Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

черта только нашего времени. Платонъ, Солонъ, Конфуцій,546 Сенъ Симонъ, Фурье, Овенъ высказываютъ547 новые идеалы и новые законы; рядовые люди работаютъ для себя, своей семьи, своей общины, предлагая свои мнѣнія о ближайшихъ интересахъ; но что такое, какое значеніе всѣхъ этихъ разговоровъ и статей о всѣмъ извѣстномъ и надоѣвшемъ?

4) Записано: Я дѣлаю то, что есть. Это значить то, что жизнь нетолько моя вся отъ рожденія до смерти, т. е. я, какой я сталъ во всю жизнь, но и жизнь всего міра, все это есть, но мнѣ не видно по моей ограниченности; это открывается мнѣ по мѣрѣ моего движенія въ жизни. Это есть, а я дѣлаю это. Въ этомъ жизнь.

5) Жизнь моя открываетъ мнѣ меня самаго. Въ этомъ открытіи себя и есть жизнь. Вся моя жизнь есть одинъ поступокъ.

И поступокъ этотъ совершенъ. Я только не знаю его. — Что же, стало быть, человѣкъ не свободенъ? — Отчего? Я дѣлаю себя и жизнь. И то, что я дѣлаю, этого самаго и хочетъ Богъ. Тѣ отступленія, к[оторыя] я дѣлаю отъ прямого направленія воли Бога,548 для меня важны,549 лішая меня блага, но (для Бога) для общаго хода жизни такъ ничтожны, что различіе ихъ незамѣтно. Воля Бога — какъ бы цилиндръ, въ предѣлахъ к[отораго] направляется моя воля, давая мнѣ благо или зло, но во всякомъ случаѣ550 не выходящая изъ воли Бога. Убійство сейчасъ дурно, дурно для того, кто его совершаетъ, но послѣдствія его: раскаяніе, жалость, возмущеніе производятъ тоже благотворное дѣйствіе, какъ и добродѣтель самопожертвованія, любви.

Андрюша сейчас уѣзжаетъ въ П[етербургъ]. Какъ не могу любить однаго, такъ не могу не любить другаго.

30 Янв. 1905. Я. П. Е. б. ж.

Нынче 1 Февр. 1905. Я. П.

Все пишу свою Ед[иное] на пот[ребу]. Или плохо идетъ, или вовсе не идетъ, и продолжаю быть въ состояніи «не стòитъ».551 Все яснѣе тщета и глупость политич[ескихъ] интересовъ. Съ Сережей б[ыло] непріятно. Я б[ылъ] не добръ. И страдаю за это. Лева б[ылъ] у Царя, и я радъ этому. Странно сказать, что это совсѣмъ освободило меня отъ желанія воздѣйствовать на Царя. Удивительныя свѣденія изъ Гурiи, какъ они упразднили правительство и освободились,552 одновременно стали вести лучшую жизнь и стали болѣе свободны. Записать надо очень важное, не знаю, осилю ли. Два дня писалъ понемногу воспоминанія. Записать надо вотъ что:

1)553 Жизнь моя и всякая жизнь изъ себя есть сознаніе, признаніе собою554 одной части555 духовнаго и потому безконечнаго, безпредѣльнаго существа. То, что я есмь только часть его, я сознаю по тѣмъ предѣламъ, к[отор]ые отграничиваютъ меня отъ Всего; и предѣлы эти я не могу представлять себѣ иначе, какъ только веществомъ. Предѣлы эти — мое тѣло и все меня окружающее. То же, что я есмь часть духовнаго, слѣдовательно, безконечнаго, безпредѣльнаго существа, я сознаю по тому измѣненію, движенію,556 происходящему и въ моихъ предѣлахъ и внѣ ихъ, движенію, которое соединяетъ меня со всѣмъ и составляетъ сущность жизни.

Какъ матерія, вещество не существуетъ само по себѣ, а есть только то, что отдѣляетъ меня отъ Всего,557 слѣдоват[ельно] безконечнаго и безпредѣльнаго существа, такъ и измѣненіе, движеніе, происходящее въ моихъ предѣлахъ и внѣ ихъ, не существуетъ само по себѣ, а есть только то, что соединяетъ меня, отдѣленнаго отъ Всего, съ тѣмъ, отъ чего я отдѣленъ. Какъ вещество558 есть только п[отому], ч[то] я отдѣленъ,559 такъ что, если бы не б[ыло] меня, не б[ыло] бы никакого вещества, такъ и движеніе есть только п[отому], ч[то]560 часть духовнаго существа, к[оторую] я сознаю собою, отдѣлена отъ Всего и стремится соединиться со Всѣмъ; такъ что, если бы не было моего отдѣленія отъ Всего, не б[ыло] бы и никакого движенія. И потому я представляюсь себѣ веществомъ въ движеніи, отдѣленнымъ этимъ движеніемъ отъ561 движущегося вещества Всего.

