же Лев Николаевич этот сюжет не использовал.
689. 30218. Елисав[ета] и Лашетарди, пелеринаж к Троице. — Императрица Елизавета Петровна и ее фаворит, посланник французского двора, маркиз Иоаким Жак Тротти маркиз де ла Шетарди вместе ходили на богомолье (пелеринаж — французское pèlerinage) к Троице. Об этом мнимом богомолье, происходившем в августе 1742 г., Толстой читал в книге К. Валишевского «La dernière des Romanov». Приводим это место в русском переводе: «Богомолье должно было по обыкновению совершаться пешком. В путь тронулись после заката солнца, чтобы воспользоваться ночной прохладой, и для начала новый странник подвергся жестокому испытанию. У Елизаветы как будто выросли крылья. Она шла, шла, словно увлеченная радостным опьянением, заставлявшим ее терять сознание времени и пространства. Наконец, изнемогая от усталости, она остановилась только на седьмой версте, и путники оказались тут в чистом поле. Домики для отдыха еще не были устроены по пути. Молодой чете пришлось сесть в экипаж и вернуться в Москву, чтобы возобновить на следующий день пешеходный путь с того места, на котором он был накануне прерван. Больше уже так не торопились, ночуя на постоялых дворах или в палатке и проводя вместе восхитительные часы. Разумовский принимал участие в паломничестве, но он умел не мешать, а Елизавета была полна заразительного веселья и оживления и становилась всё нежнее по мере приближения к святым местам… И вот перед ними распахнулись врата монастыря. Она представляла себе, как будет ослеплен ее спутник великолепием, представившимся его взорам, и не ошиблась в своих ожиданиях. Пред ним раскрылись пять церквей, залитые золотом и серебром, драгоценными камнями; одно только евангелие оценивалось в 300 тысяч; множество монахов, размещенных в удобных кельях; для императрицы и ее свиты — великолепные апартаменты; дворец в Вифании — рай. Де-ла Шетарди удивлялся, восторгался и был счастлив. Путники провели несколько дней в этом ослепительном уголке». (К. Валишевский, «Дочь Петра (Императрица Елизавета)», изд. Сфинкс, М. 1912, стр. 397—398). — Сюжет остался неиспользованным.
690. 30219. Нехлюдов — деревен[ский] — продолжение «Воскресения», которое не было написано Толстым.
691. 30220. Переселенцы. — См. примечание 162.
692. 30221. Жировой. — По «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, это слово в приложении к человеку означает: «богатый, зажиточный»; в приложении к сыну или дочери: «незаконный, побочный, небрачно прижитый». Никакими сведениями об этом неиспользованном сюжете мы не располагаем.
К записной книжке 1904—1905 гг.
693. 3042—3059. Делимое, помножен[ное]….. на какой-то делитель. — Эти вычисления имеют связь с той арифметической задачей, которая в то время сильно занимала Толстого. См. стр. 152, 305, 315, 319, 511.
К записной книжке 1905 г.
694. 32115. II т[ом] — и далее I, III и IV томы: конспективное изложение привлекших внимание Толстого, как художника, мест из 1, 2, 3 и 4 томов сочинения Н. К. Шильдера: «Император Александр Первый. Его жизнь и царствование», изд. Суворина, 2-е, Спб. 1904—1905.
695. 33517. Kais[er] P[auVs] E[nde]. — Ссылка на книгу: A. Brückner, «Kaiser Paul’s Ende», Stuttgart 1897.
696. 33524. Czartorysk[i]. — Ссылка на сочинение: Prince Adam Czartoryski, «Mémoires», 2 vol., London 1888.
697. 3365. Записки Головин[ой]. — Ссылка на сочинение: Граф. Варвара Николаевна Головина, «Записки. 1766—1819». Перевод с французской рукописи под редакцией и с примечаниями Е. С. Шумигорского, Спб. 1900. (То же — в «Историческом вестнике» 1899, тт. 75—78.)
К записной книжке 1905—1906 гг.
