Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

благо есть его на-

значение). И потому человек не может сам на себя воздействовать.

Только другие могут воздействовать на него, и он может воздей-

ствовать на других в области духовной. Воздействие в области ду-

ховной состоит в воссоединении себя со Всем. Чтобы воздейство-

вать на другого, надо только помогать ему выйти из своего одино-

чества и соединиться со всем духовным миром прошедшим, настоящим и будущим. (Соединение с будущим есть то, что мы

называем идеалом.) Самому же надо укрепляться этим единением.

5) Говорят о нечестности крестьян, о лживости, воровстве.

Это-то и ужасно. Ужасно то, что мы, те, которые ограбили и гра-

бим крестьян, — мы виноваты в этом. Какой честности, правди-

вости требовать от человека по отношению к разбойникам, кото-

рые ограбили и захватили его?

6) Карляйль говорит, что деятельность, труд для человека, для

того, чтобы он мог совершенствоваться, так же необходим, как

то, чтобы глина, из которой горшечник делает горшки, вертелась

бы. Верчение не есть труд только, есть возникшее духовное со-

знание. (Не вышло, было что-то ясное.)

7) Стареясь, жалко молодых радостей: веселья, дружбы, люб-

ви…. И не нужно лишаться их. Стареешься, живи этими радос-

тями в молодых, переносясь в них, любя их, руководя ими.

8) Один смысл жизни: благо. Жизнь подразделена затем, что-

бы всякое отделенное существо испытывало благо, радовалось

бы. Благо разумного существа человека только тогда благо, когда

оно благо всех. (Плохо, а так.)

9) Как мы не знаем жизнь трудового народа! Не знаем всех

тех жертв жизнями, которые они несут ради своего труда. Все это

я думал, глядя на то, как откапывали засыпанного Семена Влади-

мирова. Самопожертвование, радость самопожертвования — вид-

на в Алексее Жидкове, Герасиме. Удивительно. Надо бы выяс-

нить это людям.

10) Чем больше занят собою, своей душою, тем меньше занят

внешним миром, и тем больше добра вносишь в мир. И наоборот.

11) Жизнь есть расширение, углубление духовного сознания.

Все, что мы считаем злом, содействует этому.

12) При смерти уничтожается отделенность и потому прекра-

щается сознание и движения и телесности.

191

13) Совершенствование есть сама жизнь: расширение сознания.

Радостно сознавать его. А ни остановить ни подогнать его нельзя.

14) Очень важное• Полезно заниматься особым родом мо-

литвы. В мыслях перебирать людей нелюбимых, вникая в их душу

и думая о них с любовью. У меня длинный список такого поми-

нания. И у всех есть. Это очень полезно.

(Вот эта мысль не моя, я бы не мог выдумать ее, а она пришла

мне неизвестно откуда, и я могу и должен пользоваться ею, так

же как и те, которым я сообщу ее.)

15) Очень хочется вложить в Илюшин рассказ свою исповедь

и откровение о мужиках. А то не успею.

16) Мне кажется, что есть день один и другой, утро, вечер, ночь, год один и другой, весна, лето, зима, что есть Фоканов Ми-

хайла — дед, Тарас — отец, Петр — сын и его сын, а все это так

кажется только от того, что я отделен и не могу видеть всего сра-

зу; а это все есть, все в одном.

(Вроде сумашествия.)

17) Подходят к двери шаги. Я спрашиваю: Кто там? Отвеча-

ют: Я. — Кто я? — Да я, — с удивлением, что можно об этом

спрашивать. Это мальчик крестьянский. Он знает, что на свете

есть только его я. То я, которое во всем. Я же спрашиваю: о том

окошке, через которое смотрит я.

18) Хотел сказать, что без самоотвержения ничто важное, су-

щественное не совершается. Но это неправда. Надо сказать, что

без готовности отдать свою жизнь ничто настоящее не соверша-

ется. «И кто погубит душу, тот»

19) Ничто не может быть признано причиной чего-либо. При-

чины всего бесконечно разнообразны и отдаленны и необъяснимы.

6 июня 1905. Я. П.

