переносить, а быть совершенно
равнодушным.
3) Чем меньше думаешь о себе, о своем отношении к Богу, тем больше занят мнением людей. Какое великое дело, какое ра-
достное состояние — не переставая сознавать свои обязанности
к себе, к Богу! Юродство — великое дело.
21 ноября 1906. Я. П.
Записать: кажется, очень важное.
1) Если все уже есть, и то, что мы называем жизнью во време-
ни, есть только раскрытие того, что есть, то как же понимать со-
знание своей свободы? —
Для Бога, для всего мира все уже есть, и есть такое, какое есть, и ничто изменено быть не может. Но не то для меня. Пчелы долж-
ны заложить детву и заготовить мед, и наверно будет рой, и он
наверно будет для пчеловода. Он уже есть. Но какая пчела будет
нести корм детям, класть зародыши, заготовлять мед, и какая по-
гибнет, это зависит от пчелы. Так и люди, всегда будут те, которые
исполнят волю, предначертание Высшей воли, но кто они будут, зависит от них. Могу быть я и могу не быть. Каждый из нас может
быть трутнем, может быть пчелой. Закон же количества трутней и
пчел вне их власти, — и пчел и людей; и всегда будет и пчел и
людей столько, сколько нужно для жизни улья и для жизни мира. В
этом-то и благо, великое благо жизни, что я могу быть сотрудни-
ком или, скорее, исполнителем воли Бога, закона Его, несомненно-
го закона, хотя я и могу отступать от него. Отдаться, насколько
возможно в теле, всеми силами исполнению воли Бога может вся-
кий и могут все, и жизнь не уничтожится, всегда будет возможно
высшее совершенство. Не может быть только обратного: того, что-
бы все не исполняли волю, закон Бога, и чтобы жизнь пошла на-
зад, или, скорее, чтобы не было того, что уже есть. (Все это очень
мне показалось и кажется важно, но я дурно записал, выразил.)
[27 ноября 1906. Я. П.] 26 ноября 1906. Я. П.
1) Во мне постоянно борются три жизни: 1) животная, 2) во
мнении людском и 3) жизнь божеская. Божеская жизнь, т. е. про-
явление во мне воли, силы божьей, одна жизнь истинная; две пер-
275
вые — подобие жизни, скрывающие истинную. Все различия лю-
дей только в том, какая жизнь преобладает; а все живут до конца.
2) На народном языке жалеть значит любить. И это верное
определение того рода любви, который больше всего связывает
людей и вызывает их любовную деятельность. Есть любовь, ког-
да, видя высоту, правду, радостность человека — существа, чув-
ствуешь свое единство с ним, желаешь быть им. Это любовь низ-
шего существа к высшему. И есть любовь, и самая нужная —
перенесение себя в другого, страдающего человека, сострада-
ние, желание помочь ему. Это: жалеть— любить. Первая лю-
бовь может перейти в зависть, вторая может перейти в отвра-
щение. — Первая любовь: любовь к Богу, к святым, к лучшим
людям, свойственна человеку, но особенно важно развить в себе
вторую и не дать ей извратиться в отвращение. В первой любви
мы жалеем, что мы не такие, как те, кто лучше нас, во второй
любви мы жалеем, что люди не такие, как мы: мы здоровы, целы, а они больны, калеки. Вот тут надо особенно стараться вырабо-
тать в себе такое же отношение к духовно больным людям, раз-
вращенным, заблуждающимся, гордым (что особенно трудно), как и к больным телесно. Не сердиться на них, не спорить с
ними, не осуждать их, а если не можешь помочь, то жалеть их
за то, что те духовные калечества и болезни, которые они несут, не легче, а еще тяжелее телесных.
3) Я думал прежде — и так записал —что как, положив свою
жизнь в произращении, можно радоваться на успехи произраста-
ния, так же можно, положив свою жизнь в совершенствовании, радоваться на успехи. Но это неправда. Свое совершенствование
никогда не видишь, если оно действительно. А если видишь, то
его нет. Можно только приучить себя класть жизнь не в совер-
шенствовании, а в проявлении своей божественной природы, жить
по-божьи, и усилие заменится привычкой.
4) Жизнь, истинная жизнь только в том, чтобы в каждый мо-
мент настоящего, не руководясь ни прошедшим ни будущим, про-
являть свою божескую сущность, жить «по-божьи». Как это мало, а вся мудрость жизни, вся разгадка ее смысла в одном этом.
5) Как в минуты серьезные, когда, как теперь, лежит не похо-
роненное еще тело любимого человека, ярко видна безнравствен-
ность и ошибочность и тяжесть жизни богатых. Лучшее сред-
ство против горя — труд. А у них нет необходимого труда, есть
только веселье. А веселье — неловко, и остается невольно фаль-
шивая, сантиментальная болтовня. Только что получил фальши-
276
во сочувственные письма и телеграммы, и встретил дурочку
Кыню, она знала Машу. Я говорю: Слышала наше горе?
— «Слышала», — и тотчас же: «копеечку дай».
Как это много лучше и легче.
29 ноября 1906. Я. П.
1) Думал о том, что мы называем Богом, о начале, о том, без
чего ничего бы не было, и вспомнил, что Христос не называл это
Богом, а Отцом, и не в смысле личности отца, его любви к детям, а главное, в смысле источника, начала всего. Сейчас справлюсь в
симфонии. — По Ветхому Завету 10 страниц, а по Новому Завету
очень мало. Главное то, что молитва Отче наш и лучшие места
2) Вспомнил, как я лгал в молодости, как солгал Готье, что
уезжаю, когда не думал уезжать, только потому, что мне казалось, что это может увеличить его уважение ко мне. И это навело на
мысль, что если только люди не считают нравственно дурным
ложь, вообще не держатся нравственного обязательного закона, они всегда для выгоды своей будут лгать. И будут лгать самым
неожиданным манером во время разговора, предполагая, что та-
кая-то ложь может вызвать удовлетворение их тщеславию.
