жизнь, или
бельгиец, американец, посредством выборов управляющий буд-
то бы сам собою?
2) Лучшее состояние — то, когда ничего не желаешь. Но что
же тогда благо? Благо тогда труд для исполнения воли Послав-
шего.
3) Благо одно — труд. И потому и молитва — одно: благодар-
ность за то положение, в котором находишься.
Пишу и сплю, и хорошие мысли дурно, неясно, неточно вы-
ражаю. Все это записано в книжечке так:
Просыпаюсь и спрашиваю: что передо мной, что ожидает
меня?
Ничего, кроме смерти впереди, и ничего, кроме исполнения
должного сейчас. Это кажется дурно. А как это хорошо! Редует и
возбуждает не то, что со мной случится, а то, что я сделаю.
Благо только одно: не счастье, а труд, согласный с законом, с
волей Бога.
Разве это не благо, разве это не хорошо?
4) Все благо. Все бедствия только открывают то божествен-
ное, бессмертное, самодовлеющее, которое составляет основу
нашу. Главное же бедствие по людскому суждению, — смерть, открывает нам вполне наше истинное «я».
5) Мы видим будущее на длину видимого нами прошедше-
го. Ребенок — на длину месяцев, года, муж — десятилетий, ста-
рец — полустолетий, и перед самым концом, как я, уже видит за
пределами жизни.
201
6) Люди часто боятся, что может случиться что-то особенное.
Но, увы, ничего с человеком особенного случиться вне очень уз-
ких пределов, случиться не может. И хочется часто людям чув-
ствовать тоже что-то особенное, великое. Ничего и чувствовать
особенного люди не могут. Высшее чувство, доступное челове-
ку, это — сознание своей преданности воле Бога.
7) В детстве желают всего, в юности и мужестве — чего-либо
одного, в старости — ничего.
8) Жизнь есть умирание. Хорошо жить значит хорошо уми-
рать. — Постарайся хорошо умирать.
9) Главный, величайший подвиг, совершенный в начале ны-
нешнего века на Дальнем Востоке, это подвиг китайцев, удер-
жавшихся в мире, несмотря на все несправедливости, жестокос-
ти, ужасы, совершенные против них. Они — христиане, мы, бе-
лые, — дикие язычники. Надо бы написать про это.
10) То, что случилось в России, подобно вот чему: швейцар в
игорном доме понял, что его хозяин обирает посетителей, уви-
дал, что деньги из карманов посетителей переходят в карман хо-
зяина. Ему это понравилось, и он решил сделать то же, но самым
простым образом: узнав, что у человека есть деньги, он прямо
полез к нему в карман, оказалось, что сосед этого человека засту-
пился и отколотил швейцара. И он удивляется, отчего другим это
удается, а ему нет. (Глупо.)
11) То, что мы называем движением нашей жизни, есть толь-
ко снятие с нее тех покровов, которые скрывают нам часть ее.
Так же, как выступание предметов, прежде залитых водой, когда
она сбывает, кажется нам движением этих предметов.
Кажется нам, что это мы сами делаем, потому, что это осво-
бождение от мрака есть благо, и мы желаем его.
9 сент. 1905. Я. П.
1) Во мне два начала: духовное и телесное; они борются. И
постепенно побеждает духовное. — Борьбу этих начал я сознаю
собой и называю своей жизнью.
2) Могу ли я бороться? Могу ли сказать себе: я хочу не де-
лать того-то, а делать то-то? Нет. Уже потому нет, что все это
происходит в протекающем моменте настоящего. Возможно
только все более и более ясное сознание блага духовной побе-
ды и разъяснение этого блага. Но движение сознания не от меня.
(Неясно, нехорошо.)
202
3) Когда говорят о награде за добрую и наказании за злую
жизнь, о рае и аде, говорят только то, что лучше, законнее жить
хорошо — духовно, чем дурно: телесно. Надо жить так, как буд-
то нас ожидают рай и ад.
