когда не боишься смерти.
8) Странное мое положеніе въ семьѣ. Они мож[етъ] б[ыть] и любятъ меня, но я имъ не нуженъ, скорѣе encombrant;175 176если нуженъ, то нуженъ, какъ всѣмъ людямъ. А имъ въ семьѣ меньше другихъ видно, чѣмъ я нуженъ всѣмъ. Отъ этого: нѣсть пророкъ безъ чести…
9) У насъ нѣтъ никакой вѣры и отъ этого лживая религія, лживая наука, лживое искусство.
22 Августа 1900. Я. П. Е. б. ж.
[26 августа.] Нынче 26. Всѣ эти дни, хотя и здоровъ, не писалъ. Началъ о безвѣріи. Перемѣнилъ кое что въ драмѣ, и къ лучшему, но ничто не привлекаетъ къ работѣ, хотя и то и другое нравится.
Попробую записать.
1) Тѣмъ нехороша умственная работа, что пока не влечетъ къ ней,177 испытываешь праздность. А за работу физическую — сапоги, не хочется браться — и потому, что тяжело, и потому, что покажется не натуральнымъ. Думалъ, что если не можешь работать ни умственно, ни тѣлесно, то всѣ силы, все вниманіе употребляй на то, чтобы быть любовнымъ. Это работа и высшая и всегда возможная, даже въ одиночествѣ: думать о людяхъ съ любовью.
2) Есть люди, одаренные въ сильной степени нравственнымъ и художественнымъ чувствомъ, и есть люди почти лишенные его. Первые какъ бы сразу берутъ и знаютъ интегралъ. А вторые дѣлаютъ сложныя вычисленія,178 не приводящія ихъ къ179 окончательнымъ выводамъ. Точно какъ будто первые продѣлали всѣ вычисленія гдѣ то прежде, а теперь пользуются результатами.
3) Обращеніе къ военному:180 Когда вы встрѣчаете завѣдомаго вора, вы не только не стараетесь сблизиться съ нимъ, но напротивъ удалиться. Что хуже181 — убійство или воровство? Разумѣется, убійство. Ваше занятіе — обученіе, распоряженіе убійствомъ; вы носите при себѣ орудіе убійства. Какже вы хотите, чтобы люди не сторонились васъ.
4) Есть люди, ищущіе жертвы, готовые на жертву, сами не зная, для чего и для кого жертва; и есть люди, желающіе быть добрыми, но безъ жертвы. Первые служатъ Богу и людямъ, вторые мѣшаютъ дѣлу божію и дѣлаютъ зло людямъ.
27 Ав. 1900. Я. П. Е. б. ж.
30 Авг. 1900. Я. П. 72 года. Всѣ эти дни ничего не могу работать. Нѣтъ охоты. Думается кое что хорошо — слава Богу и благодареніе — добро.
Нынче утромъ думалъ:
Два пути, два средства, двѣ формы познанія, сознанія Бога: любовь и разумъ. Любовь — это стремленіе къ182 благу, кот[орое]183 до тѣхъ поръ, пока мы признаемъ смыслъ184 въ своей отдѣльной185 жизни, признается зa стремленіе къ своему личному благу, но есть сама сущность жизни, которая стремится къ благу всего. Разумъ — это уясненіе средствъ достиженія блага, — пока жизнь въ личности; достиженія блага личности, когда жизнь во всеобщемъ благѣ, въ достиженіи этого всеобщаго блага. —
Какъ то спросилъ себя: вѣрю ли я, точно ли вѣрю въ то, что смыслъ жизни въ исполненіи воли Бога, воля же въ увеличеніи любви (согласія) въ себѣ и въ мірѣ и что этимъ увеличеніемъ, соединеніемъ въ одно любимаго я готовлю себѣ будущую жизнь? И невольно отвѣтилъ, что не вѣрю такъ въ этой опредѣленной формѣ. Во чтó же я вѣрю? спросилъ я. И186 искренно отвѣтилъ, что вѣрю въ то, что надо быть добрымъ: смиряться, прощать, любить. Въ это вѣрю всѣмъ существомъ.
Очень утверждаетъ, утѣшаетъ, направляетъ меня эти послѣдніе дни мысль о богоподобности, о томъ, что надо быть подобнымъ Богу. Записано объ этомъ такъ.
