делом и вовлекают в участие во власти, т. е. в то
самое, ради чего люди отказались от власти и передали ее другим.
Происходит ложный круг: Желание освободить себя от забот и греха
участия в общественных делах заставило людей передать власть
над собой некоторым. Злоупотребления властью тех, которым она
была передана, заставляют подвластных людей искать средств
221
ограничения этой власти Единственное же средство ограниче-
Трудность для подвластных людей участия во власти для огра-
ничения ее увеличивается в величайшей степени еще и тем, что
эта эволюция власти, этот процесс передачи ее одному лицу, потом
ряда злоупотреблений ею, потом революции, потом попыток огра-
ничения ее совершается не в 2 дня, не в 2 года, не в 20 лет, а века-
ми. Веками совершаются злоупотребления власти, состоящие пре-
имущественно в большем и большем подавлении свободы народа, извлечении из него его средств и в завоеваниях или в подпадении
завоеваниям; и когда подвластным людям приходится участвовать
во власти, ограничивая ее, им представляются уже не простые воп-
росы общественного устройства, а такие самые разнообразные
усложнения, освященные давностью, образовавшиеся во время дей-
ствия неограниченной власти, распутать и разрешить которые пред-
ставляется людям нового времени совершенно невозможным. Яв-
ляются насильственно воссоединенными с народом чуждые наро-
ды, как для России Польша, Кавказ, Финляндия и др , для Пруссии
французские провинции и Познань, для Австрии Венгрия, Чехия, Галиция, для Франции Ницца, Алжир, Сиам, для Британии бес-
численное количество чуждых и враждебных ей народов, от Ир-
ландии до Тибета; или порабощение чуждой власти своего наро-
да. Являются неоплатные долги, составленные в прежнее время, являются огромные богатства, составившиеся во время действия
власти и благодаря ей, и нищета целых сословий, тоже образован-
ная действиями этой власти.
Трудность разрешения этих вопросов для людей нового вре-
мени, участвующих во власти, кроме трудности самых вопросов, заключается еще и преимущественно в том, что религиозно-нрав-
ственное сознание — идеалы людей нового времени совсем иные, чем те, во имя которых совершались те дела, затруднения, в кото-
рых приходится теперь участвовать людям нашего времени.
Резкими образцами такого трудного разрешения в наше вре-
мя осложнений, совершенных несколько веков тому назад, слу-
жат вопросы ирландский, польский, эльзас-лотарингский, пап-
ский. Таковы осложнения политические, возникшие в давнее
время. Неразрешимые же осложнения экономические, возник-
шие благодаря злоупотреблениям власти, это та борьба сосло-
вий, известная под именем социализма, в которой должны при-
нимать участие все люди нового времени, призываемые к огра-
ничению власти и к участию в ней.
222
Так что в наше время сделалось то, что тот самый народ, кото-
рый когда-то, века тому назад, чтобы избавиться от тяготы управле-
ния общественным делом, передал власть над собой одному или
нескольким лицам, вследствие постепенного все большего и боль-
шего злоупотребления властью теми, кому она была передана, пос-
пе разных попыток перемен своих правителей, был приведен к тому, чтобы опять взять на себя всю тягость управления общественного
дела, только с той разницей, что теперь управление этим делом в
бесконечное число раз труднее и тяжелее, чем оно было когда-то, во-1-х, по сложности тех условий, в которые веками понемногу был
вовлечен народ, во-2-х, потому, что те приемы грубого насилия, ко-
горые были свойственны и естественны людям старого времени и
которые и теперь необходимы для существующего, сложившегося
общественного строя, уже не только чужды людям нового нашего
времени, но противны их религиозно-нравственным требованиям.
Какой же вывод изо всего этого?
