Скачать:TXTPDF
Избранные произведения. Том 2

слышали действительного голоса. Это еще более подтверждается

из Второзакония, гл. 34, ст. 10, где говорится: «И никогда не

существовал (собственно, «восставал») в Израиле пророк, как Моисей,

которого бог знал лицом к лицу». Это, конечно, должно разуметь в

смысле голоса только, ибо сам Моисей никогда не видел лица божья

(Исх., гл. 33).

Кроме этих средств я не нахожу в Священном Писании никаких

других, при помощи которых бог сообщался бы с людьми, и поэтому,

как мы выше показали, никаких других средств и не должно

выдумывать и допускать. И хотя мы ясно понимаем, что бог может

сообщаться с людьми непосредственно, ибо он, не употребляя

никаких телесных средств, сообщает нашей душе свою сущность,

однако, для того чтобы какой-нибудь человек только душою

воспринимал что-нибудь, что не содержится в первых основах нашего

познания и что не может быть выведено из них, душа его необходимо

должна быть превосходнее и гораздо возвышеннее человеческой.

Поэтому я не думаю, чтобы кто-нибудь другой достигал такого

совершенства перед другими, кроме Христа, которому божественные

изволения, ведущие людей к спасению, были открыты не в словах или

видениях, но непосредственно; так что бог через душу Христа открыл

себя апостолам, как некогда открылся Моисею посредством голоса,

слышимого в воздухе. И потому голос Христа, как и голос,

слышанный Моисеем, может быть назван голосом божьим. И в этом

смысле мы можем сказать также, что мудрость божья, т.е. мудрость,

превышающая

2324

человеческую, приняла в Христе человеческую природу и Христос

был путем к спасению.

Но здесь необходимо напомнить, что я говорю вовсе не о том, что

утверждают некоторые церкви о Христе, а также не отрицаю их

положений, ибо охотно признаюсь, что я их не понимаю. То, что я

сейчас утверждал, я заключаю из самого Писания. В самом деле, я

нигде не читал, что бог являлся Христу или говорил с ним, но читал,

что бог через Христа открылся апостолам и что он есть путь к

спасению и, наконец, что старый закон передан ангелом, а не богом

непосредственно и пр. Поэтому если Моисей говорил с богом лицом к

лицу, как обыкновенно человек разговаривает с собеседником (т.е.

посредством двух тел), то Христос имел общение с богом душой к

душе.

Итак, мы утверждаем, что, кроме Христа, никто не получал

божественных откровений иначе, как при помощи воображения,

именно: при помощи слов или образов; и, стало быть, для

пророчествования нужна не более совершенная душа, но [нужно]

более живое воображение, как я яснее покажу в следующей главе.

Здесь же теперь должно исследовать, что понимает Священное

Писание под утверждением, что пророки были исполнены духа

божьего или что пророки говорили от [имени] духа божьего. Чтобы

узнать это, должно прежде исследовать, что означает еврейское слово

«руах», которое люди истолковывают словом «дух».

Слово «руах» в собственном смысле означает, как известно, ветер,

но оно очень часто употребляется во многих других значениях, однако

производных от него. Его применяют: 1) для означения дыхания, как в

псалме 135, ст. 17: «И нет духа в устах их»; 2) для означения бодрости

или одушевления, как в 1 кн. Сам., гл. 30, ст. 12: «и возвратился к

нему дух», т.е. он стал бодрым. Отсюда применяют его 3) в значении

мужества и силы, как в книге Иисуса Навина, гл. 2, ст. 11: «И ни в

одном человеке не стало потом духа». Также у Иезек., гл. 2, ст. 2: «И

вошел в меня дух (или сила), который заставил меня встать на ноги

мои». Отсюда оно применяется 4) в значении таланта, способности,

как у Иова, гл. 32, ст. 8: «Конечно, оно (знание) есть дух в человеке»,

т.е. знание не должно искать непременно у стариков, ибо я нахожу

теперь, что оно зависит от особенного таланта и способности

человека.

