Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

того, чего мы

ожидаем и как объясняем себе впечатление.

2) Жить, действовать только для удовлетворения сейчасного

своего желания, без соображения о других существах и будущем

времени, безнравственно. Чем поступок обусловлен отношения-

ми с большим количеством существ и поставлен в зависимости

от более отдаленного времени, тем он нравственнее. Совершен-

но нравственен поступок только тогда, когда он обусловлен от-

ношением ко всему и к бесконечному времени или независим от

времени, когда он совершается во имя Бога.

Ясная Поляна. 14 ноября 1903.

В книжечке записано:

1) Когда жизнь людей безнравственна и отношения их осно-

ваны не на любви, а на эгоизме, то все технические усовершен-

ствования, увеличение власти человека над природою: пар, элек-

тричество, телеграфы, машины всякие, порох, динамиты, робу-

литы, производят впечатление опасных игрушек, которые даны в

руки детям.

2) Самое грубое представление о божестве (Бесконечном), о

будущей жизни, в каких бы грубых формах не было выражено и то

и другое, есть та высокая ступень просвещения, до которой дошло

человечество. Так что человек, знающий все науки и говорящий на

всех языках, и развивший до высшей степени тонкости свои ум-

ственные, логические способности, если он не вступил на эту сту-

пень, т. е. не имеет представления о Боге (Бесконечном) и о буду-

щей (истинной) жизни, т. е. не установил своего отношения ко

Всему, то стоит, как человек, ниже той безграмотной старухи, ко-

торая верит и в Миколу, и в Богородицу, и в батюшку Спасителя и

пр., что все вместе составляет ее представление о Боге (Бесконеч-

ном), и что после смерти душа ее пойдет по мытарствам и будет

вечно мучиться в аду или блаженствовать в Царствии Небесном.

Вторая просвещеннее первого, потому что она имеет ответ на глав-

ный вопрос жизни: отчего она живет и что ее ожидает. Первый же, имея самые хитроумные ответы на самые сложные, но неважные

вопросы из жизни, не имеет ответа на главный вопрос, свойствен-

ный разумному человеку: зачем он живет и что его ожидает?

3) Обыкновенно думают, что прогресс в увеличении знаний, в

усовершенствовании жизни, — но это не так. Прогресс только в

93

большем и большем уяснении ответов на основные вопросы жиз-

ни. Истина всегда доступна человеку. Это не может быть иначе, потому что душа человека есть божеская искра, сама истина. Дело

только в том, чтобы снять с этой искры Божьей (истины) все то, что затемняет ее. Прогресс не в увеличении истины, а в освобож-

дении ее от ее покровов. Истина приобретается как золото, не

тем, что оно приращается, а тем, что отмывается от него все то, что не золото.

4) Смерть была бы страшным нравственным мучением, если

бы она могла наступать тогда, когда человек обладает всеми сво-

ими силами. Старость и болезнь делают легким спуск к смерти.

Но даже и при насильственной смерти, от раны, задушения и

т. п., смерть не наступает мгновенно, а физические страдания под-

готовляют ее. При насильственной смерти приготовление это

только совершается быстрее.

5) Человек представляется составленным из двух существ: од-

ного телесного, которое постоянно ослабляется и идет к смерти

(JIao-Тзи прекрасно говорит, что то, что слабо и гибко, как ребе-

нок, то могущественно и полно жизни; то же, что сильно и твер-

до, то близится к смерти), так что телесная жизнь человеческая

идет, уничтожаясь от самого рождения и до смерти; но есть дру-

гая жизнь человеческая, жизнь духовная, которая идет, возрастая

от рождения сознания и до смерти. Если человек не знает этой

второй жизни, он глубоко несчастлив, он только приговоренный

к казни. Но стоит человеку сознать себя в своем духовном суще-

стве, и он видит обратное, не постоянное уничтожение, а посто-

янное возрастание того, что он считает собою.

6) Военных людей научают умирать при исполнении своих

обязанностей, и многие исполняют это — умирают с оружием в

руках. Почему же нельзя человеку-христианину, понимающему

жизнь в служении Богу, совершенствовании, нельзя умирать так-

же с оружием в руках, т. е. исполняя назначенное дело? Это тем

более можно, что чем старше становится человек или вообще

чем ближе к смерти, тем значительнее и влиятельнее его дея-

тельность. На этом и основаны всегдашние правила уважения

старых.