Тот, что средство внутреннего управления людьми самими
себя властью оказалось со временем недостаточным и недействи-
тельным, и что поэтому, для внутреннего управления, люди дол-
жны прибегнуть к другому средству, к тому средству, которое, соответственно разрушению прежнего средства общения людей
между собою — власти, постепенно вырастало между ними точ-
но так же, как постепенно одновременно спадает и уничтожается
оболочка зерна и вырастают из него корни и семядоли.
Средство это есть разумно любовное общение людей между
собой, основанное на едином, общем всем людям религиозном
понимании жизни.
2) Особенно живо и ясно понял, лежа в темноте в постели, щупая свой череп, что то, что мне кажется крепким, как мой че-
реп, только таким мне кажется. Вспомнил на оружейном заводе
молот, легко, мягко продавливающий в блин толщиною сталь-
ные кружки. Для существа с органами такой же силы череп мой
мягок, а есть существа, для которых паутина крепка. Гладко, шер-
шаво, велико, мало, даже зелено, красно, коротко, долго и т. п., все это условно. Только скучно повторять, а надо бы всякий раз
говорить: для меня. Само же по себе оно ничто.
3) Что же такое я? Я? Я ничто само по себе. Я — только изве-
стное отношение. Только отношение мое действительно есть.
Отношение к чему? Ко всему и ко Всему. Ко всему значит ко всем
таким же отношениям, и ко Всему — к совокупности всего, чего
я понять не могу, но что должно быть и потому есть.
223
4) Страшно трудно бороться с своими физическими страстями: похоти в молодости, жадности. Есть положения, в которых даже нельзя
бороться. Но с одной из сильнейших страстей, все время, от детства
до старости, соблазняющей человека, с страстью хвалы, славолюбия
можно бороться, можно и должно всегда победить ее. Средство для
победы: Приучить себя делать только для своей души, для Бога, и
учиться пренебрегать людскими суждениями в похвале и порицании.
5) Иногда жалеешь, что не можешь достигнуть нравственно-
го совершенства. А вот стар и все еще так гадок. А об этом надо
не сожалеть, а радоваться надо. Борьба с собой бесконечна. Ма-
терьял всегда есть, и всегда есть радость работы.
6) Записано: Время скрывает смерть. Не могу вспомнить впол-
не, как думал, но думаю теперь так:
Как только живешь во времени, то не можешь представить себе
его прекращения; а смерть есть прекращение времени. (Нет, не то.) 7) Сознание, т. е. духовное созерцание самого себя, останав-
ливает жизнь. Полное сознание себя — есть смерть. (Было ясно.) 8) Как личность развивается сначала в матерьяльную силу, а
потом в духовную, так и всякое общество.
9) Христианство в виде православия могло уживаться с само-
державием, но одновременно развратилось самодержавие и очи-
стилось христианство до невозможности подчиняться требова-
ниям развращенной власти.
10) Жалеешь, что слабеешь физически, а не ценишь, забываешь
то, как равномерно (и не равномерно, а больше) крепнешь духовно.
11) Какая радостная, успокоительная мысль, что человек есть
только орудие. Его дело только держать себя в исправности (как
бы косе или топору, который может сам точить себя). А работать
мною будет та сила, которая все делает. Совершенствуй себя.
Царство Божие внутри вас есть. Я пишу сочинение и хочу его рас-
пространить. Оно погибает. Мне кажется, что все мое усилие пропа-
ло. Неправда. То, что в тебе выработалось во время писания, или даже
в покорности, с которой ты принял пропажу сочинения, это неизвест-
ным тебе путем передастся кому-то или как-то сделает, что должно, и
будет гораздо важнее твоего сочинения. Чем яснее видишь конечный
результат твоей деятельности, тем она ничтожнее.
Нынче 18 февр. 1906. Я. П.
1) Ковда сердишься на кого-нибудь, то обыкновенно ищешь оп-
равдание своему сердцу, приписывая или замечая все только дурное
224
в нем. И этим усиливаешь свое недоброжелательство и связанное с
ним страдание. А надо совсем напротив: чем больше сердишься, тем внимательнее искать все хорошее в нем, все, что оправдывает
его, и тогда не только ослабишь свое сердце и связанное с ним стра-
дание, а напротив, почувствуешь доброжелательство и радость.