Записать надо:

1) Я чувствую, что только начинаю быть похожим на челове-

ка, только грубо оболванен. Это не доказывает того, чтобы я, на-

чатый я непременно продолжал жить, но значит то, что для чего-

то это делается, хоть для того, чтобы мне испытывать эту радость

совершенствования.

2) Полный человек, каким он должен быть, это человек рели-

гиозный. Человек без религии — животный, только возможность

человека. Таковы дети, таковы некоторые и 50-летние люди.

3) Часто смотрю на жизнь совсем со стороны, как будто не

участвуя в ней. И только при этом взгляде видишь ее правильно.

192

4) Чем старше я становлюсь, тем воспоминания мои становят-

ся живее. И удивительно, вспоминаю только радостное, доброе, и

наслаждаюсь воспоминанием не меньше, иногда больше, чем на-

слаждался действительностью. Что это значит? То, что ничто не

проходит, ничто не будет, а все есть. И чем больше открывается

жизнь, тем резче выделяется доброе, истинное от дурного, ложного.

5) Пропасть народа, все нарядные, едят, пьют, требуют. Слу-

ги бегают, исполняют. И мне все мучительнее и мучительнее и

труднее и труднее участвовать и не осуждать.

6) Аналогия церкви и науки подтверждается во всем: также

не доказывают, не объясняют, не вникают в несогласное, а утвер-

ждают, не слушают и сердятся.

7) Глядя на все явления мира, в особенности на деятельнос-

ти, жизни людей, вижу, как понемногу вместе со мной освобож-

даются от отделенности, расширяются существа, стоящие на раз-

личных ступенях. В этом жизнь. И это надо помнить, и тогда не

будешь сердиться и негодовать.

8) Меня сравнивают с Руссо. Я много обязан Руссо и люблю

его, но есть большая разница. Разница та, что Руссо отрицает вся-

кую цивилизацию, я же отрицаю лжехристианскую. То, что на-

зывают цивилизацией, есть рост человечества. Рост необходим, нельзя про него говорить, хорошо ли это или дурно. Это есть, —

в нем жизнь. Как рост дерева. Но сук или силы жизни, растущие

в суку, неправы, вредны, если они поглощают всю силу роста.

Это с нашей лжецивилизацией.

