Скачать:TXTPDF
Дневник, 1900 г.

1902 — 30 ноября 1903. — «Летопись» 1916, № 12 (Перепечатки: 1) «Журнал для всех», 1917, № 1; 2) «Жизнь для всех», 1917, № 1, стр. 39—54; 3) «Ежемесячный журнал», издав. Миролюбовым, 1917, № 1, столб. 127—138; сообщ. А. Черткова).

16. Отрывки из Дневника

1903, всего 10 цитат. — Бирюков, т. IV, стр. XVII, XVIII, 74, 78—80, 82, 84—86, 89.

17. Отрывки из Дневника

1903, две цитаты. — Жданов, т. I, стр. 21; т. II, стр. 205.

18. Отрывок из Дневника

(«О сознании духовного начала»), 1903: 14 марта, 10 и 11 июля. — Периодич. обозр. «Свободное Слово» (Christchurch), № 7, сентябрь и октябрь 1903, стр. 16—18 (Перепечатка в Собрании Сочинений гр. Л. Н. Толстого, изд. 12-е (С. А. Толстой), М., 1911, т. XX).

19. Отрывки из Записной Книжки

1900—1901, 2 отрывка. — «Современные Записки», XVIII, 1924, Париж, на стр. 114—115 (вперемежку с записями из Записных Книжек других годов) и 122 (последние 5 строк). Напечатаны с оригинала, под редакцией Т. И. Полнера, с серьезными искажениями и ошибочной датировкой

20. Дневник 1900—1903

(текст дан с некоторыми сокращениями) — в немецком переводе, в издании: Leo Tolstoj. Tagebuch. Zweiter Band. 1900—1903. Autorisierte, vollständige Ausgabe von Ludwig Berndl. Verlegt bei Eugen Diederichs, Jena, 1923. Стр. 2 ненум. + 203.

ПРИМЕЧАНИЯ К ДНЕВНИКУ 1900—1903 гг.

В комментарии к тексту все даты по 31 декабря 1917 г. приводятся только по старому стилю (за исключением дат заграничных периодических изданий), а с января 1918 г. только по новому стилю.

Примечания к тексту Толстого, помещенные в разделе «Комментарии», имеют порядковую нумерацию для облегчения ссылок на них и связаны с текстом точным указанием страницы и строки текста и соответствующей цитатой комментируемого места. Пример:

411. 17712. Вчера читал Нико[лая] I. — Толстой читал

Первая цыфра (жирная) дает порядковый номер данного примечания. Вторая цыфра (курсивом) указывает страницы текста. Третья цыфра (в виде алгебраического знака «степени») указывает на той же странице строку, содержащую комментируемое место.

Основное (развернутое) примечание об упоминаемом Толстым лице, издании или событии, дается лишь при первом его упоминании. В дальнейшем комментарии сведения о том же предмете даются в сокращенном виде. Для отыскивания первого упоминания или основного примечания в данном томе можно пользоваться указателем собственных имен.

1900.

1 января. Стр. 3—7.

1. 32. Сижу у себя в комнате — В Москве, в Хамовническом переулке, д. № 21 (С. А. Толстой), в кабинете.

2. 34. Много надо записать. — Толстой, как и в прежние годы, продолжал систематически выписывать свои мысли, набросанные в записных книжках. Дальнейшие записи мыслей — с первой по девятую — выписаны им из Записной книжки 1899 г. См. т. 53.

3. 518. Сережа — Сергей Львович Толстой (р. 1863), старший сын Толстого.

4. 518. с Усовым — Павел Сергеевич Усов (1867—1917), доктор медицины, позднее приват-доцент Московского университета, известный терапевт, по приглашению С. А. Толстой лечивший Толстого. Находился около Толстого в качестве врача также и в последние дни его жизни в Астапове. О П. С. Усове см. статью Н. Кишкина («Русские ведомости», 1917, № 5).

5. 76. Перепишу мои сюжеты. — Этого своего намерения Толстой не выполнил.

В декабре 1899 г. он записал четырнадцать сюжетов, вероятно, на отдельном листке и дополнительно еще два — в Записной книжке. Первая запись не найдена. Еще см. т. 53, Записная книжка 1898—1899 гг.

2 января. Стр. 7.

