Скачать:TXTPDF
Дневник, 1900 г.

одной ихъ мертвой стороной.

При этомъ міровоззрѣніи мнѣ показалось, что законъ сохраненія энергіи получаетъ объясненіе.125 Законъ сохраненія энергіи при этомъ міровоззрѣніи относится только къ мертвой матеріи, т. е. что тамъ, гдѣ нѣтъ жизни, не можетъ быть никакого усиленія движенія. —

————————————————————————————————————

Можетъ быть выйдетъ посл[ѣ], но теперь усталъ и боюсь еще больш[е] запутать.

2 Мая 1900. Москва. Почти мѣсяцъ не писалъ. Все время б[ылъ] занятъ двумя стат[ь]ями. И хочется думать, что кончилъ. Было и тяжелое, было и хорошее. Больше хорошаго. Мало думалъ внѣ работы. Работа все поглощала. Завтра ѣду къ Машѣ.

Въ книжкѣ записано:

1) Сердишься иногда на людей, что они не понимаютъ тебя,126 не идутъ за тобой и съ тобой, тогда какъ ты совсѣмъ рядомъ стоишь съ ними. Это все равно, что127 ходя по лабиринту (какіе бываютъ въ садахъ), требовать, чтобы человѣкъ, стоящій совсѣмъ рядомъ съ тобой, только за стѣнкой, шелъ по одном[у] направленію128 съ тобой. Ему надо пройти цѣлую версту, чтобы сойтись съ тобой и сейчасъ итти нетолько не въ одномъ, но въ обратномъ направленіи, чтобы сойтись съ тобою. Знаешь же ты, что ему надо итти за тобой, а не тебѣ за нимъ, только п[отому], ч[то] ты ужъ былъ на томъ мѣстѣ, на к[оторомъ] онъ стоитъ. —

2) Каждое искусство представляетъ свое отдѣльное поле, какъ129 клѣтка шахматн[ой] доски. У каждаго искусства есть соприкасающееся ему искусство, какъ у шахматной клѣтки, клѣтки соприкасающiяся. Когда верхняя поверхн[ость] клѣтки использована, — чтобы работать на ней, т. е. чтобы произвести что либо ново[е],130 надо итти глубже. Это трудно. Тогда люди захватываютъ соприкасающiяся клѣтки и производятъ этой смѣсью нѣчто ново[е]. Но смѣсь эта — музыки съ драмой, съ живописью, лирикой, и обратно — не есть искусство, а извращеніе его.

3) Жизнь есть расширеніе предѣловъ. Предѣлы представляются намъ матеріей. Мы иначе не можемъ познавать предѣловъ, какъ въ видѣ матеріи, изъ к[оторой] часть мы признаемъ собой, остальное же — міромъ. Единство же наше съ міромъ мы представляемъ себѣ движеніемъ, не можемъ познавать иначе наше единство съ міромъ, какъ въ видѣ движенія.

Достигнувъ наивысшаго предѣла расширенія жизни черезъ движеніе въ тѣхъ предѣлахъ тѣла человѣческ[аго], въ к[оторыхъ] мы находимся, мы начинаемъ устанавливать новую единицу съ новыми болѣ[е] широкими предѣлами, осуществленіе к[оторой] невозмож[но] при теперешнихъ предѣлахъ, и131 кот[орое] должно быть возмож[но] при разрушеніи настоящихъ предѣло[въ].

4) Жизнь наша господская такъ безобразна, что мы не можемъ радоваться даже рожденію нашихъ дѣтей. Рождаются не слуги людямъ, а враги ихъ, дармоѣды. Всѣ вѣроятія, что он[и] будутъ таким[и].

5) Безнравственнымъ людямъ выгодно не вѣрить въ то, что міръ движет[ся] духовными силами по ступенямъ идей къ добру. И потому они вѣрятъ въ132 неизмѣнные законы, к[оторымъ] будто бы подчинена и ихъ вол[я].

6) Временами теряешь свое отношеніе къ Богу, какъ будто нѣтъ Его. И какъ радостно, когда опять найдешь Его.

7) Мало того, что есть люди, к[оторые] не могутъ не поступать дурно, есть люди, к[оторые] не могутъ понять, что, поступая дурно, они поступаютъ дурно.

————————————————————————————————————

Усталъ.133 Кончилъ всѣ письма и д[невникъ?]. Начинается новый періодъ.

————————————————————————————————————

3 М. 1900. Пир. Е. б. ж.

Нынче 5 Мая. Пирогово. 1900. Пріѣхалъ хорошо. Совершенно здоровъ. Ожилъ отъ деревни. Видѣлъ Сережу. Грустно, но правдиво хорошо. Таня уѣхала. Маша кажется опять выкинула. —

Обдумалъ Нов[ое] рабство сначала и нын[че] много измѣнилъ и улучшилъ.