2425

Также в кн. Числ, гл. 27, ст. 18: «Муж, в котором есть дух». Берется

оно затем 5) в значении голоса чувства, как в кн. Числ, гл. 14, ст. 24:

«Потому что в нем был иной дух», т.е. иной голос чувства или иная

мысль. Так, в Притч., гл. 1, ст. 23: «Я выскажу вам дух (т.е. мысль)

мой». И в этом смысле употребляется для обозначения воли или

решения, душевного побуждения и задора, как у Иезек., гл. 1, ст. 12:

«Они шли туда, идти куда был дух» (или воля). Также у Исайи, гл. 30,

ст. 1: «Чтобы заключать договор и не по духу моему», и гл. 29, ст. 10:

«Потому что навел на вас бог дух усыпления» (т.е. охоту спать). Ив

кн. Судей, гл. 8, ст. 3: «Тогда успокоился дух их», или задор. Также в

Притч., гл. 16, ст. 32: «Владеющий духом (или побуждением) своим

лучше берущего город». Также в гл. 25, ст. 28: «Муж, не

удерживающий духа своего». И у Исайи, гл. 33, ст. И: «Дух ваш есть

огонь, который вас пожирает». Далее, это слово «руах», поскольку

оно означает дух (animus), служит для выражения всех душевных

страстей, а также и дарований, как например: «Высокий дух» — для

обозначения гордости, «уничтоженный дух» — для обозначения

смирения, «злой дух» — вместо ненависти и меланхолии, «добрый

дух» — вместо благосклонности, «дух ревности», «дух (или желание)

любодеяния», «дух мудрости, благоразумия, храбрости», т.е. (так как

по-еврейски мы чаще употребляем существительные, нежели

прилагательные) мудрый, благоразумный, храбрый дух (animus) или

доблесть мудрости, благоразумия, храбрости: «дух благоволения» и

пр. 6) Означает самый ум (mens) или душу (anima), как в Екклез., гл. 3,

ст. 19; «Дух (или душа) один и тот же у всех» гл. 12, ст. 7: «И дух

возвращается к богу». 7) Наконец, это слово означает страны света

(вследствие ветров, которые дуют из них), а также стороны всякой

вещи, обращенные к тем странам света. Смотри Иезек., гл. 37, ст. 9, и

гл. 42, ст. 16, 17, 18, 19 и пр.

Теперь должно заметить, что какая-нибудь вещь относится к богу и

называется божьей: 1) потому, что принадлежит к природе бога и

составляет как бы часть бога, например, когда говорят: «могущество

бога», «очи бога»; 2) потому, что находится во власти бога и

действует по изволению божьему; так, небеса называются в Писании

«небесами божьими», потому, что они служат колесницею и жилищем

бога; Ассирия называется бичом

2526

божьим, Навуходоносор — рабом божьим и пр.; 3) потому, что

посвящена богу, как «храм божий», «назарянин божий», «хлеб

божий» и пр.; 4) потому, что передана через пророков, а не открыта

при помощи естественного света; поэтому Моисеев закон называется

законом божьим; 5) для выражения вещи в превосходной степени, как

«горы божьи», т.е. высочайшие горы, «сон божий», т.е. самый

глубокий сон, и в этом смысле следует объяснять место у Амоса, гл. 4,

ст. 11, где бог сам говорит так: «Я разрушил вас, как разрушение

божие (разрушило) Содом и Гоморру», т.е. как то достопамятное

разрушение. Коль так говорит сам бог, то иначе и нельзя объяснить

это место. Также и естественное знание Соломона называется божьим

знанием, т.е. божественным, или выше обыкновенного. В псалтыри

кедры также называются божьими, чтобы выразить их

необыкновенную величину. А в I Сам., гл. 11, ст. 7, для означения

очень сильного страха говорится: «И напал страх божий на народ». И

в этом смысле иудеи обыкновенно относили к богу все, что

превосходило их понимание и естественных причин чего они в то

время не знали. Поэтому гроза называлась «бранью божьей», а гром и

молния — «стрелами божьими»; они ведь думали, что бог держит

ветры заключенными в пещерах, которые они называли

сокровищницами божьими. В этом мнении они расходились с

язычниками лишь в том, что считали владыкой ветров не Эола, но

бога. На том же основании чудеса называются делами божьими, т.е.