3) Побуждает к деятельности и заставляет воздерживаться
прежде всего животная природа человека. Ради требований жи-
вотной природы человек идет на охоту и ради этих же требова-
ний не ест сырое мясо или незрелый плод, а варит и ждет. Кроме
животной природы, побуждает к деятельности и сдерживает че-
ловека воздействие на него других людей: страх перед ними или
перед их мнением. Эти два двигателя всегда в борьбе, и то один, то другой побеждает. Третий двигатель: это требования божес-
кой (духовной) природы человека. Такая же идет борьба между
этими требованиями и теми двумя. Смысл жизни, торжество жиз-
ни — в победе этого последнего над двумя первыми. Много об
этом хочется сказать, но теперь плохо думается.
4) Думал о душевном состоянии людей, участвующих в рево-
люции.
a) Люди из народа, нуждающиеся и страдающие массы. Глав-
ные побудительные чувства — это зависть, корыстолюбие, зло-
ба. И потому они жалки, и великий грех тех, кто приводит их в
это состояние.
b) Делатели революции, пресса, проповедники, практически
деятельные революционеры. Мотивы этих и чувства: тщеславие, 277
славолюбие, суетливость, самоуверенность, самомнение, власто-
любие и та же зависть и злоба.
с) Отстаивающие существующее борцы против революции: эгоизм, упорство и злоба, но не столь жестокая, как у первых двух.
Как же не жалеть несчастных захваченных этой заразой и не
стараться остаться свободным от нее и спасти от нее, кого можешь.
5) Очень, очень важное, но боюсь, что по нынешнему слабому
состоянию буду не в силах высказать ясно. Вот что: Прочел превос-
ходное место в «Мыслях мудрых людей» Конфуция на 29 ноября: Небо и земля велики, но и подумал о том, что говорить о том, что
основа всего есть телесное, и что духовное есть произведение теле-
сного, все равно, что сказать, что основа моей телесной жизни есть
та пища, которой я питаюсь. Хотя и совершенно справедливо, что
без пищи я бы не мог жить и что все мое тело есть только превра-
щенная пища, вся моя телесная жизнь не есть пища, а пища есть
одно из условий моей телесной жизни, которая состоит из сложного
моего организма со всеми его отправлениями. То же самое и про
материю и духовное существо. Хотя я не знаю моего духовного су-
щества без тела, но я знаю, что тело есть только одно из условий
моей духовной жизни, состоящей из непостижимого разумом, но
только сознаваемого мною начала. Не было бы организма, не было
бы не только пищи, но и самого понятия пищи. Точно так же, не было
бы сознаваемого мною духовного начала, не было бы ни материи, ни
этого понятия. Начало всего — мое духовное сознание жизни. Созна-
ние это получает от внешних чувств впечатления и из них составляет
мир матерьяльный. Начало всего — это духовное я. И оно вне време-
ни. Оно есть, было и будет. (Нет, не то, и сравнение неуместно).
1 декабря 1906. Я. П.
1) Как живо чувствую теперь, что основа, жизнь есть боже-
ственная частица, сознаваемая нами любовью. Насколько соска-
кивают животные страсти, отсыхает и спадает кора животности, настолько высвобождается оно, божеское начало — любовь, ко-
торая и есть и была и в детстве и в юности сущность жизни, при-
крытая, преобразованная тогда страстями.
2) Если понял не одним умом, а всем внутренним опытом жиз-
ни, что жизнь, смысл, благо ее только в высвобождении завален-
ной, засоренной, затемненной духовной основы жизни; если по-
нял и положил в этом жизнь, то чем же иным может представлять-
ся смерть, как только полным высвобождением этого духовного
278
начала от того, что скрывает его, — от ограничения плоти. И пото-
му смерть должна бы быть не страшна, а желательна, как полное
осуществление того, к чему шла вся жизнь. Мы всегда инстинк-
тивно ждем, ищем, желаем будущего, торопим его пришествие.
Смерть, правда, приходит чаще с страданиями и трудом перенесе-
ния их, но ничто хорошее не приходит, как роды (евангельское срав-
нение), без страданий. Но женщина, зная, что она рожает, не боит-
ся страданий и смело, радостно идет на них. Так же должны и мы
встречать смерть. И это не слова, а я верю в это. —
3) Сейчас чувствую себя очень слабым, не только членами
тела, но мозгом, умом. Не могу думать ясно и напряженно, и стран-
ное дело, в этом слабом состоянии я сознаю свою жизнь и смысл
ее и добра, свое дело в жизни лучше, чем в самые светлые в
умственном отношении времена. Ум, энергия ума, быстрота его
совсем не нужны для понимания и исполнения закона жизни. Ско-
рее напротив: сила божия в слабости совершается. —
23 декабря 1906. Я. П.
1) Одни говорят (материалисты), что действительно есть толь-
ко тело, дух же есть иллюзия, огонек, загорающийся на нем. Дру-
гие (идеалисты) говорят, что действительно есть только дух, а
тело есть временная иллюзия, порождаемая ограниченностью
духа. Кто прав? Признай первое, удовлетворяй требованиям тела, и на каждом шагу разочарование, раскаяние и все больший и боль-
ший страх неминуемой смерти. Признай второе, и все больше и
больше успокоения, радости, свободы Hi не только бесстрашие
смерти, но нет ее. Какое же может быть сомнение?
2) Я просыпаюсь в постели и сознаю себя таким, каким я был
в 35 лет. Это не то,