Ничего не записано. Думалъ:

Счастливы и несчастливы тѣ люди, к[оторые] не знаютъ раскаянія. Сдѣлавъ несчаст[ье] людей, они умрутъ съ увѣренность[ю], что они облагодѣтельствовали ихъ. Понять же всю свою виновность имъ слишко[мъ] б[ыло] бы тяжело. Это раздавило бы ихъ, а не исправило.

Думаю о крестьянскомъ романѣ.

Нынче 13 Мая 1900. Пирогово. Запишу хоть то, что мнѣ очень очень хорошо. 11 ча[совъ].

Нынче 17 Мая. Пирогово. 1900. Проснулся отъ мыслей. Еще вчера меня заняла, смутила мысль о томъ, чтó такое: уродцы — близнецъ, вырѣзанный въ134 наростѣ на лопаткѣ, недоноски и т. д.? Это попытки неправильнаго эгоистическ[аго] расширенія. Жизнь есть стремленіе къ расширенію предѣловъ. Любовь плотская есть это стремленіе обманчиво направленное (односторонно). Оно какъ будто совершается; у мущины продолжается короче, у женщины длиннѣе съ дѣтьми, но кончается отдѣленіемъ, обособленіемъ того, чтó казалось расширеніемъ пред[ѣловъ], и потому большей частью135 страданіемъ. Не страданіе только тогда, когда это отдѣленіе отъ себя новой жизни не нарушаетъ расширенія, когда расширеніе происходитъ и въ новой жизни: говоря нашимъ языкомъ, когда родители и дѣти связаны нравственнымъ чувство[мъ] (что такъ рѣдко. Всегда борьба отдѣленія со стороны дѣтей и желанія единства, покорности со стороны родителей) и оба совершенствуются.

Вчера написалъ 2й актъ Трупа. Теперь 7 часовъ утра.136

————

Начинаю новую тетрадь.137 1900 г. 19 Мая. Ясная Полян[а].

Вчера пріѣхалъ изъ Пирогова, гдѣ провелъ прекрасные 15 дней. Кончилъ «Рабство» и написалъ два акта. Мнѣ и здѣсь хорошо. Здоровье б[ыло] испортилось. Тепер[ь] лучше.138 Перечелъ кучу писемъ. Ничего важнаго. Нынче писалъ послѣднюю главу.

Поздно. Завтра выпишу изъ книжечки.

23 Іюня 1900. Я. П. Больше мѣсяца не писалъ. Провелъ эти 35 дней не дурно. Были тяжелыя настроенія, но религіозн[ое] чувство побѣждало. Все время не переставая и усердно писалъ Раб[ство] н[ашего] в[ремени]. Много внесъ новаго и уясняющаго. Ужасно хочется писать художественное, и не драматическое, а эпич[еское] — продолженіе Воскр[есенья]: крестьянск[ая] жизнь Нехлюдова. До умиленія трогаетъ139 природа: луга, лѣса — хлѣба, пашни, покосъ. Думаю — не послѣднее ли доживаю лѣто. Ну, чтожъ, и то хорошо. Благодарю за все — безконечно облагодѣтельствованъ я. Какъ можно всегда благодарить и какъ радостно.

Были за это время америк[анецъ] Курти, Буланже, St. John. Я полюбилъ его. Здоровье хорошо.

Много есть чтó записать. Главное же то, что всѣ существа и я совершаемъ кругъ или полкруга или какой другой линіи въ данныхъ предѣлахъ и во время прохожденія набираемъ общеніе съ другими существами — любимъ ихъ,140 расширяя свое я въ идеѣ, приготовляемъ его къ расширенію въ слѣдующей формѣ.

Нынче 12 Іюля. Ясн. Пол. Таня здѣсь. Жалкая.141 Все еще пишу каждый день Р[абство] н[ашего] в[ремени]. Два раза думалъ, что готово. Теперь 3й разъ думаю это.

Былъ нездоро[въ]. Вчера странно кружилась голова. Какъ хорошо жить, помня о смер[ти], помня о томъ, что ты идешь и долженъ работать на ходу.

Очень много надо записать, а не помню, на чемъ остановился.

1) Дѣло мое — творить волю пославшаго. Я не могу знать, въ чемъ Его воля, но, поднявшись до высшей точки своего разума, я совпадаю съ разумомъ142 Бога, и143 хотя не знаю какой, но знаю, что есть смыслъ, и знаю, чтó мнѣ надо дѣлать, чтобы жить согласно съ этимъ смысломъ; дѣлать надо то, чтó объединяетъ.

2) Совѣсть и есть ничто иное, какъ совпаденiе своего разума съ высшимъ.

3) Кто видитъ смыслъ жизни въ усовершенствованіи, не можетъ вѣрить въ смерть, — въ то, чтобы усовершенствованіе обрывалось. То, чтó совершенствуется,144 только измѣняетъ форму.

4) Когда у человѣка очень много обязанностей, онъ пренебрегаетъ обязанностями къ себѣ, къ своей душѣ; а они только важны. Бѣдные цари, воображающіе себѣ такъ мно[го] и важныхъ обязанностей.