4) Отчего одни люди понимают жизнь религиозно, другие нет?
Это самая большая разница, какая только может быть между людь-
ми. Религиозные люди — это настоящая духовная аристократия.
И как их мало.
5) В дурные минуты не чувствую Бога, сомневаюсь в нем. Вче-
ра ночью было это. И спасенье всегда одно и верное. Перестать
думать о Боге, а думать только об его законе — и исполнять его: любить всех, не любить себя, и сейчас кончается сомнение, и живу.
6) Все революции были большее и большее осуществление
вечного, единого, всемирного закона людей.
7) Закон (Божий) один для всех людей: закон умирания плоти
и воскресения духа — … в этой жизни и всегда.
19 сент. 1905. Я. П.
1) Один закон для всех людей: умирание плоти, воскресение
духа.
2) Все революции — это только видимые проявления (скач-
ки, подъемы на ступени) осуществления высшего, одного для всех
людей закона.
3) Мы путаемся в решении вопроса о будущей жизни. Воп-
рос неверно, ложно поставлен: жизни будущей нет. Жизнь и бу-
дущее — это противоречие: жизнь только в настоящем. — Нам
только кажется, что она была и будет. Надо не решать вопрос о
будущем, а о том, как жить в настоящем, сейчас. — > 4) Нельзя сказать: дай, я не буду повиноваться людям — вла-
сти. Не повиноваться людям может только тот, кто повинуется
Богу.
5) Только прошедшее мое — благо. Будущего нет. В настоя-
щем возможно благо.
6) Человек спокоен только, когда живет по высшему закону, который доступен ему, какой бы он ни был.
7) Иногда думаю, что не имею права говорить о Боге. Я не
могу ничего знать про него. Утверждать его — это утверждать
то, что не может быть известно. Закон я знаю. Употребляю же я
слово, понятие Бог, как употребляю слова: тяжесть, свет и т. п.
<Не знаю, не могу теперь вечером, ясно думать>.
203
20 сент. 1905. Я. П.
1) Старо это. И много раз думал и говорил и писал, но нынче
особенно живо чувствую: когда грустно, тяжело, стыдно, стоит
только подумать, что это-то мне и нужно побороть, и все прохо-
дит, а иногда и радостно становится.
21 сент. 1905. Я. П.
1) Во мне все пороки, и в высшей степени: и зависть, и ко-
рысть, и скупость, и сладострастие, и тщеславие, и честолюбие, и
гордость, <и злоба>. Нет, злобы нет, но есть озлобление, лживость, лицемерие. Все, все есть, и в гораздо большей степени, чем у боль-
шинства людей. Одно мое спасенье, что я знаю это и борюсь, всю
жизнь борюсь. От этого они называют меня психологом.
2) Думал еще о времени. Мир, Все, Бог существует без вре-
мени и пространства. Но я, отдельная духовная частица Бога, могу
видеть Мир, Все, Бога только в пространстве через вещество и во
Мир, Все, Бог существует неизменно, но я, составляя частицу его, сознаю еш во времени моем движением жизни в известный момент
его и моим телом в известном пространстве его. (Нет, не вышло.)
27 сент. 1905. Я. П.
1) Не иллюзия ли это, и вредная иллюзия, что жена должна и
может быть другом. То, чтобы жена могла быть другом, так же
мало вероятно, как то, чтобы работник, которого я найму, или хо-
зяин, к которому я поступлю, был музыкант. (Глупо.) А между тем
мы так в молодости уверены, что это бывает, что огорчаемся и до-
садуем на наших жен, когда они прекрасные жены, но не друзья.
2) Вспоминал, как сущность обращения моего в христиан-
ство было сознание братства людей и ужас перед той небратской
жизнью, в которой я застал себя. Вот это-то надо бы успеть рас-
сказать до смерти. Это было одно из самых сильных чувств, ко-
3) Бёме говорит:
Wer sieht die Zeit,
Wie Ewigkeit,
Und Ewigkeit, wie Zeit,
Der ist befreit
Von allem Streit.
