Скачать:PDFTXT
Дневник, 1891 г.

Раевские…. Гриша. — Григорий Иванович Раевский, в то время ученик Тульской гимназии.

384. 6012-13. Черняева. — Мария Владимировна Черняева, участница тверской земледельческой общины «Дугино». См. т. 51.

385. 6013. Вагнер. — Екатерина Дмитриевна Вагнер (ум. 1918), рожд. Былим-Колосовская. Работала сначала в качестве сестры милосердия, а затем учительницей. В письме от начала ноября 1891 г. Вагнер спрашивала у Толстого совета, «где бы она могла в продолжение 10 месяцев прокормить 60—80 человек» (см. письмо к С. А. Толстой от 9 ноября, т. 84). Толстой направил ее в Оренбург, но предложил по дороге заехать к нему в Бегичевку. Вагнер поселилась для оказания помощи голодающим в селе Больших Березняках Корсунского уезда Симбирской губ. См. ее отчет о работе в «Русских ведомостях», 1892, N° 97 от 10 апреля.

386. 6014-15. письмо Сони…. о Новосел[ове]. — См. ПСТ, стр. 483—484.

387. 6016. Протопопов — Николай Петрович Протопопов (р. 1834), председатель Епифанской земской управы, отставной капитан-лейтенант флота, участник обороны Севастополя, где он находился вместе с Толстым на 4-м бастионе. В № 22 «Московских ведомостей», от 22 января 1892 г., было напечатано «Письмо к издателю» Протопопова и Р. А. Писарева, в котором реабилитировалась деятельность Толстого по оказанию помощи голодающим в ответ на нападки «Московских ведомостей».

388. 6016. Обольянинов. — Лев Александрович Обольянинов, член Гдовской земской управы, журналист. В газете «Русская жизнь», 1892, №№ 124, 127, 129 и 132, были напечатаны его корреспонденции о голоде.

389. 6017. Леонтьев. — Борис Николаевич Леонтьев (1866—1909). В 1891 г. работал в устроенной И. Б. Файнерманом и М. В. Алехиным в Полтаве столярной мастерской. 20 декабря пришел пешком в Бегичевку, снабженный собранными в Полтаве деньгами на содержание двух столовых. Толстой направил его в деревню Муравлянку для открытия столовых в Скопинском уезде. Летом 1892 г. Леонтьев ушел пешком с Н. И. Дудченко в Полтавскую губ. и снова занялся столярным делом в той же мастерской. Летом 1898 г. был одним из инициаторов помощи голодающим в Малоархангельском уезде Орловской губ. С годами Леонтьев все больше отходил от взглядов Толстого в сторону революционного народничества.

390. 6018. Барятино. — Деревня Барятино, или Барятинка, Епифанского уезда, в 11 км. от Бегичевки.

391. 6020. письмо Леве — Письмо Л. Л. Толстому от 23 декабря см. в т. 66.

392. 6020. Трегубову. — Об Иване Михайловиче Трегубове см. т. 87, стр. 195. Письмо к нему от 23 декабря см. в т. 66.

27 декабря. Стр. 60.

393. 6024. Лебедев. — Федор Егорович Лебедев, управлявший имением В. И. Ершова, близ д. Грязновки, где помещался один из складов продовольствия для снабжения столовых.

394. 6026-27. написал Ване инструкции — Ивану Ивановичу Раевскому-сыну, который оставался в Бегичевке во время отсутствия Толстого для руководства столовыми.

395. 6027-28. ездил в…. Прудки — Деревня Прудки Данковского уезда, в 8 км. к югу от Бегичевки. О работе в Прудках см. в воспоминаниях П. Н. Гастева «На голоде с Толстым в Рязанской губернии» («Лев Толстой и голод». Сборник под ред. Ч. Ветринского. Нижний-Новгород, 1912, стр. 197—198).

396. 6023 . и Александр[овку]. — Деревня Александровна Данковского уезда, в 10 км. от Бегичевки.