7) У меня записано: телоорган общения с миром. А между

тем я же говорю, что тело, как мое, так и других существ, есть

только предел моего разъединения с миром. Но предел ведь все-

гда принадлежит частью к той, частью к другой стороне того, что

он разделяет. Тело же мое и есть та внутренняя сторона моего

94

предела. Оно все составлено так, чтобы быть органом общения с

внешним миром. (Не хорошо, не ясно).

8) Я знаю только одно безгрешное и величайшее благо мира: это любовь людей, когда тебя любят. Но получить этого блага

нельзя, ища его, ища любви людей. Единственное средство полу-

чения его есть исполнение закона жизни, воли Бога, совершен-

ствования. Это величайшее благо есть то остальное, которое при-

ложится вам, если вы истинно ищете Царствия Божия.

9) Читал университетские очерки Гегидзе. Бедный, искрен-

ний юноша видит нелепость университетской науки и всей куль-

туры и ужас того разврата, которому он подпадает. В одном мес-

те, говоря о том, что делать, какую поставить себе цель в жизни, он, вперед решая, что такою целью, конечно, не может быть са-

мосовершенствование, перебирает все другие цели, и все они

не удовлетворяют его. Да простит Бог тех, которые внушили и

внушают нашим молодым поколениям, что нужна и похвальна

внешняя деятельность, а что самосовершенствование, то един-

ственное назначение человека, которое удовлетворяет всем

требованиям и его души, и всех внешних условий, именно это

самосовершенствование не только не нужно, но смешно и даже

вредно.

Бедный юноша мечется, отыскивая достойную цель жизни, и

естественно бедное, заблудшее существо останавливается на жен-

ской любви, наивно воображая, что в этой любви главное, выс-

шее назначение человека. Не имея перед собою никакой духов-

ной цели, ему естественно представляется, что то, вложенное в

животную природу человека стремление к продолжению рода, выражающееся более или менее поэтическою любовью, и есть

высшее назначение человека. Хотелось бы напечатать несколько

слов по этому поводу.

Нынче 24 нояб. 1903. Я. П.

Сейчас думал, кажется мне, что очень важное, а именно: 1) Мы знаем в себе две жизни: жизнь духовную, познавае-

мую нами внутренним сознанием, и жизнь телесную, познавае-

мую нами внешним наблюдением.

Обыкновенно люди (к которым я принадлежу), признающие

основой жизни жизнь духовную, отрицают реальность, нужность, важность изучения жизни телесной, очевидно, не могущего при-

вести ни к каким окончательным результатам. Точно так же и

люди, признающие только жизнь телесную, отрицают совершен-

95

но жизнь духовную и всякие основанные на ней выводы, отрица-

ют, как они говорят, метафизику. Мне же теперь совершенно ясно, что оба неправы, и оба знания: матерьялистическое и метафизи-

ческое имеют свое великое значение, только бы не желать делать

несоответствующие выводы из того или другого знания. Из мате-

рьялистического знания, основанного на наблюдении внешних

явлений, можно выводить научные данные, т. е. обобщения явле-

ний, но нельзя выводить никаких руководств для жизни людей, как это часто пытались делать матерьялисты, — дарвинисты, на-

пример. Из метафизических знаний, основанных на внутреннем

сознании, можно и должно выводить законы жизни человечес-

кой, — как? зачем? жить: то самое, что делают все религиозные

учения, но нельзя выводить, как это пытались многие, законы

явлений и обобщения их.

Каждый из этих двух родов знания имеет свое назначение и

свое поле деятельности.

2) Часто случается, что среди серьезного разговора, о воп-

росах духовной жизни, шутка кого-нибудь из беседующих о про-

явлении духовной жизни сразу нарушает всю важность предме-

та и переносит в другую область. Говорят, например, о душев-

ных свойствах высоконравственного человека, и вдруг

кто-нибудь вспомнит, как он пукнул в обществе, и все невольно

смеются, и весь интерес, хотя и на время, но исчезает. Шутка, циническая часто, из области духовной сразу уносит в область

телесную. (Не вышло.)

