Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дневник, 1900 г.

написать драму Трупъ, набросалъ конспектъ. Очень тяжело было отъ появленія Г. Все расплата не кончена. Такъ ему и надо. Хотѣлъ записать изъ книжечки — не могу. Былъ здоровъ, хотя умственно не бодръ. Дня два стало хуже. —

13 Марта 1900. Больше двухъ мѣс[яцевъ] не писалъ. Маша уѣхала, потомъ уѣхалъ Андр[юша] съ Ольгой. Здоровье за это время значит[ельно] улучшилось.

Писалъ все 1) письмо Духоб[орамъ], к[оторое] кончилъ и послалъ, 2) о патріотизмѣ, к[оторое] много разъ переписывалъ и к[оторое] ужасно слабо, такъ что вчера рѣшилъ или бросить или все сначала и кажется есть что сказать сначала. Надо показать, что теперешнее положеніе, особенно Гаагск[ая] конфер[енція] показали, что ждать отъ высшихъ властей нечего и что распутыванье этого ужаснаго губительнаго положенія, если возможно, то только усиліемъ частныхъ отдѣльныхъ лицъ.

О 36 ч[асовомъ] днѣ кажется выйдетъ. Главное, будетъ показано, что теперешнее предстоящее освобожденіе будетъ такое же, какое было отъ крѣпостнаго права, т. е. что тогда только отпустятъ одну цѣпь, когда другая будетъ твердо54 держать. Невольничество отмѣняется, когда утверждает[ся] крѣпостное право. Крѣпостное пра[во] отмѣняется, когда земля отнята и подати установлены; теперь освобождаютъ отъ податей, когда орудія труда отняты.55 Отдадутъ — имѣютъ намѣреніе отдать — рабочимъ орудія труда, только подъ условіемъ56 обязательности для всѣхъ работы.

За это время были молокане изъ Карса — хотятъ переселяться, 2 духобора изъ Архангельска. Извѣстіе о 5 въ Владик[авказской] тюрьмѣ. Плутни Тверскаго, чтобы выманить Духоборъ. Пріѣхалъ милый Буланже и пріятные люди: Суллеръ и Коншинъ. Колечка живетъ, помогаетъ мнѣ. Сер[ежа] съ нами — добръ, но къ сожалѣнію не вполнѣ близокъ.

57Часто бываютъ нехорошія чувства. Борюсь и побѣждаю иногда совсѣмъ, до корней. Но только временами, когда уяснишь себѣ, вспомнишь, что жизнь только служеніе, а служеніе совершается только любовью. Вчера шелъ и думалъ объ этомъ. Приходитъ сомнѣніе: я смирюсь, перенесу обиду, выкажу добрыя чув[ства]58 во имя любви; никто не узнаетъ того, что было у тебя въ душѣ; твое смиреніе, твои добрыя чувства будутъ объяснены твоей слабостью, неискренностью, притворствомъ. Такъ что ты нетолько не подашь примѣръ добрыхъ чувствъ, нужн[ыхъ] для служенія, а покажешь примѣръ обратнаго. Развѣ это будетъ служеніе? говоришь себѣ въ минуты сомнѣнія. Да, будетъ. Разъ навсегда пойми, что ты не въ силахъ обсудить послѣдствія твоихъ дѣлъ: всѣ они расплываются въ безчисленныя и разнообразнѣйшія сложнѣйшія соотношенія. Тебѣ нужно только слушаться хозяина. (Не отъ этого ли та религіозная теорія послушанія — церкви, папѣ, старцу, что теорія послушанія справедлива; хотя и несправедливо послушаніе кому [бы] то ни было, толь[ко] не Богу въ единственномъ безоговорочномъ простомъ и ясномъ повелѣніи его: люби — вызывай любовь въ себѣ и другихъ).

Вѣдь не станутъ удивляться рабочіе, строящіе домъ, и знающіе, что они строятъ домъ, удивляться тому, что иногда вмѣсто того чтобы воздвигать стѣну, архитекторъ велитъ разламывать ее. Они знаютъ, что если онъ велитъ, то это ведетъ къ постройкѣ дома, хотя они и не могутъ понять какъ. Тоже и съ требованіемъ послушан[ія] Богу, въ единстве[нномъ] его законѣ любви. Но послушаніе только въ единственномъ этомъ законѣ, п[отому] ч[то] только этотъ законъ стоить выше человѣч[ескаго] разума.

Нѣсколько разъ за это время читая осужденія на себя получалъ пользу [?]59 напоминаніе о ложномъ пути.

Относительно времени — болѣе двухъ мѣсяцовъ, записалъ немногое и кажется не важное. Стану выписывать:

1) Какъ разъ первое стоитъ почти тоже чтó я написалъ сейчасъ, а именно: Самое важное, единственно важное и тайное отъ людей60 дѣло жизни состоитъ въ томъ, чтобы увеличивать любовь въ себѣ и въ другихъ. Что61 увеличеніе любви есть дѣло возможное и дѣло Божіе, видно изъ того, что любовь, какъ только она проявится, сейчасъ сразу увеличиваетъ любовь въ томъ, къ кому она проявляется. A проявленіе это въ любимомъ увеличиваетъ любовь любящаго, такъ что она сама растетъ. — И не можетъ не быть этого, п[отому] ч[то] она есть Богъ.