397. 6023. Вечер…. с…. Михайловной — Елена Михайловна Персидская (р. 1865), окончившая фельдшерские курсы. В декабре 1891 г. Персидская приехала в Бегичевку для работы по оказанию помощи голодающим и помогала Толстому в открытии и ведении столовых, занимаясь в то же время лечением больных по деревням. 14 мая Толстой направил ее в с. Никольское Ефремовского уезда, в 36 км. от Бегичевки. Уехала Персидская 24 мая 1892 г., вызванная на родину, где начиналась эпидемия холеры. После революции работала фельдшерицей под Клином. См. о ней В. М. Величкина, «В голодный год с Львом Толстым», М. 1928.

398. 6029-30. и Ал[ексеем] Митр[офановичем]. — Алексеем Митрофановичем Новиковым,

399. 6030. ездил к Новосел[ову]. — М. А. Новоселов работал вместе с П. Н. Гастевым в д. Андреевке Ефремовского уезда, в 18 км. от Бегичевки.

400. 6031. в Козлове. — Деревня Козлово, или Козловка, Ефремовского уезда, в 21 км. от Бегичевки.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРОМУ ТОМУ.

I

В 52 томе Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого публикуются впервые Дневники и Записные книжки за 1891—1894 гг.

Начало 90-х годов было отмечено тяжелым всенародным бедствием — голодом, охватившим многие районы России.

Разразившийся голод был прямым следствием экономического и политического закабаления народа. Реформа 1861 г., проведенная феодально-крепостническим правительством в интересах помещиков, ограбила крестьян. После реформы, с развитием капиталистических отношений в стране, процесс обезземеливания и разорения крестьянства шел с возрастающей быстротой. «Крестьяне голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю».44 Ускоренным темпом шло в эти годы и расслоение крестьянства: из его среды выделялась зажиточная кулацкая верхушка — деревенская буржуазия, а среднее крестьянство и беднота превращались в деревенских пролетариев.

К концу 80-х годов экономическое положение трудового крестьянства стало поистине катастрофическим. Разоренные и обнищавшие крестьяне оказались к этому времени не в состоянии обрабатывать даже те жалкие обрезки надельной земли, которые у них сохранились после реформы. Земля продавалась за бесценок или сдавалась в аренду помещикам и кулакам. «Помещики выжимали последние соки из отсталого крестьянского хозяйства различными грабительскими способами (аренда, штрафы). Основная масса крестьянства из-за гнета помещиков не могла улучшать свое хозяйство. Отсюда крайняя отсталость сельского хозяйства в дореволюционной России, приводившая к частым неурожаям и голодовкам».45

В своих публицистических статьях 80-х годов Толстой многократно писал о тяжелом положении крестьянства. Еще в 1873 г. он отдал немало сил борьбе с разразившимся в Самарской губернии голодом.46 Теперь, в 1891—1892 гг., писатель целиком посвятил себя оказанию помощи голодающим крестьянам.

Первые вести о приближающемся голоде дошли до Толстого летом 1891 г. Тяжелое народное бедствие глубоко встревожило писателя. Сочувствуя народу, Толстой обличает пустую болтовню сытых и богатых людей о помощи «младшему брату».

«Все говорят о голоде, все заботятся о голодающих, хотят помогать им, спасать их. И как это противно! Люди, не думавшие о других, о народе, вдруг почему-то возгораются желанием служить ему. Тут или тщеславиевысказаться, или страх; но добра нет», — записывает он в Дневнике 25 июня 1891 г. Лицемерная «забота» тунеядцев о голодающем труженике, которого они обобрали и трудами которого они кормятся, представляется Толстому заботой о «поддержании жизни мучимого работой раба, прогоняемого сквозь строй, чтобы додать ему его 5000»47 (палок. — А. Ш.). Толстой считает, что все силы надо употреблять на противодействие несправедливому социальному строю, при котором одни живут в роскоши, а другие голодают, и резко отвергает мысль о помощи населению за счет пожертвований богатых людей. Об этом он, в частности, пишет в июле 1891 г. Н. С. Лескову. Он решительно высказывается против того, чтобы «собрать побольше мамона неправды и, не изменяя подразделения, увеличить количество корма». «Делать этого рода дела, — пишет Толстой, — есть тьма охотников, — людей, которые живут всегда не заботясь о народе, часто даже ненавидя и презирая его, которые вдруг возгораются заботами о меньшом брате, — и пускай их это делают. Мотивы их и тщеславие, и честолюбие, и страх, как бы не ожесточился народ. Я же думаю, что добрых дел нельзя делать вдруг по случаю голода».48

