г. См. его книгу «Мой жизненный путь. Дореволюционный период (1864—1917 гг.)», изд. «Земля и фабрика», М.—Л. 1929. В них воспоминания о Толстом — стр. 180—208, и еще стр. 450—451.
Приехав к Толстому с Горьким Поссе просил Толстого о поддержке «Жизни» предоставлением драмы «Живой труп». Толстой исполнить эту просьбу не мог. См. т. 72, письма №№ 397 и 399 от 6 и от 14 октября 1900 г. Тем не менее Поссе вскоре вновь, через Л. А. Сулержицкого, просил Льва Николаевича о том же. Сулержицкий писал об этом Толстому «…он очень просит вас помочь ему. Он говорит, что вы могли бы посылать ему черновики и он перепечатывал бы вам в гранках с большими полями и через день вы бы получали и опять посылали и т. д. покуда вам нужно. Это ни к чему вас не обязывает. На второй день выхода предлагает в ваше распоряжение 100 000 экземпляров этого же формата и печати, что и в журнале. Если же никак нельзя пьесы, то может быть «Где корень зла» дали бы ему. Он надеется, что ему удалось бы напечатать». (Письмо от 10 ноября 1900 г., АТБ). Толстой всё же не смог удовлетворить просьбу Поссе. — Еще см. прим. 377.
113. 459—10. и Горький. — Горький провел в Ясной поляне весь день 8 октября 1900 года. С. А. Толстая дважды сфотографировала его вместе с Толстым. Об этом посещении Горьким Толстого см. статью К. С. Шохор-Троцкого в сборнике «М. Горький в Н.-Новгороде», Н.-Новгород 1927; еще см. воспоминания В. А. Поссе «Мой жизненный путь. Дореволюционный период», изд. «Земля и фабрика», М.—Л. 1929, стр. 187—189, а также И. В. Ильинский, «Мои поездки в Ясную поляну» — «Толстой. Памятники творчества и жизни», сборн. 4, ред. В. И. Срезневского, М. 1923, стр. 103—108.
114. 4511.был у М[арьи] А[лександровны] — У М. А. Шмидт в Овсяникове (в пяти верстах от Ясной поляны).
115. 4517—18. Кажется нынче окончательно, и завтра пошлю. — В Англию В. Г. Черткову для напечатания в издании «Свободного слова».
10 октября. Стр. 47—48.
116. 4720. опять поправил конец — Статьи «Неужели это так надо?» — В письме к В. Г. Черткову от 15 октября 1900 г. Толстой написал: «Я очень долго исправлял, дополнял второе начало о рабочих, которое я назвал «Неужели это так надо?», и, нужно ли оно вам будет или нет (это будет третье повторение того же), я решил теперь отправить его вам. И нынче Алекс[андр] Петр[ович] делает другую копию и завтра отошлю». См. т. 88.
117. 4722—25. Неприятное впечатление….. это Левино, переписываемое девочками какое то писание. — Лев Львович Толстой в 1900—1901 году напечатал: 1. «Прелюдия Шопена и другие рассказы: Первый ребенок. — Помещик.— Сон» (М. 1900); 2. «В голодные годы. Записки и статьи» (М. 1900); 3. «Современная Швеция в письмах — очерках и иллюстрациях» (М. 1900); 4. «Против общины. Три статьи: Мир — дурак. — Неизбежный путь. — Тормаз русской культуры» (М. 1900); 5. «Для детей. Рассказы» (изд. 2-е дополн., М. 1901). — Какое из сочинений Льва Львовича переписывалось в октябре 1900 года в Ясной поляне, установить не удалось. См. еще т. 73, письмо к гр. С. Н. Толстому от 6 ноября 1901 г.
16 октября. Стр. 48—49.
118. 4826. еду к Тане. — К дочери своей, Татьяне Львовне Сухотиной, в Кочеты, имение М. С. Сухотина, в Новосильском уезде Тульской губернии. — О Кочетах см. в дневнике В. Ф. Булгакова «Лев Толстой в последний год его жизни» (изд. «Задруга», М. 1920, стр. 188).