9) Если гуляют и топчут хороший луг, я жалею, но не него-

дую, но когда под видом блага народа, любви к нему, в сущнос-

ти же из корысти, славы людской и самых разнообразных це-

лей, всковыривают луг и засевают абсянтом или портят, и он

зарастает полынью, я не могу не негодовать. Знаю, что дурно, но не могу не негодовать против самодовольных либералжизнь, ослабляя твое тело и его страсти, помогает тебе. От этого бессознательно всегда хо- чется вперед — уйти из тела, из движенья: из отделенности. По- ложи свою жизнь в расширении духовном, и болезни, старость, всякие телесные невзгоды, смерть будут благом. 11) Кажется, что ослабеваешь, стареешься, умираешь, а это — крепнешь, растешь, рождаешься. 12) Уговаривать нельзя, можно только помогать вступить во всемирную духовную жизнь: соединиться с Богом. 193 13 Зак 3160 13) Ты только передаточное орудие, через которое действует сила божия. Твое дело только в том, чтобы держать в порядке орудиесебя, свою душу. 14) Я орудие, которым работает Бог. Мое благо истинное в том, чтобы участвовать в Его работе. Участвовать же в Его рабо- те я могу только тем, чтобы держать в порядке, чистоте, остроте, правильности то орудие, которое дано мне. — 15) Не заниматься собой, а работать внешнюю работу, кото- рую я считаю нужной, все равно, что рубить тупым топором. Толь- ко испортишь топор и размочалишь и расщеплешь то, что ру- бишь, а ничего не сделаешь, не построишь. Только когда один, в тишине, т. е. в общении с тем Богом, который в тебе, поднимаешься на ту высоту, на которой был и можешь быть. С людьми сейчас спускаешься. Я испытывал это с Чертковым. Уж как он мне близок, а как только я не один, я толь- ко '/юо себя. Все должны испытывать это. 12 июня 1905. Я. П. Записать надо: 1) Человек не может не быть прав, когда он утверждает себя, свое божественное я, но когда он с уверенностью правоты, свой- ственной божественному я, утверждает свое животное, или тщес- лавное, честолюбивое, исключительное я, тогда он ужасен. В этом основа самоуверенности. 2) Зачем? я не знаю, но знаю несомненно, что мне свойствен- но стремиться к благу, определяя благо и достигая его теми сред- ствами, которые даны мне. Ребенком я кричу, плачу, ласкаюсь, чтобы получить желаемое; юношей, мужем прилаживаюсь, бо- рюсь, тружусь, и только старцем вижу, что благо только в служе- нии Богу. И это так. И это можно бы знать теоретически. В этом преподавание религии. 18 июня 1905. Я. П. Записать надо несколько, кажущихся мне важными, вещей. 1) (КСилоамской башне). Это разгром нерусского войска ифлота, не русского государства, но разгром всей лжехристианской циви- лизации. Чувствую, сознаю и понимаю это с величайшей яснос- тью. Как бы хорошо было суметь ясно и сильно выразить это. — Разгром этот начался давно: в борьбе денежной, в борьбе успе- ха в так называемой научной и художественной деятельности, в которой евреи нехристиане побили всех христиан во всех государ- 194 ствах и вызвали к себе всеобщую зависть и ненависть. Теперь это самое сделали в военном деле, в деле грубой силы японцы, пока- зав самым очевидным образом то, к чему не должны стремиться христиане, в чем они никогда не успеют, в чем всегда будут побеж- дены нехристианами: в праздном знании том, что называется нау- кой, в доставляющих удовольствие забавах, «pflichtloser Genuss» и в средствах насилия. — История совершает обучение христиан отрицательным путем: показывает им, чего они не должны делать, на что не должны устремлять свои силы. 2) Движение религиозное к большему свету -— правде и доб- ру есть результат всех сложных деятельностей людских: и эко- номической, и политической, и художественной, и научной. Слож- ная, огромная работа совершается только для того, чтобы произ- вести очень небольшой шаг в религиозном сознании. Подобно тому, как для передвижения великой тяжести работают сложные колеса, рычаги, пробегая тысячи сажен в своем вращении для того, чтобы на дюйм подвинуть тяжесть. 3) Иногда и все чаще бывает время, что желаешь смерти. Это дурно. Желать смерти — явное неповиновение Богу. Уже потому нельзя желать смерти, что вся твоя жизнь, может быть, была нужна для того часа, который должен был наступить, а ты лишил себя этого часа. 4) Читал записки сектанта Мироненка. Очень даровитый и религиозный человек. Прекрасны сравнения, прекрасное пони- мание и применение текстов Священного писания. Но тут же я заметил, как опасно говорить о религиозных предметах образно, сравнениями, в связи с текстами, приподнято и неясно. Для обсуждения и выражения религиозных предметов нужно еще больше точности, чем в математике. 5) Записано так: Жизнь своим общением увеличивает внутрен- нее содержание духовного существа. В этом расширение. Надо же сказать так: чем больше раскрывается свое существо, жизнь, тем больше общения с существами мира. (Не важно и не ясно.) 6) Записано: радоваться только на увеличение мудрости и любви и радость жизни. Не понимаю, не помню. Жалко. 7) Так как я — отделенное существо, то не могу видеть, чув- ствовать, сознавать Всего. (Не вышло.) 8) (Очень важное, нужное, радостное). Меня долго смущала мысль о том, что желание любви людей, существ, даже будущих ! наслаждение, чуждое долгу (нем). 195 людей так сильно, естественно, так кажется хорошо, дает так мно- го хороших, чистых радостей, что, казалось бы, должно быть хо- рошо, а между тем высшее состояние духовного человека — то, когда он живет только для Бога, не заботясь о славе людской, пре- зирая ее. И

Скачать:PDFTXT

благо есть его на- значение). И потому человек не может сам на себя воздействовать. Только другие могут воздействовать на него, и он может воздей- ствовать на других в области духовной.