698. 33820. Прислать Юшко. — Абрам (Роман) Васильевич Юшко (1868—1918 г.) — единомышленник Толстого, ветеринарный врач. С 1892 г. жил на земле на Кавказе. В 1908 г. был сослан административно на 3 года в Вологодскую губернию.
699. 33822. Написать жертвователям. — Толстой в ноябре 1905 г. получил для помощи голодающим: от офицеров и солдат, содержавшихся в плену в Японии в городе Сидтоко (через епископа Николая), 264 р. 94 коп., и через редакцию «Харьковского листка» 64 р. 81 коп. 30 ноября 1905 г. он написал жертвователям письма, благодаря их от себя и от имени нуждающихся и уведомляя, что деньги будут им употреблены на помощь нуждающимся в Крапивенском уезде.
700. 33824. Вписать: Прежде, чем был Авраам. — «Прежде, чем был Авраам, я есмь». Взято из Евангелия от Иоанна, гл. 8, ст. 58.
701. 33882. При всяком режим[е] мож[ет] быть введено. — Эти слова относятся к системе «Единого налога» Генри Джорджа, о которой Толстой в статье «Единственно возможное решение земельного вопроса» (гл. III) писал: «Введение единого налога на землю при какой бы то ни было форме общежития — при теперешних действующих насилием правительствах так же, как и при идеальном общежитии, основанном на взаимном соглашении — представляло бы самый верный и практический способ как приобретения независимых от труда людей средств для покрытия нужных для всего общества расходов, так и для самого справедливого упорядочения земельных отношений».
702. 35417. Lébon. — Густав Лебон (Le Bon, род. в 1841 г.) — французский естествоиспытатель и социолог. Толстой читал тогда его книгу «Psychologie du socialisme» («Психология социализма»), 4-me éd., Paris 1905. См. «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого 13 и 17 апреля, 2 мая, 12 и 15 июня 1906 г. Толстой отзывался о книге Лебона одобрительно.
703. 3565. (К Дв[ум] Пут[ям]). — «Два пути» — одно из первоначальных названий статьи «О значении русской революции».
704. 35610. (К интервью) — с корреспондентом «Нового времени» Ю. Д. Беляевым. См. прим. 538—541.
705. 35612. Витте. — Гр. Сергей Юльевич Витте (1845—1915) — в 1892—1893 гг. министр финансов, в 1903 г. — председатель Комитета министров, в 1905—1906 гг. — председатель Совета министров, с 1906 г. член Государственного совета. В 1896 г. Витте через А. М. Кузминского, добивался свидания с Толстым, чтобы поговорить о введенной им казенной винной монополии, на ряду с устройством обществ трезвости, но Лев Николаевич отклонил это знакомство, написав Кузминскому 14 ноября 1896 г., что он с Витте стоят «на таких отдаленных друг от друга точках», и направления, по которым они движутся, «до такой степени противоположны, что ничего из этого свидания, кроме потери времени, выйти не может». (См. «Известия Общества Толстовского музея», 1911, 3—5, стр. 24—25.) В своих «Воспоминаниях» (изд. Гиз, 1923) Витте неоднократно упоминает о Толстом. Вспоминая о письмах к нему Льва Николаевича от 27 октября и 17 ноября 1902 г., в которых он просил его зa своего друга, тульского крестьянина М. П. Новикова, арестованного за свое выступление на созванном Витте сельско-хозяйственном совещании, Витте писал: «Граф Лев Толстой (известный писатель), ходатайствуя об одном крестьянине, подвергнувшемся зa свои мнения, высказанные в совещании, аресту и ссылке — не без некоторого основания упрекал меня в провокации. (Письмо его хранится в моем архиве)». («Воспоминания», т. I, стр. 438.)
