Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

делом и вовлекают в участие во власти, т. е. в то

самое, ради чего люди отказались от власти и передали ее другим.

Происходит ложный круг: Желание освободить себя от забот и греха

участия в общественных делах заставило людей передать власть

над собой некоторым. Злоупотребления властью тех, которым она

была передана, заставляют подвластных людей искать средств

221

ограничения этой власти Единственное же средство ограниче-

ния есть участие во власти.

Трудность для подвластных людей участия во власти для огра-

ничения ее увеличивается в величайшей степени еще и тем, что

эта эволюция власти, этот процесс передачи ее одному лицу, потом

ряда злоупотреблений ею, потом революции, потом попыток огра-

ничения ее совершается не в 2 дня, не в 2 года, не в 20 лет, а века-

ми. Веками совершаются злоупотребления власти, состоящие пре-

имущественно в большем и большем подавлении свободы народа, извлечении из него его средств и в завоеваниях или в подпадении

завоеваниям; и когда подвластным людям приходится участвовать

во власти, ограничивая ее, им представляются уже не простые воп-

росы общественного устройства, а такие самые разнообразные

усложнения, освященные давностью, образовавшиеся во время дей-

ствия неограниченной власти, распутать и разрешить которые пред-

ставляется людям нового времени совершенно невозможным. Яв-

ляются насильственно воссоединенными с народом чуждые наро-

ды, как для России Польша, Кавказ, Финляндия и др , для Пруссии

французские провинции и Познань, для Австрии Венгрия, Чехия, Галиция, для Франции Ницца, Алжир, Сиам, для Британии бес-

численное количество чуждых и враждебных ей народов, от Ир-

ландии до Тибета; или порабощение чуждой власти своего наро-

да. Являются неоплатные долги, составленные в прежнее время, являются огромные богатства, составившиеся во время действия

власти и благодаря ей, и нищета целых сословий, тоже образован-

ная действиями этой власти.

Трудность разрешения этих вопросов для людей нового вре-

мени, участвующих во власти, кроме трудности самых вопросов, заключается еще и преимущественно в том, что религиозно-нрав-

ственное сознание — идеалы людей нового времени совсем иные, чем те, во имя которых совершались те дела, затруднения, в кото-

рых приходится теперь участвовать людям нашего времени.

Резкими образцами такого трудного разрешения в наше вре-

мя осложнений, совершенных несколько веков тому назад, слу-

жат вопросы ирландский, польский, эльзас-лотарингский, пап-

ский. Таковы осложнения политические, возникшие в давнее

время. Неразрешимые же осложнения экономические, возник-

шие благодаря злоупотреблениям власти, это та борьба сосло-

вий, известная под именем социализма, в которой должны при-

нимать участие все люди нового времени, призываемые к огра-

ничению власти и к участию в ней.

222

Так что в наше время сделалось то, что тот самый народ, кото-

рый когда-то, века тому назад, чтобы избавиться от тяготы управле-

ния общественным делом, передал власть над собой одному или

нескольким лицам, вследствие постепенного все большего и боль-

шего злоупотребления властью теми, кому она была передана, пос-

пе разных попыток перемен своих правителей, был приведен к тому, чтобы опять взять на себя всю тягость управления общественного

дела, только с той разницей, что теперь управление этим делом в

бесконечное число раз труднее и тяжелее, чем оно было когда-то, во-1-х, по сложности тех условий, в которые веками понемногу был

вовлечен народ, во-2-х, потому, что те приемы грубого насилия, ко-

горые были свойственны и естественны людям старого времени и

которые и теперь необходимы для существующего, сложившегося

общественного строя, уже не только чужды людям нового нашего

времени, но противны их религиозно-нравственным требованиям.

Какой же вывод изо всего этого?

Тот, что средство внутреннего управления людьми самими

себя властью оказалось со временем недостаточным и недействи-

тельным, и что поэтому, для внутреннего управления, люди дол-

жны прибегнуть к другому средству, к тому средству, которое, соответственно разрушению прежнего средства общения людей

между собою — власти, постепенно вырастало между ними точ-

но так же, как постепенно одновременно спадает и уничтожается

оболочка зерна и вырастают из него корни и семядоли.