6. 78-9. Все нездоров….. Постоянная боль. — Толстой тяжело заболел 21 ноября 1899 г. и проболел весь декабрь. Заболевание было желудочное. См. т. 53, комментарий к Дневнику от 18 декабря 1899 г.

8 января. Стр. 7—8.

7. 714. Письмо Духоб[орам] оставил — Некоторые друзья Толстого сообщили ему о том, что многие из переселившихся в Канаду духоборов на новом месте поддались соблазну собственности и, вместо того чтобы продолжать жить строгой общинной жизнью, вышли из общины и начали копить имущество лично для себя. В письме к духоборам Толстой убеждал их не оставлять общинной жизни и бороться с соблазном личной собственности. Письмо это было начато Толстым в конце декабря 1899 г., несколько раз переделывалось и закончено только в феврале 1900 г. (дата: 15/27 февраля). Напечатано сначала за границей («Свободная мысль», 1900, № 5—6), а впоследствии и в России (П. Бирюков, «Духоборцы», изд. «Посредника», М., 1908). См. т. 72, письмо № 246.

8. 714-15. исправлял только статью о 36-часов[ом дне]. — Первый набросок этой статьи, озаглавленный первоначально «Самый дешевый товар» и хранящийся ныне в Государственном Толстовском музее (в Москве), Толстой начал следующими строками:

«За несколько дней перед праздником ко мне зашел близкий мне человеккрестьянин, служащий весовщиком на товарн[ой] ст[анции] Каз[анской] ж. д. Несмотря на то, что он, нуждающийся человек, как все наши рядовые крестьяне, получает здесь 25 р[ублей] в мес[яц] и послал в продолж[ение] года домой на подати и нужды около 100 рублей, — он сказал мне, что не хочет больше служить и уходит. Ему тяжела работа в продолжение 13 часов на морозе; дома, особенно летом, работ[а] много тяжеле, но ему скучно, во-первых, однообраз[ие] работ[ы], во-вторых, многие соверша[емые] на глазах обычные нехорошие дела, главное же, ему тяжело иметь дело с тем замученным народом грузовщиками, с кот[орыми] ему приходится иметь дело. При этом он рассказал мне, что эти грузовщики работают с отдыхом по часу для обеда и ужина 36 ЧАСОВ сряду. Несмотря на полное доверие мое к правдивости и серьезности моего приятеля, я был совершенно уверен, что он или ошибается, или преувеличивает, или я чего-нибудь не понимаю.

— Да не может быть. Как 36 часов? — спрашивал я.

— Так и работают, — отвечал он мне: день, ночь и опять день.

— Да отдыхают же?

— Нет, без отдыха.

— Да зачем же это?

— Так уговор. Если не хочет, ступай с Богом, другие найдутся.

Я всё-таки не мог верить…»

Хотя Толстой и хорошо знал своего собеседника, Афанасия Николаевича Агеева (см. прим. 355), служившего на товарной станции «Москва» Московско-Казанской железной дороги, все же он поехал 26 декабря 1899 г. проверить сообщение Агеева и убедился, что оно было верно. Под впечатлением этого Толстой начал статью о рабочем вопросе, которую назвал сначала «Самый дешевый товар», потом «Новое рабство» и «Денежное рабство» и окончательно озаглавил — «Рабство нашего времени». Впервые напечатана полностью в изд. «Свободного слова» (Christchurch, 1900); в России до 1917 г. не появлялась и только первая часть ее была напечатана в «Сочинениях Л. Н. Толстого» в приложении к журналу «Неделя» за 1906 г. (еще были напечатаны выдержки из нее в «Русских ведомостях», 1900, № 245). См. т. 34.

9. 716-17. Здесь Маш[а]. (Вот хотел о них писать и остановился, потому что они прочтут.) — Марья Львовна Оболенская (1871—1906), вторая дочь Толстого. Вероятно, Толстой имеет в виду и ее мужа Николая Леонидовича Оболенского (1872—1934), который вместе с ней переписывал Дневник Толстого (копии их рукой сохранились в AЧ). О Марье Львовне см. т. 50, комментарий к Дневнику от 27 ноября 1888; о Н. Л. Оболенском — т. 52, комментарий к Дневнику от 5 ноября 1895.