706. 35612. не лучше Аладина. — Алексей Федорович Аладьин (род. 1873 г.) — член первой Государственной думы от крестьянской курии Симбирской губ. Состоял в составе «Трудовой группы» Думы и часто выступал с речами. После роспуска Думы эмигрировал за границу. Вернувшись в Россию в 1917 г., во время гражданской войны состоял в рядах монархистов; в настоящее время находится в белой эмиграции. — От своего зятя М. С. Сухотина, члена Государственной Думы из партии октябристов, Толстой слышал о том сильном впечатлении, которое производили обличительные речи Аладьина на представителей правительства, когда они присутствовали в Думе.
707. 35624. Исключить личное. — Замечание относится к интервью с Ю. Д. Беляевым. Прочитав корректуру этого интервью, Толстой писал автору: «Я подумал, любезный Юрий Дмитриевич, что было бы лучше в начале выкинуть имена Ал[адьина], Мур[омцева], Ков[алевского]». — Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) — юрист, профессор Московского университета и политический деятель, председатель первой Государственной думы. — Максим Максимович Ковалевский (1851—1916) — историк, социолог и публицист, профессор петербургского университета и высших женских курсов, конституционалист — демократ, член I Государственной думы. Толстой был знаком с М. М. Ковалевским.
708. 35639. (Бусы) — Сравнение государственной власти с черной ниткой, на которую нанизаны бусы, употреблено Толстым в XII гл. статьи «Конец века»: «Государственное насилие можно сравнить с черной ниткой, на которой свободно нанизаны бусы. Бусы — это люди. Черная нитка — это государство. До тех пор, пока бусы будут на нитке, они не будут иметь возможность свободно перемещаться. Можно сдвинуть их всех в одну сторону, и на этой стороне не будет видна между ними черная нитка, но зато на другой стороне большая часть нитки будет голая (деспотизм). Можно местами равномерно сдвинуть бусы, оставив между этими местами соответственные промежутки черной нитки (конституционная монархия). Можно между каждой бусой оставить небольшую часть нитки (республика). Но пока не будут бусы сняты с нитки, не будет разорвана нитка, не будет возможности скрыть черную нитку».
709. 35812. У Николаева. — Петр Петрович Николаев (1873—1928) — единомышленник Толстого, писатель философ. Сын казачьего генерала, родился в Петербурге, учился в киевском кадетском, затем в пажеском корпусе, где получил отвращение к военщине. Служил два года в Тифлисе чиновником особых поручений при наместнике; затем, получив к гражданской службе такое же отвращение, как и к военной, уехал в родовое имение около Таганрога, где прожил около 8 лет. С Толстым познакомился в Москве в 1899 или 1900 г. С 1905 г. жил за границей. Автор книги: «Понятие о боге, как совершенной основе жизни» (1 изд. Женева, без обозначения года; 2 изд., в двух томах, Женева 1915—1916). Из этого сочинения было напечатано отдельно введение, под заглавием: «Духовно-монистическое понимание мира», изд. «Зеленая палочка», М. 1914. Кроме того, П. П. Николаеву принадлежат книги: «Современные бедствия. Бессилие церкви, науки и политики. Разумное религиозное понятие о жизни», Берлин, без обозначения года; «Исследование нашего сознания. (Духовно-монистическое мировоззрение)» Белград 1929. 3 июня 1906 г. П. П. Николаев послал Толстому в рукописи свое сочинение «Бог как основа сознания», которое и упоминается в данной записи. По поводу него Толстой писал П. П. Николаеву 30 июня 1906 г. (см. т. 76). См. также Дневник 1907 г., т. 56.
710. 3607. Плин[ий]. — Гай Плиний Секунд старший (23—79) — римский писатель, погибший при извержении Везувия, автор сочинения в 37 книгах «Historia naturalis» («Естественная история»).
711. 36129. Ищите… — Ссылка на особенно любимый Толстым евангельский текст: «Ищите прежде царства божия и правды его, и это всё приложится вам». (Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 33.)
712. 36331. Замена государств[ом] Бога….. Рескин. — Мысль Дж. Рескина, говорящая о «замене бога государством», по-видимому, следующая: «Главный и самый обычный способ отрицать существование бога состоит в том, чтобы признавать всегда безусловно справедливым общественное мнение и не придавать