Такъ что увеличивать въ себѣ и въ другихъ любовь есть первое главн[ое] дѣло, кот[орому] должны быть пожертвованы всѣ другія. Есть много дѣлъ хорошихъ: и воспитаніе дѣтей, и земледѣліе, и распространенiе добрыхъ мыслей, и др. Но дорого то, чтобы изо всѣхъ этихъ дѣлъ выдѣлять первое и главное.

2) Записано: 3 ступени паденія женщины. Не могу вспомнить чтó это.62

3) Есть три міровоззрѣнія: 1) жизнь для наслажденія, 2) жизнь для спасенія души, 3) жизнь для исполненія воли Бога.

Всѣ три справедливы, но только одно изъ нихъ включаетъ оба другія. Если жить для наслажденія, то испортишь свою душу и будешь жить противно волѣ Бога. Если жить для спасенія души, то лишишься наслажденія жизни и не исполнишь воли Бога. Только исполняя во[лю] Бога получишь наибольшее число наслажденій и усовершенствуешь свою душу.

Первая есть жизнь эпикур[ейцевъ], по[ч]ти всѣхъ людей, вторая — жизнь аскетовъ религіозная; третья жизнь христіанъ. Ахъ кабы мнѣ всегда жить ею.

4) Кабы женщины только понимали всю63 красоту64 дѣвственности, до такой65 степени она вызываетъ лучшія чувства людей, онѣ бы чаще удерживали ее. А то безпрестанно видишь страшное паденіе дѣвственности или въ грубую похоть со всѣмъ обманомъ глупой влюбленности, или раскаяніе въ своей высотѣ и красотѣ.66

5) Видѣлъ во снѣ: одинъ стоитъ на столбѣ и люди любуются имъ и хвалятъ, другой, чтобы побѣди[ть], превзойти его, пляшетъ на гвоздяхъ. Третій просто добрый.

6) Искусство, поэзія: «Для береговъ отчизны дальней» и т. п., живопись, въ особенности музыка, даютъ представленіе о томъ, что въ томъ, откуда оно исходитъ, есть что то необыкновенно хорошее, доброе. А тамъ ничего нѣтъ. Это только царская67 одежда, к[оторая] хороша только тогда, когда она68 на царѣ жизни — добрѣ (что то нехорошо, но такъ запис[ано]69).

7) Какъ хорошо, что не знаешь результатовъ своихъ дѣлъ; если бы зналъ, не послѣдніе результаты (послѣднихъ нѣтъ и не може[тъ] б[ыть]), a видѣлъ бы послѣдствія гораздо дальше, чѣмъ теперь, то никогда бы ни на что не рѣшился. — Теперь же рѣшаешься не п[отому], ч[то] знаешь послѣдствія, а п[отому] ч[то] долженъ.

8) У самаго злаго человѣка разцвѣтаетъ лицо, когда ему говорятъ, что его любятъ. Стало б[ыть] въ этомъ счасті[е], и самое большое, людей. А чтобы достигнуть его, есть одно средство: любит[ь]. Люби — и тебя будутъ любить.

9) Одна изъ главныхъ причинъ нашихъ ошибокъ в жизни въ томъ, что мы забываемъ, что мы здѣсь не пребываемъ, а путешествуемъ, и не путешествуемъ, a ѣдемъ кучеромъ или матросомъ.70

7110) Иду мимо извощика лихача. Онъ выбился изъ сѣрыхъ мужиковъ — завелъ упряжку, обрился, имѣетъ попону, кафтанъ съ соболемъ, знаетъ хорошихъ господъ… Какъ ему внушить, что это все не важно, а важно72 исполненіе нравствен[наго] закона?73 Дома, въ школ[ѣ], въ церкви, въ чтеніяхъ (какъ въ томъ, на к[оторомъ] я б[ылъ] въ работномъ домѣ), чтó онъ слышитъ.

11) Въ работн[омъ] домѣ священн[икъ], толкуя народу первую заповѣдь нагорн[ой] проповѣди, разъяснялъ, что гнѣваться можно и должно, какъ гнѣвается начальство, и убивать можно по приказанію начальства. Это б[ыло] ужасно.

Все можно простить, но не извращеніе тѣхъ высшихъ истинъ, до к[оторыхъ] съ такимъ трудомъ дош[ло] человѣчество.

12) Лесингъ, кажется, сказалъ, что кажд[ый] мужъ говоритъ или думаетъ, что одна на свѣтѣ была дурная, лживая женщина и она то моя жена. Происходитъ это отъ того, что жена вся видна мужу и не можетъ уже его обманывать, какъ обманываютъ его всѣ другія.

