Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

добро человека состоит в большем или меньшем совер-

шенстве, в большем или меньшем приближении к Богу. Это при-

ближение можно, продолжая сравнение, уподобить подъему или

опусканию точки опоры коромысла. Желающий делать зло дру-

гому, зло матерьяльное (так как другого никто сделать не может), для того, чтобы достигнуть своей цели, должен спустить плечо

коромысла матерьяльных благ того человека, которому он хочет

сделать зло. Для этого он должен спустить свою точку опоры.

Так что, спустив матерьяльное плечо коромысла того человека, которому он хочет сделать зло, он поднимает его духовную силу

и не вредит ему, себе же вредит, спускаясь на низшую степень

миросозерцания.

И потому жалеем мы бессознательно не тех, кому хотят де-

лать зло, а тех, которые хотят этого.

В сущности, все верующие в доброго Бога не могут не

верить в то, что в мире нет зла и, главное, что ни один человек

не может сделать зла другому. Я не мог бы ни верить в Бога, ни жить в таком мире, где Нерон, Екатерина, глупый Николай

могут делать несчастия людей. Этого не может быть. А если

есть, то нет ни разума, ни Бога. —

Но скажут: мы видим людей, которым несчастия матерь-

яльные не придают никакого духовного блага, напротив, они

еще больше раздражаются и теряют последние духовные бла-

га. Я думаю, что это неправда и что нам только кажется, пото-

му что мы не знаем того, что происходит в душах этих людей; 164

не знаем того, что было прежде несчастий в их душах, не мо-

жем себе представить того мрака, в котором жила эта душа.

Что бы ни говорил человек, пораженный несчастьем, всякое

матерьяльное зло заставляет человека спокойнее, доверчивее, разумнее отнестись к неизбежной смерти.

3) Третьего дня ночью испытал сиротливое чувство, сознав

себя удаленным от Бога, с прерванным с Ним общением. Ему не

нужно. А я не могу без Него. Как ни глупо, неосновательно, мла-

денческо мое отношение к Нему, а оно нужно мне. Нужно на из-

вестной глубине или высоте сознания.

Говорят: можно обойтись без Бога. Разумеется, можно тому, кто не дорос до потребности общения с Ним. Я обходился боль-

шую половину жизни. И теперь не нуждаюсь в Нем, когда живу

животной жизнью. Всякий из нас несомненно знает, когда он

физически наиболее здоров. Также знает всякий думающий че-

ловек, когда он наиболее здоров духовно. Вот в эти-то минуты

духовного здоровья нельзя обходиться без Бога.

Нынче 24 н. 1904. Я. П.

Записать:

1) (старое). Как ни странно это может казаться, несомнен-

но то, что только в том, что называлось ересями, проявлялось

и двигалось, т. е. уяснялось, становилось доступно христиан-

ство. Ереси могли быть нехристианские, ошибочные, но не-

сомненно то, что учения, признававшиеся государственной, организованной религией: католичество, православие, люте-

ранство, не были христианством.

2) То, что в числе иллюзий самые обыкновенные: жалеть жерт-

вы, а не мучителей, быть недовольным миром, когда недоволен

собой, бояться будущего, когда боишься прошедшего. (Сплю и

потому неясно выражаюсь.)

3) Вижу сон, что мне проснуться в 5 часов, и просыпаюсь, гляжу на часы и вижу, что 5 часов. Все это во сне. Но потом дей-

ствительно просыпаюсь и вижу, что ровно 5 часов. Это значит то, что, когда я проснулся и увидал, что 5 часов, я вообразил, что

видел сон о том, что проснулся ровно в 5. Для сновидений нет

времени, потому что нет видимых движений других существ, ко-

торые составляют время. (Все неясно.)

165

I дек. 1904. Я П

Записать надо:

1) Существующий строй до такой степени в основах своих

противоречит сознанию общества, что он не может быть исправ-

лен, если оставить его основы, так же, как нельзя исправить сте-

ны дома, в котором садится фундамент. Нужно весь, с самого низа, перестроить. Нельзя исправить существующий строй с безумным

богатством и излишеством одних и бедностью и лишениями масс, с правом земельной собственности, наложения государственных

податей, территорьяльными захватами государств, патриотизмом, милитаризмом, заведомо ложной религией, усиленно поддержи-

ваемой. Нельзя всего этого исправить конституциями, всеобщей

подачей голосов, пенсией рабочим, отделением государства от

церкви и тому подобными пальятивами.