Средство это есть разумно любовное общение людей между

собой, основанное на едином, общем всем людям религиозном

понимании жизни.

2) Особенно живо и ясно понял, лежа в темноте в постели, щупая свой череп, что то, что мне кажется крепким, как мой че-

реп, только таким мне кажется. Вспомнил на оружейном заводе

молот, легко, мягко продавливающий в блин толщиною сталь-

ные кружки. Для существа с органами такой же силы череп мой

мягок, а есть существа, для которых паутина крепка. Гладко, шер-

шаво, велико, мало, даже зелено, красно, коротко, долго и т. п., все это условно. Только скучно повторять, а надо бы всякий раз

говорить: для меня. Само же по себе оно ничто.

3) Что же такое я? Я? Я ничто само по себе. Я — только изве-

стное отношение. Только отношение мое действительно есть.

Отношение к чему? Ко всему и ко Всему. Ко всему значит ко всем

таким же отношениям, и ко Всему — к совокупности всего, чего

я понять не могу, но что должно быть и потому есть.

223

4) Страшно трудно бороться с своими физическими страстями: похоти в молодости, жадности. Есть положения, в которых даже нельзя

бороться. Но с одной из сильнейших страстей, все время, от детства

до старости, соблазняющей человека, с страстью хвалы, славолюбия

можно бороться, можно и должно всегда победить ее. Средство для

победы: Приучить себя делать только для своей души, для Бога, и

учиться пренебрегать людскими суждениями в похвале и порицании.

5) Иногда жалеешь, что не можешь достигнуть нравственно-

го совершенства. А вот стар и все еще так гадок. А об этом надо

не сожалеть, а радоваться надо. Борьба с собой бесконечна. Ма-

терьял всегда есть, и всегда есть радость работы.

6) Записано: Время скрывает смерть. Не могу вспомнить впол-

не, как думал, но думаю теперь так:

Как только живешь во времени, то не можешь представить себе

его прекращения; а смерть есть прекращение времени. (Нет, не то.) 7) Сознание, т. е. духовное созерцание самого себя, останав-

ливает жизнь. Полное сознание себяесть смерть. (Было ясно.) 8) Как личность развивается сначала в матерьяльную силу, а

потом в духовную, так и всякое общество.

9) Христианство в виде православия могло уживаться с само-

державием, но одновременно развратилось самодержавие и очи-

стилось христианство до невозможности подчиняться требова-

ниям развращенной власти.

10) Жалеешь, что слабеешь физически, а не ценишь, забываешь

то, как равномерно (и не равномерно, а больше) крепнешь духовно.

11) Какая радостная, успокоительная мысль, что человек есть

только орудие. Его дело только держать себя в исправности (как

бы косе или топору, который может сам точить себя). А работать

мною будет та сила, которая все делает. Совершенствуй себя.

Царство Божие внутри вас есть. Я пишу сочинение и хочу его рас-

пространить. Оно погибает. Мне кажется, что все мое усилие пропа-

ло. Неправда. То, что в тебе выработалось во время писания, или даже

в покорности, с которой ты принял пропажу сочинения, это неизвест-

ным тебе путем передастся кому-то или как-то сделает, что должно, и

будет гораздо важнее твоего сочинения. Чем яснее видишь конечный

результат твоей деятельности, тем она ничтожнее.

Нынче 18 февр. 1906. Я. П.

Записать:

1) Ковда сердишься на кого-нибудь, то обыкновенно ищешь оп-

равдание своему сердцу, приписывая или замечая все только дурное

224

в нем. И этим усиливаешь свое недоброжелательство и связанное с

ним страдание. А надо совсем напротив: чем больше сердишься, тем внимательнее искать все хорошее в нем, все, что оправдывает

его, и тогда не только ослабишь свое сердце и связанное с ним стра-

дание, а напротив, почувствуешь доброжелательство и радость.

