Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

в пространстве, и приписываем этому ряду продол-

жение вне нашей жизни. В этом заблуждение. Заблуждение в том, что мы считаем нашу жизнь преходящею, а неизменно существу-

ющим мир; тогда как неизменно существует наша духовная жизнь, к которой не приложимо понятие конечности или бесконечности; мир же с своим движением есть только явление преходящее, нахо-

дящееся в зависимости от нашего представления.

2) В медицине два заблуждения, оба впадающие в крайности: одно: величайшая утонченность исследований: микроскопичес-

кие наблюдения, где так легка ошибка (фагоциты и др.), и дру-

гое: грубое представление организма, как механизма, который

можно механически или химически исправлять.

3) Есть люди тяжелые, неприятные, несправедливые, злые, но временами отдающиеся все Богу — добру и правде. И за эти

87

времена им можно простить все это. И есть люди приятные, доб-

рые, но никогда не доходившие до сознания полной истины и

добра. Эти люди тяжелее.

Нехорошо, неправда.

15 июля.

Уясняются неожиданно некоторые мысли к определению жиз-

ни. Так, нынче думал.

1) Выделять по времени периоды ясного сознания от затем-

ненного и заглушённого, как во сне и сумашествии, — неверно

Есть одно вневременное существо, которое и есть мое «я». Оно

более или менее затемняется, как солнце тучами и атмосферой, моей ограниченностью, но оно всегда едино и невременно.

2) Говорят: то только настоящее бессмертие, при котором

удержится моя личность. Да личность моя-то и есть то, что меня

мучает, что мне более всего отвратительно в этом мире. Остать-

ся навеки с своей личностью — это действительно мучение

Агасфера.

16 июля. 1903. Я П.

Нынче в постели думал очень важное:

1) Нельзя нарочно заснуть, но можно нарочно проснуться.

Нельзя нарочно полюбить что-либоувлечься, но можно удер-

жаться от увлечения. Главное, нельзя заснуть. Что это значит?

А то, что жизнь неистребимая, одна реальная есть только та, которая открывается в сознании, все же остальное есть только

то, что скрывает эту жизнь.

2) Жизнь есть только то, что открывается в сознании, посред-

ством сознания. И эта жизнь невременна и непространственна.

3) Я говорил и думал прежде, что жизнь есть сознание. Это не-

правда. Жизнь есть то, что открывается через сознание, и она всегда

и везде есть, т. е. вневременна и внепространственна. Наше заблуж-

дение в том, что мы то, что скрывает жизнь, принимаем за жизнь

4) Любовь не есть главное начало жизни. Любовь последствие, а не причина. Причина любви — сознание своей духовности. Это

сознание требует любви, производит любовь.

17 июл. 1903 Я. П.

Нынче в постели думал:

1) Жизнью мы называем две вещи: а) наше сознание духов-

ного начала, проявляющегося в мире, и б) наблюдаемое нами во

88

времени и пространстве проявление этого начала В сущности, есть только одно первое понятие жизни, как проявление сознава-

емого нами духовного начала. Оно одно действительно. Не было

бы его, ничего бы не было. Из него одного вытекает все, что мы

знаем, о чем бы то ни было; из него же вытекает и второе поня-

тие, в котором мы приписываем жизни то, чего мы не знаем и о

чем судим только по наблюдению над другими существами.

Если бы кто сказал, что есть еще третье понятие жизни, имен-

но, что жизнь есть то, что проявляется в нашем сознании, есть то

начало всего, которое лежит в основе Всего, то это было бы так

же несправедливо, как и признание жизнью наблюдаемых явле-

ний. То, что лежит в основе Всего, есть то, что мы называем Бо-

гом и чего мы не знаем, не можем знать, хотя и знаем, что оно

существует. Явления же в пространстве и времени так же непо-

нятны, как Бог, хотя и могут быть наблюдаемы. Первое (Бог) толь-

ко сознаваемо, но не наблюдаемо, второе (матерьяльный мир) только наблюдаемо, но не сознаваемо.