2) Люди…. (Не могу толково писать.)

Ars longa, vita brevis’. (Иногда жалко. Так многое хочется ска-

зать.)

7 дек. 1904. Я П.

Ничего не работается. Живу радостно. Особенно сильно чув-

ствую временность жизни служения, и хорошо. Начал Изложе-

ние веры и делаю кое-что для Круга Чтения.

II декабря 1904. Я. П.

Записать надо:

1) Люди говорят, что они своей деятельностью хотят служить

человечеству, его развитию, как будто они могут знать, что в этом

бесконечно сложном процессе совершенствования человечества, что и как содействует и что препятствует этому развитию. Для

того, чтобы не ошибаться и действительно наверное содейство-

вать этому всеобщему совершенствованию, человек может де-

лать только одно: сам совершенствоваться, стараться быть совер-

шенным, как Отец Небесный.

2) Пришло в голову (не помню, писал ли это прежде), что все

то, что мы называем жизнью, есть процесс пробуждения, т. е.

перехода из одного сознания в другое. Многое говорит за это.

Наши теперешние сновидения — это образцы жизни без време-

ни и пространства. Теперешняя же жизнь с временем и простран-

ством есть исключительное состояние. Время и пространство

1 Искусство продолжительно, жизнь коротка (лат)

166

это условия сна. Они тускнеют при пробуждении. То, что я теперь

чувствую, приближаясь к смерти, очень похоже на пробуждение. Сно-

видения становятся все разумнее и яснее, и вот-вот откроется насто-

ящее состояние бдения (или другого, высшего сна).

3) Гулял с Илюшком и после его нехороших рассказов попы-

тался передать ему религиозное, с сознанием приближения к смер-

ти, понимание жизни. Он не принял, и я усумнился, не есть ли

это плодотворное сознание близости смерти и движения к ней

свойство только старости? Вопрос. —

4) Церковь, чтобы придать себе несвойственную ей силу, при-

знала за собой внешнюю непогрешимость. И это-то признание и

губит ее теперь. Будучи непогрешима, она не может каяться и по-

тому несет на себе все свои грехи (казни, обманы, ложь) и, чтобы

скрыть их, влезает в еще большие грехи и лжи и путается в них.

5) В нравственном мире очень обыкновенны недоразумения, по которым причины принимаются за следствия и следствия за

причины: самое обыкновенное видеть, как люди думают искрен-

но, что они недовольны миром, когда они только недовольны со-

бой; или жалеют жертвы жестокостей людских, когда в сущнос-

ти достойны жалости и жалки мучители, а не жертвы; или люди

думают, что они боятся за будущее, а они только боятся, недо-

вольны прошедшим. И еще много есть таких обманов.

6) Много раз говорено, но всегда поражает прямо противупо-

ложное истине суждение большинства об истинной вере и ере-

сях. Везде может быть истинное религиозное чувство, но только

не в соединенной с государственным насилием церкви.

7) Врачебная наука и практика составляет так же, как пьян-

ство, милитаризм, роскошь и угнетение рабочих, одно из вели-

чайших бедствий нашего времени и одного со всеми другими

бедствиями происхождения: именно, отсутствия религии, т. е. при-

знания своего положения в мире. Основа разумного (религиозно-

го) понимания жизни есть memento m o r i п а м я т ь о смерти, — не

столько память, сколько понимание краткости и убегаемости

жизни. Врачебная же наука должна смотреть только на жизнь, отыскивая средства продлить ее. И этот взгляд усваивается тол-

пой. Кончается же тем, что продлить жизнь медицина не дости-

гает, а достигает только того, что портит жизнь, лишая ее разум-

ного понимания; не говорю уже о нравственных ужасах страха

зараз и нелепых теорий заразительных бактерий.