204
Не время понимать как вечность, и вечность как время, а по-
нимать, что времени нет, и что то, что я называю временем, есть
процесс духовного зрения, понимания себя в жизни.
Я, настоящий я — стою, и перед моим духовным взором рас-
крываюсь и я сам, и другие существа. То, что я называю свобо-
дой воли, это — мое сознание своей духовности, неподвижно-
сти. (Неясно.)
12 окт. 1905. Я. П.
1) Записано так:
И какая кому польза духовная или телесная от того, что есть Рос-
сия, Британия, Франция?… Матерьяльные величайшие бедствия: подати, войны, рабство,—ив духовном отношении: гордость, тщес-
лавие, жестокость, разъединение и солидарность с насилием.
Много было жестоких и губительных суеверий: и человечес-
кие жертвы, и инквизиция, и костры, но не было более жестокого
и губительного, как суеверие отечества, — государства. Есть связь
одного языка, одних обычаев, как, например, связь русских с рус-
скими, где бы они ни были: в Америке, Турции, Галиции, — и
англосаксонцев с англосаксонцами в Америке, Англии, Австра-
лии; и есть связь, соединяющая людей, живущих на общей зем-
ле: сельская община или даже собрание общин, управляемых
свободно установляемыми правилами жителей; но ни та ни дру-
гая связь не имеет ничего общего с насильственной связью госу-
дарства, требующего при рождении человека его повиновения
законам государства. В этом ужасное суеверие. Суеверие в том, что людей уверяют и люди сами уверяются, что искусственное, составленное и удерживаемое насилием соединение есть необ-
ходимое условие существования людей, тогда как это соедине-
ние есть только насилие, выгодное тем, кто совершает его.
2) Постоянное стремление в будущее, желание поскорее жить
есть указание того, что жизнь постоянно открывается, что в этом
открытии — жизнь, что в нем и благо. (Неясно.)
3) Совершенно ясно понял и почувствовал все безумие на-
шей, богатых, освобожденных от труда сословий, жизни и то, что
оно не может быть иначе. Люди, не работая, т. е. не исполняя
один из законов своей жизни, не могут не ошалеть. Так шалеют
перекормленные домашние животные: лошади, собаки, свиньи.
4) Увидал на полу яблочное зернушко. «Отчего другие яблочные
зерна прорастут в земле, будут продолжать жить, а это погибнет?»
205
Случайность. Но что такое случайность? Если в этом важнейшем в
мире деле — случайность, то во всем случайность. Так и говорит
глупая теория Дарвина. Умный ответ: не знаю. Не знаю и про семена
растений, не знаю и про животных, но про себя знаю, не могу не
знать. Вся моя жизнь прошедшая, все мое сознание или воспомина-
ние прошедшей жизни говорит мне, отчего не проросло во мне зер-
но добра и блага (добро — объективно, благо — субъективно). Я сде-
лал то, что не должно и что лишило меня блага, или не сделал то, что
должно и что было бы благо. Я мог и сейчас могу сделать то, а не это
и потому полагаю, что и для семян есть нечто, кроме случайности.
Знаю я, что для прорастания яблочных семян или березовых
есть предел, что не может их быть больше известного количества, знаю также, что и жизнь человеческая, несмотря на то, что поступ-
лю я так или этак, будет происходить в известных пределах по из-
вестным законам. Но знаю, что я-то могу поступать в этой жизни
так или иначе, и что в этом поступании так или иначе, в этом жизнь.
5) Поступание же так или иначе есть вот что: Жизнь мира
постоянно открывается моему взгляду, не могущему видеть все-
го, открывается во времени. В этом процессе открывания я могу
сознавать себя преходящим животным или неизменным духов-
ным существом. В этом — том или другом — сознании при про-
цессе открывания и есть то, что мы называем свободой воли.
6) Записано