Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

человѣкъ сознаетъ себя585 и вѣчнымъ и безконечнымъ существомъ,586 и частью какого-то цѣлаго,587 отдѣленнымъ отъ всего остальнаго движущимся веществомъ. Вся жизнь человѣка есть ничто иное, какъ588 переходъ отъ одного сознанія: отъ сознанія своей отдѣленности, къ сознанію своей вѣчности и безконечности,589 безтѣлесности и неподвижности, или внѣвременности и внѣпространственности.

Сначала, младенцемъ, человѣкъ сознаетъ только свое отдѣленное существо. Начинается же590 расширеніе сознанія признаніемъ жизни въ другихъ существахъ, любовью къ нимъ, продолжается все большимъ и большимъ расширеніемъ сознанія,591 все большимъ и большимъ сознаніемъ своего духовнаго вѣчн[аго], безконечн[аго] существа и кончается полнымъ сліяніемъ сознанія отдѣльнаго существа съ сознаніемъ вѣчнымъ, безконечнымъ, — сознаніемъ духовнаго существа. Сліяніе это есть смерть.

Для тѣлеснаго592 сознанія отдѣлен[наго] существа — смерть страшна, для духовнаго, божественнаго — смерть радостна.

4) Истинное религіозное ученіе должно состоять въ томъ, чтобы указать людямъ преимущества сознанія вѣчнаго, духовнаго передъ временнымъ и тѣлеснымъ, научить людей593 пользоваться временнымъ и тѣлеснымъ для достиженія цѣлей духовныхъ. Ахъ, кабы умѣть594 и успѣть хоть кое какъ сдѣлать это!

9 Марта 1905 Я. П.

Писалъ «Кто я». Ни хорошо, ни дурно. Живется очень хорошо. Все больше помню и пріучаюсь жить для Бога. Это не трудно. Дѣло привычки. Думаю, что возможно и для молодыхъ. Записать хочется сейчасъ:

1) Жизнь (въ этомъ мірѣ) есть движеніе неперестающее, неизбѣжное (лошадь на колесѣ). Лошадь — это моя595 духовная сущность, колесо — это моя отдѣленность, производящая и матерію — колесо — и движеніе. Движеніе, дѣятельность неизбѣжны. Мое дѣло только покоряться этому движенію, не дѣлать ложныхъ усилій, а выбирать на колесѣ наилучшее направленіе, положеніе. Усиліе нужно только отрицательное: не отдаваться своимъ страстямъ. —

Главное, мнѣ хочется сказать, что я живо почувствовалъ, что не нужно дѣлать усилія для произведенія какого нибудь дѣла: нужно только596 усиліе въ выборѣ того, что въ волѣ Бога. И тогда всегда легко и хорошо. (Было ясно въ душѣ, а вышло не то. Но je m’entends.)597

2) Жить этой временной, отдѣльной жизнью по закону вѣчнoй, всеобщей.

3) Какъ598 опасна жизнь для славы людской! Для себя, для своего эгоизма можно сдѣлать много дурнаго, но для славы людской дѣлается ужасное, такое,599 к[оторое] въ сто, тысячу разъ хуже всего того, что можетъ сдѣлать человѣкъ изъ эгоизма.

————————————————————————————————————

Нынче 18 Марта 1905. Я. П.

Дней 5 живу не бодро, сплю и борюсь съ мрачностью. Это хорошо. Надо внутренное усиліе. Вчера вспомнилъ съ осужденіемъ о нелюбимомъ человѣкѣ и поймалъ себя на разжиганіи недоброжелательства. Да, или вовсе не думать о нелюбимыхъ (естественно) людяхъ, или, если думать, то только о томъ, что въ нихъ доброе, и мѣряя ихъ дурное съ такимъ же своимъ дурнымъ. Свое всегда будетъ больше, хотя и въ другомъ родѣ. —

Поправлялъ вчера «Единое на потребу» и запнулся передъ концомъ. Надо сдѣлать лучше, что не трудно, п[отому] ч[то] очень плохо.

Какъ трудно, когда въ слабомъ духов[но] состояніи, не думать о мнѣніи людей. Вчера я испыталъ это. Спустишься съ той высоты, гдѣ дѣло только съ Богомъ, и тотчасъ же попадаешь въ людскую сутолку и занять ею. Еще ниже — область своихъ плотскихъ страстей.

600 Грустно, что не пишется, не хочется. А меяеду тѣмъ, чего же еще желать? Вѣдь если боленъ и умеръ, не буду писать и не буду огорчаться этимъ. Тоже и теперь. Только, если дѣлаешь, то дѣлай Божье. Вотъ и все.