18 июля 1903 Я П

Опять в постели думал:

1) Движениепонятие движения возможно только при со-

знании чего-то неподвижного — нашего духовного существа

2) Движение, которое мы знаем, есть только рост, расшире-

ние, или всякого рода изменения пределов существ. Не будь из-

менений, не было бы движения.

21 июля 1903 Я. П

Нынче в постели думал новую не новую, но иную формули-

ровку определения жизни:

1) Бесконечное духовное, внепространственное, вневремен-

ное существо, т. е. то, что мы знаем существующим, то ov, но

которое не постигаем, свойства которого не знаем, то, что мы

называем Бог. Это существо проявляется нам в телесной форме.

Мы называем жизнью, нашей жизнью, наше сознание этого су-

щества. Называем мы тоже жизнью наблюдаемое нами проявле-

ние этого существа вне нас во времени и пространстве, и называ-

ем нашей жизнью наблюдаемое другими и передаваемое нам

проявление этого существа в пространстве и времени Первое есть

истинная жизнь, второе — только проявление жизни.

2) Думал о том, что для выражения всего моего отношения к

власти недостаточны ни формы рассуждения, ни обращения, ни

89

художественного произведения, а нужна новая форма. Может

быть, я ищу ее.

3) Не могу достаточно повторять себе (и другим), что есть три

двигателя жизни человеческой: а) чувство, вытекающее из различ-

ных общений человека с другими существами; б) подражание, вну-

шение, гипноз, и в) вывод разума. На миллион поступков, совер-

шающихся вследствие первых двух двигателей, едва ли один со-

вершается на основании выводов разума. Распределение это

происходит и в каждом человеке (т. е. что человек из миллиона

поступков совершает один по разуму), и в различных людях.

25 июля 1903. Я. П.

Думал 3 вещи. Постараюсь вспомнить.

1) Обращаются к Царю, советуя ему сделать то-то и то-то для

общего блага. И я делал это. От него ждут помощи, действий, а

он сам чуть держится. Все равно, как человеку, который еле-еле

руками, зубами держится за сук над пропастью, советовать по-

мочь поднять бревно на стену.

2) Все государственники объясняют необходимость государ-

ства тем, что без государства не может (как они выражаются) достигать своих целей не только союз людей, но и отдельные

личности. То же, что сказать, что пойманная, поколениями при-

рученная, домашняя скотина не может достигать своих целей

иначе, как живя взаперти и неволе.

3) Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил в нас

потребность счастья, но Он хотел, чтобы мы все вместе были счаст-

ливы, а не отдельные люди. От того и несчастливы люди, что стре-

мятся не к общему, а к отдельному счастью. Высшее же счастье

человека — это быть любимым, и потому в человека вложено это

желанье (превратно это выражается честолюбием, тщеславием).

Для того же, чтобы быть любимым, очевидно надо самому любить.

12 августа 1903. Я. П.

Вчера разговор с Левой и Никитиным. Я излагал свое миро-

воззрение. Записать из этого разговора две вещи:

1) Изучение материи — это изучение различных пределов су-

ществ.

2) Если спор, что основа: материя или духовное существо? то

не может быть сомнения. Знание о материи мы черпаем из наше-

го представления, основанного на впечатлениях; знание же о себе, духовном существе, мы имеем полное.

9 0

20 августа.

Надо было записать кое-что, забыл.

1) Пустяки. Когда сам забыл имя и спрашиваешь у другого, этот другой заражается и тоже забывает.

2) Научить жить, пока повернешься на одной ноге: «Совер-

шенствуйся, старайся быть совершенным, как отец ваш небес-

ный». (Забыл, что еще.)

27 августа 1903. Ясн. Пол. Ночь.

Говорили о свободе воли. Мне кажется, что я точно опреде-

лил то, что мы называем свободой воли:

1) В человеческой жизни есть две области: духовная и теле-

сная. И та и другая не допускают свободы. И в той и другой все

действия и явления суть следствия причин, которые в свою оче-

редь суть следствия более отдаленных причин, и ни в той ни в

другой области не может быть явлений или поступков свобод-

ных, т. е. независимых от причин. Так что, если бы человек не

мог переводить свое сознание из области телесной в область ду-

ховную, свободы воли не было бы.