2) То, что мы называем жизнью, есть постепенное обнаруже-

ние для нас, посредством времени, скрытой от нас цельности сво-

ей личности и доступной нам жизни мира. — Посредством време-

ни открывается нам все наше существо и вся связанная с нами жизнь

мира. (Ну, как бы сказать?) Без времени я в молодости, положим, до 16 лет, был бы только кусочек самого себя, теперь я уже почти

весь я, а когда буду умирать, буду весь я: сознаю себя всего. И мир, как я знал его (скажем) до 48 года, был нечто совсем другое, чем

то, что я теперь разумею под жизнью мира. Конечно, и я, когда

умру, все-таки буду сознавать только кусочек всего себя, и также и

с тем, что я познаю из жизни мира. Когда понял это, понял, что в

этом все большем и большем просветлении и расширении как от-

дельного сознания, так и сознания мира состоит жизнь и твоя и

жизнь мира и что к этому она идет помимо твоей воли, то понятно, что самое лучшее, что я могу делать, это то, чтобы самому стре-

миться к этому просветлению, расширению, что самое лучшее, спокойное, радостное — это то, чтобы самому содействовать тому, что делается помимо тебя: грести, плывя по течению.

3) Зачем это делается? невольно спрашиваешь себя. Какая цель

этого просветления сознания личного и сознания мира? Вопрос

этот человеческий, т. е. свойствен существам, живущим во време-

ни (причина и следствие ведь возможны только во времени). Для

людей что-то совершается, и естественен вопрос: что будет из со-

вершения. Для Бога же все совершилось или не начало совершать-

ся, а все есть. Движение во времени и вытекающие из него вопро-

сы: зачем, почему, свойственны только слабости человеческой.

4) Урусов особенно любил слова: не любящий не имеет жиз-

ни вечной, пребывающей в нем. И еще сильнее слова: « пребыва-

ющий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Нынче особенно

сильно и ново понял значение этих слов в связи с тем обычным, свойственным большинству людей, представлением о любви, состоящей в том, чтобы делать приятное людям и получать от

них за это любовь. Любовь, пребывающая в нас, или наше пре-

бывание в любви означает не наши поступки, а наше душевное

состояние, из которого могут вытекать поступки, приятные дру-

гим и вызывающие их любовь, и наоборот. В каждом столкнове-

225

15 Зак. 3160

нии с миром, когда, поступая по-божьи, человек вызывает огор-

чение, недоброжелательство людей, можно поступить по-мирс-

ки: уступить людям, не сделать по-божьи и тем избавиться от

причинения огорчения и недоброжелательства и вместе с тем

невольно упрекать и не любить тех людей, которые были при-

чиной отступления от требований совести и Бога; и поступить

по-божьи: исполнить то, что требует совесть и Бог, какие бы

это ни вызывало огорчения и недоброжелательство, но самому

пребывать в любви к этим людям, понимать, оправдывать и лю-

бить их. Вообще за правило надо поставить себе то, чтобы пре-

бывать в любви к людям, главное — в мыслях и чувствах сво-

их, когда ты один, для того, чтобы чувство это утвердилось и

не исчезло при общении с ними. Это можно. И очень легко и

радостно и плодотворно. Я немного уже испытал это. До сих

же пор я поступал обратно, и выходило то, что я не исполнял

то, что требовала совесть, и воспитывал в себе недобрые чув-

ства к людям и, странное дело, своими уступками в них же

вызывал недобрые чувства. Это я испытал в передаче именья.

5) Трудно победить дурное расположение духа и недоброже-

лательство к человеку, но можно. И если хоть раз удастся, то ис-

пытаешь такую радость, что захочется испытать ее и другой раз.

6) Весь я, каким я сознаю себя теперь,

Скачать:PDFTXT

делом и вовлекают в участие во власти, т. е. в то самое, ради чего люди отказались от власти и передали ее другим. Происходит ложный круг: Желание освободить себя от забот