Записать надо одно:

1) Тургеневъ написалъ хорошую вещь: Гамлетъ и Донъ Кихотъ и въ концѣ присоединилъ Гораціо. А я думаю, что два главные характера это — Донъ Кихотъ и Гораціо, и Санхо Пан[са], и Душечка. Первые большею частью мущины; вторые большей частью женщины. Сыновья мои всѣ Донъ Ки[хоты], но безъ самоотверженія, дочери всѣ — Гораціи съ готовностью къ самоотверженію.

20 Марта 1905. Я. П.

Все нездоровится. Три дня ничего не писалъ, кромѣ писемъ. Нынче не выходилъ. Борюсь съ славой людской. Письма укорительныя, и не могъ преодолѣть непріятнаго чувства. — Записать:

1) Въ дѣтствѣ — какъ взброшенное кверху тѣло, к[оторое]601 остановилось передъ паденіемъ внизъ. Сначала не видишь паденія, потомъ радуешься ему (молодость), потомъ быстрѣе — удивляешься, потомъ еще быстрѣе — отчаиваешься, и потомъ признаешь и понимаешь, что только и есть это промельканіе или безконечно малое, или безконеч[но] большое.

2) Не помню, надо спать.

22 Марта 1905. Я. П.

Нынче проснулся. Очень хорошо работалъ: Единое на Потребу. И кажется, даже навѣрное, кончилъ. Хочется много работать. Записать надо одно:

Понялъ и рѣшилъ, что для хорошей жизни нужны двѣ вещи: 1) руководиться въ жизни только (помимо требованій тѣла) волей Бога, независимо отъ мнѣнія людей. Даже практиковать юродство (незамѣтное). И 2) не думая о любви къ тебѣ людей, любить всѣхъ людей и, главное, любить нетолько на дѣлѣ, въ сношеніяхъ, но въ мысляхъ, въ представленіи о людяхъ: всегда думать о людяхъ съ уваженіемъ и любовью, не позволять себѣ думать недобро. Я сказалъ: «нетолько, но», а напротивъ: главное дѣло — пріучить себя думать всегда съ любовью о людяхъ, тогда только будешь и обращаться съ ними съ любовью.

Всѣ эти дни колебался; думалъ, можно ли, не заботясь о славѣ людск[ой], о ихъ любви къ себѣ, любить ихъ, и нынче понялъ, что это нетолько можно, но должно.

Испытываю602 чувство любви ко всѣмъ, ко Всему, и мнѣ особенно хорошо. Боюсь, что много въ этомъ физическаго, но всетаки это —603 великое благо. Г[оспо]ди, не отнимай у меня этого. Приди и вселися….

30 Марта 1905. Я. П.

Послѣдніе дни болѣю сердцемъ, и отъ этого ничего не работается, а очень хочется: и Хельчицк[аго], и Илюш[инъ] разсказъ. И Фильку, и Несчастную дѣвушку. И ученіе вѣры. — Думалъ о смерти хорошо. Жизнь передъ Богомъ все еще держится. Написалъ письмо о перекувыркн[утой] телѣгѣ. Исправилъ корректуры Круга. Записать:

1) Нужнѣе всего мнѣ двѣ вещи: побѣдить заботу о мнѣніи людей и недоброе чувство къ нимъ.

Для перваго — пользоваться всякимъ случаемъ осужденія, непониманія тебя, не огорчаясь и не справляя.

Для втораго очень важное: не позволять себѣ думать недобро о людяхъ. Нынче б[ылъ] опытъ съ Л[евой], и нынче опытъ перваго: письмо о сочиненіяхъ.

2) Ничто такъ не мѣшаетъ улучшенію людей, какъ забота объ устройствѣ общей жизни, объ исправленіи, улучшеніи другихъ.

3) Какъ правы славянофилы, говоря, что русск[ій] народъ избѣгаетъ власти, удаляется отъ нея. Онъ готовъ предоставлять ее, скорѣе, дурнымъ людямъ, чѣмъ самому замараться ею. Я думаю, что если это такъ, то онъ правъ. Все лучше, чѣмъ604 быть вынужденнымъ употребить насиліе. Положеніе человѣка подъ властью тирана гораздо болѣе содѣйствуетъ нравствен[ной] жизни, чѣмъ положеніе избирателя, участника власти.

Это сознаніе свойственно нетолько славянамъ, но всѣмъ людямъ. Я думаю, что возможность деспотизма основана на этомъ. Думаю тоже, что своему участію въ правительствѣ надо приписать безнравственность, индиферентность европейцевъ и Американцевъ въ конституціонныхъ государствахъ.

4) Я — отдѣленное отъ Всего существо. Отдѣленіе свое я сознаю605 веществомъ и движеніемъ. Предѣлы свои я сознаю движущимся веществомъ. Одинъ предѣлъ606 есть та часть вещества, к[оторую] я сознаю собой, другой — та часть движенія, к[оторую] я сознаю собой: ощущеніе и воспоминаніе.

