
любодеяния», «дух мудрости, благоразумия, храбрости», т.е. (так как
по-еврейски мы чаще употребляем существительные, нежели
прилагательные) мудрый, благоразумный, храбрый дух (animus) или
доблесть мудрости, благоразумия, храбрости: «дух благоволения» и
пр. 6) Означает самый ум (mens) или душу (anima), как в Екклез., гл. 3,
ст. 19; «Дух (или душа) один и тот же у всех» гл. 12, ст. 7: «И дух
возвращается к богу». 7) Наконец, это слово означает страны света
(вследствие ветров, которые дуют из них), а также стороны всякой
вещи, обращенные к тем странам света. Смотри Иезек., гл. 37, ст. 9, и
гл. 42, ст. 16, 17, 18, 19 и пр.
Теперь должно заметить, что какая-нибудь вещь относится к богу и
называется божьей: 1) потому, что принадлежит к природе бога и
составляет как бы часть бога, например, когда говорят: «могущество
бога», «очи бога»; 2) потому, что находится во власти бога и
действует по изволению божьему; так, небеса называются в Писании
«небесами божьими», потому, что они служат колесницею и жилищем
бога; Ассирия называется бичом
2526
божьим, Навуходоносор — рабом божьим и пр.; 3) потому, что
посвящена богу, как «храм божий», «назарянин божий», «хлеб
божий» и пр.; 4) потому, что передана через пророков, а не открыта
при помощи естественного света; поэтому Моисеев закон называется
законом божьим; 5) для выражения вещи в превосходной степени, как
«горы божьи», т.е. высочайшие горы, «сон божий», т.е. самый
глубокий сон, и в этом смысле следует объяснять место у Амоса, гл. 4,
ст. 11, где бог сам говорит так: «Я разрушил вас, как разрушение
божие (разрушило) Содом и Гоморру», т.е. как то достопамятное
разрушение. Коль так говорит сам бог, то иначе и нельзя объяснить
это место. Также и естественное знание Соломона называется божьим
знанием, т.е. божественным, или выше обыкновенного. В псалтыри
кедры также называются божьими, чтобы выразить их
необыкновенную величину. А в I Сам., гл. 11, ст. 7, для означения
очень сильного страха говорится: «И напал страх божий на народ». И
в этом смысле иудеи обыкновенно относили к богу все, что
превосходило их понимание и естественных причин чего они в то
время не знали. Поэтому гроза называлась «бранью божьей», а гром и
молния — «стрелами божьими»; они ведь думали, что бог держит
ветры заключенными в пещерах, которые они называли
сокровищницами божьими. В этом мнении они расходились с
язычниками лишь в том, что считали владыкой ветров не Эола, но
бога. На том же основании чудеса называются делами божьими, т.е.
изумительными делами. Ибо все естественное, конечно, есть дело
божье и благодаря только божественному могуществу существует и
действует. В этом смысле, следовательно, псалмопевец называет и
египетские чудеса могуществом божьим, потому что они открыли
евреям [находившимся] в крайней опасности путь к спасению, когда
они ничего подобного не ожидали; поэтому они и удивлялись им в
высшей степени.
Итак, коль скоро необыкновенные дела природы называются
делами божьими, а деревья необыкновенной величины — божьими
деревьями, то неудивительно, что в Бытии люди очень сильные и
большого роста, несмотря на то, что они, нечестивые грабители и
блудодеи, называются сынами божьими 11. По той же причине не
только древние иудеи, но и язычники, обыкновенно относили к богу
безусловно все то, чем кто-либо превосходил дру-
8627
гих: фараон ведь, как только услыхал толкование сна, сказал, что в
Иосифе находится душа богов; также и Навуходоносор сказал
Даниилу, что он обладает душою святых богов. У римлян это даже
весьма часто встречается, ибо про все искусно сделанное они говорят:
«Это сделано божественною рукою». Если бы кто захотел перевести
это на еврейский язык, то он должен был бы сказать, как известно
знатокам еврейского языка: «Это сделано рукою бога».
Таким образом из этого легко можно понять и объяснить те места
Писания, где упоминается о духе божьим. Именно: «дух бога» и «дух
Иеговы» означает в некоторых местах не что иное, как очень сильный,
очень сухой и пагубный ветер, как у Исайи в гл. 40, ст. 7: «Ветер
Иеговы веет на него», т.е. очень сухой и пагубный ветер, и в кн.
Бытия, гл. 1, ст. 2: «И ветер божий (или весьма сильный ветер)
проносился над водою». Потом «дух божий» означает великое
мужество; ведь мужество Гедеона и Самсона называется в Священном
Писании «духом божиим», т.е. весьма смелым и на все готовым
мужеством. Также и всякая добродетель или сила, превышающая
обыкновенную, называется «духом или добродетелью божиею», как в
Исх., гл. 31, ст. 3: «И исполню его (именно Веселиила) духом
божиим», т.е. (как само Писание объясняет) дарованием и искусством,
превышающими уровень, обычно встречающийся у людей. Так, у
Исайи в гл. 11, ст. 2: «И почиет на нем дух божий», т.е., как сам
пророк объясняет это потом подробно (прием самый употребительный
в Священном Писании), добродетель мудрости, совета, храбрости и
пр. Также и меланхолия Саула называется «злым духом божиим», т.е.
очень глубокой меланхолией; слуги Саула, называвшие его
меланхолию «божией меланхолией», советовали ведь ему позвать к
себе какого-нибудь музыканта, чтобы он развлек его игрой на гуслях;
это показывает, что они под «меланхолией божией» понимали
естественную меланхолию. Далее, через «дух божий» означается
самое жизненное начало в человеке, как у Иова в гл. 27, ст. 3: «И дух
божий в носу моем» — намек на то, что имеется в Бытии, именно: что
бог вдунул душу жизни в нос человека. Так, Иезекииль, пророчествуя
мертвым, говорит в гл. 37, ст. 14: «И дам вам дух мой, и оживете», т.е.
возвращу вам жизнь. И в этом смысле говорится у Иова в гл.
2728
34, ст. 14: «Если он (т.е. бог) захотел, то дух свой (т.е. мыслящую
душу, данную нам) и свою душу жизни он возвратил бы себе». Так же
должно понимать в кн. Бытия, гл. 6, ст. 3: «Не будет рассуждать (или
не будет решать) дух мой в человеке никогда, потому что он плоть
есть», т.е. человек впредь будет действовать по влечению плоти, а не
души, которую я дал ему, чтобы он различал добро. Также и в псалме
51, ст. 12, 13: «Сердце чистым сотвори у меня и дух (т.е. побуждение)
приличный (или умеренный) обнови во мне; не отвергни меня от лица
твоего и души твоей святости не отними от меня». Так