1 помни о смерти (лат )

167

8) Разницы между людьми в телесном отношении очень мало, почти нет; в духовном огромная, неизмеримая.

9) Величие земных благ, которыми пользуется человек, со-

размерно тем злодеяниям, которые он совершил и совершает.

Нерон, Екатерина, Орловы, Наполеон, Рокфелеры и т. п.

10) Всякое страдание может быть преодолено духовной си-

лой, потому что страдание имеет предел, духовная же сила бес-

предельна.

11) Меня часто поражает та уверенность, с которой люди, же-

лающие считаться христианами, отрицают закон непротивления

злу насилием, тогда как без этого закона все христианство рассы-

пается, как машинка, из которой вынута пружина, державшая все

вместе. Закон непротивления есть только применение к жизни за-

кона: не убий. Если только допустить право защиты силой от наси-

лия, то нельзя уже запретить убийство. «Он хотел убить меня или

другого». «Он собирался убить меня или другого, надо остановить

его, и нет другого средства, кроме насилия». Стоит допустить это, и убийство разрешено. Все заповеди Христа суть только приложе-

ние к жизни заповеди не убий: 1) не гневайся, 2) не прелюбодей-

ствуй, 3) не клянись, 4) не противься, 5) люби врагов….

Все это видел во сне. —

Стал опять не в обычное время, а среди дня, ночи молиться, призывать Бога, просить Его. И мне это хорошо очень. Знаю, что

я верчусь с землею, а не свод небесный с звездами, а все-таки

записываю движения звезд. Знаю, что Он не личность, да я лич-

ность, и как в астрономии, так и тут знаю, что не ошибусь. И

делаю открытия. Мне очень хорошо.

22 декабря 1904. Я. П.

Записать надо многое, главное, то радостное, твердое, ясное, почти всегда любовное состояние, в котором нахожусь. Вот уж

именно: откуда мне сие? За что, при моей гадкой жизни, так мно-

го счастья?

1) Бог отвечает только тому, кто говорит с ним наедине. Нельзя

рассказать другому своего отношения к Богу. Как только тайна

нарушена, прекращается отношение.

2) Есть люди, которые пользуются религией для честолюбия, корысти, властолюбия, но есть и такие, которые пользуются ею

для забавы, для игры. Эти ужасны.

3) То значение, которое в наше время приписывается молодежи

и женщинам, происходит от того, что старые мущины не знают, 168

что хорошо, что дурно. Молодежь и женщины, по своей горячно-

сти и легкомыслию, думают, что знают. Старики и рады верить им.

4) Есть только два способа совместной согласной жизни лю-

дей: повиновение одному или нескольким распорядителям под

страхом насилия или свободное соглашение людей, не исключа-

ющее и распорядителей, когда это нужно, но без права насилия.

5) Только начинаешь по-настоящему жить в старости, когда

улеглись страсти, освободилась естественная любовь ко всем и

уяснился смысл, значение жизни, не нарушаемое смертью.

6) Казалось ясно, когда думал на прогулке; боюсь, что не вый-

дет так же ясно в записи:

<Если бы я не был ограничен пределом пространства, то не было бы вещества, и я был бы все, и не было бы жизни.> Так и

есть. Не выходит.

<Я есмь движениерасширениерост. Если бы не было пределов моего я, не было бы вещества, — а не было бы веще- ства, не было бы движения. Я был бы все, и некуда бы было дви- гаться. Точно так же, если бы не было пределов моего движения, некуда было бы двигаться. И точно так же, не было бы пределов вещества, я был бы все, и движенья не было бы>. Ничего не выш-

ло, а было что-то.

6) Жизнь, которую я сознаю, есть прохождение духовной нео-

граниченной (божественной) сущности через ограниченное пре-

делами вещество. Это верно.

7) Если бы вещество, через которое проходит божественная

сущность, было не ограничено пределами, божественная сущность

была бы во всем, и не было бы вещества,

Скачать:PDFTXT

добро человека состоит в большем или меньшем совер- шенстве, в большем или меньшем приближении к Богу. Это при- ближение можно, продолжая сравнение, уподобить подъему или опусканию точки опоры коромысла. Желающий