изумительными делами. Ибо все естественное, конечно, есть дело

божье и благодаря только божественному могуществу существует и

действует. В этом смысле, следовательно, псалмопевец называет и

египетские чудеса могуществом божьим, потому что они открыли

евреям [находившимся] в крайней опасности путь к спасению, когда

они ничего подобного не ожидали; поэтому они и удивлялись им в

высшей степени.

Итак, коль скоро необыкновенные дела природы называются

делами божьими, а деревья необыкновенной величины — божьими

деревьями, то неудивительно, что в Бытии люди очень сильные и

большого роста, несмотря на то, что они, нечестивые грабители и

блудодеи, называются сынами божьими 11. По той же причине не

только древние иудеи, но и язычники, обыкновенно относили к богу

безусловно все то, чем кто-либо превосходил дру-

8627

гих: фараон ведь, как только услыхал толкование сна, сказал, что в

Иосифе находится душа богов; также и Навуходоносор сказал

Даниилу, что он обладает душою святых богов. У римлян это даже

весьма часто встречается, ибо про все искусно сделанное они говорят:

«Это сделано божественною рукою». Если бы кто захотел перевести

это на еврейский язык, то он должен был бы сказать, как известно

знатокам еврейского языка: «Это сделано рукою бога».

Таким образом из этого легко можно понять и объяснить те места

Писания, где упоминается о духе божьим. Именно: «дух бога» и «дух

Иеговы» означает в некоторых местах не что иное, как очень сильный,

очень сухой и пагубный ветер, как у Исайи в гл. 40, ст. 7: «Ветер

Иеговы веет на него», т.е. очень сухой и пагубный ветер, и в кн.

Бытия, гл. 1, ст. 2: «И ветер божий (или весьма сильный ветер)

проносился над водою». Потом «дух божий» означает великое

мужество; ведь мужество Гедеона и Самсона называется в Священном

Писании «духом божиим», т.е. весьма смелым и на все готовым

мужеством. Также и всякая добродетель или сила, превышающая

обыкновенную, называется «духом или добродетелью божиею», как в

Исх., гл. 31, ст. 3: «И исполню его (именно Веселиила) духом

божиим», т.е. (как само Писание объясняет) дарованием и искусством,

превышающими уровень, обычно встречающийся у людей. Так, у

Исайи в гл. 11, ст. 2: «И почиет на нем дух божий», т.е., как сам

пророк объясняет это потом подробно (прием самый употребительный

в Священном Писании), добродетель мудрости, совета, храбрости и

пр. Также и меланхолия Саула называется «злым духом божиим», т.е.

очень глубокой меланхолией; слуги Саула, называвшие его

меланхолию «божией меланхолией», советовали ведь ему позвать к

себе какого-нибудь музыканта, чтобы он развлек его игрой на гуслях;

это показывает, что они под «меланхолией божией» понимали

естественную меланхолию. Далее, через «дух божий» означается

самое жизненное начало в человеке, как у Иова в гл. 27, ст. 3: «И дух

божий в носу моем» — намек на то, что имеется в Бытии, именно: что

бог вдунул душу жизни в нос человека. Так, Иезекииль, пророчествуя

мертвым, говорит в гл. 37, ст. 14: «И дам вам дух мой, и оживете», т.е.

возвращу вам жизнь. И в этом смысле говорится у Иова в гл.

2728

34, ст. 14: «Если он (т.е. бог) захотел, то дух свой (т.е. мыслящую

душу, данную нам) и свою душу жизни он возвратил бы себе». Так же

должно понимать в кн. Бытия, гл. 6, ст. 3: «Не будет рассуждать (или

не будет решать) дух мой в человеке никогда, потому что он плоть

есть», т.е. человек впредь будет действовать по влечению плоти, а не

души, которую я дал ему, чтобы он различал добро. Также и в псалме

51, ст. 12, 13: «Сердце чистым сотвори у меня и дух (т.е. побуждение)

приличный (или умеренный) обнови во мне; не отвергни меня от лица

твоего и души твоей святости не отними от меня». Так

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать бесплатно, Избранные произведения. Том 2 Спиноза читать онлайн