Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

же свободно, как и

всегда. Это второе. Третье доказательство того, что это есть назначе-

ние человека, то, что для человека, сознательно поставившего себе

эту деятельность целью, исчезает все то, что мы называем злом, или, скорее, претворяется в добро. Гонения, оскорбления, нужда, теле-

сные страдания, болезни свои и близких людей, смерти друзей и

своя, все это такой человек принимает как то, что не только должно

быть, но что нужно ему для его совершенствования.

Притча о талантах говорит это самое. Жизнь есть увеличение

своей души, и благо не в том, какая душа, а в том, насколько че-

ловек увеличил, расширил, усовершенствовал ее. Зачем это? Ник-

то не знает и не может знать. Но что это есть, это мы все, если не

знаем, то смутно чувствуем и можем знать.

2) Буридан в доказательство несвободы воли приводил вооб-

ражаемый пример осла, который умер бы с голода между двумя

привязанными перед ним на равном расстоянии вязанками сена, потому что у него не было бы мотива начать одну или другую. В

таком положении был бы человек, когда потребности и страсти

его молчат. Рассуждение о том, какой поступок доставит ему боль-

ше выгоды, никогда бы не могло руководить человеком, потому

что соображений о последствиях поступка может быть бесчис-

ленное количество самых разных и противуположных. Когда че-

ловек не руководим желанием удовлетворения потребности или

страсти, мотивом его поступка не может быть рассуждение, ко-

159

торое всегда может противоречить само себе. Выход из этого по-

ложения нерешительности дает только чувство справедливости.

3) Всякое приобретенное знание не принадлежит тому, кто

усвоил его, а всем тем, кому оно может быть нужно. Этому есте-

ственно следуют все владеющие знанием (всегда есть потребность

сообщить его) и те, которые ищут его. Противодействуют этому

общению только те, дела которых совершаются во мраке.

4) Жизнь в смысле внутреннего сознания жизни каждым от-

дельным человеком и свобода в смысле возможности для челове-

ка избирать и совершать поступки по своей воле суть понятия

почти однозначащая: жизнь совершается только в настоящем; настоящее же вне времени. Свобода же есть возможность совер-

шения поступков вне условий времени.

5) Смерть есть прекращение того сознания жизни, которое я

испытываю теперь. Сознание прекращается, это я вижу на уми-

рающих; но что делается с тем, что сознавало? Этого я не знаю и

не могу знать.

6) Жизнь наша представляется нам расширением, увеличением

сознания. Но ведь это представляется нам только потому, что мы

живем во времени. Вне времени, для существа, которое вне време-

ни, нет и не может быть увеличения, расширения, движения

7) Если даже мирские радости и бедствия, которые могут по-

стигнуть человека, одинаковы для добродетельного, самоотвержен-

ною и порочного, себялюбивого человека (хотя это не так, и для

добродетельного всегда вероятней больше радостей и меньше бед-

ствий), то все-таки добродетельный человек всегда будет в бары-

шах, так как будет испытывать то особенное внутреннее благо, ко-

торое дает добрая жизнь, благо, которого лишен человек порочный.

8) Для того, чтобы жить свободно, надо жить только в настоя-

щем. Но нельзя жить только настоящим. Деятельность настояще-

го обусловливается прошедшим и будущим. Это справедливо, но

справедливо только по отношению деятельности, направленной на

других. Наилучшая, святая жизнь человека была бы такая, в кото-

рой он всю свою мирскую деятельность, обусловленную прошед-

шим и будущим, направлял бы на служение людям; свою же ду-

ховную деятельность направлял бы только на служение Богу, сво-

ей душе в настоящем. (Дурно выразил, но правда и хорошо.) 9) Награды и наказания за гробом в вечности и в несуществую-

щем месте—в аду это только грубое выражение того, что награды и

наказания совершаются вне времени, т. е. в нашем вневременном

сознании, и вне пространства, т. е. в нашем духовном существе.