119. 4827—28. упал и повредил больную руку. — «Больной рукой» Толстой считал свою правую руку, которую он вывихнул еще в 1864 году на охоте (см. тт. 61 и 83, письма №№ 20—36, и воспоминания Т. А. Кузминской «Моя жизнь дома и в Ясной поляне», ч. 3, 2-е изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1928, стр. 9, 10, 15—20). — В письме к В. Г. Черткову от 15 октября 1900 г. Толстой сообщал: «я вчера, гуляя по саду, погряз в резиновых калошах, упал на руку так сильно, что не владею ей для больших движений и пишу с трудом, с особенными приспособлениями».
120. 4833. Немир[ович] Данч[енко] б[ыл] о драме. — Владимир Иванович Немирович-Данченко (р. 11 декабря 1858), беллетрист и драматург, один из основателей и руководителей Московского Художественного театра, впоследствии народный артист республики. Приезжал к Толстому просить для Художественного театра его драму «Живой труп». Поездка была безуспешна. Толстой дать пьесу отказался. В долгом разговоре, он, между прочим, говорил Немировичу-Данченко, что для постановки его новой пьесы была бы необходима вертящаяся сцена, так как он писал ее не актами, а картинами, считая, что это ему обеспечивает большую свободу в обработке материала. Говорил еще о том, что пьесу для театра у нас пишут слишком правильным языком, а нужно ее писать со всеми кажущимися неправильностями разговорной речи. Он заботился в «Трупе» о такой «неправильной речи». И, наконец, сказал, что пьеса, это — «баловство». См. H. Е. Ефрос, «Живой труп» на сцене Художественного театра» — журн. «Студия», 1911, № 1, 1 октября. Еще см. «Неделя», 1900, № 43, 22 октября, стр. 1465; «Рампа и жизнь», 1910, № 46. — После смерти Толстого пьеса «Живой труп» была А. Л. Толстой и В. Г. Чертковым предоставлена Художественному театру для постановки. Первое представление ее состоялось 23 сентября 1911 года.
121. 491—2. Не убий во всех газетах, даже в Итал[ьянских], с исключениями. Жду посетителей. — В статье «Не убий», написанной по поводу убийства итальянского короля Гумберта (см. прим. 74), вместе с осуждением насильственной правительственной деятельности вообще, содержатся резкие суждения о современных Толстому главах европейских держав — Вильгельме II, Николае II и др. Поэтому Толстой допускал возможность и ожидал принятия царской властью тех или иных мер против него, как автора. — Из итальянских публикаций этой статьи в библиотеке Толстого сохранилась следующая: Leone Tolstoi — «Non uccidere! A proposito dell’assassinio di Ubberto I» в журн. «La Vita Internazionale», Milano, 1900, № 20. (В. Ф. Булгаков. Описание Яснополянской библиотеки. ГТМ).
28 октября. Стр. 49—52.
122. 4923. М[ихаил] С[ергеевич] — М. С. Сухотин (1850—1914), тульский помещик. Зять Л. Н. Толстого, с 14 ноября 1899 г. муж Татьяны Львовны. О нем см. т. 49. Еще см. стр. 63 и прим. 888, а также т. 73, письмо к М. Л. Оболенской от 24 февраля 1901.
123. 4925. От С[они] хорошие письма. Очень жаль ее. — В полученных Толстым в Кочетах письмах от Софьи Андреевны она, между прочим, сообщала о своей боязни, что «опять основательно заболевает сердцем» (письмо от 18 октября), и о том, что у нее сильно ослабело зрение (22 октября). «Как хорошо, что мы по старому так часто с тобой переписываемся, милый Левочка. — …Тебя не зову [в Москву]; трудно было расстаться, а теперь я о тебе успокоилась, слава богу, что ты так здоров, бодр и только, пожалуйста, всё-таки берегись, тем более берегись, всё ведь 72 года, и это всегда надо помнить и стараться подольше пожить. Когда выпадет снег и будет тишина в Москве, когда мы очень соскучимся друг без друга — тогда приезжай. Пока мне еще времени на это не было, да и страшно тебя сюда звать. — …Ужасаюсь на количество твоих писем, полученных на этих днях. Еслиб не мои слабые глаза, я бы что-нибудь с ними помогла тебе, а теперь и так, сейчас, черное кольцо застилает и трудно писать». (Письмо от 24 октября 1900 г. АТБ).