13) Бьешься по стѣнкамъ клѣтки.74 Это и полезно, т[ѣмъ] ч[то] заставитъ тебя вспомнить, что верхъ свободенъ и что у тебя есть крылья. Поднимись. Стѣны это условія мірской жизни. Верхъ это Богъ, крылья это вѣра въ него.

14) То, чтó дѣлаешь по внушенію, забываешь. Это не жизнь. Жизнь только то, чтó дѣлаешь съ согласія высшей духовной силы. Ту помни[шь]. Эта только жизнь. Объ этомъ много надо думать и изложи[ть] уже продуманное.75

15) Хотятъ уравнять женщину съ мущиной. Не [въ] первенствѣ дѣл[о], а въ разности. Всякая самка, отъ пчелиной матки и до женщины, привлекаетъ за собою много самцо[въ], изъ к[оторыхъ] всѣ готовы удовлетвори[ть] ее. Она выбираетъ. Въ этомъ ея призваніе.76 Самецъ и мущи[на] не въ томъ положеніи. Вотъ основная разница.

16) Внушеніе77 возможно только на почвѣ78 принятой знакомой идеи. Идеи79 можно себѣ представить плоскостями,80 расположенными одна надъ другою.81 Движеніе жизни человѣка состоитъ въ переход[ѣ] отъ низшихъ идей къ высшимъ. Переходъ отъ низшей идеи къ высш[ей] препятствуетъ внушенію въ низшей идеѣ, или по крайней мѣрѣ даетъ возможность освобожденія отъ внушеній низшихъ идей. (Все это еще неясно).

17) Молитва есть самовнушеніе. Стараюсь этимъ способомъ внуши[ть] себѣ, что жизнь моя только, только, только служеніе.

18) Молишься Богу. Говорятъ: какому Богу? Какъ вы можете знать то, что онъ слышитъ васъ?

Да что тотъ Богъ, к[оторый] во мнѣ, слышитъ меня, въ этомъ то ужъ не можетъ быть сомнѣній.

Такъ чтожъ вы молитесь сами себѣ?

82Да, только не низшему себѣ, не всему себѣ, а тому чтó есть во мнѣ Божьяго, вѣчнаго, любовнаго. И оно слышитъ меня и отвѣчаетъ.

Благодарю тебя и любл[ю] тебя Господи живущій во мнѣ.

14 Марта 1900. Москва. Утро. Нѣтъ охоты работать. Вчера пропасть народа. Мнѣ хорошо именно такъ, какъ есть. Если бы было то, чего хочется, было бы хуже.

19 Марта 1900. Москва. Мало, не успѣшно работаю, хотя здоровъ. Въ мысляхъ же идетъ работа хорошая. Читалъ психологію, и съ большой пользой, хотя и не для той цѣли, для к[оторой] читаю.

Пріѣхала Таня — довольна, счастлива. И я радъ зa нее и съ ней. Жалѣю, что Сер[ежа] по взглядамъ чуждъ, отъ легкомыслія и самоувѣр[енности], хотя83 добръ, и отъ того нѣтъ съ нимъ того полнаго сближенія, к[акое] есть съ М[ашей] и Т[аней].

Вчера думалъ о томъ, что надо молиться — дѣлать себѣ самовнушені[е], но нужно не давать молитвѣ дѣлаться механической и для того надо составить рядъ молитвъ, кот[орыя] читать по очереди, хоть на 12 дней. A кромѣ того составить себѣ молитвы короткія на каждый часъ — при каждомъ боѣ часовъ вспоминать. Такъ н[а]п[римѣръ], при боѣ вспоминать:84

1) Помни смерть:85 что жизнь переходъ къ смерти, т. е. перемѣн[ѣ];

2) Что смыслъ ея только служеніе,86 что служені[я] есть два: дѣло мысли, разума, и дѣ[ло] любви.

3) Что лучше ничего не дѣлать, чѣмъ дѣлать ничеголожь.87

4) Что присутствіе всякаго человѣка есть призывъ къ высшей осторожной и важной88 дѣятельности.

5) Что униженнымъ, смиреннымъ быть выгодно, а восхваляемы[мъ],89 горд[ымъ] — обратное.

6) Что теперешняя минут[а] никогда не повторится.

7) Что ничего непріятн[аго] тебѣ быть не можетъ — если непріятно, то значить ты спутался.90

8) Что всякое дурное, даже пустое дѣло вредно тѣмъ еще, что накатываетъ дорогу привычкѣ, и всякое доброе дѣло — наоборотъ.

9) Не осуждай.

10) Обсуживая поступки другихъ

Скачать:TXTPDF

написать драму Трупъ, набросалъ конспектъ. Очень тяжело было отъ появленія Г. Все расплата не кончена. Такъ ему и надо. Хотѣлъ записать изъ книжечки — не могу. Былъ здоровъ, хотя умственно