160

10) «Любовь, также требования любви есть сознание люб-

ви». Так у меня записано в ночной книжечке. Не могу восста-

новить значения. Значение такое: то, что нам хорошо, когда

мы любим и когда нас любят, значит то, что сущность нашей

жизни — любовь.

11) Надо помириться с тайной, окружающей нас, признать

непроницаемость ее и знать, где остановиться в постановке воп-

росов и в ответах на них.

12) Одинаково ошибочно не отвечать на вопросы метафизи-

ческие, как и отвечать на все.

13) Мы можем знать о нашей жизни, назначении и смысле ее

ровно, сколько это нам нужно для нашего блага.

14) Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы счита-

ем их злыми потому, что не любим их.

15) Пространство есть способность представлять себе тела, и прежде всего свое собственное тело, как нечто матерьяльное, тогда как оно есть только предел, отделяющий меня от всего ос-

тального. (Нехорошо.)

16) В человеке есть твердое сознание того, что он всегда был —

и даже не всегда был (время), а что никогда не было того, чтобы

его не было. Вот это-то сознание, сознание сознания, я думаю, есть то, что не может исчезнуть.

17) По мере продления жизни, и в особенности доброй жиз-

ни, ослабевает значение времени и интерес вопроса: о том, что

будет? Чем старше, тем быстрее идет время, т. е. становится

меньше, и тем неинтереснее вопрос, что будет после прибли-

жающейся смерти. Меньше смысл, значение: «будет» и боль-

ше то, что «есть».

18) В старости, как и в сновидениях, лица, места, времена

сливаются в одно: братья в сыновей, друзья друг в друга: помнятся

не лица, а мое отношение к ним. Если отношение одно, то лица

сливаются. То же с местами и временами. В смерти все сольется

в одно. Что будет это одно?

19) Французская большая революция провозгласила несом-

ненные истины, но все они стали ложью, когда стали вводиться

насилием.

20) Если ты веришь в бессмертие, то не думай о времени. Бес-

смертие во времени значит вечная, бесконечная жизнь — а это

бессмыслица.

21) Какое бы то ни было бессмертие, оно не в вечности, не во

времени.

161

И Зак 3160

22) Спрашивают, зачем умирают дети, молодые, которые мало

жили. Почем вы знаете, что они мало жили»? Ведь это ваша гру-

бая мерка временем, а жизнь меряется не временем. Все равно, что сказать: зачем это изречение, эта поэма, эта картина, это му-

зыкальное произведение такие коротенькие, за что их оборвали

и не растянули до величины самых больших речей, картин, пьес7

Как к значению (величине) произведений мудрости, поэзии не-

приложима мерка длины, так и к жизни. Почему вы знаете, какой

внутренний рост совершила эта душа в свой короткий срок и ка-

кое воздействие она имела на других.

Духовную жизнь нельзя мерить телесной меркой.

23) Мы не можем понимать жизнь иначе, как движение во

времени, как движение к благу. А жизнь для Бога есть просто

жизньжизнь благо.

24) Бог есть икс (х); но хотя значение икса и не известно нам, без икса нельзя не только решать, но и составить никакого урав-

нения. А жизнь есть решение уравнения.

25) Сколько есть людей, всем недовольных, все осуждающих, которым хочется сказать: подумайте, неужели вы только затем

живете, чтобы понять нелепость жизни, осудить ее, посердиться

и умереть. Не может этого быть. Подумайте. Не сердиться вам

надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, кото-

рое вы видите.