Говоря о «противодействии» существующему строю, Толстой, однако, не имеет в виду насильственной борьбы с ним. Главное, по мнению Толстого, это всегда проповедовать и делать добро, «любить и голодных, и сытых».49 К такой деятельности, которая вызывала бы в людях любовь друг к другу, и призывает Толстой. «Но кажется, будет самым действительным средством против голода, — заключает он свое письмо к Лескову, — написать то, что тронуло бы сердца богатых. Как вам бог положит на сердце, напишите, и я бы рад был, кабы и мне бог велел написать такое».

В этих словах, перекликающихся со многими дневниковыми записями Толстого, видна вся глубина противоречий мировоззрения писателя. С гневом и презрением говорит Толстой о строе корысти и наживы, являющемся главной причиной народного горя. Но, находясь в плену своего реакционного утопического учения, он не видит правильных путей борьбы с социальным злом.

Колебания Толстого в вопросе о средствах помощи голодающим крестьянам были вызваны и его сомнениями относительно возможности пользования деньгами. Не понимая законов развития капитализма, принципиально отвергая, как писал Ленин, всякую попытку выяснить «связь этого строя с господством капитала, с ролью денег, с появлением и развитием обмена»50 и принимая следствие за причину, Толстой видел именно в деньгах источник порабощения народа. Он считал за «грех» собирать деньги, эту «мамону неправды», и распределять их среди голодающих. На первых порах он готов был, во имя своего учения, воздержаться от этого «греха».

Но обстоятельства вскоре сложились так, что Толстому пришлось примириться с отступлением от догмы своего учения. «Действительность… указывала направление, единственно достойное человека — к активизму, к непосредственному вмешательству в жизнь человеческой воли и разума».51 Так бывало с Толстым неоднократно. Так случилось и теперь. Объехав в сентябре 1891 г. голодающие районы и убедившись, насколько велико народное бедствие, он понял, что другого выхода, кроме материальной помощи, нет и что «неупотребление денег в данном случае будет мучать совесть» (Д, 13 сентября 1891 г.). Активная всесторонняя забота о голодающих и стала важнейшим делом Толстого на протяжении ближайших лет.

Деятельность Толстого по борьбе с голодом продолжалась с перерывами в течение двух лет и привлекла к нему симпатии всего передового человечества. На поступавшие со всех концов России и из-за границы деньги им были организованы в Данковском и Скопинском уездах Рязанской губернии, в Ефремовском и Епифанском уездах Тульской губернии 212 столовых, в которых кормились тысячи крестьян, особенно стариков и детей. Крестьянам оказывалась помощь и в поддержании хозяйства, в сохранении скота. Сотрудниками писателя были в ряде деревень организованы медицинские пункты для борьбы с эпидемиями.

Лев Толстой находился в Бегичевке Рязанской губернии, в самом центре голодающих деревень, и лично руководил организацией помощи населению. Его статьи «Страшный вопрос», «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», «Письма о голоде», а также периодические отчеты об израсходованных средствах, появлявшиеся в печати под заголовком «Среди голодающих», всколыхнули всю Россию. В этих остро обличительных статьях звучит гневный голос самого крестьянства, ограбленного эскплоататорами, доведенного до голодной смерти.

В дневниковых записях, сделанных во время голода, как в зеркале, отразилась бедственная жизнь крестьянства. Как и статьи Толстого этого времени, они содержат в себе страшную правду о русской дореволюционной деревне, о тяжелой жизни народа.

Объезжая в сентябре—октябре 1891 г. уезды Тульской и Рязанской губерний, пораженные голодом, Толстой прежде всего отмечает резкий контраст сытой и беспечной жизни помещиков

Скачать:PDFTXT

Раевские.... Гриша. — Григорий Иванович Раевский, в то время ученик Тульской гимназии. 384. 6012-13. Черняева. — Мария Владимировна Черняева, участница тверской земледельческой общины «Дугино». См. т. 51. 385. 6013. Вагнер.