1) Чтобы быть подобнымъ Богу, надо ничего не желать, ничего не бояться, а только любить. А какъ только будешь любить, то и не будешь ничего желать, ничего бояться. Быть подобнымъ Богу Юпитеру, Богу творцу, Богу саваофу187 — очевидно безумная гордость и грѣхъ, но быть подобнымъ Богу, к[отораго] мы знаемъ только черезъ любовь и разумъ, не только не грѣхъ, но есть188 необходимость для того, чтобы избавиться отъ страданій и189 быть спокойнымъ и радостнымъ. Чтобы быть подобнымъ Богу надо только любить. Для того же, чтобы любить, надо только отвергнуть и себя. Открыть, скинуть то, чтó закрывало его, источникъ воды живой — жизнь божескую, к[оторая] есть въ насъ.
2) Чтó Отецъ дѣлаетъ, то и Сынъ дѣлаетъ. Все дѣло, совершаемое въ мірѣ, есть свободное соединеніе разрозненнаго; это же долженъ дѣлать и сынъ (я), приводя любовью въ соединеніе и согласіе разрозненное и несогласное.
3) Какъ вслѣдствіе физическаго движенія: кровообращенія, питанія, — собирает[ся] и растетъ физическое тѣло, такъ точно вслѣдствіе духовнаго движенія, любовнаго общенія — собирается190 духовное тѣло191 нашей будущей жизни.
7 Сентября 1900. Я. П. Былъ нездоровъ, нынче лучше. Все борюсь съ192 собой. Иногда лучше. Хуже не бываетъ. И то хорошо. С[оня] у М[аши]. Андрюша уѣзжаетъ. Ужасно видѣть 16 нагружен[ныхъ] подводъ. Salomon и Сережа здѣсь. Работа не идетъ никакая. Журналъ не устраивается. Сейчасъ пытался писать драму — не идетъ.
Записано слѣдующее:
1) Всѣ люди служатъ, т. е. исполняютъ дѣло, не сейчасъ удовлетворяющее. Кромѣ сна, ѣды, есть потребность дѣятельности, вотъ это и есть служеніе. Можно служить себѣ, готовя для будущаго, семьѣ, народу, господамъ, начальникамъ, царямъ. И всѣ служатъ кому бы то ни было. И не догадаются, что служить надо и должно только Богу, Тому, Кто послалъ насъ въ міръ. А ясно, что служить можно съ успѣхомъ и должно только Богу. Почему? Потому что себѣ служить никогда не удовлетворишь. Чтó больше готовишь, то больше нужно. Другимъ служить удобнѣе: сдѣлаешь то, [чтó] считаешь для него и для нихъ нужно и успокоишься. Невыгодно только то, что служишь такимъ же неудовлетворяющимся и погибающимъ существамъ, какъ и самъ. То же и при служеніи народу, даже человѣчеству. Только Богъ такое существо, кот[орое] удовлетворяется всѣмъ, самымъ малымъ, чтó ты сдѣлаешь для него и такое, кот[орое] не погибаетъ.
Пишу и думаю: нѣтъ, и Богъ не удовлетворяется193 малымъ, и требуетъ все больше и больше. Но это неправда. Если ты сдѣлалъ добро другому, онъ забываетъ его и недоволенъ, что ты не дѣлаешь больше. Б[огъ] же не забываетъ и доволенъ тѣмъ, чтó ты сдѣлалъ. (Неясно,194 глупо).
Коли бы съ дѣтства воспитывали людей, что жизнь только въ служеніи Богу. А возможно.
2) Чтó лучше: любовь добрыхъ и ненависть и страхъ злыхъ, или любовь злыхъ и жалость и презрѣніе добрыхъ? Казалось бы выборъ легокъ.
3) Андр[юша] ѣдетъ одинъ въ коляскѣ и ему кажется (да и всѣмъ почти глядящимъ на него), что если онъ ѣдетъ и одѣтъ такъ великолѣпно, то онъ имѣетъ и соотвѣтствующія великолѣпію достоинства. Я самъ всегда на себѣ это чувствовалъ при хорош[емъ] платьѣ, обстановкѣ. Какже вредна для духовной жизни роскошь! Самое вредное: безъ основанія увеличиваетъ знаменатель.
4) Какъ удивительно хорошо устроена духовная жизнь человѣка. Часто огорчался, что мысль, разумъ безсиленъ, бездѣйствуетъ.
А наблюда[й] себя и увидишь, что въ это самое время особенно сильно дѣйствуетъ или можетъ действовать, проявляться любовь.195 Когда разумъ дѣйствуетъ, является невниманіе ко всему, чѣмъ не занять разумъ, является гордость. Когда же онъ бездѣйствуетъ, если не поддашься унынію, вызывается съ большей силой доброта, любовь.
5) Источникъ всѣхъ бѣдствій, отъ кот[орыхъ] страдають люди, въ томъ, что они хотятъ предвидѣть будущее: сначала для себя каждый и для него работать, потомъ для семьи, потомъ для народа. Человѣкъ можетъ только дѣлать то, чтó должно, предоставляя жизни складываться такъ, какъ того хочетъ высшая воля или судьба. Человѣкъ ходитъ, Богъ водитъ.