5) Движеніе есть средство сознанія своего единенія со всѣм[ъ]. Въ самыхъ низшихъ формахъ это стремленіе къ един[ению] проявляется въ питаніи — даже въ амёбѣ.

6) Господи, пробудись во мнѣ, освят[и] меня и мою жизнь. Такъ у меня записано. Да пробудись, освяти. Всегда надо поминать.

7) Когда чувствуешь себя несчастнымъ, вспомни о несчастіяхъ другихъ и о томъ, какъ могло бы быть хуже. Такъ записано, а забыто два главны[хъ]: вспомни, чѣмъ ты виноватъ — не былъ, а теперь виноватъ; а самое, самое главное, что то, что ты называешь несчастіемъ, есть то, чтó послано тебѣ для твоего испытанія, возможности усовершенствованія: обученія тому, какъ можно и какъ радостно любить ненавидящихъ и т. п.

8) Записано: память и наслѣдственность человѣчества есть то организмъ. Не помню и не понимаю, а что то б[ыло] хорошо.145

9) Женскій языкъ понимаютъ только женщины.

10) Сердишься на людей за то, что они не понимаютъ тебя, а забываешь, что въ дѣлѣ мысли мы всѣ движемся какъ бы по лабиринту и хотя и бывае[мъ] часто какъ будто близко, но отдѣлены иногда верстами. A вмѣстѣ мы только при входѣ и при выходѣ.

11) Каждое искусство — шахматное поле, кот[орое] надо углубить, чтобы найти новое. Люди же не могущіе углубить прихватываютъ въ свое поле изъ сосѣдни[хъ] искусствъ и думаютъ, что творятъ новое: поэзія — музыку,146 и наоборотъ, живопись — поэзію и т. д. На этомъ оперы147 и т. п.

12) Жизнь есть расширеніе предѣловъ. Предѣлы представляются намъ въ видѣ матеріи въ пространствѣ, изъ к[оторой] часть мы признаемъ собою, остальное — міромъ; единство же наше съ міромъ мы познаемъ въ видѣ движенія во времени.

13) Достигнувъ наивысшаго предѣла расширенія въ тѣлѣ (возмужалос[ть]), человѣкъ стремится установить новые, болѣе широкіе предѣлы; но осуществленіе ихъ невозможно148 при тѣхъ предѣлахъ, въ к[оторыхъ] онъ находится, и потому жизнь тѣла149 уничтожается.

14) Не могу радоваться рожденію дѣтей богатыхъ сословий — разводятся дармоѣды.

15) Безнравственно живущимъ и желающимъ продолжать такъ жить людямъ невыгодно вѣрить, что міръ движется по ступенямъ идеи къ добру, и они не вѣрятъ въ это.

16) Временами теряешь свое отношеніе къ Богу и потомъ опять находишь, опять понимаешь, что жить можно только для Него, служа только Ему. И какъ тогда легко и свободно!

17) Сердишься на людей, что они дѣлаютъ дурно и не стыдятся, а они не видятъ дурнаго дурнымъ и не виноваты. Толь[ко] бы всегда помнить это!

18) Молитва есть единственное положеніе, въ к[оторомъ] человѣкъ, становясь лицо съ лицо[мъ] къ Богу, долженъ быть честенъ самъ съ собою. А люди устроили такую молитву (всѣ публичныя богослуженія), въ к[оторой] люди могутъ быть и бываютъ особенно безчест[ны].

19) Безконечность, какъ большая, такъ и мала[я], есть только признакъ нереальности всего матерьяльнаго и пространственнаго.

20) Христіанство, если только оно искренно принято, дѣйствуетъ, какъ самый страшный динамитъ, разрыв[ая] все старое и открыв[ая] новые безконечные горизонты.

21) Зло все не отъ150 точно умныхъ, и не отъ глупыхъ, а отъ промежуточныхъ, какъ это же говоритъ Паскаль.

22) Движеніе есть единственное средств[о] общенія для предѣльнаго существа. Для безпредѣльнаго существа не будетъ [движенія], не будетъ и времени.

23) Земля, планеты, звѣзды движутся, п[отому] ч[то] они — отдѣленныя предѣла[ми] отъ другихъ существъ существа, имѣющія общеніе съ міромъ. Ихъ существа это видимые нами ихъ предѣлы. Ихъ движеніе есть видимое нами ихъ общеніе съ міромъ.

24) Движеніе есть средство единенія. Такъ какъ движеніе безконечно, то человѣкъ имѣетъ возможность въ будущ[емъ] полнаго единенія со всѣмъ. Человѣкъ есть все, но во времени: Богъ есть все внѣ времени. (Это необдумано).

25) Закачиваютъ ребенка151 не затѣмъ, чтобы избавить его отъ того, чтó заставляетъ его

Скачать:TXTPDF

одной ихъ мертвой стороной. При этомъ міровоззрѣніи мнѣ показалось, что законъ сохраненія энергіи получаетъ объясненіе.125 Законъ сохраненія энергіи при этомъ міровоззрѣніи относится только къ мертвой матеріи, т. е. что тамъ,