5 нояб. 1904 Я П

Людям дурно жить от того, что они не только не сознают свое

истинное положение в мире, но представляют себе это положение

совсем не тем, что оно есть. Люди думают, что они живут телесно

в этом мире, а между тем они не живут в нем, а только проходят

через него. Живут люди духовно вне времени и пространства; жизнь

же в этом мире есть только исполнение известного назначения

Сравнить заблуждение человека, думающего, что вся его жизнь

жизнь здесь, можно с тем, что если бы человек

5 ноября начал это. А нынче 21 н 1904 Я. П и жалею, что

недописал. Записать надо:

1) Если только помнить то состояние не жизни, из которого я

вышел и к которому иду, то как не ценить всех тех благ, которы-

ми полна эта жизнь. Человек утопающий, всегда утопающий, не

знающий другого состояния, вынырнул на мгновение в послед-

ний раз и недоволен тем состоянием, которое он испытывал. По-

162

мни всегда все то, что не только угрожает, но свойственно тебе-

разрушение, страдания, смерти близких, своя смерть, и ты бу-

дешь ценить всякий час свободный от всего этого, и радость жизни

будет самое естественное твое чувство.

2) Когда мы жалеем, сострадаем, мы жалеем не потому, что

страдающему сделали больно, а потому, что тот, кто делает боль-

но другому, нарушает то единение, которое должно быть между

людьми. Когда злодей мучает другого, мы только по недоразуме-

нию говорим и нам кажется, что мы жалеем страдающего: мы

жалеем — жалеем в форме возмущения — обидчика.

Когда сумашедший рвется и бьет — и больно — сторожей, мы

не жалеем сторожей, но сумашедшеш. В этом случае нам ясно, кто

настоящий страдалец, кто делает и потому терпит зло. Когда стра-

дает за правду мученик, мы не жалеем его, нам ясно, что не зло, а

добро постигло мученика, и только по недоразумению негодуем

на мучителей, хотя они должны бы были вызывать нашу жалость

Сущность дела в том, что человек только сам себе может сде-

лать зло, но не может сделать его другому. Происходит это от

того, что человек в жизни застрахован, навсегда обеспечен от

внешнего зла: обеспечен тем, что благо человека, составляющее

в этой жизни соединение из блага телесного и блага духовного, всегда и во всех людях количественно одно и то же, не может ни

увеличиваться, ни уменьшаться соответственно мировоззрению

человека (о том, что я разумею под словами: соответственно ми-

ровоззрению человека, я скажу после).

Отношение добра духовного и матерьяльного можно сравнить

с весами. Мировоззрение человека, более высокое или низкое, можно сравнить с той точкой опоры, на которой серединой своей

лежит коромысло весов. На одном плече коромысла духовное, а

на другом — матерьяльное благо. Чем больше человек лишается

матерьяльных благ: обеспеченья, власти, славы, силы, здоровья, друзей, чем ниже спускается плечо матерьяльных благ, тем ров-

но на тот же самый угол, на который спустили, поднимается пле-

чо духовных благ: преданности воле Бога, благорасположения к

людям, смирения, покорности, терпения, серьезности мысли, бес-

страшия смерти. Степени мировоззрения определяют более вы-

сокую или низкую точку опоры коромысла. Большая или мень-

шая чуткость человека определяется длиною плеч коромысла, но

где бы оно ни было утверждено и какова бы ни была его длина, 163

закон возмездия духовными благами за потерю матерьяльных

остается неизменным. И потому человек не может испытывать

абсолютного зла: он может подвергнуться злу матерьяльному, но

благо духовное всегда в равной мере вознаграждает за потерю. И

один человек также не может быть ни счастливее ни несчастнее

другого, как на ровной плоскости озера не может из воды соста-

виться ни бугра ни ямы. А потому и один человек не может сде-

лать зла другому; и когда нам кажется, что человек делает зло

другому, мы ошибаемся: мы видим, что совершается зло, но от-

носим зло не к тому, кого оно постигает. Зло может сделать чело-

век только сам себе, а не другому. И такое зло делает себе чело-

век или люди, когда они хотят сделать зло другим. —

Зло и

Скачать:PDFTXT

же свободно, как и всегда. Это второе. Третье доказательство того, что это есть назначе- ние человека, то, что для человека, сознательно поставившего себе эту деятельность целью, исчезает все то, что