124. 5011. от Сократа — Сократ (469—399 до н. э.), древне-греческий философ, очень любимый Толстым. См. т. 51, Дневник от 20 марта 1890 и комментарий к нему.
125. 5011. до Амиеля, — Анри-Фредерик Амиель (Henri Amiel, 1821—1881), французский мыслитель. См. т. 52, Дневник от 1 октября 1892 и комментарий к нему.
126. 5011. Тютчев, — Федор Иванович Тютчев (1803—1873), один из наиболее любимых Толстым поэтов. Толстой был лично знаком с ним и в сентябре 1871 г. писал А. А. Фету, после встречи с Тютчевым в поезде: «и теперь, что ни час вспоминаю этого величественного и простого и такого глубокого, настояще-умного старика» (см. т. 61). Об отношении Толстого к Тютчеву см.: А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого» (2 т., изд. «Кооперативного изд-ва», М. 1922—23, по указателю); В. Ф. Лазурский, «Воспоминания о Л. Н. Толстом, М. 1911, стр. 45—48; В. Ф. Булгаков, «Лев Толстой в последний год его жизни» (изд. «Задруга», 1920, по указателю); С. Л. Толстой, «Л. Н. Толстой о поэзии Ф. И. Тютчева» («Толстовский ежегодник 1912 г.», М. 1912, стр. 143—148). Еще см. статью Д. Д. Благого, «Толстой — читатель Тютчева» в сборн. «Урания», изд. музея-усадьбы «Мураново», М. 1929.
127. 5012. Moпacaн — Гюи де Мопассан (Guy de Maupassant, 1850—1893), французский писатель. — См. т. 50, комментарий к Дневнику от 1 декабря 1889. Еще см. воспоминания Ю. А. Веселовского «Беседа с Толстым» («Международный толстовский альманах», изд. «Книга», 1909, стр. 40—41) и дневник В. Ф. Булгакова «Лев Толстой в последний год его жизни» (М. 1920, по указателю).
128. 5013. Шопен — Фредерик Шопен (Chopin 1809—1849), польский композитор, произведения которого Толстой особенно любил. См. списки «Музыкальных произведений, любимых Л. Н. Толстым» («Толстовский ежегодник 1912 г.», М. 1912) и дневник А. Б. Гольденвейзера «Вблизи Толстого» (2 т., М. 1922—1923, по указателю).
129. 5013. Гайден. — Иосиф Гайдн (Joseph Haydn, 1732—1809), немецкий композитор, произведения которого нравились Толстому. См. там же.
В виду отсутствия в этой фразе (в подлиннике) знаков препинания, в последних словах ее, касающихся музыки, запятые поставлены согласно авторитетному мнению А. Б. Гольденвейзера.
130. 5015. Армия спасения — «Армия спасения» основана в 1878 г. английским проповедником Вильямом Бутсом (Booth, 1829—1912). «Цель Армии — спасение заблудших душ верой, молитвой и филантропической деятельностью; члены ее дают обет скромной, незлобивой христианской жизни, отрекаются от светских книг и светских удовольствий и обязуются посвятить всю свою жизнь исключительно служению Армии… Стремясь, по крайней мере в теории, к улучшению положения бедного класса на почве государственного строя, Армия относится отрицательно ко всякому учению, имеющему целью изменение этого строя. Члены Армии имеются в 45 странах, но больше всего их в англо-саксонских странах, в Скандинавии и Германии. Во главе Армии стоит В. Бутс, присвоивший себе неограниченную и бесконтрольную власть. Во внешних проявлениях Армии много ложного и искусственного».