Все, что движется, мнѣ представляется движущимся, въ сущности же562 уже есть и всегда было и будетъ то, къ чему, по направленію чего движется что либо. Вся моя жизнь отъ рожденія и до смерти — не смотря на то, что я могу находиться въ началѣ или серединѣ ея — уже есть; и то, что будетъ, также несомнѣнно есть, какъ и то, что было. Также есть и все то, что будетъ съ человѣческимъ обществомъ, съ планетой землей, съ солнечной системой; я только не могу видѣть всего, п[отому] ч[то] я отдѣленъ отъ Всего. Я вижу только то, что563 открывается мнѣ по мѣрѣ моихъ силъ. Я живу и, переходя отъ однаго состоянія въ другое, вижу (такъ сказать) внутренность жизни. И, кромѣ того, главное, имѣю радость творчества жизни.

То, что все,564 что составляетъ мою жизнь, уже есть, и вмѣстѣ съ тѣмъ я творю эту жизнь, не заключаетъ въ себѣ противорѣчія. Все это есть для565 высшаго разума, но для меня этого нѣтъ, и я имѣю великую радость творить жизнь въ тѣхъ предѣлахъ, изъ к[отор]ыхъ566 не могу вытти. Если допустить Бога (что необходимо для разсужденій въ этой области), то Богъ творитъ жизнь нами, т. е. отдѣленными567 частями своей сущности.

2) Движеніе есть борьба отдѣленнаго568 духовнаго существа569 съ смертью, съ тѣмъ, что мы называемъ инерціей. <Вещество570 есть предѣлъ духовнаго существа. Если бы не б[ыло] отдѣленнаго духовнаго существа,571 не было бы вещества и не было бы движенія. Какъ только есть вещество и движеніе, то непремѣнно должно быть отдѣленное духовное существо.>

Запутался, усталъ. Первое, до 2-го, кажется, верно и понятно.

Не писалъ сто лѣтъ, т. е.572 18 дней. Нынче 18 Февр. 1905. Я. П.

Былъ слабъ умственно все это время.573 Печень. Нынче посвѣжѣе. Все писалъ Ед[иное] на потр[ебу]. И все плохо. Все нѣтъ конца. Кругъ Чт[енія] мнѣ не понравился. Страховъ взялъ на себя работу. И я очень радъ. Записать надо, хотя и не многое, но, какъ кажется, важное. Теперь вечеръ, и боюсь, что не осилю.

1) Если будетъ жизнь — гдѣ бы и к[ак]ая бы она ни была, или иначе, если есть жизнь, то есть и я. Жизнь это — я. Безъ меня нѣтъ жизни. Это очень важно. Это отвѣтъ на вопросъ: кончается ли жизнь со смертью? Если бы съ уничтоженіемъ я, т. е. сознанія, уничтожалась жизнь, то я бы сказалъ и зналъ, что уничтожается и я. Но жизнь продолжается, поэтому должно продолжаться и я. Жизни нѣтъ безъ я.574 Когда я вижу, что человѣкъ умираетъ, и575 мнѣ перестаютъ быть видимы проявленія его сознанія, то это не доказываетъ того, чтобы уничтожилось то, что сознаетъ.

2) Безъ отдѣленія я отъ Всего нѣтъ ни вещества ни движенія.

3) Вещество можетъ быть только при движеніи; движеніе — только при веществѣ.

4)576 Жизнь представляется намъ нелѣпостью только тогда, когда мы принимаемъ иллюзію я за нѣчто реальное.

5)577 Понять иллюзію своего я и реальность своего я — одно и тоже.

6) Сознаніе есть во всякомъ случаѣ причина и вещества и движенія.

7) Гаданіе (въ древности) есть ничто иное, какъ желаніе рѣшенія по волѣ Бога. Воля эта, разумѣется, не открывается по внутренностямъ жертвеннаго животнаго, а по религіозному опредѣленію жизни и вытекающ[ему] изъ этого опредѣленія руководству поведенія. Такъ что578 мотивъ гадан[ія] законенъ; не законенъ способъ рѣшенія.

8) Вспомнилъ, какъ удивительно всѣ событія моей жизни отклоняли меня отъ честолюбивой, тщеславной карьеры. И Барятинскій, и Левинъ, и Философовъ, и….

9) Ничто не движется. Намъ кажется только, что все движется, п[отому], ч[то] мы не можемъ видѣть всего.

(Скверно все записалъ.)

24 Февр. 1905. Я. П.