Но так как человек может выходить из области сознания телесно-

го в область сознания духовного — и даже в этом состоит сущность

жизни человеческой, — то человек свободен. Свобода его в этом

переходе из области телесной в область духовную. — Человек не

свободен в области телесной и так же не свободен в области духов-

ной. Но несвобода в области духовной не только не неприятна, не

тяжела для человека, но радостна. Эта несвобода есть подчинение

своему закону; тогда как несвобода в области телесной всегда не-

приятна и тяжела. И потому, чем полнее человек переносит свое со-

знание из области телесной в область духовную, тем он свободнее.

Завтра 28 августа 1903. Ясн. Пол. Если буду жив, мне бу-

дет 75 лет.

3 сентября 1903. Я. П.

Думал очень важное, но не додумал до конца. Возвращусь

после, а теперь запишу, как понимаю:

1) Часто смешиваю людей: дочерей, некоторых сыновей, дру-

зей, неприятных людей, так что в моем сознании не лица, а соби-

рательные духовные существа. Так что я ошибаюсь не тогда, ког-

да называю одного вместо другого, а тогда, когда считаю каждо-

го отдельным существом. Неясно. Но je m’entends

1 сам себя понимаю (фр ).

91

2) О литературе. Толки о Чехове: Разговаривая о Чехове с Ла-

заревским, уяснил себе то, что он, как Пушкин, двинул вперед

форму. И это большая заслуга. Содержания же, как у Пушкина, нет. Горькийнедоразумение. Немцы знают Горького, не зная

Поленца.

8 сентября.

Записать надо:

1) Кто не знает того, как одно чувство поверяет другое: я сижу

и вижу ящик, подвигаюсь и различаю, что это не ящик, а колпак

с лампы и стена; заплетенные пальцы чувствуют два шарика; зер-

кало; слышу колокольчики, а это индюшки; чую запах нечисто-

ты, а это яйца и т. д. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус — все

обманывает, и обман обличается переменой положений, или по-

веркой другого чувства. Стало быть все, что мы считаем суще-

ствующим, таким, каким мы его признаем, с переменой положе-

ний, с прибавлением новых чувств, с изменением их, может быть

совсем иным. В этой жизни мы скоро, в продолжение нашей жиз-

ни, исправляем ошибки чувств. Но не будет ли новая жизнь, с

изменением положений и чувств, исправлением всего заблужде-

ния этой жизни.

Вообще все, что мы знаем, мы знаем (кроме себя, своего ду-

ховного я) не непосредственно, а по впечатлениям чувств. Впе-

чатления же чувств, начиная от самых низших, могут быть более

и более совершенные, но и самые совершенные никогда не дадут

полного знания и потому всегда могут быть более и более совер-

шенны.

2) То, что мы не знаем вещей самих в себе (кроме своего ду-

ховного я), никак не доказывает того, что, кроме нас, ничего нет, и что мы ничего не можем знать. Другие существа, другие отде-

ленные от Всего сущности существуют так же, как и мы; мы зна-

ем это, соприкасаясь с ними, знаем по показанию наших чувств и

по тому, что они то же, что мы.

3) Поразительна непредвиденность людей, когда мы едим из

жадности вредное, зная, что будем страдать, поразительна и не-

предвиденность проматывающих именье, но так же удивительна

непредвиденность людей, не думающих о смерти и потому не

думающих о жизни.

92

Сегодня 6 окт. 1903. Я. П.

Записано только следующее:

1) Все наши представления, знания слагаются из двух эле-

ментов: из данного чувствами впечатления и из

Скачать:PDFTXT

в пространстве, и приписываем этому ряду продол- жение вне нашей жизни. В этом заблуждение. Заблуждение в том, что мы считаем нашу жизнь преходящею, а неизменно существу- ющим мир; тогда как