Зачѣмъ же дана человѣку способность предвидѣть будущее? И не могу отвѣтить. Вижу, что предвидѣніе и дѣятельность въ виду будущаго — источникъ зла и то, что это предвидѣнье необходимо для жизни: необходимо, сѣя196 сѣмена, предвидѣть, что будетъ лѣто и осень и что они вырастутъ и т. п. Возвращусь къ этому.197
6) Не надо искать радостей, готовить ихъ себѣ —198 а,199 служа, брать тѣ радости, кот[орыя] встрѣчаются на пути.
7) Хотѣлъ200 вести въ дневник[ѣ] служебный журналъ, но потомъ подумалъ, что это201 нарушитъ правило о томъ, чтобы лѣвая рука не знала…
8) Почувствовалъ живо выгоду служенія Богу передъ служеніемъ людямъ, отъискивая ихъ одобреніе. Передъ людьми невольно хочешь выказаться въ лучшемъ свѣтѣ и огорчаешься, когда тебя выставляютъ въ дурномъ. Передъ Богомъ ничего этого нѣтъ. Онъ знаетъ меня, каковъ и я, и передъ нимъ никто меня оклеветать не можетъ, и я никакъ не представлюсь лучше, чѣмъ я есмь.
9) Ученыя объясненія большей частью производятъ то впечатлѣніе, что бывшее ясно и понятно, становится темно и запутано.
10) Ничто мнѣ такъ не помогаетъ въ моихъ дурныхъ къ людямъ чувствахъ, какъ воспоминаніе о томъ, что я долженъ быть подобенъ Богу. Тотчасъ же забывает[ся] все прошедшее, устраняется всякая мысль о будущемъ и дѣлается добро и спокойно. Такъ что для того, чтобы вызвать въ себѣ Бога, сознать Его, жить Имъ, надо отрѣшиться отъ себя во времени, жить въ одномъ настоящемъ. Удивительно, какъ это практически безъ ошибки до сихъ поръ удается мнѣ.
11) Къ большой драмѣ думалъ о томъ, какъ изобразить доброе, хорошее существо, совершенно лишенное возможности понять христ[iанское] міровоззрѣніе.
12) То, чтó теперь называется христ[iанской] религіей, есть такое же условное прилич[іе], какъ формы обращеній и подписей въ письмахъ: Dear sir и yours faithfully202 и т. п.
13) Все въ жизни очень просто, связно, одного порядка и объясняется одно другимъ, но только не смерть. Смерть совсѣмъ внѣ этого всего, нарушаетъ все это, и обыкновенно ее игнорируютъ. Это большая ошибка. Напротивъ, надо такъ свести жизнь съ смертью, чтобы жизнь имѣла часть торжественности и непонятности смерти, и смерть — часть ясности, простоты и понятности жизни.
14) Къ мал[ой] драмѣ:203 умирая, Федя204 говоритъ: а м[ожетъ] б[ыть] я ошибся. Ну да чтó сдѣлано, то сдѣлано. Несите.
8 Сент. 1900. Я. П. Е. б. ж.
Нынче 22 Сент. 1900. Я. П. Все это время плохо работалъ. И работалъ то дѣло пустое. Галя Ч[ерткова] пишетъ, что не дамъ ли я напечатать два начала воззваній. Я началъ пересматривать и все надъ этимъ работалъ. Въ одномъ вписалъ недурное о томъ, [что] у христ[іанскихъ] народовъ нѣтъ никакой религіи.
Все время въ очень дурномъ, недобромъ расположеніи духа.205 Вспоминаніе о томъ, что во мнѣ Богъ, ужъ не помогаетъ.
Былъ у Маши и у бр[ата] Сережи. — Очень хор[ошо] былъ у Андрюши. Жду чего то. А ждать нече[го], кромѣ труда, хорошаго, божескаго труда, и смерти. Здоровье слабо. Послѣднее время тоска, знобитъ и жаръ. Въ эту минуту 11 час[овъ] вечера, мнѣ хорошо. Таня уѣхала. Нынче отъ нея милое письмо С[оня] въ Москвѣ.
Записано слѣдующее.
1) Мнѣ кажется, что какъ есть критическій половой возрастъ. И многое рѣшается въ этомъ возрастѣ, такъ есть критический духовный возрастъ — около 50 лѣтъ, когда человѣкъ начинаетъ серьезно думать о жизни и рѣшать вопросъ объ ея смыслѣ. Обыкновенно