3 Апрѣля 1905. Я. П.

Былъ нездоровъ сердцемъ. Все проще и проще, естественнѣе и естественнѣе смерть. Несмотря на нездоровье кое-что сдѣлалъ, именно: Предисловіе къ Сѣти Вѣры (и не дурно) и выборки изъ Сѣт[и] В[ѣры] (8) и Предисловіе къ Уч[енію] XII Ап[остоловъ]. Хуже, но годится. И письмо о перекувыркнутой телѣ[гѣ].

1) Все время думаю о томъ, какъ бы пріучиться жить совершенно независимо отъ мнѣнія людскаго (исключая изученіе того, что имъ (людямъ) нужно, чтобы можно б[ыло] служить имъ), независимо даже отъ желанія ихъ любви къ себѣ, а только для Бога, для исполненія закона своей жизни. Я думаю и чувствую даже, что можно пріучить себя къ этому. При такой одинокой, съ однимъ Богомъ жизни, теряется энергическая побудительная сила славы, одобренія людскаго, но пріобрѣтается великое спокойствіе, постоянство и твердое сознаніе вѣрности пути. Надо, надо пріучать себя къ этому. Я думаю, что можно пріучить и дѣтей.

2) Луки XVII, 7—10. Удивительная притча. Я только на дняхъ понялъ все великое значеніе ея. — Мы все хотимъ совершать подвиги, чтобы люди хвалили насъ; если и не похвалы, то хотимъ награды,607 цѣнимъ свою заслугу. Это все — ужасное, зловреднѣйшее заблужденіе. Человѣкъ не можетъ ничего сдѣлать лучшаго, какъ только исполнить то, что долженъ. Исполнивъ же все, что долженъ, онъ только не сдѣлалъ дурнаго, только не виноватъ. Онъ можетъ быть не виноватъ, но заслуги никакой не можетъ быть.608 Заблужденіе о томъ, что въ дѣлахъ нашихъ есть заслуга, происходить отъ того же, что мы живемъ для славы людской, а не для Бога. Только живи для Бога — и609 поймешь, что не можетъ б[ыть] заслуги. Это только отъ злого сравненія себя съ другими. Помогай другимъ, если можешь, но не сравнивай себя съ ними. Сравнивай себя съ тѣмъ, что ты долженъ и могъ бы быть. Ты можешь пройти по мосту, можешь не свалиться съ него, но больше того, чтобы пройти по мосту (к[оторый] приготовленъ для тебя), ты ничего сдѣлать не можешь. Ты можешь не потонуть, но летѣть надъ водой не можешь. И если ты прошелъ и не свалился, то тебѣ нечѣмъ гордиться. Будь доволенъ, что есть мостъ, и ты идешь по немъ. Старайся итти получше. Вотъ и все. Какъ важно понять это! Все нравственное ученіе въ этомъ.

3) Еще ясно мнѣ стало то, что для Бога, для той истинной жизни, начало к[оторой] я сознаю въ себѣ, не можетъ быть движенія и потому не можетъ быть цѣли, не можетъ быть близкаго и далекаго, большаго и малаго; не можетъ быть хорошего и дурнаго; но для жизни нашей, для отдѣленнаго существа неизбѣжно существуетъ движеніе и цѣль, и близкое и далекое, и худое и доброе, и человѣкъ долженъ жить въ этой иллюзіи, какъ въ иллюзіи движенія солнца; но знать онъ долженъ, что жизнь его не движется, и вся иллюзія движенія — только для его блага.

(Совсѣмъ скверно — не то.)610

4) Чѣмъ больше живу, тѣмъ мнѣ яснѣе становится, что то, что я называю міромъ и собою (матерьяльнымъ міромъ и матерьяльнымъ собою), есть только одна изъ безконечно огромнаго числа возможностей міровъ и существъ. Для каждаго отдѣльнаго существа есть cвой, совсѣмъ особенный отъ моего міръ. Не міръ матерьяльный, объективный, a условія жизни.

5) Назначеніе человѣка — благо. И611 благо, хотя и различное, свойственно612 ребенку, юношѣ, мужу, старцу.

6) Благо всегда присуще человѣку. Какъ только и насколько нарушается матерьяльн[ое], настолько увеличивается духовн[ое]. (Совсѣмъ сплю и пишу неладно.)

7) Умственная мужская дѣятельность за деньги, въ особенности газетная, есть совершенная проституція. И не сравне[нie], а тождество.

6 Апрѣля 1906.

Скачать:PDFTXT

человѣкъ сознаетъ себя585 и вѣчнымъ и безконечнымъ существомъ,586 и частью какого-то цѣлаго,587 отдѣленнымъ отъ всего остальнаго движущимся веществомъ. Вся жизнь человѣка есть ничто иное, какъ588 переходъ отъ одного сознанія: отъ