Началъ писать Корн[ея] Вас[ильева]. Плохо. — Все слабъ. Занима[лся] Кругомъ Чтенія. Хочется записать о жизни.

1) Я — это сознаніе въ предѣлахъ. Предѣлы эти представляются мнѣ движущимся веществомъ. Предѣлъ вещест[ва] — мое тѣло, та часть движущагося вещества, к[оторую] я признаю собою. Предѣлъ движенія — моя жизнь, — та часть579 вещественнаго движенія, к[отор]ую я признаю собою.

Если бы б[ыло] сознаніе Всего, то не б[ыло] [бы] ни вещест[ва], ни движенія. И точно также, если бы вовсе не б[ыло] сознанія, не б[ыло] [бы] ни вещества ни движенія.

<Сознаніе въ предѣлахъ выражается, представляется движущимся веществомъ, часть к[отораго] человѣкъ580 считаетъ собой. Съ точки зрѣнія движенія, это581 — движеніе отъ рожд[енія] до смерти, к[оторое] я считаю собой; съ точки зрѣнія вещества, это — вещество моего тѣла, к[оторое] я считаю собою.>

Нынче 28 Февр. 1905. Я. П.

Писалъ Алешу, совсѣмъ плохо. Бросилъ. Поправилъ Паскаля и Ламенэ. Дописалъ Корнея. Порядочно.

1) Человѣкъ можетъ жертвовать благами жизни мірской только ради жизни вѣчной. Всякая жертва внѣ этой причины не есть жертва, а или подобіе ея, или ошибка, не разсчетъ.

2) Большинство людей живутъ такъ, какъ будто идутъ задомъ къ пропасти. Они знаютъ, что сзади пропасть, въ к[оторую] всякую минуту могутъ упасть, но не смотрятъ на нее, а развлекаются тѣмъ, что видятъ.

6 Марта 1905. Я. П.

Живу очень счастливо. Поправилъ Паскаля и Ламенэ. Просмотрѣлъ: «Единое на Потребу» и, кажется, больше не буду править. Тутъ Маша и К[оля]. Написалъ кое какія ничтожныя письма. Записать надо какъ будто важное:

1) Какъ смѣшны люди, изслѣдуя и большую и малую безконечность своими телескопами и микроскопами. Это все равно, что человѣкъ, отъискивающій своихъ знакомыхъ въ домѣ, въ к[отор]омъ, ему сказано, что никто никогда не жилъ и не можетъ жить. Безконечность582 есть только указаніе на то, что тамъ, гдѣ предметъ его изученія идетъ въ безконечность, какъ звѣзды и микробы,583 должна быть ошибка постановки вопроса, и изученіе ни къ чему не можетъ привести.

2) Подумалъ о томъ, что преподается въ нашихъ школахъ, гимназіяхъ: главные предметы: 1) древніе языки, граматика — ни на что не нужны; 2) русская литература, ограничивающаяся ближайши[ми], т. е. Бѣлин[скій], Добролюбовъ и мы, грѣшные. Вся же великая всемірная литература закрыта. 3) Исторія, подъ к[оторой] понимается описаніе скверныхъ жизней разныхъ негодяевъ Королей, Императоровъ, диктаторовъ, военачальниковъ, т. е. извращеніе истины, и 4) вѣнецъ всего — безсмысленные, глупые преданія и догматы, к[оторые] дерзко называютъ Закономъ Божіимъ.

584 Это въ низшихъ школахъ. Въ низшихъ школахъ отрицаніе всего разумнаго и нужнаго. Въ высшихъ школахъ, кромѣ спеціальностей, какъ техника, медицина, сознательно уже преподается матерьялистическое, т. е. ограниченное, узкое ученіе, долженствующее объяснять все и исключать всякое разумное пониманіе жизни.

Ужасно!

————————————————————————————————————

3) Человѣкъ сознаетъ себя существомъ, не скажу: вѣчнымъ и вездѣсущимъ, но внѣвременнымъ и внѣпространственнымъ. Онъ не можетъ сказать, что онъ всегда былъ и будетъ, ни того, что онъ живетъ вездѣ, во всемъ, но не можетъ себѣ представить времени, когда онъ не былъ, ни такого мѣста, въ к[оторомъ] бы онъ не былъ — хотѣлъ я сказать, но это невѣрно; скорѣе можно сказать: ни того, чтобы онъ былъ въ одномъ мѣстѣ своего тѣла. Такъ что

Скачать:PDFTXT

черта только нашего времени. Платонъ, Солонъ, Конфуцій,546 Сенъ Симонъ, Фурье, Овенъ высказываютъ547 новые идеалы и новые законы; рядовые люди работаютъ для себя, своей семьи, своей общины, предлагая свои мнѣнія о