10. 721-22. уехал Стасов….. хотелось бы изобразить это. — Владимир Васильевич Стасов (1824—1906), художественный и музыкальный критик и библиотекарь Публичной библиотеки в Петербурге, друг семьи Толстых. В. В. Стасов неоднократно оказывал Толстому ценное содействие при писании им художественных работ, доставляя ему необходимый справочный и исторический материал. См. книгу: «Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878—1906». Редакция и примечания В. Д. Комаровой и Б. Л. Модзалевского, изд. «Прибой», Л., 1929. Еще см. Б. Л. Модзалевский «Стасов и Толстой» — ЮС, стр. 332—386.

В приезд В. В. Стасова в январе 1900 г. он много беседовал с Толстым о литературе и искусстве (о Грибоедове, Герцене, Тургеневе, Достоевском, Репине, Антокольском и др.) и вместе с ним посетил Третьяковскую галлерею. При прощании с Толстым, Стасов, «ничего подобного до того не воображавши, схватил его руку и поцеловал ее». (Письмо В. В. Стасова к брату 18 января 1900.)

11. 723. известие из Сызрани. — Сызрань — уездный город Симбирской губернии. В Сызрани в то время поселилась племянница Л. Н. Толстого Варвара Сергеевна Толстая (1871—1920), неудачный брак которой с крестьянином Владимиром Никитичем Васильевым заставлял страдать ее отца гр. С. Н. Толстого.

12. 721. Философия Ничше, — Фридрих Ницше (Nietzsche, 1844—1900), немецкий философ и поэт. К его философии Толстой относился резко отрицательно. По его словам, он читал сочинения Ницше «с великим отвращением» и находил, что Ницше — «полусумасшедший, до безумия самоуверенный, неосновательный, ограниченный, но бойкий на язык» (см. т. 73, письмо к В. В. Стасову от 31 июля 1902 и письмо в редакцию газеты «Die Zeit» от 11 сентября 1902 г.; еще см. «Что такое религия и в чем ее сущность», гл. XI, и С. Т. Семенов, «Воспоминания о Л. Н. Толстом», Спб., 1912, гл. 28). Это не помешало однако Толстому включить в «Круг чтения» отрывок из статьи Ницше «Католицизм и Христианство» и одну отдельную его мысль. См. еще прим. 78.

Этические воззрения Ницше неоднократно сопоставлялись с жизнепониманием Толстого. Еще в 1893 г. Н. Я. Грот напечатал статью «Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой» (журн. «Вопросы философии и психологии», кн. 16, М. 1893). Затем проф. В. Г. Щеглов напечатал «очерк философско-нравственного их мировоззрения» — «Гр. Л. Н. Толстой и Фридрих Ницше» (Ярославль 1898). А в 1900 г. вышло первое издание книги Льва Шестова — «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше (философия и проповедь)», Спб. 1900. В том же году в американской прессе появились статьи: Maurice Adams, «The ethics of Tolstoy and Nietzsche» — «International journal of ethics», Philadelphia, 1900, v. 11; анонимная — «Tolstoi and Nietzsche» — «The Review of reviews», N. Y. 1900, v. 22. Еще см. Janko Lavrin, «Tolstoy and Nietzsche» — «Slavonic review», London 1925—26, v. 4.

13. 727. драмы Ибсена — Генрик Ибсен (Ibsen, 1828—1906), норвежский драматург, произведения которого Толстой ставил не высоко. См. т. 50, комментарий к Дневнику от 19 ноября 1889.

14. 727. и Метерлинка — Морис Метерлинк (Maurice Maeterlinck, p. 1862), бельгийский писатель, принадлежащий к школе символистов. Его отзыв о Толстом см. в «Les Annales», Paris, 27 nov. 1910, № 1431, стр. 520. Еще см. статью В. Я. Брюсова «Метерлинк о Л. Толстом» — в приложении к газ. «Русский листок» 1902, 7 апреля. Отзыв Толстого о Метерлинке см. в статье «Что такое искусство», гл. X.

15. 728. наука Ломброзо — Чезаре Ломброзо

Скачать:TXTPDF

1902 — 30 ноября 1903. — «Летопись» 1916, № 12 (Перепечатки: 1) «Журнал для всех», 1917, № 1; 2) «Жизнь для всех», 1917, № 1, стр. 39—54; 3) «Ежемесячный журнал»,