2) То, что мы называем жизнью, есть постепенное обнаруже-
ние для нас, посредством времени, скрытой от нас цельности сво-
ей личности и доступной нам жизни мира. — Посредством време-
ни открывается нам все наше существо и вся связанная с нами жизнь
мира. (Ну, как бы сказать?) Без времени я в молодости, положим, до 16 лет, был бы только кусочек самого себя, теперь я уже почти
весь я, а когда буду умирать, буду весь я: сознаю себя всего. И мир, как я знал его (скажем) до 48 года, был нечто совсем другое, чем
то, что я теперь разумею под жизнью мира. Конечно, и я, когда
умру, все-таки буду сознавать только кусочек всего себя, и также и
с тем, что я познаю из жизни мира. Когда понял это, понял, что в
этом все большем и большем просветлении и расширении как от-
дельного сознания, так и сознания мира состоит жизнь и твоя и
жизнь мира и что к этому она идет помимо твоей воли, то понятно, что самое лучшее, что я могу делать, это то, чтобы самому стре-
миться к этому просветлению, расширению, что самое лучшее, спокойное, радостное — это то, чтобы самому содействовать тому, что делается помимо тебя: грести, плывя по течению.
3) Зачем это делается? невольно спрашиваешь себя. Какая цель
этого просветления сознания личного и сознания мира? Вопрос
этот человеческий, т. е. свойствен существам, живущим во време-
ни (причина и следствие ведь возможны только во времени). Для
людей что-то совершается, и естественен вопрос: что будет из со-
вершения. Для Бога же все совершилось или не начало совершать-
ся, а все есть. Движение во времени и вытекающие из него вопро-
сы: зачем, почему, свойственны только слабости человеческой.
4) Урусов особенно любил слова: не любящий не имеет жиз-
ни вечной, пребывающей в нем. И еще сильнее слова: « пребыва-
ющий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Нынче особенно
сильно и ново понял значение этих слов в связи с тем обычным, свойственным большинству людей, представлением о любви, состоящей в том, чтобы делать приятное людям и получать от
них за это любовь. Любовь, пребывающая в нас, или наше пре-
бывание в любви означает не наши поступки, а наше душевное
состояние, из которого могут вытекать поступки, приятные дру-
гим и вызывающие их любовь, и наоборот. В каждом столкнове-
225
15 Зак. 3160
нии с миром, когда, поступая по-божьи, человек вызывает огор-
чение, недоброжелательство людей, можно поступить по-мирс-
ки: уступить людям, не сделать по-божьи и тем избавиться от
причинения огорчения и недоброжелательства и вместе с тем
невольно упрекать и не любить тех людей, которые были при-
чиной отступления от требований совести и Бога; и поступить
по-божьи: исполнить то, что требует совесть и Бог, какие бы
это ни вызывало огорчения и недоброжелательство, но самому
пребывать в любви к этим людям, понимать, оправдывать и лю-
бить их. Вообще за правило надо поставить себе то, чтобы пре-
бывать в любви к людям, главное — в мыслях и чувствах сво-
их, когда ты один, для того, чтобы чувство это утвердилось и
не исчезло при общении с ними. Это можно. И очень легко и
радостно и плодотворно. Я немного уже испытал это. До сих
же пор я поступал обратно, и выходило то, что я не исполнял
то, что требовала совесть, и воспитывал в себе недобрые чув-
ства к людям и, странное дело, своими уступками в них же
вызывал недобрые чувства. Это я испытал в передаче именья.
5) Трудно победить дурное расположение духа и недоброже-
лательство к человеку, но можно. И если хоть раз удастся, то ис-
пытаешь такую радость, что захочется испытать ее и другой раз.