3) Две жизни, которыми живет человек, можно графически

изобразить так:

к * i

Пунктирные линии обозначают телесную жизнь: рождения, роста, остарения и смерти, уничтожения телесной жизни; чер-

ные же линии, идущие в обе стороны, обозначают вечную, ис-

тинную, неумирающую духовную общую жизнь.

Проживая свою телесную жизнь, человек раньше или позже

соприкасается с вечной жизнью, и переносит в нее свое я. Тогда

жизнь телесная уже совершается без его признания ее своим я.

96

Телесная жизнь представляется ему нереальной не только в бу-

дущем, но и в прошедшем. Как скоро человек достиг до настоя-

щей жизни, он бросает уже ненужную ему жизнь телесную. Она

была ступенью для подъема до истинной жизни и не нужна бо-

лее: она лестница. Она временна, в ней есть прошедшее и буду-

щее, так как имеет цель доступную человеку; жизнь же истин-

ная, духовная, общая, изображаемая черными, тянущимися в обе

стороны бесконечными линиями, не имеет цели доступной чело-

веку и потому для нее нет времени.

Слияние телесной жизни с вечной, достижение посредством

телесной жизни жизни вечной, иногда совершается незаметно, иногда порывами, иногда рано, иногда поздно. У меня было по-

рывом. Блаженное время. Думаю, что слияние это совершается

для каждого человека. (Вот и все. Как умел, сказал, но знаю, что

это так.)

Кажется, SO н. 1903. Я. П.

Записать надо две вещи:

1) Как-то на днях ночью, в постели, стал думать о жизни, о

Боге, и смысл жизни и Бог перестали быть ясны, и нашел ужас

сомнения. Стало жутко. Сердце сжалось. Но продолжалось не-

долго. Главный ужас был в сомнении, в том, что нельзя молить-

ся, что никто не услышит, что ничто не обязательно. Не страх

смерти, а страх бессмысленности. Продолжалось недолго. Пер-

вая звездочка просвета зажглась в том, что всегда в основе всего: от Кого, от Чего изшел, к тому иду и приду. Потом просветлело

сознание того, чего хочет от меня сила, пославшая меня, и стало

легко, сомнение исчезло. Это было скорее физическое затемне-

ние, в котором важно знать, что это физическое, некий сон, сон

высших духовных сил. И в эти минуты не спрашивать, а ждать.

(Дурно описал весь процесс сомнения и избавления от него, а

чувствовал очень сильно.)

2) Я прежде думал, что сущность жизни человека состоит в

все большем и большем расширении пределов. Но это неверно, не может быть. В чем сущность жизни, не дано нам знать. Одно, что мы знаем, это то, что все совершенствование человека состо-

ит в наибольшем слиянии с непостижимой для него вечной жиз-

нью; в все большем и большем слиянии своей линии жизни с

теми двумя параллельными бесконечными линиями, которые вле-

кут его к себе.

97

7 Зак 3160

Идеальная жизнь такая.

(Бестолково, но мне нужно).

3) Третьего дня видел во сне, что я сочиняю комический по

форме рассказ крестьянина, набравшегося непонятных слов, но

рассказ трогательный. И было очень хорошо. Вообще всю ночь

была особенно оживленная деятельность мозга: представил себе

еще три народные типа: одинсилач, богатырь, медлитель, но

подверженный припадкам бешенства, где делается зверем. Дру-

гой — болтун, хвастун, поэт, нежный и самоотверженный мину-

тами. Третийэгоист, но изящный, привлекательный, дарови-

тый и бабник.

19 дек. 1903. Я П.

Записано в книжечке кое-что:

1) Читал Macdonald’a о развитии религиозного чувства в жи-

вотных, в губке даже. Написал об этом Черткову. Ошибка в том, что он ту иллюзию чего-то реального, которую мы испытываем, глядя в пространство

Скачать:PDFTXT

того, чего мы ожидаем и как объясняем себе впечатление. 2) Жить, действовать только для удовлетворения сейчасного своего желания, без соображения о других существах и будущем времени, безнравственно. Чем поступок обусловлен